Автор: Мустафина Гульфия Надировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №258
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Тема :
«Нетрадиционные формы проведения утренней
гимнастики в ДОУ»
В федеральных государственных требованиях к структуре основной
общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) в
качестве основной задачи, решаемой в рамках образовательной области
«Физическая культура», выделяется формирование у детей интереса и
ценностного отношения к занятиям физической культурой.
Каждая из форм физического воспитания, используемая в ДОУ, имеет своё
специфическое назначение. Согласно принципу интеграции, отражённому в
ФГТ, физическое развитие дошкольников должно осуществляться не только
в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и
занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через
физкультминутки, утреннюю гимнастику и др.
Утренняя гимнастика – важная составляющая в ходе режимных моментов
для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования положительных
эмоций, двигательной активности.
Применение традиционных методов организации двигательной деятельности
детей, форм проведения занятий и утренней гимнастики, традиционного
оборудования не обеспечивает необходимой эффективности данного
направления работы. Интерес воспитанников к занятиям угасает.
В поисках решения проблемы в нашем детском саду разработаны комплексы
утренней гимнастики разного вида: построенные на играх и игровых
упражнениях, с использованием нетрадиционного оборудования,
тренажёров, ритмики, игрового, дыхательной гимнастики др.
Всё направлено на то, чтобы утренняя гимнастика вызывала у дошкольников
желание заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных
играх, совершенствовать свои движения, проявлять настойчивость, смелость,
решительность.
Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет
здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие,
формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает
положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.
В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются
преимущественно игровые, сюжетные и комбинированные формы
построения утренней гимнастики. Игра-гимнастика увлекает детей, их
физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной
деятельности.
В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводится в форме круговых
тренировок, на тренажёрах с использованием упражнений игрового
стретчинга и ритмики.
Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-нибудь
сюжета, например:
«В лесу», «В цирке», «Ах, Африка!», «Лесные звери», « Покатаемся».
В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения,
объединённые одной сюжетной линией. Циклические упражнения для
вводной части утренней гимнастики носят имитационный характер и
передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.
Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и
хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, упражнения
игрового стречинга, ОРУ и т.д. Такие комплексы имеют характер итоговых,
обобщающих и завершающих работу какого-то определённого периода.
Ритмическая гимнастика построена на комплексе адоптированных
упражнений, танцевальных движений. Такая утренняя гимнастика несёт
большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под
музыку и очень нравится детям.
Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования.
Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с нетрадиционным
оборудованием, изготовленным руками педагогов.
Утренняя гимнастика – круговая тренировка строится в основных видах
движений. Дошкольник выполняет задания, двигаясь по кругу, от одной
станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребёнка высокого уровня
самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном
возрасте.
Утренняя гимнастика с использованием карточек-заданий, или
«самостоятельная» -итоговая форма работы за определённый период времени
самими детьми. Они проводят с использованием карточек с символьными
рисунками определённых упражнений.
«Мультгимнастика» - Комплекс упражнений утренней гимнастики,
который записывается в видеоформате как подборка из мультгероев под
музыку. Её комплексы могут строиться на видеозаписи упражнений,
выполняемых детьми из данной возрастной группы и дополненные
различными спецэффектами.
Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди
детей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и
ценностное отношение к занятиям физкультурой.
Оздоровительная пробежка.
Участники: дети старшей группы.
Время проведения: летний период.
Вводная часть.
Ходьба в спокойном темпе (30с);
С высоким подниманием колен (15с);
Ускоренная ходьба (30с);
Бег в спокойном темпе (15с);
С ускорением (10с);
Бег в спокойном темпе (30с);
Спокойная ходьба (30с).
Примерные конспекты сюжетной гимнастики
«Приключения зайчат»
Участники: дети средней группы.
Вводная часть
Проводятся игровые упражнения.
«Зайцы петляют-путают следы»
Ходьба в спокойном темпе, на носках, пятках, с опорой на ладони и степы с
продвижением вперёд.
«Лиса догоняет зайчат»
Бег от водящего в течение 30-40с.
Основная часть
ОРУ в комплексе с дыхательной гимнастикой.
Каждое упр. выполняется 4-5раз.
«Зайка в беду попал» и.п.-о.с. Руки расставить в стороны-вдох, опустить –
вдох с произнесением «ух».
«Вот что нам он рассказал»
И.п.-о.с. Руки положить на талию-вдох, наклониться вперёд-выдох,
произнося «вдруг».
«Шёл он по лесу один» и.п.-о.с.шагать на месте, на выдохе произнося
«страх».
«Вдруг на зайку жук-жучила».и.п.-о.с. Приседать, на выдохе произнося «бах»
«И в лесу раздался стук». И.п.-о.с. Поднять руки вверх- вдох, опустить со
словом «бух».
«Под суком огромным жук»
И.п.-о.с. Ходьба на месте, на выдохе произнося «жу-жу-жу»
«На огороде»
Ходьба обычная.
На огород мы наш пойдём
Ходьба на носках.
И овощей там наберём.
Ходьба приставным шагом,
Дорога коротка, узка
боком с приседаниями.
Идём ступая мы с носка,
и по бордюру мы идём
и приседаем мы на нём.
Ходьба змейкой .
Потом обходим деревца,
Лёгкий бег змейкой, обычный бег .
И пробежимся мы слегка.
Ходьба обычная.
У огорода отдохнём.
Построение.
ОРУ: (5-6раз)
1.
«Подсолнух» - «Посреди двора золотая голова»
И.п.о.с., руки через стороны вверх, подняться на носки. И.п.
2.
«Морковь» - «За кудрявую косу её из норки тащу»
И.п.-стоя на коленях, наклон вперёд, руки вперёд, вниз. И.п.
3.
«Репка» - «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок»
И.п. –сед с прямыми ногами, руки впереди, внизу. Руки в стороны,
вверх. И.п.
4. «Картошка» « И зелен, и густ на грядке вырос куст»
И.п. –лёжа на спине. Поднять руки и ноги под углом 45 градусов
вверх. И.п.
5. «Капуста» «Лоскуток на лоскуток – зелёные заплатки»
И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком. Согнуть ноги в коленях
вверх, руки на спину. И.п.
6. «Огородное пугало» «Кто стоит на палке с бородой из мочалки?»
Ходьба обычная.
«Много овощей собрали
Упр.на восстановление дыхания .
И немножечко устали.
Руки в стороны (вдох) – скрестить (выдох)
Мы чуть –чуть отдохнём,
Ходьба обычная.
А теперь гулять пойдём»
«Деревья в лесу»
Ходьба обычная в среднем темпе с наклонами
«Мы в лесу весеннем целый день гуляли,
вперёд и разведением рук в стороны.
Искали подснежники, воздухом дышали.
Ходьба на носках.
Мохом под ногами выстлана земля. Идём
Ходьба обычная.
мы на носочках ,ступая слегка.
Бег змейкой.
Вот деревья встали у нас на пути. Нам их
обежать нужно
Ходьба змейкой.
И обойти.
Бег врассыпную.
Тучка – невеличка дождь прислала нам.
Ходьба врассыпную.
Побежим скорее, спрячемся от дождя.
ОРУ:
1.«Дуб»
«Вот дуб растёт, высокий и красивый
,
И.п. о.с. руки через стороны вверх, подняться на носки. И.п.
и
смотрит он на нас игриво»
2. «Ива»
«Вот ива наклонилась над водой.
И.п. стойка на коленях, руки в стороны, назад
.
Она увидела своё в нём отражение
.
-руки вперёд, коснуться пола. И.п.
3. «Ёлочка»
Пригнулась ёлочка, ёлочка – иголочка
.
И.п. – сед с прямыми ногами, руки вниз.
Тяжело пушистые веточки держать
.
-руки вперёд, коснуться носков. И.п.
4. «Сухие ветки»
Сухие ветки спилили, на землю положили
И.п. – лёжа на животе. 1-4 перекаты со спины на живот
Ветер задувает, ветки по земле катает.
И обратно. И.п.
5.«Листики»
Ветер листья все срывает, листья скручиваются
И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленях ,руки в обхват –
и на ветру летают.
назад.
6. «Осинка»
А вот осинка тонкая смеётся, словно речка звонкая
И.п. о.с. Прыжки (ноги сомкнуть врозь) и в чередовании с ходьбой
7. «Дровосек»
(упр. на дыхание)
А вот сухие ветки рубит дровосек
»
Ходьба обычная
До свидания, лес зелёный, мы уходим в д.сад.
«Цветы»
Ходьба обычная.
Тёмным лесом и зелёным лугом
Ходьба высоко поднимая колени.
Мы шагаем дружно друг за другом
Ходьба обычная
Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем
Ходьба змейкой
И меж деревьями змейкой шагаем.
Ходьба в быстром темпе
.
И опять мы ходим полем, лесом, лугом
Ходьба обычная.
Ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки
Построение в круг
Вот букет огромный
Вскоре мы собрали
И ковёр нарядный
На траве соткали.
ОРУ:
1.
«Лепестки распускаются»
И.п. – стойка на носках, руки вверх, сведены тыльными сторонами
«Наши нежные цветочки распускают лепестки»
кистей рук. 1-руки в стороны. 2-вернуться в и.п.
2.
«Лепестки колышутся»
И.п. –стоя на коленях, руки вверх.
«Ветерок чуть дышит, лепестки колышит»
1-4 наклоны туловища и рук из стороны в сторону.
3.
«Лепестки закрываются»
И.п. сед с прямыми ногами, руки в стороны.
«Наши алые цветки закрывают лепестки»
1-руки к носкам ног. 2- вернуться в и.п.
4.
«Цветы заснули»
И.п. –сед, ноги врозь, руки вдоль туловища.
Тихо засыпают, стебель наклоняют»
1-лечь на спину,2-вернуться в и.п.
5.
«Одуванчик»
« Шахматы»
«Пешка»
И.п. – ноги вместе, руки опущены.
1 – руки вытянуты вперёд,
2 – поднять вверх,
3 – вперёд,
4 – вернуться в и.п.
«Ладья»
И.п. –ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – наклониться вправо,
2 – вперёд,
3 – наклониться влево,
4 – вернуться в и.п.
«Конь»
И.п. – ноги шире плеч, руки на плечах.
1 – поднять согнутую в колене правую ногу,
коснуться правым коленом левого локтя,
2 – вернуться в и.п.,
3 – поднять согнутую в колене левую ногу,
коснуться левым коленом правого локтя
4 – вернуться в и.п.
«Слон»
И.п. – ноги широко расставить, руки за спиной.
Присесть, перенести центр тяжести на правую ногу,
Левую выпрямить, то же проделать в левую сторону.
«Ферзь»
И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Попрыгать на двух
Ногах вперёд, назад, влево, вправо; наискосок вперёд вправо,
вперёд влево, назад вправо, назад влево (16 прыжков в три захода)
«Король»
И.п. - о.с., руки вверху. Поворачивать туловище вокруг своей оси, в одну и
другу сторону.