Активные методы обучения на уроках в рамках технологии развития критического мышления
Автор: Подкуйко Ирина Валерьевна Должность: учитель математики, физики Учебное заведение: МКОУ "СОШ № 85" Населённый пункт: г. Тайшет, Иркутская область Наименование материала: статья Тема: Активные методы обучения на уроках в рамках технологии развития критического мышления Раздел: среднее образование
Современная система образования должна быть построена на
предоставлении учащимся возможности размышлять, сопоставлять разные
точки зрения, разные позиции, формулировать и аргументировать
собственную точку зрения, опираясь на знание фактов, законов,
закономерностей науки, на собственные наблюдения, свой или чужой опыт.
Все это способствует интеллектуальному и нравственному развитию
личности, умению работать с информацией, формированию критического и
творческого мышления.
20% учащихся основной школы имеют низкую мотивацию к учебной
деятельности. Поэтому мы должны создать условия для развития и
реализации способностей всех учащихся: и с высоким учебным потенциалом,
и с отсутствием интереса к учебе.
Технология развития критического мышления (ТРКМ) – это
«изобретение» американской педагогики. Данная технология основана на
творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у школьников
аналитического подхода к любому материалу. Она рассчитана не на
запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения, а
следовательно дает возможность создать открытое образовательное
пространство.
Критическое мышление – это способность анализировать информацию с
помощью логики и личностно-психологического подхода, с тем, чтобы
применять полученные результаты как к стандартным, так и
нестандартным ситуациям, вопросам и проблемам. Этому процессу
присуща открытость новым идеям.
Признаки критического мышления:
1. Критическое мышление – мышление
самостоятельное .
Каждый формирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от других.
Чтобы сформировать собственное мнение, знания необходимо черпать не из
лекций и учебников, содержащих готовую оценку, а получать в результате
самостоятельного поиска и анализа. Технология не исключает право принять
идеи и убеждения другого человека, как свои собственные.
2.
Информация является отправным, а не конечным пунктом
критического мышления.
Благодаря критическому мышлению процесс познания обретает
индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и
продуктивным.
3. Критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения
проблем, которые нужно решить.
Если ученики будут формулировать проблемы на основе своего жизненного
опыта, а затем решать их, тогда учение пойдет гораздо успешнее.
4. Критическое мышление основано на убедительной аргументации.
Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и
подкрепляет его разумными, обоснованными доводами.
5. Критическое мышление – мышление социальное.
Работая в группах, ученик решает более сложные задачи, нежели только
конструирование собственной личности. В ходе продуктивного обмена
мнениями вырабатываются такие качества, как умение слушать других,
толерантность, ответственность за собственную точку зрения.
Технология РКМ позволяет решать задачи:
-образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и
активного восприятия учебного материала;
-информационной грамотности: развития способности к самостоятельной
аналитической и оценочной работе с информацией любой сложности;
-социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков и
ответственности за знание.
ТРКМ способствует не только усвоению конкретных знаний, а
социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к
людям. При обучении по данной технологии знания усваиваются
значительно лучше, так как технология рассчитана не на запоминание, а
на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку
проблемы, поиск ее решения.
Методические приемы для развития критического мышления,
ТРКМ включает в себя три стадии: вызова, осмысления и размышления.
Стадия вызова актуализирует имеющиеся знания учащихся, пробуждает
интерес к теме. Именно здесь определяются цели изучения материала.
Стадия осмысления нового материала (новой информации, идеи, понятия).
Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом.
Стадия размышления или рефлексии. Здесь ученик осмысляет изученный
материал и формирует свое личное мнение, отношение к нему.
Все три стадии необходимо на уроке соблюдать, так как это отражает
сложный мыслительный процесс.
На мой взгляд, ТРКМ школьников наиболее эффективно может быть
реализована в среднем звене при решении текстовых задач. И уже, начиная с
5 класса, можно вовлечь учащихся в проектную деятельность.
Пример 1. Урок в 5 классе. Тема урока: Задачи на части
Задача: Мороженое содержит 5 частей воды, 2 части молочного жира и 3
части сахара. Сколько надо взять воды, м/жира и сахара, чтобы
приготовить1кг мороженого?
Стадия 1: Вызов . Наработка различных версий: как можно решить задачу.
Краткая запись условия задачи ( как в начальной школе)
Вода – 5 частей
Жир – 2 части
1 кг
Сахар – 3 части
А если схему изобразить таким образом?
Вода
Жир
1000г
Сахар
- Предлагают очевидные пути решения задачи.
Стадия 2. Осмысление нового материала . Наибольший эффект достигается
при решении задач по традиционной методике от простого к сложному.
Вопросы на обсуждение:
-Какая из предложенных в учебнике задач подходит под эту модель?
-Сформулируйте условия нескольких задач, походящих под эту модель.
Одно число в 2 раза больше другого, но в 3 раза меньше третьего. Сумма
чисел равна 27. Найдите эти числа.
-Является ли эта задача задачей на части? Докажите!
-Самостоятельно постройте модель и продумайте алгоритм решения задачи.
Стадия 3 . Размышление . На этой стадии можно подкинуть и такую задачу:
В двух банках 5 л молока. Когда в одну банку добавили 1 л, то в ней стало в 2
раза больше молока, чем в другой. Сколько молока было в каждой банке?
- Является ли эта задача задачей на части? Подумайте, как можно ее решить?
Творческое домашнее задание:
-Придумайте задачу на части, запишите ее условие, схему и решение.
-Подумайте над усложнением задачи.
Технология РКМ разработана для ученика, для того, чтобы приблизить его к
процессу познания, даже преодолевая его сопротивление
Приемы развития критического мышления:
Посредством использования ТРКМ на уроках математики создаю условия для
развития у ребенка мыслительных умений, необходимых для практической
деятельности; формирую умение самостоятельно принимать решения и
делать выводы.
Прием «Знаю – Хочу узнать - Узнал » (З-Х-У)
Данный прием предусматривает комплексный подход к изучению материала.
Например, при изучении темы «Прямоугольный треугольник» в 7 классе.
Знаем
Хотим узнать
Узнал
1.
Определение прямоугольного треугольника
2.
Один из углов равен
.
3.
Угол, градусная мера которого
- прямой.
4.
Сумма двух остальных углов равна
.
5.
2 угла острые
6.
Сумма всех углов равна
7.
Нет тупых углов
8.
2 катета и гипотенуза
9.
Катет меньше гипотенузы
10.Гипотенуза лежит против угла
11.Катеты перпендикулярны
12.Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
Прием «Корзина идей»
Этот прием может быть рассмотрен как при организации индивидуальной,
так и парной работы, на начальной стадии урока, т. е. на фазе «вызова», когда
проводится актуализация имеющихся знаний у учащихся. Данный прием
позволяет выявить у учащихся наличие первоначального опыта по изучаемой
теме или проблеме.
Например, урок математики в 6 классе по теме «Длина окружности и
площадь круга». На экране портрет математика. Учащимся предлагается дать
характеристику: кто это, каков род его занятий, в каком веке жил, как это
может быть связано с темой нашего урока и т.д. Все ответы учащихся
записываются на доску. В ходе урока выясняется, что это Архимед -
древнегреческий ученый (ІІІ в. до н.э.). Он впервые нашел приближенное
значение числа π
Прием «Кластер»
Данный прием – прием систематизации изучаемого материала в виде схемы.
Прием «Кластер» я применяю как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии, безусловно, он является способом мотивации к размышлению или
до изучения нового материала, или формой систематизации изученной
информации при подведении итогов.
В зависимости от типа урока, я организую или самостоятельную работу
учащихся, или парную в виде совместного обсуждения.
Сначала учащиеся выполняют данную работу самостоятельно, а затем,
ознакомившись с материалом учебника, дополняют кластер новыми
сведениями. В итоге, анализируя получившийся кластер, необходимо
конкретизировать направления развития темы.
Прием «Синквейн»
Это пятистрочная стихотворная форма, которая помогает описывать суть
изучаемых понятий в лаконичной форме, а также осуществлять рефлексию на
основе полученных знаний.
Правило построения синквейна:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым
словом).
При составлении синквейна, у детей развивается не только критическое
мышление, но и образное. Данная форма работы направлена на развитие у
учащихся творческих способностей.
Пример синквейна:
Уравнение
Линейное квадратное
Решить найти доказать
Равенство, содержащее переменную
Корень
Призма
Правильная п-угольная
Вычислить V найти S построить
Мир, как через призму
Многогранник
Прием «Пазл»
Данный прием я использую на уроках обобщения, на мастер – классах для
развития творческого мышления учащихся, умения собирать и анализировать
полученную информацию. «Пазл» можно составлять учащимися как
индивидуально, так и коллективно.
Например: урок в 10 классе по теме «Теорема о трех перпендикулярах».
1.
Словесная формулировка теоремы.
2.
Чертеж к теореме.
3.
Математическая запись доказательства теоремы.
Учащимся предлагаю следующие вариации этого задания:
1.
Разрезные карточки.
2.
Интерактивная доска, или каждый ученик выполняет данное задание за
ноутбуком.
Прием «Пазл» вызывает интерес у учащихся. Дети с удовольствием
разрабатывают задания по данному методу и демонстрируют их на уроках.
На мой взгляд, использование данной технологии позволяет проводить уроки
в оптимальном режиме. ТРКМ является личностно – ориентированной и
направлена на решение широкого спектра задач.
Технология развития критического мышления является личностно-
ориентированной и позволяет решать широкий спектр образовательных
задач: обучающих, воспитательных и развивающих. В условиях динамично
меняющегося мира очень важно помочь каждому человеку получить
возможность включиться в межкультурное взаимодействие, сформировать
базовые навыки человека открытого информационного пространства и
научиться эти навыки применять.
«Ребенок, никогда не познавший радости труда в учении, не
переживший гордости от того, что трудности преодолены, - это
несчастный человек»,- писал известный педагог В.А.Сухомлинский.