Напоминание

Весёлая теория литературы. Образные средства языка.


Автор: Лисиенкова Оксана Евгеньевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 65"
Населённый пункт: Кемерово
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Весёлая теория литературы. Образные средства языка.
Раздел: среднее образование





Назад




Веселая теория литературы Образные средства языка.
Ты знаешь ,что теория литературы -серьезная наука. Сейчас ты убедишься , что она может быть и лукавой,и озорной. Непредсказуемые сравнения. Красавчики-эпитеты. Загадочные метафоры. Живчики-олицетворения. Захватчицы-метонимии.

Что общего между сапогом,

флюгером, буреломом и деревом ?

Не знаешь?

Тогда прочитай отрывок

из стихотворения

Новеллы Матвеевой

«Шарманка».


Скажите ,а зачем

Шарманка вам нужна ?

И хриплая совсем ,

И сиплая она;

Скрежещет ,как возок ,

Скрипит ,как бурелом,

Как флюгер ,как сапог ,

Как дерево с дуплом.

Все эти сравнения характеризуют один

звук, который издает шарманка.


Итак,

сравнение

-это сопоставление 2

объектов с использованием союза или

творительного падежа.
Проверь себя!
Придумай точные и неожиданные сравнения.

Голос звучал ,как…

Она прекрасна ,как…

Юноша сильный ,как...

Какой из этих объектов

можно использовать в

качестве сравнения?


Эпитет-это образное определение
.
Например,

Дяденька

(какой?)

взрывоопасный!

Поиграем!
Выберем произведение и героя. Играющие подбирают эпитеты для характеристики персонажа. Выигрывает тот,у кого больше метких ,точных эпитетов.

Ручка двери ,бородка ключа ,шляпка гвоздя ,

носик чайника , головка спички…

Это метафоры, т.е.

«скрытые сравнения

»

Поиграем?
Продолжи список метафор.
Спинка

Колено…

Ушко...


В сказках часто оживают

неодушевленные предметы.

Например,печка сама идет в

царский дворец,клубочек катится

и показывает дорогу,а зеркальце?


Итак,олицетворение-это вид

метафоры ,когда неживые

предметы уподобляются живым.

Феликс Кривин. Шкаф.

Он очень содержателен.

И скромен: посмотри-

Он даже носит платье

Не сверху ,а внутри.

А тот ,кому он служит ,

Иной имеет вкус…

Досочини!


…Он разодет снаружи,

А в середине пуст.

А сейчас сам сочини сказку или

стишок,где действовать будут

обыкновенные предметы.Например,как

убежало молоко, как перегорела

лампочка ,что думает телефон ,когда

люди разговаривают или какой

характер у градусника...


Послушай ,как на плите беседуют

вода в чайнике и щи.

Вода в чайнике недовольна:

-Стараешься,работаешь,кипишь на

работе,а вся слава достается

чайнику: «Ах,чайник кипит!»А ведь

это не чайник,а я!


-Это еще что.-подхватили щи.-Меня съедят,а

потом хвастаются: «Съел целую

тарелку!»Тарелке-то что,ее помыли и опять

на полку поставили.А меня съели...И хоть бы

правду сказали!

Итак, метонимия-это прием ,когда целое

заменяется частью,а часть -целым.

Например: Говорит Москва! Весь город это

знает. У него легкая рука. Волка ноги кормят.

Продолжи!

Картина написана …Концерт для …Видит

око, да...


Подсказки:

…скрипки с оркестром.

…да зуб неймет.

…маслом.


Приехал в Россию иностранец.Много русских

слов он выучил и значение их понимал ,а

смысла того,что ему говорили,иногда не мог

уловить.

Не бросай слов на ветер.

Как сквозь землю провалился.

Много воды утекло.


Язык проглотил.

Возьми себя в руки.

Вставлять палки в колеса.

Что ты голову повесил?

Объясни иностранцу эти фразы.

Сделай вывод,что такое фразеологизмы.


Итак,

фразеологизмы

-устойчивые

сочетания слов,которые обычно можно

заменить одним словом.

Вспомни фразеологизмы с участием этих

предметов.


Подсказка:

Попасть в мышеловку

Вольная птица.

Ослиное упрямство.

В облаках витает.

Ломать голову.


Ура!Ты покорил еще одну вершину!


В раздел образования