Напоминание

"Химический эксперимент как метод обучения предмету"


Авторы: Павлык Екатерина Валерьевна, Екатерина Валерьевна Павлык
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ СШ № 65
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Химический эксперимент как метод обучения предмету"
Раздел: полное образование





Назад




Химический эксперимент

как метод обучения предмету

Демонстрационный эксперимент проводится учителем, но может

проводится также лаборантом или 1–3 учащимися под руководством

учителя.

Для такого демонстрационного эксперимента используется специальное

оборудование:

-демонстрационный штатив с пробирками,

- кодоскоп (в качестве реакторов в этом случае наиболее употребительны

чашки Петри),

-графопроектор (в качестве реакторов в этом случае наиболее

употребительны стеклянные кюветы),

виртуальный эксперимент, который демонстрируется с помощью

мультимедийной установки, компьютера, телевизора и видеомагнитофона.

Если в школе отсутствует названное выше оборудование, то это можно

сделать таким образом: на демонстрационный столик ставится

кристаллизатор, в который наливается вода, добавляется фенолфталеин и

опускается небольшой кусочек натрия. Процесс демонстрируется

посредством большого зеркала, которое учитель держит перед собой.

Например, модель «кипящего слоя» учитель может продемонстрировать

на простейшей установке: на рамку, затянутую марлей и помещенную на

кольцо лабораторного штатива, насыпается горка манной крупы, а снизу

подается поток воздуха из волейбольной камеры или воздушного шара.

Лабораторные и практические работы или ученический эксперимент

играют важнейшую роль в обучении химии.

Лабораторная работа от практической работа в первую очередь отличается

по своей дидактической цели.

Лабораторные работы- это экспериментальный фрагмент урока (как правило

лабораторную работу используют при изучении нового материала).

Практической работой заканчивается изучение новой темы и она

применяется как средство контроля сформированности практических умений

и навыков.

Свое название лабораторный опыт получил от лат. laborare, что значит

«работать».

Лабораторные работы – это метод обучения, при котором учащиеся под

руководством учителя и по заранее намеченному плану выполняют опыты,

определенные практические задания, используя приборы и инструменты, в

ходе чего происходит усвоение знаний и опыта деятельности. Проведение

лабораторных работ ведет к формированию умений и навыков, которые

можно объединить в три группы: лабораторные навыки и умения, общие

организационно-трудовые умения, умения производить фиксацию

проделанных опытов.

В число лабораторных умений и навыков включаются: умение проводить

несложные химические эксперименты с соблюдением правил техники

безопасности, наблюдать за веществами и химическими реакциями.

К организационно-трудовым умениям относятся: соблюдение чистоты,

порядка на рабочем столе, соблюдение правил техники безопасности,

экономное расходование средств, времени и сил, умение работать в команде.

К умениям фиксировать опыт относятся: зарисовка прибора, запись

наблюдений, уравнений реакций и выводов по ходу и итогам лабораторного

опыта.

На лабораторных работ я предлагаю ученикам использовать следующую

форма фиксации лабораторных и практических работ.

Что делал

(название

опыта)

Что наблюдал

(рисунок и фиксация

наблюдений)

Выводы

и уравнения

реакций

Например, при изучении теории электролитической диссоциации проводится

лабораторная работа по исследованию свойств сильных и слабых

электролитов на примере диссоциации соляной и уксусной кислот. Уксусная

кислота обладает резким неприятным запахом, поэтому эксперимент

рационально проводить капельным методом. В случае отсутствия

специальной посуды в качестве реакторов можно использовать лунки,

вырезанные из пластинок для таблеток. По инструкции учителя учащиеся

помещают в две лунки соответственно по одной капле растворов

концентрированной соляной кислоты и столового уксуса в каждую.

Фиксируется наличие запаха из обеих лунок. Затем в каждую приливается по

три-четыре капли воды. Фиксируется наличие запаха у разбавленного

раствора уксусной кислоты и отсутствие его у раствора соляной (таблица).

Таблица

Что делал

(название

опыта)

Что наблюдал

(рисунок и фиксация

наблюдений)

Выводы

и уравнения реакций

Сильные и

слабые

электролиты

До разбавления оба

раствора имели резкий

запах.

После разбавления запах

у раствора уксусной

кислоты сохранился, а у

соляной исчез

1. Соляная кислота – сильная

кислота, она диссоцирует

необратимо:HCl = H

+

+ Cl

.

2. Уксусная кислота – слабая

кислота, поэтому диссоциирует

обратимо:

CH

3

COOH

CH

3

COO

+ H

+

.

3. Свойства ионов отличаются от

свойств молекул, из которых они

образовались. Поэтому запах

соляной кислоты исчез при ее

разбавлении

Для формирования экспериментальных навыков учитель должен выполнить

следующие методические приемы:

– сформулировать цели и задачи лабораторной работы;

– разъяснить порядок выполнения операций, показать наиболее сложные

приемы, зарисовать схемы действия;

– предупредить о возможных ошибках и их последствиях;

– наблюдать и контролировать выполнение работы;

– подвеcти итоги работы.

Необходимо уделить внимание совершенствованию способов инструктажа

учащихся перед выполнением лабораторных работ. Помимо устных

объяснений и показа приемов работы, для этой цели используются

письменные инструкции, схемы, демонстрация кинофрагментов,

алгоритмические предписания.



В раздел образования