Автор: Кожина Татьяна Анатольевна Должность: классный руководитель Учебное заведение: ФГКОУ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ Населённый пункт: г. Москва Наименование материала: конспект занятия Тема: "Лишние люди?" Раздел: полное образование
Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
«Московский кадетский корпус
«ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ
«ЛИШНИЕ ЛЮДИ?»
Классный руководитель 11 «Г» класса (физико-математический профиль)
Кожина Татьяна Анатольевна
Г. Москва
1
Разработка интерактивного занятия: «Лишние люди?»
Цели интерактивного мероприятия:
Понимание содержания понятий активной социальной позиции
Осознание важности собственной активной социальной позиции
Понимание возможностей и последствий собственных активных действий
Планирование собственных действий в рамках активной социальной позиции
Привлечение внимание к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных
качеств учащихся, обучение навыкам группового взаимодействия
Цели в соответствии результатами изучения учебного предмета по ФГОС-II:
Личностные:
Воспитание гражданской идентичности: уважения к людям, усвоение
гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга
Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к
другим людям, формирование готовности и способности вести диалог с другими
людьми и достигать взаимопонимания
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные:
Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить
оптимальное общее решение проблемы на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Предметные:
Формирование у обучающихся личных представлений об основах социальной
идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности
ценностям гуманистического общества
Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление
Целевая группа: 9-10 класс.
Общая схема интерактивного мероприятия (45 минут):
2
№
Время
(мин)
Активность,
формы работы
Задачи
Материалы
1
7 минут
Коммуникативная
атака.
Тематический разогрев
на интерактивную часть
Текст (приложение 1)
2
8 минут
Просмотр
видеоролика
«Соня Шаталова
фильм «Клеймо»
Эмоциональное
погружение в тему
занятия
Оборудование для
просмотра видео
3
10 минут
Опрос-
обсуждение
1. Фокусировка темы
2. Проблематизация
3. Получение
представлений о
социально-уязвимых
группах людей
Доска или ватман,
разноцветные стикеры,
фотографии
4
10 минут
Мозговой штурм
Фокусировка на наиболее
актуальных проблемах
мира людей с
ограниченными
возможностями
5
10 минут
Блок «Что могу
сделать я?»
1. Формирование
понимания личной
ответственности и
собственного участия в
реализации выделенных
социальных
потребностей
2. Формирование
мотивации на
реализацию активной
социальной позиции,
развитие толерантности
Листы А4, канцелярские
принадлежности, стикеры
трех цветов
3
Подробное описание и инструкции:
1.Коммуникативная атака. Учащимся предлагается дать определения словам, что они
означают? Например, что такое УХО?, СТРАХ?, ЛОШАДЬ? После каждого определения,
ведущий зачитывает свой вариант (см. Приложение№ 1), каждый раз добавляя, что такое
определение дала девочка Соня, в возрасте….(см. ниже). Достаточно предложить 5-7 слов.
После этого упражнения ведущий предлагает познакомиться с этой девочкой, посмотрев
документальный фильм «Соня»
2. Просмотр видеоролика «Соня Шаталова фильм «Клеймо».
Соня Шаталова живёт в Москве. Она больна аутизмом, не умеет разговаривать, во время
общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи выносили
диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Так было до тех пор, пока у семилетней Сони
не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала
писать. Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность,
фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире. Некоторые врачи очень
долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребёнке, который может издавать только
невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта
что-то разумное. Однако, прочитав то, что пишет Соня своим детским почерком, вы
поймёте, что вряд ли мы вообще что-то знаем о разуме.
Соней много чего написано: стихи, сказки, дневники, афоризмы. Там над каждой строчкой
можно думать и размышлять. В фильме поднимается проблема «Лишнего Человека».
3. Опрос – обсуждение.
3.1 Ведущий предлагает провести небольшой эксперимент и приглашает к доске
учащегося, которому нужно выполнить ряд заданий:
- Без помощи рук расстегнуть пуговицы на пиджаке, а затем снова застегнуть.
- Попробовать на ощупь, с завязанными глазами пройти по заданному маршруту.
3.2 Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и выпишите на ватман проблемы, с которыми
сталкиваются люди с ограниченными возможностями». В мини-группах ведется
4
обсуждение и выявление проблем. Все проблемы, которые озвучиваются, записываются на
ватман, но так, чтобы осталось место для наклеивания стикеров в следующем задании.
4. Мозговой штурм. Ролевая игра “Письмо правительству”.
Класс делиться на четыре группы: 1 и 2 группы – “общественность”, 3 группа –
“журналисты”, 4 группа – “правительство”.
4.1Ситуация.
19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита
Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий
таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их
журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет помочь. Журналисты одной немецкой
компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку
фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась. В прессе часто стали
появляться фотографии сиамских близнецов. Журналисты, таким образом, повышают
рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные
приступы, нервные срывы, особенно у пожилых людей и детей. Общественность активно
включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество
писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий,
в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фотографии, как предупреждение
обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам.
4.2 Задания для групп.
1 группа пишет письмо в поддержку СМИ.
2 группа пишет письмо против публикации таких фотографий.
3 группа защищает право СМИ на распространение объективной информации.
4 группа задает вопросы представителям общественности и СМИ и выносит решение.
4.3 Обсуждение. По окончании игры девочки должны ответить на вопрос: Публиковать
или не публиковать подобные фотографии?
5
5. Блок «Что я могу сделать?»
5.1 Ведущий раздает стикеры разных цветов для каждого участника.
5.2 Инструкция: «Нашим государством разрабатывается и реализуется много программ
для инвалидов, помогающих сделать их жизнь легче и интереснее. Но зачастую этого не
достаточно. Сейчас у вас будет 10 минут, чтобы подумать и записать, что лично вы можете
сделать для людей с ограниченными возможностями, а не государство или еще кто-то».
5.3 Учащиеся записывают на стикерах, что конкретно он может сделать собственными
силами, чтобы помочь этой социально-уязвимой группе и сделать их жизнь лучше, проще
и счастливее.
5.4 Работа проходит в индивидуальном формате. Записав свои предложения на стикере,
нужно наклеить его на свободное место на ватмане.
5.5 Проводиться краткое обсуждение: педагог спрашивает, какие идеи самые реализуемые.
Учащиеся выдвигают несколько, аргументируя свои ответы.
Педагог подводит итог занятия: даже самое маленькое и простое дело делает жизнь людей
нуждающихся в нашей помощи легче и вдохновляет окружающих на новые добрые дела.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8
лет
АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет
БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет
ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет
ВЕРЛИБР – стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от
этого хуже. 8 лет
ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет
– мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет
6
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет
ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет
ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 8 лет
ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет
ИГРА – взаправдашняя понарошность. 8 лет
ИМПРОВИЗАЦИЯ – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро
получилось что-то новое. 8 лет
КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени. 8 лет
– способ разговора с многими людьми сквозь время. 8 лет
КОШКА – символ уютной независимости.
ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёх копытное счастье.
МАСКА – лицо одного выражения. 10 лет
МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет
МУЗЕЙ – консервы времени. 8 лет
МУЗЫКА – песня Бога в восприятии человека
– гармоничное сочетание звуков и эмоций
МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет
– смелость ума оформлять словами образы. 8 лет
– то, что отличает мир от хаоса. 8 лет
НАУКА – познание, основанное на сомнении. 10 лет
– система познания, в которой нет места вере. 10 лет
НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет
НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет
ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет
ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими
препятствиями. 9 лет
ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя.
8 лет
ПТИЦА – воплощённая мысль Бога о песне и полёте. 8 лет
РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре. 8 лет
РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет
7
СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет
СКОБКИ – это стенки для слов в письменной речи. 8 лет
СМЕХ – доктор для печальной души. 8 лет
СОБАКА – лающее воплощение верности и покорности. 10 лет
СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет
СТОЛ – площадь, на которой разыгрывается жизнь тарелок и всего остального, что на нём
оказывается. 8 лет
СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет
СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет
ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного
УДОВОЛЬСТВИЕ – это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением. 8 лет
УРАГАН – сошедший с ума ветер. 8 лет
УХО – ловушка для звуков у живых существ. 8 лет
ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет
ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ. 10 лет
ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – это все человеки вместе, если их рассматривать как одного большого
человека.
ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет
ШАР – куб без углов и рёбер. 10 лет
ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет
8