Напоминание

"Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности"


Автор: Келехсаева Элла Юрьевна
Должность: педагог по изо
Учебное заведение: МАУ ДО ЦЭВД "Творчество"
Населённый пункт: г.Владикавказ, РСО-АЛАНИЯ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие этнокультурной терпимости в изобразительной деятельности"
Раздел: дополнительное образование





Назад





Развитие этнокультурной терпимости

в изобразительной деятельности
Рассмотрим понятие этнокультурная терпимость как такое качество личности, которое проявляется в эмпатии, уважении и признании обычаев, традиций, культуры, убеждений и верований представителей других народов. Стремление показать ребенку, что уникальность родной культуры можно познать и почувствовать через «диалог культур», побудило создать программу художественно- творческого развития дошкольников в изобразительной деятельности, включающую этнокультурный компонент. Цель программы: формирование и развитие у детей культурологической компетентности (умения сопоставлять культуры разных народов, выявлять их особенности и общие черты), формирование способности к культурной идентификации, воспитание свободной, творчески мыслящей личности, ориентированной на общечеловеческие нравственные ценности, личности – носительницы этнической культуры и одновременно способной усваивать традиции, культуру других наций. В соответствии с этой целью были выделены основные
задачи развития этнокультурной

терпимости ребенка
средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности:  усвоение общечеловеческих ценностей в ходе ознакомления с произведениями мировой и отечественной культуры;  развитие эмпатии, доброжелательного отношения к людям и позитивного отношения к себе, потребности в положительной оценке («Я хороший»), веры в себя, в свои возможности («Я могу»), чувства собственного достоинства;  развитие коммуникативных и творческих способностей , воображения, исполнительских навыков. Программа включает цикл занятий на темы: «Настроение», «Люди вокруг нас», «Моя республика – Северная Осетия», «Волшебные сказки народов мира», «Народные праздники». В цикл «Настроение» входят занятия «Я рисую радость», «Я рисую грусть», которые проходят в форме ознакомления с натюрмортом как жанром; при этом дети стараются понять чувства художника, его отношение к изображаемому. Содержание этих занятий включает следующие задачи: 1
 развивать интерес к собственным переживаниям, стремление выразить свое настроение в разных жанрах живописи;  формировать эмпатию (способность сопереживать, сочувствовать другим людям);  Учить рисовать детей по замыслу (впечатления от музыки, живописных произведений);  учить выбирать самостоятельно и использовать средства художественной выразительности, продолжать прививать исполнительские навыки при работе с художественными материалами. Цикл «Люди вокруг нас» включает занятия на темы: «Картины - портреты» (знакомство с портретной живописью: Рембрандт. «Старик в красном», «Старуха»; В. Боровиковский. «Портрет В. Лопухиной»; З. Серебрякова. «Автопортрет», «Дети»; В. Тропинин «Портрет девочки с маками»; А. Васильева. «Мама»; и др.). Цели занятия:  развитие интереса к портретной живописи;  обогащение представлений о людях разного возраста и разных исторических эпох;  формирования культуры познания человека, изображенного на картине;  развитие эмпатии, коммуникативных способностей: умения встать на точку зрения другого человека, принять его позицию, посмотреть на себя со стороны, выбрать адекватный ситуации способ поведения и общения;  развитие художественной культуры, творческого воображения, исполнительских навыков. Подготовка к циклам занятий «Моя республика – Северная Осетия», «Народные праздники», «Осетинские сказки» осуществлялась в процессе приобщения детей к региональному культурному наследию. На протяжении года дети на занятиях знакомились с художественной литературой, с образцами национального, в том числе местного фольклора, народными художественными промыслами, национальными культурными традициями, с творчеством художников, поэтов, композиторов. Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию своего народа и чувства сопричастности к нему является приобщение детей к этнокультуре и быту. Этнокультура входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, декоративно-прикладным искусством. Знакомя детей с резьбой по дереву и ювелирным мастерством, вышивкой, аппликацией и шитьем на примере осетинского национального костюма, а также с костюмами других народов, населяющих нашу республику. На занятиях и праздниках дети знакомятся с деталями костюма, наряжаются в него, входят в определенную роль. 2
Предметом познания является также архитектура как часть народного искусства, связанная с этнокультурой и с природной средой. Дети получают представление о деревянном доме и современном панельном здании, находят общее и различие между ними. Узнают о старинных каменных постройках (башнях) в горах республики, рубленном деревянном доме, расписном тереме и т. д. В процессе работы мы используем следующие формы приобщения обучающихся к региональному культурному наследию: o познавательные беседы; o организация утренников, развлечений, посвященных народным праздникам; o посещение музеев (Национальный художественный музей изобразительного искусства, краеведческий музей); o экскурсии и целевые прогулки по достопримечательным местам Владикавказа; o продуктивная, в том числе творческая, деятельность самих детей. На занятиях по изобразительной деятельности перед выполнением заданий (рисование, декоративно-прикладное творчество) с детьми проводились беседы на темы: «Мой город Владикавказ», «Праздники (Новый Год, Рождество, обряд языческих гаданий, Масленица)», «Как одевались люди в старину» (выполнение коллективного панно «Старый город»), «Девичий головной убор осетинки», «»Русский сарафан , «Богатыри» (рисование), «Осетинский орнамент» (рисование). Работа направлена на развитие интереса к народным традициям, обогащение представлений детей о национальном костюме народов России.
Тема:

Волшебная страна

(сюжетное рисование)

Цель
. Формирование этнокультурной терпимости средствами изодеятельности 3

Задачи.

Образующие:
- продолжить учить детей способами рисования гуашью, использовать навыки и умения, полученные на предыдущих занятиях - способствовать появлению замысла, образа при выполнении работы, продолжать знакомить с основами композиции - закрепить понятие «теплые и холодные цвета»
Развивающие:
- развивать коммуникативные способности детей, эмпатию, образное мышление, мелкую моторику - продолжить развивать чувство цвета – учить познавать и использовать в работе холодные и теплые оттенки, выдерживать заданный колорит.
Воспитывающие:
- способствовать формированию интереса к сказкам народов, населяющих нашу республику. - формировать эстетические чувства, умение выражать эмоционально-личностное отношение к героям сказок.
Предварительная работа.
Чтение сказок разных народов, беседы с детьми об их отношении к персонажам сказок.
Ход занятия

I этап, подготовительный

Педагог.
У нас в республике живут представители разных народов. Какие сказки этих народов вы знаете? (Дети называют русские, осетинские, армянские, украинские, белорусские, грузинские сказки). Сегодня мы на воздушных шарах улетим в волшебную страну этих сказок. Вход – в соответствии с цветом пригласительных билетов: у кого билеты теплого цвета – садятся в шар теплого цвета, к кого холодного – в шар холодного цвета. Желтый шар летит в волшебную Теплую страну, где в сиянии солнца, в тепле живут добрые персонажи сказок. Кого вы видите? (Дети называют добрых героев сказок). Синий шар летит в сторону волшебной Холодной страны, где среди льдов, в холодном сиянии айсбергов, под колючими ветрами живут злые персонажи сказок. Кого вы видите? Назовите их. (Дети называют отрицательных героев сказок)
.

II этап, ориентировочный

Педагог.
4
Мы с вами побывали в волшебной стране добрых и злых персонажей сказок. Давайте нарисуем их, а потом разместим добрых на листе теплого цвета – вот на этом (показывает на заранее приготовленный фон), а злых – на листе холодного цвета. И тогда у нас получится одно большое царство-государство под названием «Волшебная страна сказок народов нашей России», где все герои дружно живут, летают к друг другу в гости на воздушных шарах. Нарисуем? Педагог показывает с чего начать, как и чем рисовать.
III этап, практический

IV этап, заключительный

Педагог.
Вот мы и закончили рисовать волшебную Страну сказок. Давайте посмотрим, что у нас получилось. Хотелось бы узнать, из каких сказок в нашей стране собрались и дружно живут сказочные герои. (Дети рассказывают). Молодцы! Вы справились с заданием. Подводя итог, хочется отметить, что развитие этнокультурной терпимости детей средствами изобразительного искусства и изобразительной деятельности требует соблюдения определенных условий.  Содержание занятий должно строиться с учетом этнокультурного компонента, принципов приоритетности регионального культурного наследия и интеграции всех видов деятельности детей.  Необходимо использование коллективных форм художественной деятельности.  Целесообразно применение таких приемов, методов, как эмоциональный настрой и художественное слово (использование музыкальных и поэтических образов).  Следует учить детей технологии рисования, его последовательности, вырабатывать навыки работы с разными художественными материалами. 5


В раздел образования