Напоминание

"Геометрические фигуры"


Автор: Грибанова Анастасия Сергеевна
Должность: Учитель-дефектолог
Учебное заведение: ОКУ ЦППМСП
Населённый пункт: город Курск, Курская область
Наименование материала: Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по формированию элементарных математических представлений
Тема: "Геометрические фигуры"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ОКУ «Курский областной центр психолого-педагогического,

медицинского и социального сопровождения»

Отделение развития и реабилитации детей раннего и дошкольного возраста

«От колыбели до школы»

Конспект

индивидуального коррекционно-развивающего занятия

по формированию элементарных математических представлений.

Тема: «Геометрические фигуры»

Учитель-дефектолог Грибанова А.С.

2023г.

Занятие подготовлено для ребенка, посещающего группы кратковременного пребывания

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

и

инвалидностью

отделения

развития и

реабилитации детей раннего и дошкольного возраста «От колыбели до школы» Областного

казенного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической, медицинской и

социальной помощи «Курский областной центр психолого-педагогического, медицинского и

социального сопровождения».

Возраст ребенка: 6 лет 8 месяцев.

Заключение

ПМПК:

Адаптированная

основная

образовательная

программа

для

обучающихся с задержкой психического развития.

Цель: определение уровня сформированности знаний по теме «Геометрические фигуры».

Задачи:

1.

Образовательные:

развить

навыки

узнавания

геометрических

фигур,

закрепить

соотнесение основных цветов, сформировать способность к сравниванию геометрических

фигур по цвету, сформировать умение находить предметы, обладающие общим признаком

и находить лишние.

2. Коррекционные: развить познавательные навыки, мышление, произвольное внимание,

концентрацию, зрительную память, связную речь, мелкую моторику рук.

3.

Воспитательные: сформировать

способность

к

самоконтролю,

усидчивость,

трудолюбие, создать положительный эмоциональный фон.

Методы

и

приёмы:

игровой,

словесный,

практическая

деятельность

ребенка,

дидактическая игра.

Материалы и оборудование: игрушка мишка, Су-Джок, цветные карандаши, листы с

заданиями, изображения геометрических фигур, картинки с предметами различной формы,

счётные палочки, геометрические фигуры.

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Ход занятия:

I.Организационный момент

Цель:

создать

эмоционально

положительный

фон

к

занятию,

формировать

умения

вслушиваться в речь, подражать двигательным действиям взрослого.

Рано утром мы встаём, поскорее в сад идём.

Говорить всем «С добрым утром!» никогда не устаём!

Доброе утро, небо! (руки вверху)

Доброе утро, солнце! (делаем круг руками)

Доброе утро, земля! (стучим по столу)

Доброе утро, наша большая семья! (разводим руки в стороны)

Здравствуй, Коля! (имя ребёнка). Давай посмотрим, кто у тебя в семье есть.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик»

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я

Вот и вся моя семья.

(гладим (растираем) каждый пальчик, начиная с большого, на последнюю строчку

делаем из ручек «замок»)

После этого дефектолог достаёт Су-Джок и катает по каждому пальчику, называя

его (большой, указательный, средний и т.д.). Такие же действия проводятся и с колечком

от Су-Джока.

Сюрпризный момент – появление медведя.

Дефектолог: Коля, посмотри, кто к нам пришёл! Кто же это?

Ребёнок: Мишка.

Дефектолог: Давай поздороваемся с Мишкой.

Ребёнок: Привет, Мишка!

Дефектолог: А теперь назови и покажи части лица и тела Мишки (ребёнок называет и

показывает глазки, ушки, нос, лапки).

Дефектолог:

Молодец!

А

теперь

покажи,

где

твои

глазки,

носик,

ушки

(ребёнок

показывает на себе).

Глазки смотрят.

Ушки слушают.

Ручки хлопают.

Ножки топают.

(делаем движения по тексту)

II. Основная часть:

Дефектолог: Мишка сегодня принёс много интересного.

1. Игра «Назови фигуру».

Цель:

закреплять

умение

ребёнка

зрительно

обследовать,

узнавать

и

правильно

называть

плоскостные

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

треугольник,

прямоугольник, овал, трапеция, ромб).

Дефектолог: Сейчас я тебе буду показывать картинки, а ты мне будешь говорить, что на

них изображено (показывает картинки с изображением разных геометрических фигур).

Ребёнок: Это круг. Это овал. Это квадрат. Это прямоугольник. Это ромб. Это трапеция.

Это треугольник.

Дефектолог: Молодец! А вместе мы их как назовём?

Ребёнок: Геометрические фигуры.

Дефектолог: Правильно!

2. Игра «На какую фигуру похож предмет».

Цель:

закреплять

умение

ребёнка

сравнивать

форму

изображённого

предмета

с

геометрической фигурой, изображённой на картинке и проговаривать форму предмета.

Дефектолог: Сейчас я тебе буду показывать картинки предметов, а ты будешь называть

эти предметы и говорить, на какую фигуру похож каждый предмет. Вот первая картинка.

Что это? (показывает картинку мяча).

Ребёнок: Это мяч.

Дефектолог: Правильно! На какую фигуру похож мяч?

Ребёнок: На круг.

Дефектолог: Молодец! Значит, мяч какой по форме?

Ребёнок: Круглый.

Дефектолог: Да. Мяч похож на круг, значит, он – круглый.

(Таким же образом мы действуем с картинкой воздушного шарика, воздушного змея,

подарочной коробки, фотоаппарата, юбки и пирамидки)

3. Игра «Сложи фигуру из палочек».

Цель:

упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости стола, анализе и

обследовании их зрительно-осязаемым способом.

Дефектолог:

Сейчас

я

дам

тебе

счётные

палочки.

Нужно

будет

сложить

из

них

геометрические фигуры. Сначала давай сложим треугольник.

Ребёнок по просьбе дефектолога складывает треугольник, затем квадрат, затем ромб,

трапецию и прямоугольник.

Дефектолог: Отлично! У тебя очень хорошо всё получается!

4. Игра «Найди лишнее».

Цель: совершенствовать умение ребёнка находить объект, не соответствующий трём

остальным по определённому признаку, прокомментировать свой выбор.

Дефектолог: Перед тобой лежат 4 фигуры (3 круга и один квадрат), одна из них лишняя,

то есть не подходит нам. Как ты думаешь, какая это фигура?

Ребёнок: Квадрат.

Дефектолог: Правильно! А почему квадрат лишний?

Ребёнок: Потому что остальные фигуры – это круги.

Дефектолог усложняет задание. Теперь перед ребёнком лежат 3 фигуры красного цвета

(красный круг, красный треугольник и красный квадрат), а одна – зелёного (зелёный

квадрат).

Дефектолог: Посмотри теперь на стол. Перед тобой красный круг, красный треугольник,

красный квадрат и зелёный квадрат. Как ты думаешь, какая теперь фигура лишняя?

Ребёнок: Зелёный квадрат.

Дефектолог: Молодец! А почему?

Ребёнок: Потому что другие фигуры красные.

Дефектолог: Правильно!

Дефектолог:

А

сейчас

мы

с

тобой

немного

порисуем.

Но

сначала

вспомним,

как

правильно держать карандаш (берём 2 карандаша – себе и ребёнку).

5. Пальчиковая гимнастика для подготовки руки к письму.

Дефектолог: Давай представим, что наши пальчики – это птичка, которая любит кушать

карандаши. Сейчас мы сложим три пальчика вместе, чтобы получился клюв (дефектолог

складывает вместе указательный, средний и большой пальцы; следит за правильностью

действий ребёнка). Теперь берём карандаш в левую руку, а «клюв» – наши три пальчика

ставим сверху. Теперь опускаем пальчики вниз, как будто кушаем карандаш (дефектолог

демонстрирует упражнение несколько раз; следит за правильностью действий ребёнка).

6. Задание на листах «Дорисуй фигуру».

Цель: формировать умение дорисовывать предметы по контуру, начиная от заданной

точки.

Дефектолог: Перед тобой листок. Что на нём изображено? (на листах треугольник, круг,

квадрат и овал, которые нужно дорисовать по точкам).

Ребёнок: Фигуры.

Дефектолог: Правильно! Как называются эти фигуры?

Ребёнок: Круг, квадрат, овал, треугольник.

Дефектолог:

Молодец! Теперь

нужно

взять карандаш

и

дорисовать

эти

фигуры по

точкам.

Ребёнок

берёт

карандаш

и

дорисовывает фигуры

до

целых. Дефектолог

следит за

правильностью выполнения задания, аккуратностью и внимательностью ребёнка.

Дефектолог: Здорово! У тебя получились красивые геометрические фигуры.

III. Заключительный этап. Рефлексия.

Дефектолог:

Сегодня

мы

отлично

выполнили

все

Мишкины

задания.

Ему

очень

понравилось, как ты занимался. Он придёт к нам еще. Давай с ними попрощаемся.

Ребёнок: Пока, Мишка!

Дефектолог: А сейчас мы покажем, какие мы были дружные.

Пальчиковая игра «Дружные»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

(пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок)

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

(ритмичное касание пальцев обеих рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять:

(касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца, хлопки)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать.

(руки вниз, встряхнуть кистями)

Дефектолог: Наше занятие закончилось. Кто молодец?

Ребёнок: Я!

Дефектолог: Пока-пока (машет рукой, ждет, чтобы ребенок попрощался в ответ).



В раздел образования