Математическая модель распределения потоков отходов
Автор: Олимпиев Александр Владимирович Должность: преподаватель Учебное заведение: Колледж "Царицыно" Населённый пункт: Москва Наименование материала: Экономический проект Тема: Математическая модель распределения потоков отходов Раздел: среднее профессиональное
отходов
Автор: Олимпиев Александр Владимирович
Должность: преподаватель колледжа “Царицыно”
Введение
В
Московском
регионе
ежегодно
образуется
свыше
15
млн.
тонн
отходов,
причем
вторично
используется
не
более
12%.
В
условиях
постоянного
увеличения
дальности
их
транспортирования
и
массового
закрытия
полигонов
в
регионе
активно
развивается
хо р о шо
зарекомендовавшая
себя
за
границей
технология
вывоза
отходов
через
мусоросортировочные
станции
(МСС).
Данная
технология
позволяет
существенно
повысить
рентабельность
перевозок,
увеличить
объемы
извлекаемого
вторсырья,
снизить
пробеги
подвижного
состава,
улучшить
экологическую обстановку и продлить сроки эксплуатации полигонов [2].
В настоящее время автотранспортные предприятия (АТП) Московского
региона
осуществляют
распределение
потоков
отходов
между
своими
клиентами и МСС, а также между МСС и пунктами приема вторсырья
(полигонами)
преимущественно
по
территориальному
принципу.
Сложившаяся
практика
удобна
при
планировании
перевозок,
но
часто
приводит к существенному ухудшению базисных экономических показателей
эффективности
их
работы
[1].
Существующие
экономико-математические
модели
не
могут
быть
использованы
для
описания
транспортно-
логистической системы вывоза мусора, так как не учитывают специфические
особенности технологии вывоза отходов через МСС.
Прибыль
является
о сновным
комплексными
п о ка з ат е л я м и
эффективности
работы
любого
АТП,
поэтому
необходимо
распределять
грузопотоки так, чтобы получить максимальное значение данного показателя
[3].
Целью
исследования
как
раз
и
является
разработка
экономико-
математической модели распределения потоков отходов, которая позволит
АТП
получить
максимальную
прибыль.
В
качестве
определяемых
неизвестных
выступают
геометрические
объемы
перевозимых
отходов
в
транспортно-логистической системе вывоза мусора.
Задачей исследования
является выявление специфических особенностей технологии вывоза отходов
через мусоросортировочные станции, которые будут учтены в экономико-
математической модели.
Постановка и решение проблемы
АТП, осуществляющее вывоз отходов через сеть собственных МСС, его
клиенты,
а
также
полигоны
и
пункты
приема
вторсырья
формируют
в
Московском
регионе
транспортно-логистическую
систему
вывоза
мусора.
Анализ ее работы показал, что функциями клиентов являются: образование,
сбор
и
накопление
отходов,
подача
заявок
на
их
вывоз,
осуществление
платежей за предоставляемые услуги. Функциями АТП, осуществляющего
вывоз отходов через собственные МСС, являются: транспортировка отходов,
проведение
работ
по
их
уплотнению
и
сортировке,
осуществление
необходимых
платежей
и
продажа
вторсырья.
Функциями
полигонов
и
пунктов приема вторсырья являются: прием отходов, проведение дальнейших
операций с ними и осуществление необходимых платежей.
В исследовании выявлены специфические особенности используемой в
Московском
регионе
технологии
вывоза
отходов
через
МСС,
которые
заключаются
в
следующем:
МСС
принадлежат
о р г а низ а ция м ,
осуществляющим
вывоз
мусора;
данные
организации
занимаются
самостоятельной
реализацией
вторсырья
и
несут
расходы
не
только
на
транспортировку, но и на утилизацию отходов; суммарный геометрический
объем
отходов,
вывезенных
от
клиентов,
из-за
проводимого
на
МСС
уплотнения с извлечением вторсырья существенно превышает суммарный
геометрический объем отходов, доставленных на полигоны и пункты приема
вторсырья.
Представленная
далее
экономико-математиче ская
м од е ль
распределения потоков
отходов в Московском регионе предназначена для
использования
специализированными
АТП,
осуществляющими
вывоз
отходов через собственные мусоросортировочные станции. Она позволяет
наиболее
экономически
эффективно
распределять
материальные
потоки
отходов
между
своими
клиентами
и
МСС,
МСС
и
пунктами
приема
вторсырья, а также МСС и полигонами.
Рассматривается
наиболее
часто
встречающийся
случай,
когда
собранные у клиентов отходы отвозятся на МСС. На МСС проводится их
обработка
с
извлечением
вторсырья,
после
которой
брикеты
с
отсортированным вторсырьем поставляют в пункты его приема, а брикеты с
отходами,
которые
не
могут
быть
использованы
вторично,
вывозят
на
полигоны. Отходы могут быть перевезены от клиентов на любую из МСС, а с
МСС вывезены в любой пункт приема вторсырья или полигон.
Известно:
m – количество клиентов;
n – количество МСС;
p – количество пунктов приема вторсырья;
b – количество полигонов;
Q
iA
– объем вывозимых отходов от i-го клиента;
Q
jBmax
– максимальный объем поставок в j-ю МСС;
Q
kCmax
– максимальный объем поставок в k-й пункт приема вторсырья;
Q
aDmax
– максимальный объем поставок в a-й полигон;
С
iA
– тариф на вывоз 1 м
3
отходов от i-го клиента;
С
jB
– себестоимость переработки 1 м
3
отходов в j-й МСС;
C
kC
–
средний
тариф
на
покупку
1
тонны
отходов
в k-м пункте приема
вторсырья;
С
аD
– тариф на утилизацию 1 м
3
отходов в а-ом полигоне;
C
AB
– себестоимость транспортировки 1 м
3
отходов на 1 км от клиента до
МСС;
C
BD
– себестоимость транспортировки 1 м
3
отходов на 1 км от МСС до
полигона;
C
BC
– себестоимость транспортировки 1 м
3
отходов на 1 км от МСС до пункта
приема вторсырья;
j
– коэффициент уплотнения отходов в j-й МСС;
j
- средняя плотность вторсырья в брикетах в j-й МСС;
j
– коэффициент извлечения вторсырья в j-й МСС;
L
ijAB
– расстояние от i-го клиента до j-й МСС;
L
jkBC
– расстояние от j-й МСС до k-го пункта приема вторсырья;
L
jаBD
– расстояние от j-й МСС до а-го полигона.
Необходимо осуществить такое распределение потоков отходов между
клиентами и МСС, МСС и пунктами приема вторсырья, а также МСС и
полигонами ,
чтобы
АТП,
осуществляющее
вывоз
отходов,
получило
максимальную прибыль . Схема распределения потоков отходов представлена
на рис.1.
Рисунок 1 – Схема распределения потоков отходов
В качестве критерия оптимизации принимается “максимум прибыли”.
Целевая функция прибыли учитывает затраты на транспортировку отходов, их
переработку на мусоросортировочных станциях и затраты на утилизацию на
полигонах той части отходов, которая не может быть использована вторично, а
также
доходы
от
предоставления
услуг
по
вывозу
отходов
и
продажи
отсортированного на МСС вторсырья пунктам его приема.
С учетом известных данных, функция прибыли принимает следующий
вид:
max,
Q
C
Q
C
Q
L
C
Q
L
C
Q
L
C
Q
C
ρ
Q
С
П
m
1
i
n
1
j
b
1
а
аD
aD
A
ij
jB
n
1
j
b
1
а
jаа
jaBD
BD
m
1
i
n
1
j
n
1
j
p
1
k
jkC
jkBC
BC
ijA
ijAB
AB
m
1
i
jkC
n
1
j
p
1
k
kC
j
iA
iA
где Q
ijA
– объем перевозок отходов от i-го клиента в j-ю МСС;
Q
jkC
– объем перевозок отходов с j-й МСС в k-й пункт приема вторсырья;
Q
jаD
– объем перевозок отходов с j-й МСС в а-й полигон;
Q
аD
– объем поставок отходов в а-й полигон.
Из-за специфических особенностей технологии вывоза отходов через
МСС вводится следующая система ограничений:
1...n
j
1...b,
a
0,
Q
1...b
a
,
Q
Q
1...b
a
,
Q
Q
Q
γ
)
ε
(1
Q
1...p
k
1...n,
j
0,
Q
1...p
k
,
Q
Q
1...n
j
1...m,
i
0,
Q
1...m
i
,
Q
Q
1...n
j
,
Q
Q
1...p
k
,
Q
Q
Q
γ
ε
Q
jaD
n
1
j
jaD
aD
aDmax
aD
b
1
a
m
1
i
n
1
j
ijA
1
j
j
aD
jkC
n
1
j
jkC
kC
ijA
n
1
j
ijA
iA
m
1
i
jBmax
ijA
kCmax
kC
p
1
k
m
1
i
n
1
j
ijA
1
j
j
kC
Заключение
Использование
автотранспортными
предприятиями
Московского
региона представленной экономико-математической модели, учитывающей
специфические
особенности
технологии
перевозки
отходов
через
МСС,
позволит им получать максимальную прибыль.
В
условиях
жесточайшей
конкуренции
на
рынке
услуг
по
вывозу
отходов добиться успехов может лишь то АТП, которое сможет внедрить в
транспортный
процесс
технологию JIT и вывозить мусор с соблюдением
жестких
временных
ограничений.
Поэтому
дальнейшие
исследования
по
тематике
работы
целесообразно
проводить
в
направлении
обеспечения
своевременного вывоза отходов от клиентов.
Список используемой литературы:
1.
Гуджоян,
О.П.
Инженерная
защита
окружающей
среды
при
обращении с отходами производства и потребления / О.П. Гуджоян, Ю.В.
Трофименко, Н.А. Атрохов, Е.С. Сидорова. – М.: МАДИ, 2015. – 232 с.
2. Иванова, Н.А. Мусорный коллапс / Н.А. Иванова // Метро. – 2015. -
№201. – С. 4-5.
3. Миротин, Л.Б. Эффективная логистика / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев,
О.Г. Порошина. – М.: Экзамен, 2002. – 160 с.