Напоминание

"Чтобы не было беды"


Автор: Салий Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ЛГ МАДОУ "ДСКВ № 8 "Рябинка"
Населённый пункт: город Лангепас, Тюменская область
Наименование материала: методическая разработка проекта
Тема: "Чтобы не было беды"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 8 «Рябинка»
ПРОЕКТ

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

"Чтобы не было беды"
Выполнили: воспитатель Салий О.А. 2016 год

Содержание проекта

Актуальность реализации проекта:
Огонь с древних времён интересовал человека. С одной стороны, огонь - друг человека. Без огня не приготовить покушать, не осветить дом. Конечно в современном развитом обществе, сам огонь отошёл на второй план, по сравнению с электричеством, но играет немаловажную роль. Дети, пытаются «потрогать» окружающий мир, чтобы поближе узнать его. Задача родителей и воспитателя помочь узнать как можно больше об окружающем мире, но предостеречь от возможных опасностей, ожидающих их на пути познания. Начинать знакомить детей с пожарной безопасностью нужно с самого раннего детства, чтобы они знали, как нужно вести себя правильно и безопасно. Данный проект позволяет в лёгкой игровой форме закрепить и обогатить знания детей о пожарной безопасности.
1 этап. Цель.
Цель проекта: Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности, бережного отношения к природе.
Проблемная ситуация:
Любопытство детей, часто ставят их перед реальными опасностями. С каждым годом возрастает число пострадавших детей от пожара, которые происходят по их вине.
Проблема:
Дети дошкольного возраста не знают назначение огня, у них отсутствует защитная психологическая реакция на безопасную обстановку, дети не знают, как действовать при пожаре и это вызывает беспокойство за безопасность детей.
Задачи проекта:

1. Образовательные:
• Познакомить с историей возникновения огня. • Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом. • Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.
2. Развивающие:
• Формировать умение реально оценивать возможную опасность. • Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности. • Знать правила поведения на природе, в быту. • Развивать творческие способности дошкольников.
3. Воспитательные:
• Воспитывать чувство осторожности и самосохранения. • Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем и сигналом оповещения о пожаре. • Воспитывать чувства благодарности «Пожарным», которые помогают нам в трудных ситуациях.
• Воспитывать любовь к природе, культуру поведения. 4
. Практические:
• Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара. • Учить элементарным действиям по тушению очага возгорания. • Показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта, вовлечь их в процесс формирования навыков пожарной безопасности. • Обмен опытом по противопожарной безопасности в детском саду. • Учить детей правильно вести себя на природе, уметь защитить себя и своих близких.
Основные направления:
• Использовать обучающие НОД, беседы, дидактические игры, просмотр мультфильмов, восприятие художественной литературы, обсуждение ситуаций с целью предупреждения несчастных случаев при возникновении пожара, практические занятия, досуг.
Вид проекта:
Творческий, информационно-практико-ориентированный, семейный, групповой.
Время реализации проекта:
01-12.08.2016 г.
Участники проекта
: Дети старших групп, родители, старший воспитатель, воспитатели групп.
Целевые ориентиры
1. Правильное поведение в экстремальной ситуации; 2. Умение набирать номер телефона пожарной части, вести диалог с диспетчером по телефону; 3. Умение четко называть свой адрес; 4. Знать средства пожаротушения: вода, огнетушитель, земля, песок, снег; 5. Уметь правильно действовать в случае обнаружения пожара; 6. Знать о профессии пожарного; 7. Изменение отношения родителей к пожарной безопасности; 8. Осознанное выполнение правил противопожарной безопасности. 9.Расширение кругозора детей, словарного запаса, 10.Получение детьми начальных знаний по пожарной безопасности, 11.Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми.
Продукт проектной деятельности
: • Изготовление совместно с детьми плакатов по пожарной безопасности «Не играй с огнем!». • Изготовление альбомов «Что мы знаем про огонь» (Рисунки детей). • Наглядная информация для родителей по пожарной безопасности: оформление стендов, составление памяток. • Драматизация сказки «Кошкин дом»
• Экскурсия в пожарную часть • Мероприятия совместно с родителями.
Описание проекта:

Этапы проекта:

I этап. Подготовительный.
. • Разработка плана работы по проекту «Чтобы не было беды». • Доведение до сведения родителей воспитанников цели и содержания проекта. • Привлечение родителей, воспитателей, специалистов ДОУ к подборке материала по пожарной безопасности. • Изготовление совместных плакатов по пожарной безопасности: дети, родители, воспитатели. • Подбор детской художественной литературы для чтения детям. • Подбор дидактических игр по пожарной безопасности. • Создание презентаций по пожарной безопасности. • Подбор видеоматериала по пожарной безопасности. • Подбор материала для проведения опытов и экспериментов. • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Реализация проекта

Работа с родителями (день первый-01.08)
Выставка литературы по теме. Презентация проекта по противопожарной безопасности «Чтобы не было беды» Объявление конкурса детско-родительского плаката «Не играй с огнём»
«Что такое огонь?» (день второй-02.08)
Беседа с детьми «Эта спичка – невеличка». Дидактическая игра «Огнеопасные предметы». Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
«Полезный огонь» (день третий-03.08)
Изготовление книжки-малышки «Не играй с огнем» Чтение сказок «Как человек подружился с огнём», «Как огонь воду замуж взял» Беседа «Огонь друг или враг».
«Опасный огонь» (день четвёртый-04.08)
Дидактическая игра «Причины пожаров». Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
«Правила пожарной безопасности в ДОУ» (день пятый-05.08)
Экскурсия по детскому саду: знакомство с уголком противопожарной безопасности, системой оповещения, эвакуационными путями. Игры-соревнования.

«Правила пожарной безопасности дома» (день шестой-08.08)
Беседа «Детские шалости с огнем». Разгадывание загадок на тему противопожарной безопасности. Чтение произведения С.Я.Маршака «Пожар».
«Правила пожарной безопасности в лесу» (день седьмой-09.08)
Беседа «Лесной пожар». Чтение произведения Б.Жидкова «Дым». Чтение стихотворений на тему «Спички детям не игрушка»
«Что такое служба противопожарной безопасности» (день восьмой-10.08)
Беседа «Пожарный-герой, он с огнем вступает в бой» Сюжетно-ролевая игра «Пожарные» Чтение рассказа Л.Н.Толстого «Пожарные собаки»
«Огонь в литературе» (день девятый-11.08)
Чтение произведения Б.Жидкова «Пожар». Чтение пословиц и поговорок. Экскурсия в пожарную часть.
Итоговый день (день десятый-12.08)
Викторина «Чтобы не было беды» (с приглашением сотрудников пожарной части и родителей). 3 этап.
Результаты проекта
• Дети адекватно реагируют на звук пожарной сигнализации, осознанно и быстро выполняют все действия при эвакуации; • При проведении тренировочных мероприятий было выявлено, что все дети четко усвоили номер, по которому нужно вызывать пожарную часть; умеют правильно вести диалог с диспетчером дежурной пожарной части. • При проведении тренировочных мероприятий, выявлено, что 90% детей правильно называют свой домашний адрес и адрес детского сада. • Дети знают средства подручные пожаротушения (песок, вода, земля, снег, ткань) и умеют ими пользоваться. • Дети познакомились с профессией пожарного, знают ее предназначение, многие изъявили желание стать «Пожарным». • Родители стали серьезнее относиться к правилам пожарной безопасности, откликаются на просьбы воспитателей, с удовольствием принимают участие в совместных мероприятиях с детьми, участвуют в изготовлении атрибутов, костюмов. • Проведенные мероприятия показали, что дети усвоили весь материал, правильно отвечают на поставленные вопросы, осознанно выполняют правила пожарной безопасности. • Оформлены выставки рисунков по пожарной безопасности на тему «Не играй с огнем», плакатов (сотворчество детей, родителей и воспитателей), альбомов (рисунки детей). • Беседы по пожарной безопасности в группах, инсценировка сказки «Кошкин дом».

4 этап. Продукт проектной деятельности.
4.1. Коллективная работа «Загорелся Кошкин дом…» 4.2. Книжная выставка «Огонь вокруг нас» 4.3. Выставка в группе «Осторожно, огонь!». 4.4. Встреча с интересным человеком: «Есть такая профессия – пожарный» 4.5. Оформление уголка пожарной безопасности в группе.
Литература:
В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие». В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова «Конспекты занятий во второй младшей группе детского сада». В.А. Степанов «Азбука в загадках». С.Я. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Л.Н. Толстой «Пожарные собаки». Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». К. Чуковский «Путаница». Загадки
Днем ли, ночью, утром рано Если что – то загорится, То пожарная охрана На подмогу быстро мчится Крепко помните друзья, Что с огнем шутить.
НЕЛЬЗЯ!
Всех на свете я сильнее, Всех на свете я смелее, Никого я не боюсь, Никому не покорюсь
.(огонь)
Заклубился дым угарный, Гарью комната полна. Что пожарный надевает? Без чего никак нельзя
? (противогаз)
Что за лестница такая Из машины вырастает, Поднимаясь выше дома, Всем пожарным так знакома. (лестница на пожарной машине) Я мчусь с сиреной на пожар, Везу я воду с пеной. Потушим вмиг огонь и жар Мы быстро, словно стрелы. (пожарная машина) Победит огонь коварный Тот, кого зовут… пожарный Выпал на пол уголек, Деревянный пол зажег. Не смотри, не жди, не стой. А скорей залей… водой Что за тесный, тесный дом? Сто сестричек жмутся в нем. И любая из сестричек Может вспыхнуть, как костер. Не шути с сестричками, Тоненькими … спичками Смел огонь, они смелее, Он силен, они сильнее, Их огнем не испугать, Им к огню не привыкать! (пожарные) Рыжий зверь в печи сидит, он от злости ест дрова, целый час, а, может два, ты его рукой не тронь, искусает всю ладонь. (огонь) Он друг ребят, но когда с ним шалят, он становится врагом и сжигает всё кругом. (огонь) Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит (огнетушитель)
Что бывает, если птички зажигают дома спички? (огонь) С языком, а не лает, без зубов, а кусает (огонь) Летала мошка -сосновая ножка, на стог села - всё сено съела (спичка) Дремлют в домике девчонки - бурые шапочки (спички) Шипит и злится, а воды не боится (огонь) Без рук, без ног, а бушует (огонь) Всё ест, не наестся, а пьёт – умирает (огонь) Кто стоит и строг, и важен, В ярко-красный фрак наряжен, Как на службе, часовой – Охраняет наш покой? Ну а если вдруг случится – Что-то, где-то задымится, Или вдруг огонь-злодей Разгорится у дверей, Он всегда помочь успеет, И злодея одолеет… И ребенок, и родитель Знают, – он – <............>! (огнетушитель) Что за парень здоровенный? – В форме он, а не военный, В каске, как артиллерист, Со стволом, а не танкист? Если где-то вдруг случайно, От огня грозит беда, Этот паренек отчаянный Сразу поспешит туда. Ловко прыгнет он в окошко, И спасет детей и кошку, Победит огонь коварный, Потому что он – <........>. (пожарный) Наставление сыну (двойная загадка) Если в доме вдруг случится – Из окошек дым клубится, И огонь, и пышет жар – Это значит там <.....>. Это, сын, не просто шутка, Не теряя ни минутки, Долго ты не думай, сын, – Позвони по <....-....>! (пожар), (ноль-один Привал устроили туристы - Разбили лагерь в поле чистом. Поленья где теперь трещат? И искры от чего летят? (Костёр.)
Раскалился слишком вдруг Электрический утюг, Что должны вы сделать, детки? Вынуть вилку из… (Розетки.) Выпал на пол уголек Деревянный пол прожег. Не смотри, не жди, не стой, А залей его ... (Водой.) Я тушить пожар помог, Заработал там ... Но горда моя семья - Спас кота соседа я! (Ожог.) Вещество летучее это С едким запахом и без цвета Из конфорки на кухне струится, Чиркнешь спичкою - враз загорится. (Газ.) Стоит столб, горит свет, А углей (проводов) нет. (Свеча.) На колесах, а не воз. С водой, а не паровоз. Бока в поясах, Всегда на часах.

(Пожарная бочка.) Красная макушка, Два ушка, два дужка, Пусто так бренчит, А наполнишь - молчит.

(Пожарное ведро.) Пословицы и поговорки .
● От искры сыр-бор загорается. ● От искры Москва загорелась. ● Берегись, не обожгись! ● Не подкладывай к огню соломы, не поджигай, так и не сгорит. ● Не шути с огнем, обожжешься. ● Огонь не вода — охватит, не выплывешь. ● Огонь не вода — пожитки не всплывают. ● От искры пожар рождается. ● Искра мала велик пламень родит. ● Пока искра в пепле, тогда и туши. ● Огонь да вода все сокрушат. ● В огне и железо плавко. ● Не играй, кошка, с огнем – лапу обожжешь. ● Искру туши до пожара, беду отводи до удара. ● Слёзы пожара не тушат. ● Плох мир огня с водою. ● Красный петух прошёлся. ● Сену с огнём не ужиться. ● Дерево с огнем не дружит. ● Спички не игрушка, огонь не забава. ● Упустишь огонь – не потушишь. ● Где огонь, там и дым. ● Дыма без огня не бывает. ● Дорого при пожаре и ведро воды. ● Огонь хороший слуга, но плохой хозяин. ● Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым. ● Спичка – невеличка, а огонь великан. ● И малая искра сжигает города. ● Каждый человек загодя думает о пожаре. ● Лучше костёр маленький, чем пожар большой. ● Один на пожаре не боец. ● Пламя – это благо и жизнь, если не забыть потушить его вовремя. ● С огнем воюют, а без огня горюют. ● Человек без огня не живет ни единого дня. ● При огне как при солнце светло, при огне и зимою тепло. ● Огонь – друг и враг человека. ● От искр пожар рождается. ● Не шути с огнем – можешь сгореть. ● Спички не тронь – в них огонь. ● Не имей привычки носить в кармане спички. ● Жжется печь, ее не тронь, потому что в ней – огонь. ● Маленькая спичка сжигает большой лес. ● Спичка – невеличка. Огонь – великан. ● Все прошло, как огнем сожгло. ● Огонь да вода все сокрушат. ● От огня и камень треснет. ● В избе искра проказлива.
● Водой пожар тушат, а умом - предотвратят. ● В руках спичка была, да изба сплыла. ● Огонь – судья беспечности людей. ● Бояться, как огня. ● Пожарному делу учиться – вперед пригодится. ● Утром, вечером и днем осторожен будь с огнем. Дорого при пожаре и ведро воды. Огонь хороший слуга, но плохой хозяин. Как бы мал огонёк не был, всегда от него дым.
Стихи для детей о правилах пожарной безопасности
Не шутите с огнём! Я- огонь! Я – друг ребят. Но когда со мной шалят, Становлюсь тогда врагом И сжигаю все кругом!
Не берите в руки спички! Чтобы лес, звериный дом, Не пылал нигде огнём, Чтоб не плакали букашки, Не теряли гнёзда пташки, А лишь пели песни птички, Не берите в руки спички! Опасности праздничного салюта Посмотрите, там и тут В небе плещется салют… Здорово, конечно, Если всё успешно. Но опасность на пути Стережёт — не обойти! Если что пойдёт не так, Если в фейерверке брак, Или прочь не отбежали, Иль в окно кому попали, В общем, столько тут вопросов! Не пускай салют без спроса! Хочешь ты салют устроить? Хорошо, не станем спорить, Только, чтоб не пострадать Нужно в помощь взрослых звать! Выключайте электроприборы Если гости к вам пришли Или навестил вас друг, Перед тем, как с ним играть — Не забудьте выключить утюг! Уходя тушите свет! Знай, любые провода Повреждённые – беда! Ведь они опасны слишком – Замыкание как вспышка! Дать друзьям такой совет Просто каждый может: Уходя тушите свет И приборы тоже! Очень-очень важные правила! Ребята, помните о том, Что нельзя шутить с огнём Кто с огнём неосторожен У того пожар возможен. Спички не тронь! В спичках огонь! Не играй, дружок, со спичкой,
Помни, ты, она мала, Но от спички-невелички Может дом сгореть дотла. Возле дома и сарая Разжигать огонь не смей! Может быть беда большая Для построек и людей. Если имущество хочешь сберечь Не уходи, когда топится печь! Когда без присмотра оставлена печь – Один уголек может дом ваш поджечь. Не играй с электроплиткою. Спрыгнет с плитки пламя прыткое! С газом будь осторожен, От газа пожар возможен! Нельзя над газовой плитой Сушить промокшую одежду! Вы сами знаете, какой Большой пожар грозит невежде! Не суши белье над газом. Все сгорит единым разом! Погладить рубашку и брюки Утюг вам поможет, всегда, Сухими должны быть руки И целыми провода. Включен утюг, хозяев нет, На простыне дымится след. Ребята, меры принимайте, Утюг горячий выключайте! Во избежанье всяких бед Огню на елку хода нет! Запомните, дети, Правила эти: Ты о пожаре услыхал, Скорей об этом дай сигнал! Пусть помнит каждый гражданин Пожарный номер — 01! Совет взрослым Спички детям не игрушка – Не забудьте их убрать! Не оставьте на подушке, Не бросайте под кровать! Попадут ребенку в руки, И устроит он пожар. Вам тогда одни лишь муки, Превратится жизнь в кошмар!
Огонь Он таким бывает разным - Голубым и рыже-красным, Ярко-жёлтым и, ещё же, Олимпийским быть он может. Тот огонь, что с нами дружен, Очень всем, конечно, нужен, Но опасен, если бродит Сам собою на свободе! Очень скоро подрастёте И в огромный мир войдёте. Кто-то станет сталеваром, Кто-то станет кашеваром, И в пожарные — на смену Вы придёте непременно!.. И ещё профессий море, Где, с огнём дружа и споря, Вам придётся жить, друзья, Ведь без этого нельзя! А сейчас, шаля, от скуки, Не берите спички в руки, Зажигалки, свечи тоже, Ведь беда случиться может! Очень важные правила! Чтобы пожаров избежать, Нужно много детям знать. Деревянные сестрички В коробочке — это спички. Вы запомните, друзья, Спички детям брать нельзя! Если увидишь огонь или дым, Скорее звони, телефон — 01. Если слаб огонь, скорей Ты водой его залей. Но не вздумай воду лить Там где электричество, Телевизор и утюг, Миксер и розетку Обходите стороной Маленькие детки. Если огонь в доме С открытым огнем обращаться опасно! Не жги ты ни свечки, ни спички напрасно. А если зажег — никуда не роняй:
Прожорливо пламя горячее, знай! Но если случилось свечу уронить, Бросайся огонь без заминки тушить: Материей плотной, тяжелой накрой, А после залей поскорее водой! Дым и огонь не к добру, так и знай, Взрослых на помощь скорей призывай, И в «01» поскорее звони: Срочно пожарных! Помогут они! И под кроватью не прячься – учти, Что от огня просто так не уйти. Не оставайся в квартире с огнем, А выбирайся доступным путем: Мокрым платком нос и рот завяжи, К двери входной через дым поспеши! Пожароопасный балкон На балконе места нет: Книг пакет, газет пакет, Полки, что не сделал папа, Сумки, тапочки и шляпа, Деревянный сундучок, Тот, что просто за порог Выбросить на свалку Очень-очень жалко, - То ли надо, то ль не надо… В общем, что-то вроде склада Наши лоджия, балкон… Вот, ребята, вам закон: Маме, папе помогите, Все завалы разберите! Им напомните, ребята, За бардак такой — расплата: Вещи лишние и тара Плюс искра – огонь пожара!
Подвижные игры (по правилам пожарной безопасности)

Огонь в очаге.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку; формировать чувство отваги, дисциплинированность, волю и стремление к победе, культуру поведения в быту. *** Один из игроков изображает Огонь (в полумаске). Он выходит из своего жлища – очага и ходит вокруг остальных игроков.
ОГОНЬ. Я – Огонь, меня не тронь! ИГРОКИ (в ответ) Ты зачем ушел из очага, Превратился в нашего врага? ОГОНЬ: Я, Огонь – ваш друг и враг, Со мной не справиться никак. После этих слов он шипит и машет руками, ловит детей, которые входят в границы круга, где живёт Огонь. Если Огонь поймал своим «пламенем» ( тех кто нарушил покой его очага), то превращает его в уголёк и сажает в свой очаг. Тот, кто остаётся не пойманным последним игроком, становится отважным Смельчаком, победившим Огонь.
Огненный Дракон
Цели: совершенствовать физические навыки, умение идти приставным шагом, ползти; развивать быстроту реакции, ловкость, смелость. *** Игроки становятся в круг, берутся за руки, идут по кругу приставным шагом, на каждый шаг говорят: «Огонь –дракон, уходи вон!» Спящий Дракон лежит в центре круга. Когда Дракон встаёт, выпрямляется и машет на уровне груди алыми лентами («язычками пламени»), игроки разбегаются. ДРАКОН: Язычки огня всё ближе, ближе Нагибайтесь ниже, ниже! Все игроки увёртываются, наклоняются низко, ползут, чтобы водящий их не задел. Те, кого не задел, возвращаются в круг.
Вода и огонь.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание, координацию движений; формировать чувство дружбы. *** На расстоянии 10 метров друг от друга чертятся две линии. У одной линии выстраиваются девочки (Вода), у другой – мальчики (Огонь), ведущий между ними. По команде «Огонь!» мальчики ловят девочек, по команде «Вода» девочки ловят мальчиков (тушат пожар). Осаленные переходят в команду противника.
Птички в беде.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве; формировать чувство долга, сострадания к животному миру, желание оказывать помощь ближнему. ***
На площадке чертится несколько кругов, в них гнёзда с птенчиками (детьми). Выбирается злой Огонь, который бродит по лесам, полям, лугам, разбрасывает искры пламени (красные ленточки) и начинает пожары. Задача остальных играющих - поймать на лету ленточки – искры, чтобы они не попали в гнёзда, и спасти птенчиков от беды. Игра считается законченной когда все ленточки- искорки потушены.
Кто быстрее потушит пожар.
Цели: развивать быстроту реакции, ловкость, внимание; совершенствовать координацию движений. *** По кругу расставляются стулья, на которых находится по одному огнетушителю (предмету – заменителю). Количество стульев на один меньше, чем участников игры. Все идут по кругу под музыку. По сигналу каждый должен взять огнетушитель в руки. Количество стульчиков и огнетушителей уменьшается до тех пор, пока не выявится победитель.
Хозяин озера
Цели: развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, смелость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать психические зажимы, неуверенность в себе. *** На расстоянии 10 – 15 метров от «озера» чертится линия, вдоль которой выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к озеру с воображаемыми или настоящими вёдрами. За линией находится хозяин озера, который не хочет, чтобы убывала вода. Игроки должны коснуться линии и набрать воды, чтобы потушить пожар (в условном месте). Только когда хозяин спит можно зачерпнуть воды. Водящий считает до пяти. Злой хозяин начинает засыпать (он закрывает лицо руками, ложится спать на дно озера). В этот момент неожиданно просыпается хозяин и ловит нерасторопных, зазевавшихся. Игра продолжается до тех пор, пока не будут пойманы все игроки и не переселятся в жилище хозяина озера.
Беседа «Эта спичка – невеличка»

Цель:
довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если попадут в неумелые руки невнимательного и безответственного человека; познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.
Пособия:
коробок со спичками, тематические картины.
Ход занятия.
Мы знаем, дети, что огонь может принести большие бедствия, если допустить пожар. Он уничтожает дома, постройки, лесные угодья, хлебные просторы. -От чего происходят пожары?
-От молнии, от искры, от не затушенной спички. -Посмотрите на эту картину. Что вы на ней видите? -Здесь нарисован пожар. Горит дом. -А как вы думаете, почему случился пожар? -А может кот-то из детей брал спички и пытался зажигать их? -А вы умеете зажигать спички? Кого папа или мама учили пользоваться спичками? А ну-ка покажите, как зажигать. Не надо торопиться. Спичку надо держать так, чтобы она, загораясь, не обожгла пальцы. Иначе её приходиться бросать, когда она ещё не погасла. А к чему это может привести? -Правильно, это может привести к пожару. Как в стихотворении, которое написала Елена Хортинская. Послушайте, какую историю затеял непослушный мальчик Вова: Можем мы костёр разжечь Поиграем, а потом Всё затушим и уйдём… Вова быстро чиркнул спичкой, И вспорхнуло пламя птичкой. Красной стружкой завилось, Дунул ветер - и по стружкам, По дощечкам, по кадушкам. По дровам огонь разнёс… Больше пламя, выше пламя! «Ой, боюсь, сгорим мы сами…» И ребята со всех ног Поскорее наутёк… -Почему убежали ребята? Как в этом случае мальчикам нужно было поступить? -Правильно, надо было сразу позвонить в пожарную охрану. А номер вы знаете? И пожар был бы затушен, не причинив дому большого вреда. А то чуть-чуть не пострадала маленькая Тома: Дымом комната полна, На полу у батареи Плачет жалобно и тонко, Пламя мечется кругом… Командир схватил ребёнка, Пробирается ползком… Вот мелькнул он на балконе, Ношу бережно храня… Вынес Тому из огня… -Много пришлось поработать пожарным, чтобы справиться с огнём. Но дом всё-таки пострадал. И всё от чего? -Правильно, ребята со спичками играть нельзя. Хорошо запомните: Ростом спичка невеличка, Не смотрите, что мола, Эта маленькая спичка, Может сделать много зла Крепко помните друзья, Что с огнём шалить нельзя.

Чтение произведения К.И.Чуковского «Путаница».
Замяукали котята: "Надоело нам мяукать! Мы хотим, как поросята, Хрюкать!" А за ними и утята: "Кому велено чирикать - Не мурлыкайте! Кому велено мурлыкать - Не чирикайте! Не бывать вороне коровою, Прибегали лягушата, Поливали из ушата. Тушат, тушат - не потушат, Заливают - не зальют.
"Не желаем больше крякать! Мы хотим, как лягушата, Квакать!" Свинки замяукали: Мяу, мяу! Кошечки захрюкали: Хрю, хрю, хрю! Уточки заквакали: Ква, ква, ква! Курочки закрякали: Кря, кря, кря! Воробышек прискакал И коровой замычал: Му-у-у! Прибежал медведь И давай реветь: Ку-ка-ре-ку! Только заинька Был паинька: Не мяукал И не хрюкал - Под капустою лежал, По-заячьи лопотал И зверюшек неразумных Уговаривал: Не летать лягушатам под облаком!" Но весёлые зверята - Поросята, медвежата - Пуще прежнего шалят, Зайца слушать не хотят. Рыбы по полю гуляют, Жабы по небу летают, Мыши кошку изловили, В мышеловку посадили. А лисички Взяли спички, К морю синему пошли, Море синее зажгли. Море пламенем горит, Выбежал из моря кит: "Эй, пожарные, бегите! Помогите, помогите!" Долго, долго крокодил Море синее тушил Пирогами, и блинами, И сушёными грибами. Прибегали два курчонка, Поливали из бочонка. Приплывали два ерша, Поливали из ковша. Тут бабочка прилетала, Крылышками помахала, Стало море потухать - И потухло. Вот обрадовались звери! Засмеялись и запели, Ушками захлопали, Ножками затопали. Гуси начали опять По-гусиному кричать: Га-га-га! Кошки замурлыкали: Мур-мур-мур! Птицы зачирикали: Чик-чирик! Лошади заржали: И-и-и! Мухи зажужжали: Ж-ж-ж! Лягушата квакают: Ква-ква-ква! А утята крякают: Кря-кря-кря! Поросята хрюкают: Хрю-хрю-хрю! Мурочку баюкают Милую мою: Баюшки-баю! Баюшки-баю! Сказка
«Огневик и облачные слоны»
Никита с мамой летом жили на даче. Как-то раз мама собралась к соседке за молоком. — Только смотри, — говорит она Никите, — не озоруй, не играй со спичками... Остался мальчик один. Телевизора в деревенской избе нет. Игрушки, что из города привѐз, надоели, даже любимого Слоника — садовую лейку — бросил Никита во дворе. «Почему же, — думает мальчик, — мама запретила со спичками играть?» Взял он со стола коробок. Потряс, поднѐс к уху.... И вдруг вместо шороха спичек услышал, как тонкий голос проскрипел: — А ну-ка, выпусти меня сейчас же!
— Кто это говорит? — удивился Никита. — Открой, увидишь, — ответили из коробка. Мальчик чуть-чуть сдвинул крышку, и тут же на стол выпрыгнул крошечный рыжеволосый человечек в красной куртке. — А теперь накорми меня! — потребовал рыжий. Никита выставил картошку, огурцы, сметану. Странный гость скрипуче расхохотался: — Нетушки, это я не ем. Подавай мне бумагу! Мальчик принѐс старую газету. Человечек схватил еѐ и — хап, хап! — съел до последнего клочка. — Эх, силушки во мне прибавилось! — воскликнул рыжий. И правда, он вырос, а его рыжие волосы зашевелились... Вдруг он подпрыгнул, скомкал скатерть, сдѐрнул с окна занавески — и всѐ это отправил себе в рот. Злорадно ухмыльнулся и принялся грызть угол стола. Изба наполнилась жаром, едким дымом. Никита стал задыхаться и пополз на четвереньках к двери. А рыжий знай себе отплясывал на столе, разбрасывая во все стороны жгучие искры. Быть беде, если бы не садовая лейка. Слоник заметил дым и сразу смекнул, что в избе хозяйничает рыжий Огневик. И хоть был он раньше простой садовой лейкой, поднялся Слоник на четыре ноги, зачерпнул воды из бочки и потопал огонь тушить. Да разве такому малышу одному с пожаром справиться? Огневик только посмеялся над ним. Тогда Слоник встал посреди двора, поднял хобот-носик к небу и стал звать братьев — облачных слонов. Прилетели большие облака-слоны, собрались в огромную тучу и залили горящую избу дождѐм. От злого Огневика один пшик остался. Оглянулся Никита — черным- черно в избе. Вот сейчас придѐт мама и увидит... — Никита! Никита! Ты чего это плачешь во сне? Просыпайся, попробуй молочка парного... А что это у тебя в руках? Я же говорила — не играй со спичками!
Сказка о том, как Человек подружился с Огнём
Были когда-то такие времена на земле, когда Человек не дружил с Огнём: боялся его и обходил стороной. А Огню было ужасно обидно. Однажды он обратился к Человеку: — Скажи, почему ты никогда не приближаешься ко мне? — Я тебя боюсь, — честно ответил ему Человек. — Я видел, как ты сжигаешь деревья, оставляя от огромных исполинов лишь горсточку пепла. Ты можешь причинить вред мне и моей семье.
— Послушай меня, — произнёс Огонь, — на самом деле, я могу приносить не только вред, но и огромную пользу. Надо просто знать, как со мной обращаться. — И какую же пользу ты можешь принести мне? – спросил его Человек. — Я могу согревать твой дом во время зимних холодов, давать тебе свет, даже когда на улице темно. А ещё ты можешь жарить на огне мясо. От этого оно становится вкуснее и мягче. Человек задумался. Он уже очень устал от того, что в его дом в зимнее время было ужасно холодно, и его семье приходилось прижиматься друг к другу, чтобы не замёрзнуть. Дети часто болели. Да и сырое мясо животных, на которых охотился Человек, было очень трудно жевать. Человек подумал, что, может, Огонь говорит правду, и стоит попробовать взять его в свой дом. — И что же мне надо сделать, чтобы принести тебя в свой дом так, чтобы ты не сжёг его? – спросил Человек. — Тебе надо будет соорудить очаг из камней и поместить меня внутри него. Жене твоей придётся следить за тем, чтобы я не погас, подбрасывая сухие ветки. Тогда в твоём доме всегда будет тепло, светло, даже тогда, когда садится солнце, а еда твоя будет вкусней. Человек послушался Огня и сделал то, что тот велел. Он соорудил очаг из камней, поджёг толстую ветку и принёс Огонь в дом. С тех пор дети Человека стали собирать сухие ветки, а жена следила, чтобы Огонь в очаге не погас. Жизнь Человека и его семьи сильно изменилась после того, как у них появился Огонь. Огонь поселился в доме Человека и принёс ему много пользы, а Человек всегда относился к Огню с почтением и уважением.
«Как огонь воду замуж взял» Евгений Пермяков
Рыжий разбойник Огонь пламенно полюбил холодную красавицу Воду. Полюбил и задумал на ней жениться. Только как Огню Воду замуж взять, чтобы себя не погасить и ее не высушить? Спрашивать стал. И у всех один ответ: — Да что ты задумал, рыжий? Какая она тебе пара? Ты что? Зачем тебе холодная Вода, бездетная семья?
Затосковал Огонь, загоревал. По лесам, по деревням пожарами загулял. Так и носится, только рыжая грива по ветру развевается. Гулял Огонь, горевал Огонь да встретился с толковым мастеровым человеком. Иваном его звали. Огонь в ноги ему пал. Низким дымом стелется. Из последних сил синими языками тлеет. — Ты мастеровой человек, ты все можешь. Хочу я разбой бросить, хочу я своим домом жить. Воду замуж взять хочу. Да так, чтобы она меня не погасила и я ее не высушил. — Не горюй, Огонь. Сосватаю. Поженю. Сказал так мастеровой человек и терем строить стал. Построил терем и велел свадьбу играть, гостей звать. Пришла с жениховой стороны огневая родня: тетка Молния да двоюродный брат Вулкан. Не было больше у него родных на белом свете. С невестиной стороны пришел старший братец Густой Туман, средний брат Косой Дождь и младшая сестричка Воды — Ясноглазая Роса. Пришли они и заспорили. — Неслыханное дело ты, Иван, задумал, — говорит Вулкан и пламенем попыхивает. — Не бывало еще такого, чтобы наш огневой род из водяной породы невесту выбирал. А мастеровой человек отвечает на это: — Как же не бывало! Косой Дождь с огневой Молнией в одной туче живут и друг на дружку не жалуются. — Это все так, — молвил Густой Туман, — только я по себе знаю: где Огонь, где тепло, там я редеть начинаю. — И я, и я от тепла высыхаю, — пожаловалась Роса. — Боюсь, как бы Огонь мою сестру Воду не высушил. Тут Иван твердо сказал: — Я такой терем построил, что они будут в нем жить да радоваться. На то я и мастеровой человек. Поверили. Свадьбу стали играть. Пошла плясать Молния с Косым Дождем. Закурился Вулкан, засверкал ярким пламенем, в ясных глазах Росы огневыми бликами заиграл. Густой Туман набражничался, на покой в овраг уполз. Отгуляли гости на свадьбе и восвояси подались. А мастеровой человек жениха с невестой в терем ввел. Показал каждому свои хоромы, поздравил молодых и пожелал им нескончаемой жизни да сына-богатыря. Много ли, мало ли прошло времени, только родила мать Вода от отца Огня сына- богатыря. Хорошим сын богатырем вырос. Горяч, как родимый батюшка Огонь. А облик дядин — густ и белес, как Туман. Важен и влажен, как родимая матушка Вода. Силен, как Вулкан, как тетушка Молния.
Вся родня в нем своего кровного узнает. Даже Дождь с Росой в нем себя видят, когда тот стынет и капельками на землю оседает. Хорошее имя дали сыну-богатырю: Пар. На телегу сядет Пар-богатырь — телега его силой покатится да еще сто других телег поездом повезет. На корабль ступит Пар-чудодей — убирай паруса. Без ветра корабль катится, волну рассекает, паровой голос подает, корабельщиков своим теплом греет. На завод пожалует — колеса завертит. Где сто человек работали — одного хватает. Муку мелет, хлеб молотит, ситец ткет, людей и кладь возит — народу помогает, мать, отца радует. И по наши дни живут Огонь с Водой в одном железном котле-тереме. Ни она его не гасит, ни он ее высушить не может. Счастливо живут. Нескончаемо. Широко. Год от году растет сила их сына-богатыря, и слава о русском мастеровом человеке не меркнет. Весь свет теперь знает, что он холодную Воду за жаркий Огонь выйти замуж заставил, а их сына-богатыря нам, внукам-правнукам, на службу поставил.
Дидактическая игра « Огнеопасные предметы».
Цель: научить детей среди опасных предметов находить те, которые очень часто являются причиной пожара. Развивать логическое мышление. Игровая задача: Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Игровые действия: разложить карточки на две группы. Вариант игры.
Детям раздаются карточки, на которых изображены огнеопасные предметы и просто опасные предметы. Например: свеча, утюг, бенгальские огни, печка, пила. Нужно убрать карточку с изображением предмета, который не представляет угрозы для возникновения пожара.
Дидактическая игра «Да - нет»
-Можно спичками играть?(нет) -На скакалочке скакать?(да) -А петарды поджигать?( нет) -Не затушенный в лесу костёр бросать?( нет) -А конструктором играть?( да) -Траву сухую поджигать?( нет) -Газ без взрослых зажигать?( нет) -А с трансформером играть?( да) -Электроприборы включать?( нет) -Фломастерами рисовать?( да) -Можно свечи зажигать?( нет) -Можно в кубики играть?( да) -С зажигалкой играть?( нет)
Дидактическая игра «Школа пожарников»
Цель. Ознакомить детей с правилами противопожарной безопасности, учить их быстро принимать правильные решения в экстремальных ситуациях. Воспитывать чувство ответственности перед товарищами. Игровое задание. Не допускать пожара. Правила игры. Не повторять предложенные детьми варианты разрешения ситуации. Правильно оценивать ответы. Материалы. Картинки, изображающие разнообразные случаи возникновения пожара, например, от неправильного пользования спичками, электроприборами, от костров в поле, лесу и т.д. Разработайте проблемные ситуации, ставящие детей перед выбором: 1) предупредить пожар, 2) гасить его, звать на помощь взрослых, 3) ничего не делать. Фишки под такими же номерами. Игра. Картинки по одной выставляют на доске, задают проблемные ситуации. Дети, решившие, как надо поступать, подходят к ведущему и по секрету сообщают о своём решении. Ведущий оценивает его одной из трёх фишек. Когда желающих больше нет, каждый вслух называет ответ и показывает фишку. Дети убеждаются в разнообразии или единстве вариантов разрешения данной ситуации, сверяют правильность предложенных ими решений с решением ведущего. Затем выставляется другая картинка и игра продолжается. В конце игры на доске нужно записать, сколько и каких фишек набрал каждый.
Подвижная игра «Кто быстрее»
Группа делится на две команды. На земле лежат два отрезка пожарного рукава. Вёдра с водой, пустые вёдра и маленькие ведёрки. Задание 1.Скатать пожарный рукав в рулон. Кто быстрее выполнит задание – тот победил. Задание 2. Маленьким ведёрком, передаваемым по цепочке, перенести воду из
одного ведра в другое. Кто больше перенесёт за 3-5 минут – тот победил.
Сюжетно-ролевая игра «Пожарные»
• совместное сюжетное сложение и активизация воображения; • введение игровых ситуаций типа «В горящей квартире остались дети», «Дима увидел пожар в лесу» и т.п.; • побуждение участников игры к проявлению фантазии и выдумки в реализации замысла; • поддержание ролевого диалога; • смена ролей в ходе игры.
Пальчиковая игра «Кошкин дом»
Тили-тили-тили, хлопки бом! шлепок по коленям Загорелся помахать кистями кошкин «ушки на макушке», руки ладошками вперёд дом. руки «домиком» над головой Кошка выскочила! топнуть ножкой Глаза «бинокль» выпучила. ладошки около глаз Бежит пальчики «бегут» курочка большой и указательный пальцы сложить в клювик с ведром ладошки горсточкой заливать пальчики как бы брызгают кошкин дом. руки «домиком» над головой


В раздел образования