Автор: Урусова Екатерина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУСШ № 54 Советского района Волгограда Населённый пункт: Волгоградская область г.Волгоград Наименование материала: Методическая разработка проекта Тема: Творческий проект "Славим край казачий!" Раздел: начальное образование
Учитель начальных классов
Урусова Екатерина
Александровна,
Учитель начальных классов
Скобенко Лариса
Дмитриевна
Оглавление:
1.
Тезисы исследовательской работы
2.
Содержание исследовательской работы
2.1 Введение
2.2 Основная часть (теоретическая и практическая)
2.3 Реальный продукт проекта
3.
Заключение
4.
Список использованных источников информации:
5.
Приложения
Продукт проекта: кукла из солёного теста « Казачка Аксинья»
Цели и задачи :
1)
Познакомить с культурой и традициями казачьего края
2)
Заинтересовать учащихся декоративно - прикладным творчеством и
выполнением поделок из солёного теста
3)
Расширить кругозор учащихся в области изучения истории родного
края.
Материалы: солёное тесто, каркас-стержень, гуашь, микроволновая печь,
бисер.
1.Тезисы исследовательской деятельности
1.Тема исследования
«Славим край казачий». Кукла из солёного теста
«Казачка Аксинья»
2.Сведения об
участниках
проекта
учащиеся 2 «а» класса
1.Голубева Дарья Евгеньевна
2.Пономарёва Софья Михайловна
3.Балакан Милана Павловна
3.Сведения о руководителях
Урусова Екатерина Александровна,
учитель начальных классов
1 квалификационной категории
МОУ СШ№54
Скобенко Лариса Дмитриевна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
МОУ СШ№54
4.Актуальность проблемы
Нынешнее подрастающее поколение имеет
довольно скудные знания об истории казачьего
костюма, о жизни и быте казаков.
Эта проблема подтолкнула нас к изготовлению
поделки из солёного теста в костюме русской
казачки, как наглядного пособия.
5.Цель и задачи
1) Познакомить с культурой и традициями
казачьего края и народного костюма
2)Заинтересовать учащихся декоративно -
прикладным творчеством и выполнением поделок
из солёного теста
3) Расширить кругозор учащихся в области
изучения истории родного края.
6.Методы исследования
1.Опрос учащихся.
2.Самостоятельная исследовательская
деятельность (прочитать, наблюдать).
3.Наблюдать, собирать фотографии
4.Анализ собственной деятельности.
5.Обобщение
7. Приемы работы
1.Консультации с библиотекарем.
2.Рбота с фотоматериалом.
3.Опрос детей
8.Новизна
Так как тема представлена на региональном
уровне, то по общеобразовательной программе она
не изучается. Новизна и необычность в том, что
учащиеся представляют готовый продукт как
наглядное пособие для изучения истории
казачества
9.Практическая значимость
В процессе исследований ребята научились:
- искать нужную информацию по заданной теме,
используя различные источники (научно-
познавательная литература, энциклопедии, поиск
информации в интернет и т.д).
- проводить опрос среди сверстников,
анализировать результаты опроса, делать выводы.
- использовать собранный материал для
проведения классных часов и других мероприятий
по заданной теме.
- познакомились с технологией выполнения
поделки из солёного теста.
Краткое содержание работы:
1.
Выбор темы.
2.
Обоснование цели исследований и практической работы.
3.
Работа с родителями (знакомство с темой, целями и задачами).
4.
Подбор исследовательских заданий.
5.
Выявление проблемы.
6.
Контроль самостоятельной работы обучающихся (советы,
консультации, не навязывая свою точку зрения, предоставляя
возможность детям решать проблемные ситуации в процессе
исследования).
7.
Организация работы по этапам:
I этап - поиск информации;
II этап - обработка подготовленных сообщений и фотографий;
III этап - подготовка презентации;
IV этап - выполнение практической работы;
V этап - выступления детей перед обучающимися с готовым
продуктом и результатами исследования;
8.
Подведение итогов.
Содержание исследовательской работы
1.
Введение
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
–
любви
к
своей
семье,
своему
жилищу,
своей
школе.
Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории,
прошлому и настоящему, ко всему человечеству» /Д. С. Лихачев/.
Что необходимо для реализации данного проекта:
1) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более
активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного
исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают
заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности
окружающей жизни);
2) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес
(ученики
фактически
выступают
в
роли
«юных
историков»
–
исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня
п о з н а ват е л ь н о й
р а б от ы
у ч а щ и хс я
–
п р оектно-исследовательская
деятельность.
Если заглянуть в историю, то кукла – это самая древняя игрушка, несмотря на
это она очень популярна и сегодня.
Кукла - моя радость! Кукла - моё счастье!
Кукла - это дочка, что в мечтах угасла,
Просто заблудилась, просто убежала,
Я так долго дочку всё ждала, искала.
Завязала бантик, подарила соску,
Нарядила в платье. Это же непросто!
Посмотрите в глазки там души частица
Это наше детство, спрятавшись, затихло!
2.
Основная часть.
1.
Путешествие в историю казачьего костюма (исследовательская
деятельность)
Жизненные условия наложили свой отпечаток на культуру казачества, в том
числе и на одежду.
Костюм
низовых
казаков
поражал
своей
необычностью.
Он представлял
собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских,
калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды.
Эта одежда была и нательной и выходной одновременно.
Они, как правило, заправлялись в сапоги.
Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а
в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые).
Папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Казаки носят папахи
разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие —
с конусообразным верхом. Для войны папахи шились только из меха барана,
волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар шашки.
Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением
казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда
они пришли на Дон.
В XIX в. уходят в прошлое яркие старинные казачьи костюмы.
Под влиянием городской моды изменялся женский костюм, основными
элементами которого становятся юбка и кофта. Такой костюм назывался
парочка.
Кофты шили самого различного покроя. Особой популярностью
пользовались кофты – «кирасы», плотно облегающие корпус, с небольшой
баской у бедер, с длинным рукавом, пышным у плеча, воротником-
стоечкой.
Кофты украшали кружевом, гипюром, лентам
Со временем традиционная казачья одежда быта вытеснена из быта и почти
полностью утрачена. В настоящее время, по немногим сохранившимся
старинным образцам, но из современных тканей, шьются сценические
костюмы для фольклорных коллективов. Поэтому военная форма и женская
«парочка», в основном, стали принадлежностью сцены или праздника.
Некоторые элементы кроя и отделки донского женского костюма нашли свое
отражение в современной одежде. С начала XX века модельеры постоянно
обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику.
Я решила выполнить куклу в казачьем костюме, потому что такую куклу в
магазине не купишь. Обычно в магазинах продают Барби, Винкс, а вот куклу
в казачьем костюме я не встречала. Кроме того я посещаю дополнительные
занятия фольклора, где мы поём казачьи песни и выступаем в стилизованных
казачьих костюмах. Поэтому я захотела сделать такую куклу.
2.Технология выполнения поделки (слова детей)
Я люблю готовить тесто,
Это жутко интересно.
Лью в кастрюлю я воды,
Это пуще ерунды.
Ничего что брызги всюду,
Класть теперь в кастрюлю буду:
Чашку соли, две муки –
Это тоже пустяки.
Размешала тесто ложкой,
Клея налила немножко.
Вот и тесто замесила,
А из теста я слепила:
Юбку, кофту, руки – тело
Вылепила я умело.
Но пришлось мне потрудиться,
С головою повозиться.
Тут мне мысль пришла одна
Голову платком покрыла я.
Всё! Работа завершилась,
Кукла в печке очутилась.
Три часа она стояла:
Запеклась и остывала.
Тут взяла я в руки краски
И раскрасила, как в сказке
Куклу маленького роста
Получилось всё так просто.
Решена моя задачка,
Вышла у меня казачка.
Всем она на загляденье
Милая моя Аксинья.
2.Реальный продукт проекта
В костюме куколка казачьем
Стоит из теста перед вами
И про историю костюма
Хочу я поделиться с вами
К началу века 20-го
Такой вошёл в моду наряд
Казачки в быту в нём ходили
В юбке с оборкой, до пят.
Блуза с баской на подкладке
«Кирасою» называлась
А сочетанье юбки с блузкой
«Парочкой именовалось
Головной убор казачий
Атрибут был обязательный
Шлычки, кружева, файшонки-
Украшенья замечательные
У моей казачки косы
Под косынкою уложены
Без убора головного
Ходить было не положено
Вышла статная казачка
Куклам всем на удивленье
Я люблю свою Аксинью
Ведь она - моё творенье.
Средь донских степных полей
И кубанских ковылей,
Где Кубань и Дон текут
Казаки давно живут.
Гордый и лихой народ
Заслужил себе почет:
Храбрость, мужество. Отвагу
На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат,
Любят холить жеребят,
Из лозы корзины вьют,
Песни звонкие поют………
(Исполняется казачья песня)
Заключение.
Участники проекта занимаются в школьном фольклорном кружке
«Гусельки».Они исполняют казачьи песни. Ребятам очень нравится петь,
танцевать, изучать историю родного казачьего края. Мы думаем, что кукла
Аксинья- это и хороший подарок, и народная игрушка – представитель
женщины-казачки.
Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, опыт публичного
выступления; опыт самостоятельной практической работы, самоорганизации
и организации совместной деятельности с другими детьми.
Список используемой литературы:
1.Лакеева Т.П. Донской край в живописи и стихах. Творчество Нины
Арефьевой./ Волгоград: Издатель,1999.
2.Хрестоматия по истории донского казачества: учеб. пособие/ сост.
А.Н.Логинов «Центр повышения квалификации» Волгограда.- Волгоград:
Издательство «Прин –Терра »,2008.-168 с.
3.Д.В.Полежаев Образование Волгограда- возрождению казачества: сборник
учебно-методических материалов по реализации этно-культурного
(казачьего) компонента образования/Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-176
с.