Автор: Файзиева Екатерина Ахмадовна
Должность: студент
Учебное заведение: ФГБОУ ВО ИГУ
Населённый пункт: Иркутск, Иркутская область
Наименование материала: статья
Тема: Электронное языковое портфолио как инновационная технология формирования профессиональных компетенций учащихся педагогических классов
Раздел: высшее образование
УДК 004.9
ЭЛЕКТРОННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ПОРТФОЛИО КАК
ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КЛАССОВ
Студент: Файзиева Екатерина Ахмадовна
Научный руководитель: Гончарова Татьяна Владимировна
Россия, Иркутск, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет»
Резюме. Для эффективного формирования и закрепления профессиональных
навыков учащихся, получаемых в процессе обучения, в настоящее время
успешно
применяются
различные
инновационные
технологии,
способствующие
достижению
указанных
целей.
Одним
из
аспектов
современной системы образования, использование которого ведет
к
значительному
росту
профессиональных
компетенций
учащихся
педагогических
классов,
является
такое
направление
инновационных
технологий как электронное языковое портфолио.
Ключевые слова.
Инновационные технологии, электронное языковое
портфолио, профессиональные компетенции, рефлексивные навыки.
Развитие высококлассных умений
в
обучении,
направленных
на
достижение
компетенций
в
различных
сферах,
главным
образом
ориентировано на фактическую основу, которая является важной целью
обучения
новому
материалу
в
условиях
использования
современных
алгоритмов
и
методов
в
различных
сферах
[Воротникова,
2016].
Использование инновационных технологий в образовательной деятельности
содействует
увеличению
познавательной
и
созидательной
активности
учащихся, активизирует понятие, развивает самостоятельность, формирует
способность
применять
оптимальные
методы
усвоения
знаний
на
теоретических и практических занятиях [Полонский 2012].
С
целью
повышения
уровня
эффективности
просветительского
процесса
большое
внимание
уделяется
обучению
посредством
информационных
технологий,
вносящих
неоспоримый
вклад
в
формирование и развитие познавательной деятельности, компетентности
учащихся. Методы, базирующиеся на использовании компьютеров, относят к
прикладным информационным технологиям.
В настоящее время одной из приоритетных задач стала цель
оптимизации схемы образовательного процесса согласно изучаемым курсам.
Результатом
изучения
образовательной
программы
становится
сформированная
у
обучающегося
совокупность
компетенций
общекультурной и высококлассной ориентированности, позиционируемых
как миссия обучения в рамках компетентностного подхода.
Одним из направлений инновационных технологий в формировании
высококлассных компетенций учащихся педагогических классов является
электронное
языковое
портфолио.
Этот
творческий
способ
структурирования
и
презентации
собственных
достижений
в
образовательном процессе способствует объективной оценке уровня общих и
профессиональных компетенций обучающихся.
Электронное языковое портфолио представляет собой совокупность
материалов, размещенных на электронном носителе либо в сети интернет,
подтверждающую
результаты
обучения
и
позволяющую
учащемуся
независимо
либо
с
помощью
преподавателя
дать
оценку
объему
проделаннной работы, динамике прогресса, а также осветить задачи для
дальнейшей работы. Использование электронного языкового портфолио в
условиях современной системы образования содержит положительные
результаты и играет важную роль по причине того, что, в силу мирового
прогресса и модернизации различных направлений жизнедеятельности,
система образования должна в ногу со временем изменяться в сторону
инновационных
открытий.
Таким
образом,
преображается
алгоритм
обучения, образуются новые его формы, методы контролирования и
самоконтроля учащихся.
Результативность обучения во многом определяется
эффективностью организации контроля усвоения программы и развития
полученных навыков.
Контроль основывается на постоянном сравнении результатов -
прошлых, настоящих и будущих. Контроль должен быть систематическим,
объективным, быстрым, рациональным, а, значит, эффективным. Портфолио
позволяет получить преподавателям достаточное количество информации, на
основании которой можно оценить прогресс либо регресс обучающегося и
принимать решения. В некоторых случаях портфолио - это один из способов
в программе аттестации учащегося, направленных на подтверждение записи
достижений либо итоговых работ [Анусене, Каваляускене, Каминскене,
2007].
Действенным
рычагом
повышения
своих
профессиональных
компетенций и выявления недочетов и ошибок в процессе усвоения
полученных знаний является самоконтроль. При самоконтроле в педагогике
систематически проводится мониторинг, изучение и самоанализ учащимся
полученных знаний, умений и навыков в процессе обучения, сравнение
итоговых результатов в динамике. Особую роль имеет способность и навык
учащихся
реализовывать
объективную
самооценку
и
осуществлять
самоконтроль
в
ходе
освоения
ими
профессиональной
компетенцией. Портфолио
призвано
служить
средством
мотивации
обучающегося к работе на протяжении всего учебного периода [Анусене,
Каваляускене, Каминскене, 2007].
Одной из положительных сторон электронного языкового портфолио
является рефлективная специфика обучения. Формированию необходимых
навыков рефлексии и оценки результатов образовательной деятельности
эффективно помогает электронное языковое портфолио. Оно является одним
из самых современных и перспективных технологических средств и
используется
как
важный
инструмент,
позволяющий
представить
и
проанализировать достижения учащегося при овладении новым материалом.
В отличие от обычных портфолио на бумажном носителе, электронные
портфолио, основанные на цифровых технологиях, могут легко храниться на
на электронном носителе
или
в
Интернете
[Анусене,
Каваляускене,
Каминскене, 2007]. Термин «портфолио» прибыло в педагогику из области
искусства, политики и бизнеса. Слово «портфолио» пришло из английского
языка и означает предмет для хранения и переноски письменных работ,
документов и т. д.; в переводе с итальянского языка обозначает «папка с
документами», «папка специалиста»; переводится с французского как
«излагать», «формулировать», «нести» и «лист», «страница» или «досье»,
«собрание достижений» [Безруких, 2002]. Таким образом, портфолио
является сборником достижений в виде документов, работ специалиста
какой-либо сферы деятельности. Оно является перспективным средством
обучения новейшему материалу. Языковое электронное портфолио относится
к альтернативной форме контроля, позволяющей получить информацию о
динамике учебного и профессионального формирования обучаемых, и
характеризуется
возможностью
реализации
систематизированного
самоконтроля.
Электронное
языковое
портфолио
основывается
на
основных
принципах технологии, которыми являются следующие:
1.
Самооценка
результатов (первоначальных,
промежуточных,
итоговых) по итогам освоения изученного материала. Ход обучения
составляется
с
учетом
того,
чтобы
учащийся
имел
возможность
самостоятельно оценить каждую выполненную работу.
2.
Систематичность
и
регулярность
самомониторинга,
позволяющие учащемуся сравнить свои результаты и уровень изменения их в
динамике. При этом обучающемуся доступны при необходимости анализ,
работа над ошибками, отбор наиболее высококлассных работ.
3.
Самостоятельность мышления. Применение учебной схемы и ее
составляющих стимулирует у каждого учащегося организованность и
собранность при выборе решений, принятии им на себя ответственности за
собственные результаты в ходе обучения.
4.
Структуризация
материалов
портфолио,
упорядоченность
и
конспективность всех письменных пояснений, тематическое распределение и
сортировка по уровню сложности работ.
5.
Целостность
и
завершенность
включенных
в
портфолио
материалов, что влияет на полноту оценки окончательных итогов.
6.
Творческое эстетичное оформление, разработка которого ведет
учащегося к обретению дополнительных технологических навыков.
7.
Наглядность
в
интерпретации
материалов,
составляющих
содержание портфолио ученика, удобство в доступности к качественному
анализу входящих в него компонентов.
В
качестве
оптимального
варианта
можно
рекомендовать
к
использованию
следующую
общую структуру
электронного
языкового
портфолио:
1.
Заголовки каталога и подкаталогов;
2.
Файл, отражающий содержание портфолио;
3.
Разделы по периодам обучения;
4.
Анкета учащегося;
5.
Языковой паспорт;
6.
Языковой портрет учащегося;
7.
Контрольные работы;
8.
Творческие работы;
9.
Домашние задания;
10.
Наградные документы за участие в конкурсах, олимпиадах;
11.
Оценочные контрольные листы самооценки;
12.
Дополнительные материалы.
Заголовки в портфолио, как правило, оформляются учащимися по
собственному
желанию,
но,
придерживаясь
общепринятых
правил.
Обязательными являются наличие имени, фамилии.
Файл содержания портфолио должен включать сведения обо всех
имеющихся материалах с точным указанием их наименований.
Материалы должны быть обязательно разграничены по периодам
(месяц, год и т. п.) для возможности удобного их использования при
дальнейшем анализе.
Языковой
паспорт
содержит
записи
и
отметки
в
отношении
достижений
обучающегося,
которые
постоянно
дополняются
новой
информацией. Языковой паспорт содержит отметки подтверждения своих
успехов. Учащимся очень полезно вести учет личных достижений (отмечать
результаты контрольных работ, успехи и перспективы). Это позволит
рационализировать схему оценки своего уровня овладения материалом и в
случае необходимости вовремя проводить соответствующие корректировки.
Выстраивание собственной траектории в приобретении теоритических
знаний
и
практических
навыков
начинается
с
понимания
сущности
возникшей проблемной ситуации, постановки цели на определенный период
и успешного разрешения выявленной проблемы. Поэтому большое внимание
уделяется созданию, защите и хранению не только контрольных и домашних,
но
и
творческих
работ. Творческие
работы помогают
овладеть
соответствующими навыками для определенного уровня коммуникативной
компетенции, сопоставить их с важнейшими для себя потребностями. На
основании этого учащийся учится самостоятельно производить оценку и
ставить перед собой необходимые задачи, оптимально подбирать материалы,
выбирать эффективные приемы ознакомления с материалом.
Для развития рефлексивной самомнения, осознания учащимися своих
потребностей в изучении материала, отслеживания динамики развития
профессиональных навыков в портфолио вносятся контрольные листы
самооценки, опросники, могут использоваться оценочные шкалы и градации.
При помещении в портфолио грамот, дипломов и иных наград,
отражающих
формы
положительных
отзывов
достижений
учащегося,
создается принцип осознания успешности, тем самым повышается мотивация
к дальнейшему изучению предмета.
В течение учебного периода на выбор учащегося в портфолио могут
быть добавлены дополнительные материалы, сопряженные тематически с
вышеназванными работами. В качестве дополнительных материалов в
портфолио могут также храниться интересные разработки, материалы
конкурсов и пр.
В конце учебного периода (месяц, год и т. п.), как правило,
производится оценка портфолио. Рефлексия включает отзывы преподавателя
о портфолио. Учащийся определяет свой уровень владения материалом по
алгоритму
самооценки.
Он
тщательно
изучает
представление
профессиональных навыков в листах самооценки, а затем отмечает те
навыки, которыми он, по его мнению, уже обладает, и те, которыми ему
предстоит овладеть. Преподаватель помогает учащемуся увидеть свои
достижения и наметить наилучшие пути устранения недостатков. Миссия
данной работы – выработанная самооценка учащегося в виде рассуждений,
аргументирований, объяснений. Периодически по окончании намеченного
периода времени, учащиеся могут проводить презентацию портфолио перед
аудиторией с целью показа своих улучшений. Также мотивационной идеей в
изучении материала является проведение конкурса на лучшее портфолио
среди обучающихся. Электронное языковое портфолио способствует более
слаженному,
целенаправленному
и
эффективному
труду,
в
который
вовлечены прежде всего сами учащиеся, а также преподаватели. Эта
деятельность выходит далеко за границы учебных занятий и предоставляет
абсолютно перед каждым учеником новые улучшенные возможности
изучения дисциплин. [Разу, 2010]. Данный проект показывает, что языковое
портфолио:
- повышает мотивацию учащихся к изучению материала;
- повышает ответственность учащихся за свои результаты в обучении;
- развивает способность к анализу учебного материала, вырабатывает
рефлексивную культуру учащихся;
- формирует навыки самооценки собственных достижений;
- позволяет настроить индивидуальную образовательную методику при
индивидуальном подходе к учащемуся.
Для оценки приобретаемых знаний и профессиональных навыков может
применяться специальная шкала оценок степени владения материалом на
конкретный момент.
Электронное языковое портфолио поможет сделать процесс обучения и
оценку уровня владения полученными знаниями более наглядным; позволит
учащемуся строить алгоритм дальнейшего обучения и поспособствует
развитию его профессиональных навыков.
Рефлексия дает учащемуся
возможность оценить темп своего уровня по мере обучения, сильные и
слабые стороны при обучении, а также планировать дальнейшие шаги с
целью повышения уровня своих компетенций. При работе с рефлексией в
обучении учащийся приобретает навык в умении анализировать имеющиеся
факты, представленные в той или иной форме, сравнивать свои работы и
информацию и делать на основе сравнения полезные для себя выводы.
Использование
электронного
языкового
портфолио
содействует
углубленному и регулярному изучению отдельных дисциплин и развитию
профессиональной мобильности учащихся после успешного окончания
обучения, оно содействует развитию профессиональных компетенций,
самостоятельности
учащихся,
а
также
повышению
академической
успеваемости. Применение электронного языкового портфолио стимулирует
развитие также ответственности учащегося, повышает его мотивацию в
учебе, делает рост в обучении заметным самому учащемуся, помогает
планировать
дальнейшие
действия
и
формирует
так
называемую
мобильность учащегося [Смолянинова, Назаренко, 2012]. Таким образом,
электронное языковое портфолио – это эффективная форма инновационной
технологии, позволяющая качественно обеспечить учащихся, преподавателей
информацией о динамике уровня освоения новыми навыками и материалами
учащегося в области изучаемых направлений.
С помощью электронного портфолио, кроме всего изложенного,
учащийся получает возможность формирования своего личного цифрового
пространства,
включающего
разнообразие
файлов,
записей
и
т.
д.
Обучающийся может эффектно изобразить свои достижения, используя
цифровой формат.
Метод использования электронного языкового портфолио является
эффективной инновационной технологией в обучении. Учебные электронные
портфолио представляют новый способ развития схемы оценки, показывают
возможные направления модернизациии классической системы, формируют
современную трактовку одного из вариантов учебного процесса.
Источники:
1.
Развитие профессиональной мобильности студентов средствами
электронного
языкового
портфолио:
доктор
педагогических
наук
Смолянинова О.Г., ст. преподаватель кафедры Информационных технологий
образования Назаренко Е.М., 2012.
2.
Воротникова Е.А. Современные педагогические технологии как
способ формирования общих компетенций // Проблемы и перспективы
развития образования в России. 2016. №40.
3.
Анусене
Лилия,
Каваляускене
Галина,
Каминскене
Лигия
Электронный
языковой
портфолио
в
университете:
инструмент
для
непрерывной
учебы
//
Образование
через
всю
жизнь:
непрерывное
образование в интересах устойчивого развития. 2007.
4.
Управление проектом. Основы проектного управления: учебник /
коллектив авторов; под ред. проф. М.Л. Разу. – 3-е изд., М.: КНО, 2010. – 760
c.
5.
Инновации в науке: материалы XIV Междунар. заочной науч.-
практ.конф., 19 ноября 2012 г., Новосибирск / отв. ред. Я. А. Полонский. —
Новосибирск : Изд. «СибАК», 2012. — 154 с.
6.
Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред.
Б.М. Бим-Бад.; редкол.: М.М. Безруких [и др.] - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2002. – 528 с.
ELECTRONIC LANGUAGE PORTFOLIO AS AN INNOVATIVE
TECHNOLOGY FOR FORMING PROFESSIONAL COMPETENCIES OF
TEACHING CLASS STUDENTS
Fayzieva Ekaterina Akhmadovna
Irkutsk, Russia
Summary. To effectively form and consolidate the professional skills of students
acquired in the learning process, various innovative technologies are currently
being successfully used to help achieve these goals. One of the aspects of the
modern education system, the use of which leads to a significant increase in the
professional competencies of students in pedagogical classes, is such an area of
innovative technologies as an electronic language portfolio.
Keywords. Innovative technologies, electronic language portfolio, professional
competencies, reflective skills.