Напоминание

"Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"


Автор: Мустафина Гульфия Надировна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ №258
Населённый пункт: г.Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Нетрадиционные формы проведения утренней гимнастики в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема :

«Нетрадиционные формы проведения утренней

гимнастики в ДОУ»

В федеральных государственных требованиях к структуре основной

общеобразовательной программы дошкольного образования (далее – ФГТ) в

качестве основной задачи, решаемой в рамках образовательной области

«Физическая культура», выделяется формирование у детей интереса и

ценностного отношения к занятиям физической культурой.

Каждая из форм физического воспитания, используемая в ДОУ, имеет своё

специфическое назначение. Согласно принципу интеграции, отражённому в

ФГТ, физическое развитие дошкольников должно осуществляться не только

в процессе специфических физкультурных и спортивных игр, упражнений и

занятий, но и при организации всех видов детской деятельности через

физкультминутки, утреннюю гимнастику и др.

Утренняя гимнастика – важная составляющая в ходе режимных моментов

для сохранения и укрепления здоровья детей, формирования положительных

эмоций, двигательной активности.

Применение традиционных методов организации двигательной деятельности

детей, форм проведения занятий и утренней гимнастики, традиционного

оборудования не обеспечивает необходимой эффективности данного

направления работы. Интерес воспитанников к занятиям угасает.

В поисках решения проблемы в нашем детском саду разработаны комплексы

утренней гимнастики разного вида: построенные на играх и игровых

упражнениях, с использованием нетрадиционного оборудования,

тренажёров, ритмики, игрового, дыхательной гимнастики др.

Всё направлено на то, чтобы утренняя гимнастика вызывала у дошкольников

желание заниматься физическими упражнениями, участвовать в подвижных

играх, совершенствовать свои движения, проявлять настойчивость, смелость,

решительность.

Нетрадиционная утренняя гимнастика не только сохраняет и укрепляет

здоровье детей, обеспечивает их полноценное физическое развитие,

формирует интерес к занятиям физкультурой и спортом, но и поддерживает

положительное эмоциональное состояние каждого воспитанника.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются

преимущественно игровые, сюжетные и комбинированные формы

построения утренней гимнастики. Игра-гимнастика увлекает детей, их

физическое развитие происходит опосредованно в процессе занимательной

деятельности.

В старшем дошкольном возрасте гимнастика проводится в форме круговых

тренировок, на тренажёрах с использованием упражнений игрового

стретчинга и ритмики.

Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-нибудь

сюжета, например:

«В лесу», «В цирке», «Ах, Африка!», «Лесные звери», « Покатаемся».

В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения,

объединённые одной сюжетной линией. Циклические упражнения для

вводной части утренней гимнастики носят имитационный характер и

передают действия (или деятельность) героя в соответствии с сюжетом.

Комбинированная утренняя гимнастика включает в себя подвижные и

хороводные игры, танцевальные и ритмические движения, упражнения

игрового стречинга, ОРУ и т.д. Такие комплексы имеют характер итоговых,

обобщающих и завершающих работу какого-то определённого периода.

Ритмическая гимнастика построена на комплексе адоптированных

упражнений, танцевальных движений. Такая утренняя гимнастика несёт

большую физическую и эмоциональную нагрузку, проводится всегда под

музыку и очень нравится детям.

Утренняя гимнастика с использованием нетрадиционного оборудования.

Это хорошо знакомые детям ОРУ, которые проводятся с нетрадиционным

оборудованием, изготовленным руками педагогов.

Утренняя гимнастика – круговая тренировка строится в основных видах

движений. Дошкольник выполняет задания, двигаясь по кругу, от одной

станции к другой. Такой вид гимнастики требует от ребёнка высокого уровня

самостоятельности и проводится в основном в старшем дошкольном

возрасте.

Утренняя гимнастика с использованием карточек-заданий, или

«самостоятельная» -итоговая форма работы за определённый период времени

самими детьми. Они проводят с использованием карточек с символьными

рисунками определённых упражнений.

«Мультгимнастика» - Комплекс упражнений утренней гимнастики,

который записывается в видеоформате как подборка из мультгероев под

музыку. Её комплексы могут строиться на видеозаписи упражнений,

выполняемых детьми из данной возрастной группы и дополненные

различными спецэффектами.

Все перечисленные формы утренней гимнастики очень популярны среди

детей. Они с успехом решают поставленные задачи – формировать интерес и

ценностное отношение к занятиям физкультурой.

Оздоровительная пробежка.

Участники: дети старшей группы.

Время проведения: летний период.

Вводная часть.

Ходьба в спокойном темпе (30с);

С высоким подниманием колен (15с);

Ускоренная ходьба (30с);

Бег в спокойном темпе (15с);

С ускорением (10с);

Бег в спокойном темпе (30с);

Спокойная ходьба (30с).

Примерные конспекты сюжетной гимнастики

«Приключения зайчат»

Участники: дети средней группы.

Вводная часть

Проводятся игровые упражнения.

«Зайцы петляют-путают следы»

Ходьба в спокойном темпе, на носках, пятках, с опорой на ладони и степы с

продвижением вперёд.

«Лиса догоняет зайчат»

Бег от водящего в течение 30-40с.

Основная часть

ОРУ в комплексе с дыхательной гимнастикой.

Каждое упр. выполняется 4-5раз.

«Зайка в беду попал» и.п.-о.с. Руки расставить в стороны-вдох, опустить –

вдох с произнесением «ух».

«Вот что нам он рассказал»

И.п.-о.с. Руки положить на талию-вдох, наклониться вперёд-выдох,

произнося «вдруг».

«Шёл он по лесу один» и.п.-о.с.шагать на месте, на выдохе произнося

«страх».

«Вдруг на зайку жук-жучила».и.п.-о.с. Приседать, на выдохе произнося «бах»

«И в лесу раздался стук». И.п.-о.с. Поднять руки вверх- вдох, опустить со

словом «бух».

«Под суком огромным жук»

И.п.-о.с. Ходьба на месте, на выдохе произнося «жу-жу-жу»

«На огороде»

Ходьба обычная.

На огород мы наш пойдём

Ходьба на носках.

И овощей там наберём.

Ходьба приставным шагом,

Дорога коротка, узка

боком с приседаниями.

Идём ступая мы с носка,

и по бордюру мы идём

и приседаем мы на нём.

Ходьба змейкой .

Потом обходим деревца,

Лёгкий бег змейкой, обычный бег .

И пробежимся мы слегка.

Ходьба обычная.

У огорода отдохнём.

Построение.

ОРУ: (5-6раз)

1.

«Подсолнух» - «Посреди двора золотая голова»

И.п.о.с., руки через стороны вверх, подняться на носки. И.п.

2.

«Морковь» - «За кудрявую косу её из норки тащу»

И.п.-стоя на коленях, наклон вперёд, руки вперёд, вниз. И.п.

3.

«Репка» - «Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок»

И.п. –сед с прямыми ногами, руки впереди, внизу. Руки в стороны,

вверх. И.п.

4. «Картошка» « И зелен, и густ на грядке вырос куст»

И.п. –лёжа на спине. Поднять руки и ноги под углом 45 градусов

вверх. И.п.

5. «Капуста» «Лоскуток на лоскуток – зелёные заплатки»

И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком. Согнуть ноги в коленях

вверх, руки на спину. И.п.

6. «Огородное пугало» «Кто стоит на палке с бородой из мочалки?»

Ходьба обычная.

«Много овощей собрали

Упр.на восстановление дыхания .

И немножечко устали.

Руки в стороны (вдох) – скрестить (выдох)

Мы чуть –чуть отдохнём,

Ходьба обычная.

А теперь гулять пойдём»

«Деревья в лесу»

Ходьба обычная в среднем темпе с наклонами

«Мы в лесу весеннем целый день гуляли,

вперёд и разведением рук в стороны.

Искали подснежники, воздухом дышали.

Ходьба на носках.

Мохом под ногами выстлана земля. Идём

Ходьба обычная.

мы на носочках ,ступая слегка.

Бег змейкой.

Вот деревья встали у нас на пути. Нам их

обежать нужно

Ходьба змейкой.

И обойти.

Бег врассыпную.

Тучка – невеличка дождь прислала нам.

Ходьба врассыпную.

Побежим скорее, спрячемся от дождя.

ОРУ:

1.«Дуб»

«Вот дуб растёт, высокий и красивый

,

И.п. о.с. руки через стороны вверх, подняться на носки. И.п.

и

смотрит он на нас игриво»

2. «Ива»

«Вот ива наклонилась над водой.

И.п. стойка на коленях, руки в стороны, назад

.

Она увидела своё в нём отражение

.

-руки вперёд, коснуться пола. И.п.

3. «Ёлочка»

Пригнулась ёлочка, ёлочка – иголочка

.

И.п. – сед с прямыми ногами, руки вниз.

Тяжело пушистые веточки держать

.

-руки вперёд, коснуться носков. И.п.

4. «Сухие ветки»

Сухие ветки спилили, на землю положили

И.п. – лёжа на животе. 1-4 перекаты со спины на живот

Ветер задувает, ветки по земле катает.

И обратно. И.п.

5.«Листики»

Ветер листья все срывает, листья скручиваются

И.п. лёжа на спине, ноги согнуты в коленях ,руки в обхват –

и на ветру летают.

назад.

6. «Осинка»

А вот осинка тонкая смеётся, словно речка звонкая

И.п. о.с. Прыжки (ноги сомкнуть врозь) и в чередовании с ходьбой

7. «Дровосек»

(упр. на дыхание)

А вот сухие ветки рубит дровосек

»

Ходьба обычная

До свидания, лес зелёный, мы уходим в д.сад.

«Цветы»

Ходьба обычная.

Тёмным лесом и зелёным лугом

Ходьба высоко поднимая колени.

Мы шагаем дружно друг за другом

Ходьба обычная

Чтоб цветы не помять, ноги поднимаем

Ходьба змейкой

И меж деревьями змейкой шагаем.

Ходьба в быстром темпе

.

И опять мы ходим полем, лесом, лугом

Ходьба обычная.

Ищем мы цветочки, чтоб сплести веночки

Построение в круг

Вот букет огромный

Вскоре мы собрали

И ковёр нарядный

На траве соткали.

ОРУ:

1.

«Лепестки распускаются»

И.п. – стойка на носках, руки вверх, сведены тыльными сторонами

«Наши нежные цветочки распускают лепестки»

кистей рук. 1-руки в стороны. 2-вернуться в и.п.

2.

«Лепестки колышутся»

И.п. –стоя на коленях, руки вверх.

«Ветерок чуть дышит, лепестки колышит»

1-4 наклоны туловища и рук из стороны в сторону.

3.

«Лепестки закрываются»

И.п. сед с прямыми ногами, руки в стороны.

«Наши алые цветки закрывают лепестки»

1-руки к носкам ног. 2- вернуться в и.п.

4.

«Цветы заснули»

И.п. –сед, ноги врозь, руки вдоль туловища.

Тихо засыпают, стебель наклоняют»

1-лечь на спину,2-вернуться в и.п.

5.

«Одуванчик»

« Шахматы»

«Пешка»

И.п. – ноги вместе, руки опущены.

1 – руки вытянуты вперёд,

2 – поднять вверх,

3 – вперёд,

4 – вернуться в и.п.

«Ладья»

И.п. –ноги на ширине плеч, руки на поясе.

1 – наклониться вправо,

2 – вперёд,

3 – наклониться влево,

4 – вернуться в и.п.

«Конь»

И.п. – ноги шире плеч, руки на плечах.

1 – поднять согнутую в колене правую ногу,

коснуться правым коленом левого локтя,

2 – вернуться в и.п.,

3 – поднять согнутую в колене левую ногу,

коснуться левым коленом правого локтя

4 – вернуться в и.п.

«Слон»

И.п. – ноги широко расставить, руки за спиной.

Присесть, перенести центр тяжести на правую ногу,

Левую выпрямить, то же проделать в левую сторону.

«Ферзь»

И.п. – ноги вместе, руки на поясе. Попрыгать на двух

Ногах вперёд, назад, влево, вправо; наискосок вперёд вправо,

вперёд влево, назад вправо, назад влево (16 прыжков в три захода)

«Король»

И.п. - о.с., руки вверху. Поворачивать туловище вокруг своей оси, в одну и

другу сторону.



В раздел образования