Экологическое образование на уроках физики (примеры интегрированных уроков с применением ИКТ)
Автор: Михайлова Лилия Викторовна Должность: учитель физики Учебное заведение: МОУ СОШ №11 Населённый пункт: Тверская область, г Тверь Наименование материала: методическая разработка Тема: Экологическое образование на уроках физики (примеры интегрированных уроков с применением ИКТ) Раздел: среднее образование
Экологическое образовавание школьников на уроках физики. Примеры
фрагментов интегрированных уроков с применением ИКТ.
Михайлова Лилия Викторовна,
учитель физики высшей категории,
МОУ СОШ №11, г. Тверь.
Аннотация:
В данной статье представлена одна из форм организации учебной или
внеурочной работы с учащимися по вопросам экологического образования.
Надеюсь, что подобранный и представленный мной дидактический материал
поможет учителям физики организовать учебный процесс творчески и
интересно, а ученикам узнать много полезного в плане экологически
грамотного потребителя, ответственно относящегося к собственному
здоровью как к одной из самых важных жизненных ценностей. Кроме того,
эти познавательные материалы направлены на привитие интереса учащимся к
познанию явлений природы и могут быть использованы учителем для
мотивации изучения физики, в классах гуманитарной ориентации, во
внеклассной работе, а так же при формировании умений интеграции знаний
из разных областей.
Пояснительная записка. Методические рекомендации:
Экологическое образование и воспитание учащихся - это не дань моде,
а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того чтобы сегодня
выжить и обеспечить существование человека в будущем, нынешнему
поколению необходимо овладеть экологическими ценностями и в
соответствии с ними строить свои взаимоотношения с окружающим миром.
Экологическое образование и воспитание экологической культуры
подрастающего поколения становится одной из главных задач, стоящих перед
обществом. Чтобы избежать неблагоприятного влияния на экологию, чтобы
не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для
здоровья и жизни, современный человек должен обладать элементарными
экологическими знаниями и новым экологическим типом мышления. И в
этом важная роль отводится общеобразовательной школе, которая, вооружая
детей современными знаниями и жизненным опытом, по существу работает
на будущее.
Экологическое образование и воспитание позволяют прививать детям
общечеловеческие ценности гуманистического характера:
- понимание жизни как высшей ценности;
- человек как ценность всего смысла познания.
- универсальные ценности природы,
- ответственность человека за судьбу биосферы, природы Земли.
Эффект экологического воспитания учащихся во многом определяется
состоянием культуры их взаимоотношений с окружающей средой -
природной и социальной. Привитие учащимся культуры отношения с нею
осуществляется как в процессе усвоения знаний, умений и навыков на
уроках, так и во время специально организованной внеурочной деятельности
детей.
Основной целью этого направления вижу в необходимости составить
систему работы по экологическому воспитанию школьников на уроках,
которая способствовала бы пониманию сути глобальных проблем экологии и
воспитывала ответственное отношение к человечеству и среде его обитания.
Для достижения поставленной цели были избраны для решения следующие
задачи:
- формирование целостного представления о природном и социальном
окружении как среде обитания и жизнедеятельности человека (Земля – наш
дом), воспитание ценностных ориентаций и отношений к ней;
- обучение школьников методам познания окружающего мира;
- воспитание эстетического и нравственного отношения к окружающей
среде, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами
морали, активное присвоение нравственных запретов и предписаний в
отношениях с природой;
- физическое развитие учащихся, формирование у них потребности в
здоровом образе жизни;
- выработка ответственности за собственное благополучие (экологию своего
тела) и экологическое благополучие окружающей среды;
-становление начального опыта защиты природной среды и своего здорового
образа жизни.
Средствами экологического образования можно формировать следующие
ключевые компетентности:
• компетентность в области общественно-политической деятельности
(реализация прав и обязанностей гражданина, выполнение функций
гражданина в охране и защите природы своей страны);
• компетентность в социально-производственной сфере (анализ собственных
профессиональных склонностей и возможностей, ориентирование в сфере
биотехнологий, приобретение навыков общения и организации труда и т. д.);
• компетентность в учебно-познавательной деятельности (самостоятельный
поиск и получение информации из различных источников, умение ее
анализировать, критически мыслить и т. д.);
• компетентность в эколого-практической деятельности (ориентация и
практические навыки существования и сосуществования в реальных
природных условиях) и другие.
При построении подобных уроков используются элементы
программированного обучения. Программные модули - в виде тестов с
пошаговым приближением к правильной информации и «правом на ошибку»
с последующим возвращением к исходному отправному пункту. Данные
тесты применяются с целью обобщения и коррекции знаний, полученных на
предварительно проведенных уроках-семинарах, либо внеклассных
мероприятиях в «кабинетах здоровья», где была получена полная
информация по рассматриваемым темам, или как этап отдельного урока –
обобщения и проверки знаний. Может использоваться бланковое или
компьютерное тестирование, в зависимости от условий работы учителя,
рассчитанное на каждого ученика. Оценивание производится исходя из
количества ошибок, допущенных тестируемым по единым критериям,
установленным педагогам.
Другой способ проведения интегрированных уроков – создание
презентаций, включающих в себя теоретическую (объяснительно-
иллюстративную) часть по рассматриваемой теме с возможными
комментариями, диалогом с учащимися и практическую (обобщение,
проверка знаний) в виде контрольных вопросов или задач.
Ниже приведены примеры дидактического материала, воспользоваться
которым можно при различных видах интегрированных уроков,
направленных на экологическое воспитание школьников.
Надеюсь, что данный материал, помимо всего прочего, в целом окажет
помощь преподавателям в формировании и развитии познавательного
интереса у учащихся.
Примеры программных модулей (тестов) для реализации
экологического воспитания на уроках физики и
формирования умений
интеграции знаний из разных областей.
Тест №1. Тема: «Экология нашего дома».
1.
Недавно появилось выражение: «синдром здорового помещения».
Считаете ли вы свое жилище вполне безопасным для здоровья?
ДА - следуйте в п.9
НЕТ – следуйте в п.6
2.
Именно эти материалы предпочтительнее для изготовления посуды. Вы
завершили работу с тестом, одной из задач которой было привлечь
ваше внимание к проблемам современного жилища. И если при
обустройстве своего дома вы проявите интерес к специальной
литературе, изобретательность, здравый смысл – эта задача будет
решена! Спасибо!
3.
Неплохое решение, но вряд ли годится для спальни – ведь по ночам
растения будут конкурировать с вами за кислород. Вернитесь в п.10
4.
Вы ошиблись, вернитесь в п.18
5.
Да. Уход за кактусами несложен, и много места они не займут; но
несколько таких колючих шариков способны сохранить ваше здоровье.
Следуйте в п.17
6.
Увы! В ваших комнатах витает больше 100 органических соединений,
многие из которых опасны для здоровья. А стены из бетона,
шлакоблоков и даже кирпича к тому же являются источниками
радиоактивного излучения. Что бы вы предложили, чтобы уменьшить
это излучение?
Оклеить стены обоями – п.10
Сделать панели из древесноволокнистых или древесно-
стружечных плит – следуйте в п.13
7.
Вы ошиблись, вернитесь в п.15
8.
Нет, вернитесь в п.21
9.
Можно было бы порадоваться за вас, но ваш оптимизм, скорее всего,
обусловлен недостатком информации. Вернитесь в п.1
10. Действительно, выделение из стен радона снижают плотные бумажные
обои, клеевые и масляные краски (но только с пометкой «для
внутренних работ»!). Еще одна неприятность от бетонных стен – они
активно поглощают влагу из комнатного воздуха. Где же выход?
Развести комнатные цветы – п.3
Завести аквариум – п.14
11. Напрасно. При применении синтетических инсектицидов они
впитываются в стены, обои, мебель, а затем вновь выделяются в воздух
и могут вызвать симптомы отравления у живущих там людей.
Вернитесь в п.24
12. Угадали! Ее поролоновая или пенополиуретановая набивка,
разрушаясь со временем, из каждого грамма выделяет 50-60 мг
вредных веществ. Чем старше такая мебель, тем она опаснее. Следуйте
в п.15.
13. Нет, эти материалы небезопасны. Они выделяют вредные вещества –
феноловые или карбамидно - меламиновые смолы, которые
губительны, например, для клеток печени. Вернитесь в п.6
14. Отлично! Большой аквариум в комнате хорошо регулирует влажность
воздуха и создает более комфортные условия. Замечательно, что дети,
живущие в комнатах с аквариумами, реже болеют респираторными
заболеваниями. А какая влажность воздуха в жилом помещении
считается нормальной?
10-30% - следуйте в п. 20
30-60% - следуйте в п. 18
60-90% - следуйте в п. 25
15. Мебель, напольные покрытия, ковры, занавески, одежда, если они
изготовлены из синтетических материалов, оказывают
электростатическое действие. Ученые считают, что такая
«электрическая нагрузка» оказывает раздражающее действие, вносит
беспокойство и, в конце концов, истощает нервную систему. Но,
возможно, в нашем доме найдется уголок, где синтетика оказывается
предпочтительнее натуральных материалов?
ДА – следуйте в п. 24
НЕТ – следуйте в п.7
16. Ошиблись, вернитесь в п. 21
17. А теперь заглянем в посудный шкаф – ведь посуда, которой мы
пользуемся – еще один источник опасности в быту. Выберите
безопасный, на ваш взгляд, набор материалов для изготовления
кухонной посуды:
Нержавеющая сталь, обычное стекло, фарфор, фаянс – п.2
Декоративная керамика, хрустальное стекло, пластмасса,
эмалированный металл – п.27
18. Верно! Ну а какой должна быть температура воздуха?
15-24 град.- следуйте в п. 26
17-26 град.- следуйте в п. 23
19-28 град – следуйте в п. 22
19. И правильно! А самое популярное народное средство борьбы с
домашними насекомыми – далматская (персидская, кавказская)
ромашка, по-научному – пиретрум. Следуйте в п. 21
20. Ошиблись, вернитесь в п. 14
21. Современное жилище оснащено холодильниками, телевизорами,
магнитофонами и прочей бытовой техникой и оттого буквально
пронизано электромагнитными, радио – и другими волнами различной
частоты излучения. Установлено, что даже слабое воздействие во время
роста организма до половой зрелости электромагнитных полей
невысокой интенсивности приводит к серьезным нарушениям. Но
оказывается, есть маленькие зеленые друзья – растения – способные
нейтрализовать вредные излучения. Это:
Фиалки – следуйте в п. 16
Кактусы – следуйте в п. 5
Герань – следуйте в п.8
22. Слишком жарко! Вернитесь в п.18
23. Да. Зимой тепловой режим для холодного и умеренного климата – 20-
23 градуса, для жаркого – 17-21 градус. В жаркие дни нужно
поддерживать температуру воздуха в доме не выше 24-26 градусов. При
этом не надо бояться более низкой температуры. Прохлада влияет на
сон – его глубину, длительность, а также активизирует высшие отделы
центральной нервной системы. Следуйте в п. 28
24. Представьте себе, это наша спальня! В наш век повальных
аллергических заболеваний традиционные пухово-перьевые подушки
оказались небезопасными. Это - один из активных источников пыли в
наших домах. И это – замечательная питательная среда для коварного
микроскопического клеща – виновника аллергических реакций,
бронхиальной астмы, заболеваний кожи и верхних дыхательных путей.
Кстати, клещи – не единственные наши «соседи». Какими средствами
пользуетесь вы, чтобы избавиться от домашних насекомых?
Синтетическими инсектицидами – п. 11
Народными средствами – п. 19
25. Ошиблись, вернитесь в п.14
26. Нет, вернитесь в п. 18
27. Увы! Эмалированная посуда быстро «стареет» и выделяет
небезобидные продукты разрушения эмали; то же можно сказать об
изделиях из пластмассы. В напитках, которые хранились в хрустальных
графинах более четырех месяцев, обнаружен повышенный уровень
свинца, а посуда из декоративной керамики может оказаться
радиоактивной. Вернитесь в п. 17
28. А не таит ли угрозу для здоровья ваша мебель? Изготовленная из
натуральной древесины – нет. А вот современная, изготовленная с
помощью синтетических клеев, полиэфирных и нитроцеллюлозных
лаков – опасна, особенно новая. Более опасной кажется:
«жесткая» мебель – п. 4
«мягкая» мебель – п. 12.
Тест №2. Тема: «Радиация и здоровье».
1.
Тождественны ли понятия «ионизирующее излучение» и «радиация»?
ДА – следуйте в п. 7
НЕТ – следуйте в п. 15
2.
Увы, вы ошиблись. Вернитесь в п. 12
3.
Да, и составляет 2 мбэр/год (для сравнения: облучение в медицинских
целях – 25 мбэр/год, облучение в результате выпадения радиоактивных
осадков – 7 мбэр/год, облучение в связи с профессиональной
деятельностью – 1 мбэр/год). Вы закончили работу с тестом. Спасибо!
4.
Увы, опять ошибка! Вернитесь в п. 20
5.
Воздействие радиации в очень малых дозах оказывает стимулирующее
воздействие на организм. Десятки тысяч больных улучшают состояние
своего здоровья на таких всемирно известных курортах с источниками
минеральных вод, обладающих повышенным содержанием радона, как
Пятигорск, Цхалтубо, Баден – Баден и другие. Опасность для здоровья
человека представляет, в основном, ионизирующее излучение,
создаваемое техногенными источниками. Какой вклад вносят эти
источники в естественный фон?
1% - следуйте в п.27
70% - следуйте в п.11
6.
Нет, вернитесь в п.25
7.
Успешное начало! Ионизирующие излучения – любые излучения,
взаимодействие которых со средой приводит к образованию
заряженных частиц – ионов. По своей природе ионизирующее
излучение может быть двух видов. Рентгеновские и гамма-лучи
относятся к электромагнитному излучению, как видимый свет и
радиоволны, но отличаются от них диапазоном частот и волн. Альфа –
и бета – частицы представляют собой поток корпускулярного
излучения. Следуйте в п.12
8.
Да. А в какой стране находится курортный городок, где на пляжах
уровень радиации превышает средний показатель в 500 раз?
Испания – следуйте в п.30
Бразилия – следуйте в п.14
Индия – следуйте в п. 26
9.
Неправильно, вернитесь в п. 29
10.Вы ошиблись. Вернитесь в п.16
11.Нет, вернитесь в п.5
12.Ионизирующая радиация относится к постоянно действующим
факторам окружающей природной среды. Каждая местность
характеризуется определенным значением естественного
радиационного фона. Наибольшую долю естественного фона
излучений составляют природные источники. Это:
Космические излучения – в п.18
Излучения от радиоизотопов, рассеянных в окружающей
природной среде – следуйте в п.2
И то, и другое – следуйте в п. 17
13.Нет, вернитесь в п. 27
14.Именно в Бразилии есть курортный городок Гуарапари, где уровень
радиации – 17,5 бэр\год. Ничего себе курорт! А, может быть,
ионизирующее излучение полезно?
Да – следуйте в п.5
Нет – следуйте в п.19.
15.Увы! Вернитесь в п.1.
16. Бэр – биологический эквивалент рентгена. А каково, по вашему,
среднее значение природного радиационного фона?
30 бэр/год – следуйте в п.22
3 бэр/год – следуйте в п.10
0,03 бэр/год – следуйте в п.8
17.Верно, следуйте в п.20
18.Не совсем точно. Вернитесь в п.12
19.Ошиблись, вернитесь в п.14
20.Для характеристики ионизирующего излучения используют три
показателя: экспозиционную дозу, поглощенную дозу и эквивалентную
дозу. Эквивалентная доза – это физическая величина, введенная для
оценки и нормирования риска неблагоприятных последствий
хронического воздействия излучением произвольного состава. В каких
единицах измеряется эквивалентная доза?
Кулон – следуйте в п.31
Рентген – следуйте в п.4
Бэр – следуйте в п.16
21.Вернитесь к п.27
22.Слишком много! Вернитесь в п.16
23.Действительно, это альфа – частицы. Они относительно тяжелы и для
них лист обычной бумаги или наша кожа – непреодолимое препятствие.
Но если с пищей, водой или воздухом они попадают внутрь организма,
то становятся необычайно опасными. А какие органы наиболее
чувствительны к действию ионизирующего излучения?
Половые и кроветворные – следуйте в п.29
Легкие – следуйте в п.28
Костная ткань – следуйте в п.31
24.Нет, вернитесь в п.29
25.Да, причем это очень высокие дозы, до 30 бэр\год, что в 6 раз выше
международного стандарта для работников атомной промышленности.
А обычный средний уровень доз от излучения, обусловленного
техногенными причинами, складывается из облучения в медицинских
целях, облучения в результате выпадения радиоактивных осадков после
ядерных испытаний и аварий, облучения в связи с профессиональной
деятельностью и облучения от потребительских товаров и электронных
устройств. Что, по-вашему, опаснее?
облучение в быту – следуйте в п.3
облучение, связанное с профессиональной деятельностью –
следуйте в п.6
26.Нет, вернитесь в п.8
27.Несмотря на столь незначительную величину, именно излучение,
создаваемое техногенными источниками, представляет серьезную
угрозу для человека. А какое излучение обладает наименьшей
проникающей способностью?
Альфа – излучение – следуйте в п.23
Бета – излучение – следуйте в п.13
Гамма – излучение – следуйте в п.21
Рентгеновское излучение – следуйте в п.32
28.Нет, вернитесь в п.23
29.Да. Особенно чувствительны к действию ионизирующих излучений
ткани эмбриона, молодые ткани, а так же ткани в период
формирования. У облученных людей нарушается детородная функция;
увеличивается опасность онкологических заболеваний крови –
лейкемии. К отдаленным последствиям относятся изменения в работе
щитовидной железы и других органов. Какая категория работников, по-
вашему, более подвержена риску облучения:
Работники атомной промышленности – следуйте в п.9
Персонал курортов – следуйте в п.25
Работники производства светящихся циферблатов – следуйте в
п.4
30.Нет, вернитесь в п.8
31.Вы ошиблись, вернитесь в п.20
32.Увы, вам придется вернуться в п.27
33.Нет! Вернитесь в п. 23.
Фрагмент интегрированного урока с применением ИКТ.
Презентация.
Тема: «Вода – это жизнь!».
Цель:
экологическое воспитание на уроках физики – сформировать у
учащихся ответственное отношение к окружающей среде, воспитать
личность,
готовую
к
практической
деятельности,
к
пропаганде
экологических
идей,
к
защите
и
улучшению
окружающей
среды.
Показать важность воды как вещества в процессе изучения курса
физики.
Слайд№1:
Вода – вещество привычное и необычное:
•
Известный советский ученый академик И.В. Петрянов свою научно-
популярную книгу о воде назвал: «Самое необыкновенное вещество в
мире». А доктор биологических наук Б.Ф. Сергеев назвал свою книгу:
«Занимательная
физиология»
с
главы
о
воде
–
«вещество,
которое
создало нашу планету». Ученые правы: нет на Земле вещества более
важного
для
нас,
чем
обыкновенная
вода,
и
в
то
же
время
не
существует другого такого же вещества, в свойствах которого было бы
столько противоречий и аномалий, сколько в ее свойствах.
•
Большинство площади поверхности нашей планеты занято океанами и
морями. Твердой водой – снегом и льдом – покрыто 20% суши. Из
общего
количества
воды
на
Земле,
равного
1.386.000.000.
куб.
километров,
1.338.000.000.
куб.
километров
приходится
на
долю
соленых вод Мирового океана, и только 35.000.000. куб. километров
приходится на долю пресных вод.
Слайд №2:
•
Всего количества океанической воды хватило бы на то, чтобы покрыть
ею
земной
шар
слоем
более
2,5
км.
На
каждого
жителя
Земли
приходится приблизительно 0,33 куб. километров морской воды и 0,008
куб. километров пресной воды. Но трудность в том, что подавляющая
часть пресной воды на Земле находится в таком состоянии, которое
делает ее труднодоступной для человека.
•
Почти 70% пресных вод заключено в ледниковых покровах полярных
стран и горных ледниках, 30% - в водоносных слоях под землей, а в
руслах всех рек содержатся одновременно всего лишь 0,006% пресных
вод.
•
Молекулы воды обнаружены в межзвездном пространстве. Вода входит
в
состав
комет,
большинства
планет
солнечной
системы
и
их
спутников.
Слайд №3: Экологическая проблема чистой пресной воды:
•
Футурологи
считают,
что
будущие
войны
могут
возникнуть
в
результате борьбы за пресную воду. По данным ООН, в настоящее
время четверть населения Земли постоянно испытывает недостаток в
питьевой воде.
•
Естественный
круговорот
воды,
ее
режим
изменился
в
результате
распашки
земель,
сельскохозяйственного
освоения,
создания
сети
каналов и водохранилищ, бесхозяйственного, варварского отношения к
воде
как
к
ничейному
бесплатному
природному
ресурсу.
Все
это
привело к тому, что пресной воды не хватает.
•
Загрязнение подземных источников – это беда, которая только начинает
просматриваться, но не потому, что у нас все хорошо, а по той причине,
что мы не исследуем как надо подземные воды. Привыкли считать –
«все, что из-под земли, - чисто!». На самом деле многие подземные
скважины
не
пригодны
для
питья
(неумеренное
применение
пестицидов, минеральных удобрений, свалки).
Слайд № 4:
Проблема мирового океана:
•
Океан – колыбель всего живого. Именно в его глубинах зародились
первые
органические
соединения,
давшие
начало
бесконечному
разнообразию живых организмов.
•
Океан выполняет важную средообразующую функцию (формирование
климата и газового состава атмосферы)
•
Он
также
имеет
сырьевое
и
энергетическое
значение
(нефть,
газ,
минеральное сырье, энергия приливов, океанических течений, волн
прибоя и др.)
•
Промысловое природопользование (рыболовство и морской промысел).
•
Выполняет транспортную функцию.
•
Рекреационное природопользование.
Слайд №5: Важнейшей экологической проблемой Мирового океана
является его загрязнение:
•
Промышленными, сельскохозяйственными и городскими отходами –
реки выносят в моря неочищенные стоки, а это сотни миллионов тонн
цинка, ртути, меди и различных ядов.
•
Нефтью – настоящим бичом океана. От 6 до 10 млн. тонн нефти
выливается ежегодно.
•
Радиоактивными отходами.
•
Механическими отходами.
•
Биологическими отходами.
Слайд №6: Экологическая проблема – кислотные дожди:
•
Кислотность выражается показателем рН. В нейтральной среде рН=7,
все меньше 7 показывает наличие кислотности.
•
Под термином: «кислотный дождь» имеются ввиду любые осадки -
дождь, снег, туман, роса, рН которых ниже 5,6. Даже в чистом
девственном лесу дождь уже обладает кислотностью, так как вода
впитывает углекислый газ из атмосферы. В загрязнение атмосферы
основной «вклад» вносят антропогенные источники: массовое сведение
лесов, сжигание большого количества топлива, выхлопные газы
транспорта, промышленные выбросы и т. д.
•
Все это привело к тому, что на «свободе» оказалось большое
количество оксидов азота и серы. В последние годы средние годовые
значения рН осадков достигают в промышленных районах 4,1 – 4,3.И
как следствие этого: ухудшается состояние почвы, снижается урожай,
гибнет растительность, уничтожается жизнь в водоемах, ускоряется
процесс коррозии металлических конструкций зданий, мостов, плотин,
линий электропередач, разрушаются памятники архитектуры и т.д.
Слайд №7:
Элементы экологии в курсе физики 7 класса,
затрагивающие свойства воды:
Тема курса физики
Затрагиваемые вопросы экологии
Физические явления
Круговорот веществ в природе и промышленном производстве
Молекулы, диффузия
Распространение вредных веществ, выброшенных промышленными
предприятиями, влияние нефтяной пленки на поверхности водоема
на процессы диффузии газов: кислород не поступает в водоем,
углекислый газ и метан не выводятся.
Три состояния вещества
Круговорот воды в природе. Загрязнение атмосферы различными
примесями и его последствия.
Притяжение и отталкивание молекул
Несмачиваемость оперения водоплавающих птиц обычной водой и
смачиваемость его нефтью
Энергия рек и ветра
Перспектива использования безотходных и возобновляемых источников
энергии. Рациональное использование энергии рек и ветра.
Связь прогресса человеческой цивилизации с энергопотреблением.
Давление в газе и жидкости
Единый мировой воздушный и водный океаны. Ветры и течения.
Перенос загрязнений воздушным и водным путями.
Сообщающиеся сосуды. Шлюзы.
Водопровод.
Системы орошения и осушения, их влияние на микроклимат. Нарушение
природного равновесия при строительстве каналов. Последствия
«поворотов рек»: уменьшение запасов пресной воды на Земле,
необходимость ее экономии.
НАСОСЫ
Орошение земель, рациональное использование земель.
Архимедова сила, условия плавания
тел
Необходимость экономии воды. Образование нефтяной пленки на поверхности
водоемов и ее уничтожение. Экологические аспекты сплава древесины
по рекам. Судоходство и связанные с ним вопросы охраны воды.
Плавание судов
Пагубные последствия судоходства: разрушение берегов, глушение рыбы,
загрязнение водоемов. Авария нефтяных танкеров как экологическая
катастрофа.
Слайд №8: Молекулярное строение и свойства воды:
О – кислород, Н – водород, Н2О
Основные свойства: текучесть, постоянный объем, форма меняется
p=1000 кг/м куб.
Температура кипения -100 град. (пар)
Температура кристаллизации – 0 град. (лед)
Три состояния: жидкое, твердое, газообразное.
Слайд №9:
Свойства воды в свете природных явлений:
•
У воды большая теплоемкость, т.е. способность поглощать большую
энергию. (4200 Дж/кг град). Благодаря этой особенности вода
формирует климат планеты. Геофизики утверждают, что Земля давно
бы остыла и превратилась в безжизненный кусок камня, если бы не
вода. Нагреваясь, она поглощает тепло, остывая, отдает его. Земная
вода и поглощает, и возвращает очень много тепла, тем самым
«выравнивает» климат. Особенно заметно на формирование климата
материков влияют морские течения, образующие в каждом океане
замкнутые кольца циркуляции. Наиболее яркий пример – влияние
Гольфстрима, мощной системы теплых течений.
•
Благодаря Гольфстриму температура января на побережье Северной
Норвегии, за Полярным кругом такая же как в Крыму, - около 0 град., а
в Якутии на той же широте, но вдали от Гольфстрима – минус 400 град.
Молекулы воды, которые рассеяны в атмосфере – в облаках и в виде паров
предохраняют Землю от космического холода. Водяной пар создает
мощный «парниковый эффект», который задерживает до 60% теплового
излучения нашей планеты, не дает ей охлаждаться. При уменьшении
содержания водяного пара в атмосфере вдвое средняя температура
поверхности Земли понизилась бы на 50 град.
•
На смягчение земного климата, в частности на выравнивание
температуры воздуха в переходные сезоны – весну и осень, заметное
влияние оказывают огромные величины скрытой теплоты плавления и
испарения воды.
•
Тело человека на 63-68% состоит из воды. Почти все биохимические
реакции в каждой живой клетке – это реакции в водных растворах. С
водой удаляются из нашего тела ядовитые шлаки, вода, выделяемая
потовыми железами и испаряющаяся с поверхности кожи, регулирует
температуру нашего тела.
•
Представители животного и растительного мира содержат такое же
обилие воды в своих организмах. Меньше всего, лишь 5-7% веса
содержат некоторые мхи и лишайники.
•
Большинство обитателей земного шара и растения состоят более чем на
половину из воды. Млекопитающие содержат 60-68%, рыбы -70%,
водоросли 98% воды.
•
В растворах же (преимущественно водных) протекает большинство
технологических процессов на предприятиях промышленности, в
производстве лекарственных препаратов и пищевых продуктов.
Слайд № 10:
Вода – важный источник энергоресурсов!
•
Все гидроэлектрические станции мира превращают механическую
энергию водяного потока в электрическую исключительно с помощью
водяных турбин с соединенными с ними электрогенераторами. На
атомных электростанциях атомный реактор нагревает воду, водяной пар
вращает турбину с генератором и вырабатывает электрический ток.
•
Вода, несмотря на все ее аномальные свойства, является эталоном для
измерения температуры, массы (веса), количества тепла, высоты
местности.
•
Шведский физик Андерс Цельсий создал в 1742 г. Стоградусную шкалу
термометра, которой в настоящее время пользуются почти
повсеместно. Точка кипени я воды – 100 град., а точка таяния льда – 0
град.
•
Вода была использована для создания основной меры массы (веса) - кг
и г: 1 грамм это вес 1 куб сантиметра (миллилитра) чистой воды при
температуре ее наибольшей плотности – 40 град.
•
Вода используется и для измерения количества тепла. Одна калория –
это количество тепла, нужное для нагревания 1 г воды с 14,5 до 15 град.
•
Все высоты и глубины на земном шаре отсчитываются от уровня моря.
•
Ученые установили, что даже в самой чистой воде, которую можно
получить в лабораторных условиях, содержится незначительное
количество какого-то вещества. Это вещество назвали тяжелой водой.
Большой вес тяжелой воды объясняется тем, что ее молекулы состоят
из атома водорода с удвоенным атомным весом по сравнению с
атомами обычного водорода.
•
Тяжелая вода внешне похожа на обычную, но по многим физическим
свойствам отличается от нее. Она хуже растворяет соли и в отличие от
обычной воды, обладающей живительной силой, совершенно инертна.
Семена растений, если их поливать тяжелой водой, не прорастают,
микробы, черви, рыбы в ней не могут существовать, если поить
животных одной тяжелой водой, то они погибнут от жажды. Это
мертвая вода.
Слайд №11:
Физические задачи с экологическим содержанием,
затрагивающие проблему чистой воды и ее свойства:
•
Почему нефть растекается по поверхности воды тонкой пленкой? Как
влияет нефтяная пленка на биосферу водоема?
•
Где нужно установить вытяжной вентилятор, если в цехе завода
скапливаются хлор, аммиак, углекислый газ или пары воды?
•
Почему атомные и тепловые электростанции нельзя размещать вблизи
друг друга?
•
Как объяснить природное явление сползание снежных лавин с гор?
•
Питьевой воды на Земле во многих местах не хватает. Ее приходится
получать из морской воды либо выпариванием, либо замораживанием.
Какой способ выгоднее?
•
Присущи ли экологически нежелательные факторы
гидроэлектростанциям?
Слайд № 12:
•
Загрязнение атмосферы отходами промышленности приводит к
уменьшению ледников в горах. Почему? Каковы возможные
нежелательные последствия этого?
•
Промышленные центры, расположенные в зоне влажного климата,
сильно загрязняют атмосферу. Почему?
•
Почему на засоленных почвах нельзя получить высокий урожай?
•
Как во время засухи сохранить влагу на полях и спасти посевы от
гибели?
•
Почему овощные культуры, боящиеся заморозков, лучше сажать рядом
с водоемами?
•
В России есть два моря, представляющие собой сообщающиеся сосуды
– Азовское и Черное, причем одно почти пресное, а другое соленое.
Может ли вода перетекать из одного моря в другое через Керченский
пролив и пагубно сказываться на жизни морского мира?
Слайд № 13: Ответы:
•
Плотность нефти меньше плотности воды, слой нефти затрудняет
диффузию кислорода в водоем и диффузию углекислого газа из
водоема в атмосферу. Нефтяная пленка уменьшает освещенность
водоема, затрудняя процесс фотосинтеза в нем, нарушает
теплоизоляцию слоя перьев у водоплавающих птиц.
•
Если молярная масса газа больше, чем молярная масса воздуха,
вытяжной вентилятор нужно установить ближе к полу цеха.
•
Водяной пар взаимодействует с выбросами в атмосферу тепловых
станций, в результате чего образуются кислотные дожди.
•
Т.к. интенсивность плавления веществ с увеличением давления
повышается, то в первую очередь весной начинает плавиться подошва
лавины, и последняя устремляется по склону горы вниз с огромной
скоростью.
•
Зимой – вымораживанием, летом – выпариванием.
•
а) под водохранилище отводится большая площадь пахотной земли, б)
осложняется воспроизводство рыбы – плотина мешает ее свободному
передвижению по реке, в) искусственное море изменяет местный
климат, причем не в лучшую сторону.
Слайд №14:
•
Промышленные отходы в виде пыли оседают на поверхность ледников,
что ускоряет их таяние под действием солнечных лучей. А уменьшение
льда может привести к изменению климата.
•
Пылинки промышленных отходов, частицы дыма при большой
влажности воздуха служат центрами конденсации водяных паров, в
результате чего масса таких частиц увеличивается, уменьшается
скорость их диффузии. Поэтому пылинки создают вокруг
промышленного центра дымовые облака.
•
Засоленные почвы поглощают воду из растений.
•
Надо уменьшить испарение, для чего почву рыхлят.
•
Около водоема содержится большое количество пара. Во время
заморозков он конденсируется, выделяя тепло.
•
Азовское море пополняется пресной водой рек Дон и Кубань, но
перетекание такой воды в случае подъема ее уровня не представляет
опасности для обитателей Черного моря. В засушливые годы это
пополнение ослабевает и уровень воды в Азовском море понижается –
соленая вода из Черного моря частично перетекает в Азовское и губит в
нем пресноводную рыбу.
Используемая литература:
1.
Фадеева Г.А., Попова В.А. «Физика и экология» 7-11 классы,
«Учитель»,2003г.
2.
Марон А.Е., Е.А. Марон «Мир природы глазами физика», Санкт-
Петербург,1994г.
3.
Рыженков А.П. «Физика. Человек. Окружающая среда», Москва,
«Просвещение», 2000г.