Автор: Баранова Наталья Николаевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа Населённый пункт: с.Красный Бор Агрызского муниципального района РТ Наименование материала: Программа курса по выбору Тема: "Строим, решаем, анализируем" Раздел: среднее образование
МБОУ Красноборская средняя общеобразовательная школа
«Рассмотрено»
Руководитель МО
____________ /Ж.С.Яковлева/
Протокол № 1_ от ____2015г.
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________ /Э.Т.Зарипова/
«___» ____ 2015 г.
«Утверждаю»
Директор школы
____________ /Р.М. Каюмова/
Приказ № _ от _______ 2015 г.
Рабочая программа курса по выбору
«Cтроим, решаем,
анализируем…»
Баранова Н.Н.
учитель математики
первая квалификационная
категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокола № __________
от «____» ________ 2015 г.
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Предлагаемая рабочая программа курса по выбору предназначена для учащихся 9
класса, желающих обобщить, систематизировать и углубить свои знания по курсу
математики 5–9–го классов. В процессе занятий школьники имеют возможность повторить
весь необходимый теоретический материал, ликвидировать учебные пробелы и углубить
свои знания по всем темам курса математики через систему разноуровневых тестовых
заданий. Письменный экзамен по математике за курс основной школы является
обязательным для выпускников 9-х классов. С 2005 года в России появилась новая форма
организации и проведения этого экзамена. Экзамен предполагает проверку усвоения
материала на базовом и повышенном уровнях.
Программа курса «Решаем, строим, анализируем…» создана с целью подготовки
учащихся к сдаче экзамена в новой форме итоговой аттестации в соответствии с
требованиями, предъявляемыми новыми образовательными стандартами. Следует
отметить, что содержание курса не выходит за рамки учебной программы по математике и
направлено на усвоение основных теоретических вопросов и отработку учебных умений,
предусмотренных этой программой, с учетом специфики тестовой проверки знаний. С
учетом низкой учебной мотивации большинства учащихся данного класса к математике,
курс рассчитан на 26 часов, на которых учащиеся в основном должны систематизировать
свои знания и выяснить и ликвидировать пробелы по основным темам курса математики
средней школы.
Цель программы : создание условий для качественной подготовки к сдаче экзамена в
новой форме.
Работа в рамках предлагаемого курса по выбору позволит:
обобщить и систематизировать знания учащихся за курс общего базового
образования;
познакомить с рациональными методами решения задач;
изучить специфику тестовой формы контроля знаний и сформировать опыт
решения тестовых задач;
развить у школьников навыки самоконтроля и рационального распределения
времени при выполнении тестовых заданий;
оценить каждому учащемуся свои возможности и предполагаемые результаты;
развить у учеников навыки работы со справочной и учебной литературой.
Курс ориентирован на формирование базовой математической компетентности и
способствует созданию положительной мотивации обучения.
На занятиях предпочтительнее формы работы, расширяющие классно-урочную систему:
практикум, семинар, тестирование и др.
В качестве обучающих пособий используются учебники, сборники по подготовке к ОГЭ,
интернет ресурсы (см. список литературы).
Учебная программа курса по выбору рассчитана на 30 учебных часов.
Рекомендуемый порядок изучения тем и объем предлагаемого задачного материала может
быть изменен по усмотрению учителя.
Ожидаемые результаты
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- действия с дробями, рациональными и действительными числами;
-свойства корней
- алгоритмы решения задач;
- основные определения, теоремы, аксиомы;
- действия с буквенными выражениями, с алгебраическими дробями;
- методы решения неравенств и уравнений;
уметь:
- выполнять вычисления и преобразования;
- выполнять преобразования алгебраических выражений;
- решать уравнения, неравенства и их системы;
- строить и читать графики функций;
- выполнять действия с геометрическими фигурами;
- применять формулы для арифметической и геометрической прогрессий.
Содержание программы
Числа и выражения, квадратные корни – 1ч
Преобразование выражений – 1ч
Уравнения – 3ч
Системы уравнений – 3ч
Неравенства – 2ч
Системы неравенств – 1ч
Функции и графики – 3ч
Текстовые задачи – 4ч
Арифметическая и геометрическая прогрессии – 2ч
Элементы статистики и теории вероятности - 1ч
Геометрические задачи:
Треугольник – 1ч
Четырехугольник – 1ч
Окружность – 1ч
Тригонометрия – 1ч
Обобщающее занятие
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п
ТЕМА
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
1.
Числа и выражения. Квадратные корни
2.
Преобразование выражений
3.
Уравнения 3 часа
4.Линей
ные,
квадрат
ные
уравнен
ияЛине
йное
уравнен
ие.
Квадрат
ное
уравнен
ие.
Формул
ы
корней
квадрат
ного
уравнен
ия.
Теорема
Виета.У
равнени
я,
сводящи
еся к
квадрат
ным.
Дробно-рациональные уравнения
5.
Уравнения высших степеней
Систем
ы
уравне
ний 3
часа
6
.
7.Графи
ческий
способ
решени
я
Метод подстановки, метод сложения
8.
Метод введения новых неизвестных
Нераве
нства 3
часа
9
.
10.Лине
йные
неравен
ства
Квадратные неравенства
11
Решение систем неравенств 1 час
Функци
и и
график
и 3 часа
12.
13.Лине
йная
функция
.
Функци
я
обратно
й
пропорц
иональн
остиФу
нкция.
Область
определ
ения и
область
значени
й
функци
и.
Способ
ы
задания
функци
и.
График
функци
и.
Возраст
ание и
убывани
е
функци
и. Нули
функци
и.
Промеж
утки
знакопо
стоянств
а
функци
и.
Описан
ие
свойств,
чтение
графико
в.
Квадратичная функция
14.
Кусочные функции
Текстовые задачи 4 часа
15.
Задачи на движение
16.Ари
фметич
еские
способ
ы
решени
я задач.
Решени
е задач
с
помощь
ю
уравне
ний и
систем
уравне
ний.
Задачи на работу
17.
Задачи на проценты
18.
Задачи на концентрацию, смеси и
сплавы.
19.
Арифметическая прогрессия 1 час
20.
Геометрическая прогрессия 1 час
21.
Элементы статистики и теории вероятности 1 час
Геометрические задачи 3 часов
22.
Треугольники
Признаки
равенства
треугольн
иков,
признаки
подобия
треугольн
иков
равнобедр
енный
треугольн
ик,
прямоуго
льный
треугольн
ик,
теорема
Пифагора
, формулы
для
нахожден
ия
площади
треугольн
ика.
23.
Четырехугольники
Параллелограмм, прямоугольник, ромб,
трапеция, формулы для нахождения площади
фигур.
24.
Окружность
Центральные и вписанные углы, вписанная и
описанная окружность.
25.
Тригонометрия 1 час
Определение синуса, косинуса, тангенса
острого угла прямоугольного треугольника,
основное тригонометрическое тождество.
26.
Обобщающее занятие
Календарно-тематическое планирование
№п/
п
ТЕМА
Срок
проведен
ия
фактич
примечан
ие
1.
Числа и выражения Квадратные корни
9/11
20
2.
Преобразование выражений
16
23
Уравнения 3 часа
3.
1
Линейные, квадратные уравнения
23
30
4.
2
Дробно-рациональные уравнения
30
7.12
5.
3
Уравнения высших степеней
7/12
14
Системы уравнений 3 часа
6.
1
Графический способ решения
14
7.
2
Метод подстановки, метод сложения
21
8.
3
Метод введения новых неизвестных
11/01
Неравенства 2 часа
9.
1
Линейные неравенства
18
10.
2
Квадратные неравенства
25
11.
Решение систем неравенств 1 час
1/02
Функции и графики 3 часа
12
1
Линейная функция. Функция обратной
пропорциональности
8
13.
2
Квадратичная функция
15
14.
3
Кусочные функции
22
Текстовые задачи, прогрессия 4 часа
15.
1
Задачи на движение
29
16.
2
Задачи на работу
7/03
17.
3
Задачи на проценты
14
18.
4
Задачи на концентрацию, смеси и сплавы.
21
19.
1
Арифметическая прогрессия
4/04
20.
1
Геометрическая прогрессия
11
21.
1
Элементы статистики и теории вероятности
18
Геометрические задачи 3 часа
22
1
Треугольники
25
23.
2
Четырехугольники
2/05
24
3
Окружность
9
25.
1
Тригонометрия
16
26.
1
Обобщающее занятие
23
Список литературы:
1.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
Математика 2013. Учебное пособие. /А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко,
П.И. Захаров; Московский центр непрерывного математического образования. – М.:
Интеллект-Центр, 2013
2.
Государственная итоговая аттестация. Математика. Типовые экзаменационные
варианты. Под редакцией И.В. Ященко. Москва, Национальное образование, 2012
3.
ГИА-2012: Экзамен в новой форме. Авторы-составители: Е.А. Бунимович, Л.В.
Кузнецова. Москва, Астрель, 2012
4.
ГИА-2011: Экзамен в новой форме. Авторы-составители: Е.А. Бунимович, Л.В.
Кузнецова. Москва, Астрель, 2011
5.
Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме.
Математика. 2011/ ФИПИ. –М.: Интеллект-Центр, 2011Математика. 9 класс.
Подготовка к ГИА-2011. Учебно-тренировочные тесты. Алгебра и геометрия:
учебно-методическое пособие/ Под редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. –
Ростов-на-дону: Легион-М, 2011
6.
Математика. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра,
геометрия, теория вероятностей и статистика учебно-методическое пособие/ Под
редакцией Ф.Ф. Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – Ростов-на-дону: Легион-М, 2011
7.
Л.Д.Лаппо, М.А.Попов Супертренинг Алгебра, тематические тесты М., Экзамен,
2009
8.
И.В.Ященко, ОГЭ 2015 типовые экзаменационные варианты (36 вариантов) М.,
Национальное образование 2014
9.
И.В.Ященко, ОГЭ 2015 типовые экзаменационные варианты (10 вариантов) М.,
Национальное образование 2014
10. И.В.Ященко, ОГЭ 2016 типовые экзаменационные варианты (36 вариантов) М.,
Национальное образование 2015