"Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности"
Автор: Келехсаева Элла Юрьевна Должность: педагог по изо Учебное заведение: МАУ ДО ЦЭВД "Творчество" Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-АЛАНИЯ Наименование материала: методическая разработка Тема: "Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности" Раздел: дополнительное образование
в изобразительной деятельности
Рассмотрим понятие этнокультурная терпимость как такое качество личности, которое
проявляется в эмпатии, уважении и признании обычаев, традиций, культуры, убеждений и
верований представителей других народов.
Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и
почувствовать через «диалог культур», побудило создать программу художественно-
творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности, включающую
этнокультурный компонент.
Цель программы: формирование и развитие у детей культурологической компетентности
(умения сопоставлять культуры разных народов, выявлять их особенности и общие
черты), формирование способности к культурной идентификации, воспитание свободной,
творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные
ценности, личности – носительницы этнической культуры и одновременно способной
усваивать традиции, культуру других наций.
В соответствии с этой целью были выделены основные задачи развития этнокультурной
терпимости ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной
деятельности:
усвоение общечеловеческих ценностей в ходе ознакомления с произведениями
мировой и отечественной культуры;
развитие эмпатии, доброжелательного отношения к людям и позитивного
отношения к себе, потребности в положительной оценке («Я хороший»), веры в
себя, в свои возможности («Я могу»), чувства собственного достоинства;
развитие коммуникативных и творческих способностей , воображения,
исполнительских навыков.
Программа включает цикл занятий на темы: «Настроение», «Люди вокруг нас», «Моя
республика – Северная Осетия», «Волшебные сказки народов мира», «Народные
праздники».
В цикл «Настроение» входят занятия «Я рисую радость», «Я рисую грусть», которые
проходят в форме ознакомления с натюрмортом как жанром; при этом дети стараются
понять чувства художника, его отношение к изображаемому. Содержание этих занятий
включает следующие задачи:
1
развивать интерес к собственным переживаниям, стремление выразить свое
настроение в разных жанрах живописи;
формировать эмпатию (способность сопереживать, сочувствовать другим людям);
Учить рисовать детей по замыслу (впечатления от музыки, живописных
произведений);
учить выбирать самостоятельно и использовать средства художественной
выразительности, продолжать прививать исполнительские навыки при работе с
художественными материалами.
Цикл «Люди вокруг нас» включает занятия на темы: «Картины - портреты» (знакомство с
портретной живописью: Рембрандт. «Старик в красном», «Старуха»; В. Боровиковский.
«Портрет В. Лопухиной»; З. Серебрякова. «Автопортрет», «Дети»; В. Тропинин «Портрет
девочки с маками»; А. Васильева. «Мама»; и др.).
Цели занятия:
развитие интереса к портретной живописи;
обогащение представлений о людях разного возраста и разных исторических эпох;
формирования культуры познания человека, изображенного на картине;
развитие эмпатии, коммуникативных способностей: умения встать на точку зрения
другого человека, принять его позицию, посмотреть на себя со стороны, выбрать
адекватный ситуации способ поведения и общения;
развитие художественной культуры, творческого воображения, исполнительских
навыков.
Подготовка к циклам занятий «Моя республика – Северная Осетия», «Народные
праздники», «Осетинские сказки» осуществлялась в процессе приобщения детей к
региональному культурному наследию. На протяжении года дети на занятиях знакомились
с художественной литературой, с образцами национального, в том числе местного
фольклора, народными художественными промыслами, национальными культурными
традициями, с творчеством художников, поэтов, композиторов.
Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения
к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему является
приобщение детей к этнокультуре и быту.
Этнокультура входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой,
декоративно-прикладным искусством.
Знакомя детей с резьбой по дереву и ювелирным мастерством, вышивкой, аппликацией и
шитьем на примере осетинского национального костюма, а также с костюмами других
народов, населяющих нашу республику. На занятиях и праздниках дети знакомятся с
деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль.
2
Предметом познания является также архитектура как часть народного искусства,
связанная с этнокультурой и с природной средой. Дети получают представление о
деревянном доме и современном панельном здании, находят общее и различие между
ними. Узнают о старинных каменных постройках (башнях) в горах республики,
рубленном деревянном доме, расписном тереме и т. д.
В процессе работы мы используем следующие формы приобщения обучающихся к
региональному культурному наследию:
o
познавательные беседы;
o
организация утренников, развлечений, посвященных народным праздникам;
o
посещение музеев (Национальный художественный музей изобразительного
искусства, краеведческий музей);
o
экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам Владикавказа;
o
продуктивная, в том числе творческая, деятельность самих детей.
На занятиях по изобразительной деятельности перед выполнением заданий (рисование,
декоративно-прикладное творчество) с детьми проводились беседы на темы: «Мой город
Владикавказ», «Праздники (Новый Год, Рождество, обряд языческих гаданий,
Масленица)», «Как одевались люди в старину» (выполнение коллективного панно
«Старый город»), «Девичий головной убор осетинки», «»Русский сарафан , «Богатыри»
(рисование), «Осетинский орнамент» (рисование).
Работа направлена на развитие интереса к народным традициям, обогащение
представлений детей о национальном костюме народов России.
Тема:
Волшебная страна
(сюжетное рисование)
Цель . Формирование этнокультурной терпимости средствами изодеятельности
3
Задачи.
Образующие:
-
продолжить учить детей способами рисования гуашью, использовать навыки и
умения, полученные на предыдущих занятиях
-
способствовать появлению замысла, образа при выполнении работы, продолжать
знакомить с основами композиции
-
закрепить понятие «теплые и холодные цвета»
Развивающие:
-
развивать коммуникативные способности детей, эмпатию, образное мышление,
мелкую моторику
-
продолжить развивать чувство цвета – учить познавать и использовать в работе
холодные и теплые оттенки, выдерживать заданный колорит.
Воспитывающие:
-
способствовать формированию интереса к сказкам народов, населяющих нашу
республику.
-
формировать эстетические чувства, умение выражать эмоционально-личностное
отношение к героям сказок.
Предварительная работа.
Чтение сказок разных народов, беседы с детьми об их отношении к персонажам сказок.
Ход занятия
I этап, подготовительный
Педагог.
У нас в республике живут представители разных народов. Какие сказки этих народов вы
знаете? (Дети называют русские, осетинские, армянские, украинские, белорусские,
грузинские сказки).
Сегодня мы на воздушных шарах улетим в волшебную страну этих сказок. Вход – в
соответствии с цветом пригласительных билетов: у кого билеты теплого цвета – садятся в
шар теплого цвета, к кого холодного – в шар холодного цвета. Желтый шар летит в
волшебную Теплую страну, где в сиянии солнца, в тепле живут добрые персонажи сказок.
Кого вы видите? (Дети называют добрых героев сказок). Синий шар летит в сторону
волшебной Холодной страны, где среди льдов, в холодном сиянии айсбергов, под
колючими ветрами живут злые персонажи сказок. Кого вы видите? Назовите их. (Дети
называют отрицательных героев сказок) .
II этап, ориентировочный
Педагог.
4
Мы с вами побывали в волшебной стране добрых и злых персонажей сказок. Давайте
нарисуем их, а потом разместим добрых на листе теплого цвета – вот на этом (показывает
на заранее приготовленный фон), а злых – на листе холодного цвета. И тогда у нас
получится одно большое царство-государство под названием «Волшебная страна сказок
народов нашей России», где все герои дружно живут, летают к друг другу в гости на
воздушных шарах. Нарисуем? Педагог показывает с чего начать, как и чем рисовать.
III этап, практический
IV этап, заключительный
Педагог.
Вот мы и закончили рисовать волшебную Страну сказок. Давайте посмотрим, что у нас
получилось. Хотелось бы узнать, из каких сказок в нашей стране собрались и дружно
живут сказочные герои. (Дети рассказывают). Молодцы! Вы справились с заданием.
Подводя итог, хочется отметить, что развитие этнокультурной терпимости детей
средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности требует
соблюдения определенных условий.
Содержание занятий должно строиться с учетом этнокультурного компонента,
принципов приоритетности регионального культурного наследия и интеграции всех
видов деятельности детей.
Необходимо использование коллективных форм художественной деятельности.
Целесообразно применение таких приемов, методов, как эмоциональный настрой и
художественное слово (использование музыкальных и поэтических образов).
Следует учить детей технологии рисования, его последовательности, вырабатывать
навыки работы с разными художественными материалами.
5