Напоминание

"Лишние люди?"


Автор: Кожина Татьяна Анатольевна
Должность: классный руководитель
Учебное заведение: ФГКОУ МКК "ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ" МО РФ
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Лишние люди?"
Раздел: полное образование





Назад




Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Московский кадетский корпус «ПАНСИОН ВОСПИТАННИЦ МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНОГО ЗАНЯТИЯ «ЛИШНИЕ ЛЮДИ?» Классный руководитель 11 «Г» класса (физико-математический профиль) Кожина Татьяна Анатольевна Г. Москва 1

Разработка интерактивного занятия: «Лишние люди?»

Цели интерактивного мероприятия:
 Понимание содержания понятий активной социальной позиции  Осознание важности собственной активной социальной позиции  Понимание возможностей и последствий собственных активных действий  Планирование собственных действий в рамках активной социальной позиции  Привлечение внимание к проблемам людей-инвалидов, развитие нравственных качеств учащихся, обучение навыкам группового взаимодействия
Цели в соответствии результатами изучения учебного предмета по ФГОС-II:

Личностные:
 Воспитание гражданской идентичности: уважения к людям, усвоение гуманистических ценностей, воспитание чувства ответственности и долга  Формирование осознанного, уважительного, доброжелательного отношения к другим людям, формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания  Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни  Развитие морального сознания и компетенции в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам
Метапредметные:
 Умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, находить оптимальное общее решение проблемы на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение
Предметные:
 Формирование у обучающихся личных представлений об основах социальной идентичности, социальной ответственности, толерантности, приверженности ценностям гуманистического общества  Освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление
Целевая группа: 9-10 класс.

Общая схема интерактивного мероприятия (45 минут):
2



Время

(мин)

Активность,

формы работы

Задачи

Материалы
1 7 минут Коммуникативная атака. Тематический разогрев на интерактивную часть Текст (приложение 1) 2 8 минут Просмотр видеоролика «Соня Шаталова фильм «Клеймо» Эмоциональное погружение в тему занятия Оборудование для просмотра видео 3 10 минут Опрос- обсуждение 1. Фокусировка темы 2. Проблематизация 3. Получение представлений о социально-уязвимых группах людей Доска или ватман, разноцветные стикеры, фотографии 4 10 минут Мозговой штурм Фокусировка на наиболее актуальных проблемах мира людей с ограниченными возможностями 5 10 минут Блок «Что могу сделать я?» 1. Формирование понимания личной ответственности и собственного участия в реализации выделенных социальных потребностей 2. Формирование мотивации на реализацию активной социальной позиции, развитие толерантности Листы А4, канцелярские принадлежности, стикеры трех цветов 3

Подробное описание и инструкции:

1.Коммуникативная атака.
Учащимся предлагается дать определения словам, что они означают? Например, что такое УХО?, СТРАХ?, ЛОШАДЬ? После каждого определения, ведущий зачитывает свой вариант (см. Приложение№ 1), каждый раз добавляя, что такое определение дала девочка Соня, в возрасте….(см. ниже). Достаточно предложить 5-7 слов. После этого упражнения ведущий предлагает познакомиться с этой девочкой, посмотрев документальный фильм «Соня»
2. Просмотр видеоролика
«Соня Шаталова фильм «Клеймо». Соня Шаталова живёт в Москве. Она больна аутизмом, не умеет разговаривать, во время общения с ней никак не реагирует, полностью отстранена и неконтактна. Врачи выносили диагноз: «Глубокая умственная отсталость». Так было до тех пор, пока у семилетней Сони не оказалась ручка, а мама не прикоснулась в этот момент к Сониной руке. И Соня начала писать. Да, оказалось, что Соня умеет читать и писать, у неё абсолютная грамотность, фотографическая память и непостижимые познания о нашем мире. Некоторые врачи очень долго не могли в это поверить. Сложно увидеть в ребёнке, который может издавать только невнятные звуки, часами кричит и даже не может самостоятельно ложку донести до рта что-то разумное. Однако, прочитав то, что пишет Соня своим детским почерком, вы поймёте, что вряд ли мы вообще что-то знаем о разуме. Соней много чего написано: стихи, сказки, дневники, афоризмы. Там над каждой строчкой можно думать и размышлять. В фильме поднимается проблема «Лишнего Человека».
3. Опрос – обсуждение.
3.1 Ведущий предлагает провести небольшой эксперимент и приглашает к доске учащегося, которому нужно выполнить ряд заданий: - Без помощи рук расстегнуть пуговицы на пиджаке, а затем снова застегнуть. - Попробовать на ощупь, с завязанными глазами пройти по заданному маршруту. 3.2 Инструкция: «Пожалуйста, подумайте и выпишите на ватман проблемы, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями». В мини-группах ведется 4
обсуждение и выявление проблем. Все проблемы, которые озвучиваются, записываются на ватман, но так, чтобы осталось место для наклеивания стикеров в следующем задании.
4. Мозговой штурм. Ролевая игра “Письмо правительству”.
Класс делиться на четыре группы: 1 и 2 группы – “общественность”, 3 группа – “журналисты”, 4 группа – “правительство”. 4.1Ситуация. 19 октября 1991 года в Киргизии родились девочки сиамские близнецы Зита и Гита Резахановы. Они были соединены в районе копчика и крестца. На двоих три ноги, общий таз, один на двоих мочевой пузырь. После рождения детей родители решили показать их журналистам в надежде, что кто-нибудь сможет помочь. Журналисты одной немецкой компании сразу откликнулись, предложив организовать операцию в обмен на съемку фильма. В итоге фильм был снят, а операция не состоялась. В прессе часто стали появляться фотографии сиамских близнецов. Журналисты, таким образом, повышают рейтинг своих изданий. Однако у многих людей эти фотографии вызывают сердечные приступы, нервные срывы, особенно у пожилых людей и детей. Общественность активно включилась в обсуждение этой проблемы. Правительство стало получать множество писем. В одних высказывались требования запретить публикацию подобных фотографий, в других, наоборот, предлагалось чаще показывать такие фотографии, как предупреждение обществу. Правительство должно решить, что рекомендовать журналистам. 4.2 Задания для групп. 1 группа пишет письмо в поддержку СМИ. 2 группа пишет письмо против публикации таких фотографий. 3 группа защищает право СМИ на распространение объективной информации. 4 группа задает вопросы представителям общественности и СМИ и выносит решение. 4.3 Обсуждение. По окончании игры девочки должны ответить на вопрос: Публиковать или не публиковать подобные фотографии? 5

5. Блок «Что я могу сделать?»
5.1 Ведущий раздает стикеры разных цветов для каждого участника. 5.2 Инструкция: «Нашим государством разрабатывается и реализуется много программ для инвалидов, помогающих сделать их жизнь легче и интереснее. Но зачастую этого не достаточно. Сейчас у вас будет 10 минут, чтобы подумать и записать, что лично вы можете сделать для людей с ограниченными возможностями, а не государство или еще кто-то». 5.3 Учащиеся записывают на стикерах, что конкретно он может сделать собственными силами, чтобы помочь этой социально-уязвимой группе и сделать их жизнь лучше, проще и счастливее. 5.4 Работа проходит в индивидуальном формате. Записав свои предложения на стикере, нужно наклеить его на свободное место на ватмане. 5.5 Проводиться краткое обсуждение: педагог спрашивает, какие идеи самые реализуемые. Учащиеся выдвигают несколько, аргументируя свои ответы. Педагог подводит итог занятия: даже самое маленькое и простое дело делает жизнь людей нуждающихся в нашей помощи легче и вдохновляет окружающих на новые добрые дела. ПРИЛОЖЕНИЕ №1 АЗАРТ – такое увлечение, когда ничем другим заниматься, невозможно, пока силы есть. 8 лет АФРИКАНЕЦ – лучший разведчик для ночной разведки. 10 лет БАБОЧКА – главная примета летнего счастья. 8 лет ВЕТЕР – воздух, который не любит покоя. 8 лет ВЕРЛИБР – стих, который может не подчиняться законам стихосложения и не станет от этого хуже. 8 лет ГРЕХ – короста на душе, отделяющая человека от Бога. 9 лет – мысль или действие против образа Божия в себе. 9 лет 6
ДЕТСТВО – восход судьбы в человеческой жизни. 10 лет ДУША – это пустота в человеке, которую он заполняет Богом или Сатаной. 8 лет ЖИЗНЬ – дуновение щедрости Божией на сотворённую Им природу. 8 лет ЗНАКОМСТВО – встреча разных пониманий мира, или даже разных миров. 8 лет ИГРА – взаправдашняя понарошность. 8 лет ИМПРОВИЗАЦИЯ – игра воображения со словами, звуками, красками, чтобы быстро получилось что-то новое. 8 лет КНИГА – вещь, в которой можно сохранить знания и чувства людей во времени. 8 лет – способ разговора с многими людьми сквозь время. 8 лет КОШКА – символ уютной независимости. ЛОШАДЬ – большое тёплое четырёх копытное счастье. МАСКА – лицо одного выражения. 10 лет МУДРОСТЬ – мера между «мало» и «много». 10 лет МУЗЕЙ – консервы времени. 8 лет МУЗЫКА – песня Бога в восприятии человека – гармоничное сочетание звуков и эмоций МЫСЛЬ – самая мощная после любви сила в мире. 8 лет – смелость ума оформлять словами образы. 8 лет – то, что отличает мир от хаоса. 8 лет НАУКА – познание, основанное на сомнении. 10 лет – система познания, в которой нет места вере. 10 лет НОВИЗНА – такое явление, что от встречи с ним твой мир становится богаче. 8 лет НОЧЬ – чёрный зонтик со звёздами. 10 лет ОТДЫХ – работа с удовольствием. 8 лет ПРЕОДОЛЕНИЕ – усилие души, в результате которого ум и тело справляются со всякими препятствиями. 9 лет ПРИКЛЮЧЕНИЕ – такое необычное событие, которое изменяет в чём-то твой мир и тебя. 8 лет ПТИЦА – воплощённая мысль Бога о песне и полёте. 8 лет РОЛЬ – это жизнь, которой живут в игре. 8 лет РОМАНТИКА – настроение, когда во всём обычном видишь чудо. 8 лет 7
СКАЗКА – это жизнь, придуманная душой, когда ей не подходит её реальная жизнь. 8 лет СКОБКИ – это стенки для слов в письменной речи. 8 лет СМЕХ – доктор для печальной души. 8 лет СОБАКА – лающее воплощение верности и покорности. 10 лет СПИРАЛЬ – застывшая в танце прямая. 10 лет СТОЛ – площадь, на которой разыгрывается жизнь тарелок и всего остального, что на нём оказывается. 8 лет СТЫД – огонь, выжигающий грех из души человека. 9 лет СУДЬБА – это жёсткие событийные границы жизни отдельного человека. 8 лет ТРЕВОГА – зудящая щекотка в сердце в ожидании чего-то неприятного или непонятного УДОВОЛЬСТВИЕ – это когда много гостинцев творят чудеса с плохим настроением. 8 лет УРАГАН – сошедший с ума ветер. 8 лет УХО – ловушка для звуков у живых существ. 8 лет ФАНТАЗИЯ – ткань для украшения существования души. 10 лет ФОТОГРАФИЯ – это законсервированный образ. 10 лет ЧЕЛОВЕЧЕСТВО – это все человеки вместе, если их рассматривать как одного большого человека. ЧЕРЕП – маленькая костяная коробка, в скелете в которой заключена Вселенная 8 лет ШАР – куб без углов и рёбер. 10 лет ЭССЕ – эмоция, выраженная как мысль. 8 лет 8


В раздел образования