Авторы: Павлык Екатерина Валерьевна, Екатерина Валерьевна Павлык
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СШ № 65
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Химический эксперимент как метод обучения предмету"
Раздел: полное образование
Химический эксперимент
как метод обучения предмету
Демонстрационный эксперимент проводится учителем, но может
проводится также лаборантом или 1–3 учащимися под руководством
учителя.
Для такого демонстрационного эксперимента используется специальное
оборудование:
-демонстрационный штатив с пробирками,
- кодоскоп (в качестве реакторов в этом случае наиболее употребительны
чашки Петри),
-графопроектор (в качестве реакторов в этом случае наиболее
употребительны стеклянные кюветы),
виртуальный эксперимент, который демонстрируется с помощью
мультимедийной установки, компьютера, телевизора и видеомагнитофона.
Если в школе отсутствует названное выше оборудование, то это можно
сделать таким образом: на демонстрационный столик ставится
кристаллизатор, в который наливается вода, добавляется фенолфталеин и
опускается небольшой кусочек натрия. Процесс демонстрируется
посредством большого зеркала, которое учитель держит перед собой.
Например, модель «кипящего слоя» учитель может продемонстрировать
на простейшей установке: на рамку, затянутую марлей и помещенную на
кольцо лабораторного штатива, насыпается горка манной крупы, а снизу
подается поток воздуха из волейбольной камеры или воздушного шара.
Лабораторные и практические работы или ученический эксперимент
играют важнейшую роль в обучении химии.
Лабораторная работа от практической работа в первую очередь отличается
по своей дидактической цели.
Лабораторные работы- это экспериментальный фрагмент урока (как правило
лабораторную работу используют при изучении нового материала).
Практической работой заканчивается изучение новой темы и она
применяется как средство контроля сформированности практических умений
и навыков.
Свое название лабораторный опыт получил от лат. laborare, что значит
«работать».
Лабораторные работы – это метод обучения, при котором учащиеся под
руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют опыты,
определенные практические задания, используя приборы и инструменты, в
ходе чего происходит усвоение знаний и опыта деятельности. Проведение
лабораторных работ ведет к формированию умений и навыков, которые
можно объединить в три группы: лабораторные навыки и умения, общие
организационно-трудовые умения, умения производить фиксацию
проделанных опытов.
В число лабораторных умений и навыков включаются: умение проводить
несложные химические эксперименты с соблюдением правил техники
безопасности, наблюдать за веществами и химическими реакциями.
К организационно-трудовым умениям относятся: соблюдение чистоты,
порядка на рабочем столе, соблюдение правил техники безопасности,
экономное расходование средств, времени и сил, умение работать в команде.
К умениям фиксировать опыт относятся: зарисовка прибора, запись
наблюдений, уравнений реакций и выводов по ходу и итогам лабораторного
опыта.
На лабораторных работ я предлагаю ученикам использовать следующую
форма фиксации лабораторных и практических работ.
Что делал
(название
опыта)
Что наблюдал
(рисунок и фиксация
наблюдений)
Выводы
и уравнения
реакций
Например, при изучении теории электролитической диссоциации проводится
лабораторная работа по исследованию свойств сильных и слабых
электролитов на примере диссоциации соляной и уксусной кислот. Уксусная
кислота обладает резким неприятным запахом, поэтому эксперимент
рационально проводить капельным методом. В случае отсутствия
специальной посуды в качестве реакторов можно использовать лунки,
вырезанные из пластинок для таблеток. По инструкции учителя учащиеся
помещают в две лунки соответственно по одной капле растворов
концентрированной соляной кислоты и столового уксуса в каждую.
Фиксируется наличие запаха из обеих лунок. Затем в каждую приливается по
три-четыре капли воды. Фиксируется наличие запаха у разбавленного
раствора уксусной кислоты и отсутствие его у раствора соляной (таблица).
Таблица
Что делал
(название
опыта)
Что наблюдал
(рисунок и фиксация
наблюдений)
Выводы
и уравнения реакций
Сильные и
слабые
электролиты
До разбавления оба
раствора имели резкий
запах.
После разбавления запах
у раствора уксусной
кислоты сохранился, а у
соляной исчез
1. Соляная кислота – сильная
кислота, она диссоцирует
необратимо:HCl = H
+
+ Cl
–
.
2. Уксусная кислота – слабая
кислота, поэтому диссоциирует
обратимо:
CH
3
COOH
CH
3
COO
–
+ H
+
.
3. Свойства ионов отличаются от
свойств молекул, из которых они
образовались. Поэтому запах
соляной кислоты исчез при ее
разбавлении
Для формирования экспериментальных навыков учитель должен выполнить
следующие методические приемы:
– сформулировать цели и задачи лабораторной работы;
– разъяснить порядок выполнения операций, показать наиболее сложные
приемы, зарисовать схемы действия;
– предупредить о возможных ошибках и их последствиях;
– наблюдать и контролировать выполнение работы;
– подвеcти итоги работы.
Необходимо уделить внимание совершенствованию способов инструктажа
учащихся перед выполнением лабораторных работ. Помимо устных
объяснений и показа приемов работы, для этой цели используются
письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов,
алгоритмические предписания.