"Народное декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО"(из опыта работы детского объединения "Керамическая игрушка" МУДО "Дворец детского творчества г.о.Саранск)
Автор: Давыдова Наталья Викторовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МУДО "Дворец детского творчества" Населённый пункт: город Саранск, республика Мордовия Наименование материала: статья Тема: "Народное декоративно-прикладное искусство во внеурочной деятельности при введении ФГОС ОО"(из опыта работы детского объединения "Керамическая игрушка" МУДО "Дворец детского творчества г.о.Саранск) Раздел: дополнительное образование
искусство
во внеурочной деятельности при введении ФГОС
ОО»
(из опыта работы детского объединения «Керамическая
игрушка» отдела эстетического воспитания МУДО «Дворец
детского
творчества»
г.о.
Саранск
педагог
Давыдова
Наталья Викторовна)
Подготовила:
педагог дополнительного
образования Давыдова Н.В.
Народное
декоративно-прикладное
искусство
во
внеурочной
деятельности
при
введении
ФГОС
ОО
(из
опыта
работы
детского
объединения
«Керамическая
игрушка»
отдела
эстетического
воспитания
МОУ
ДОД
«Дворец
детского
творчества»
г.о.
Саранск
педагог
Давыдова Наталья Викторовна)
На
протяжении
всей
истории
человечества
народное
искусство
было
неотъемлемой
частью
национальной
культуры.
Народное
искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на
формирование
художественного
вкуса,
на
развитие
творческих
способностей учащихся, интереса школьников к народному творчеству.
На основе программы творческого объединения «Керамическая
игрушка» была составлена программа для работы по ФГОС с учетом
новых задач и требований на базах общеобразовательных школ. Занятия
проводятся 2 раза в неделю по 1 часу с первоклассниками.
В программу внесены темы по изучению и сохранению народного
промысла
и
т радиций
родного
края .
Они
соч ет ают ся
с
государственными,
народными,
православными
праздниками,
прививая любовь к народным традициям. Занятия строю с логическим
переходом от результата одного уровня к другому. Например: работа над
композицией «Масленица» состоит из нескольких занятий. На первом
занятии проводится беседа о «Масленице», чтение стихов, отгадывание
загадок и составление эскиза «Масленица». На втором лепим хоровод из
фигурок девочек и мальчиков. На третьем -
роспись работ, покрытие
лаком и сборка композиции. Также темы сочетаются с индивидуальной и
коллективной
формой
работы,
подбираются
так,
чтобы
отдельные
работы учащихся можно было объединить в общую композицию. При
этом
учитываю
психологические
и
индивидуальные
особенности.
Одарённые дети выполняют более сложные задания самостоятельно,
прослушав объяснение. Например: одаренный ребенок лепит фигурку
«Масленица», разобрав построение по таблице, а остальные учащиеся
поэтапно выполняют построение фигурок мальчиков и девочек под моим
руководством,
повторяя за мной каждый элемент. Если мы лепим
фигурку ёжика, то одаренный ребенок к этой фигурке может долепить
дополнительные элементы -
шляпу, бант, яблоко, гриб, лист и т. д.
Ребятам очень нравится работа над темой, посвященная мордовскому
празднику «Акша - келу». Они лепят хоровод у березки в мордовских
костюмах.
Ребята
раскрашивают
работы,
собирают
композицию
и
привязывают
к
веточкам
березы
ленточки.
В
процессе
работы
над
выполнением этой композиции учащиеся изучают мордовский костюм и
быт нашего народа.
В
программе
отведены
часы
на
изучение
народных
промыслов:
Филимоново, Дымково, Абашево. Тема семейных ценностей отображена
на занятиях «Моя семья», «Портрет мамы». По теме: «Легенды и мифы
народов мира» дети проявляют большую фантазию и творчество.
На занятиях прививаю учащимся любить свой город, народ, Родину.
Посещаем выставки, музеи. Провожу экскурсии по городу, лесу. Дети
учатся видеть красоту окружающего мира. На экскурсиях рассказываем
стихи о городе, осени, зиме, лете, весне. Наблюдаем за птицами, изучаем
строение деревьев, листьев и т.д. Все это нам пригодится, когда мы
начнем лепить композиции: «Осенняя полянка», «Пришла зима», «Скоро
лето!».
С
коллективными
композициями
и
индивидуальными
работами
учащиеся
принимают
участие
в
конкурсах,
выставках.
Это
большой
стимул и мотивация для них, они имеют возможность демонстрировать
свои достижения. В программе запланированы занятия для подготовки
детей
к
городским,
республиканским,
международным
конкурсам:
«Одаренные дети», «Пластилиновая ворона», «Подводный мир» и т. д.
К ярмарке -распродаже, которая проводится каждый год в парке им. А. С.
Пушкина дети с удовольствием лепят сувениры.
Беседы на темы о добре, справедливости, толерантном отношении,
помощи друг к другу формируют навыки ребенка в коллективе. Учат
быть доброжелательными, умеющими слушать и слышать собеседника,
обосновывать свою позицию и высказывать свое мнение. В результате
открытого и свободного обсуждения возникающих проблем приходим к
тому
или
иному
решению.
Демократический
стиль
общения
–
это
единственный реальный способ организовать сотрудничество педагога с
учащимися. На занятиях по темам «Подари сердце», «Сувенир другу»
ребята
лепят
сердечки
из
соленого
теста,
различные
фигурки.
Расписывают и покрывают лаком, завязывают бантики и дарят в классе
друг другу сувениры. У детей делается радостное настроение.
Для
родителей
провожу
дни
открытых
занятий,
родительские
собрания в начале и в конце года. Обсуждаем цели, задачи, успехи и
неудачи достижений. Ведутся индивидуальные беседы и консультации с
родителями. Оказываю социальную помощь детям из неблагополучных
семей красками, кистями, бумагой, глиной, пластилином и т.д.
Рост
творческих
способностей
детей
отслеживается
по
диагностикам
«Цветовое
восприятие
детей»,
«Усвоение
знаний,
полученных на занятиях», по тестированию, критериям оценки работ
учащихся, оценки трудолюбия, старательности в труде, отношения к
делу.
На
основе
диагностических
данных
можно
утверждать
о
положительной
динамике
уровня
развития
творческих
способностей
воспитанников.
На
занятиях
используются
наглядные
пособия,
таблицы
с
поэтапным построением, схемы, фотографии, образцы работ, слайдовые
презентации, но не всегда получается всем этим воспользоваться из-за
нехватки свободных кабинетов в школе, иногда приходится переходить
из кабинета в кабинет.
Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей.
Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного
мышления,
привитию
ручных
умений
и
навыков,
необходимых
для
успешного
обучения
в
школе.
Лепка
так
же,
как
и
другие
виды
изобразительной
деятельности,
формирует
эстетические
вкусы,
развивает
фантазию
и
умение
понимать
прекрасное
во
всем
многообразии.