Напоминание

Творческий проект "Славим край казачий!"


Автор: Урусова Екатерина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУСШ № 54 Советского района Волгограда
Населённый пункт: Волгоградская область г.Волгоград
Наименование материала: Методическая разработка проекта
Тема: Творческий проект "Славим край казачий!"
Раздел: начальное образование





Назад







Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 54

Советского района Волгограда»

Творческий проект

по декоративно-прикладному искусству

(с элементами исследовательской деятельности)

«Славим край казачий»

Авторы и руководители:

Учитель
начальных классов Урусова Екатерина Александровна,
Учитель
начальных классов Скобенко Лариса Дмитриевна

Оглавление:
1. Тезисы исследовательской работы 2. Содержание исследовательской работы 2.1 Введение 2.2 Основная часть (теоретическая и практическая) 2.3 Реальный продукт проекта 3. Заключение 4. Список использованных источников информации: 5. Приложения
Продукт проекта:
кукла из солёного теста « Казачка Аксинья»
Цели и задачи
: 1) Познакомить с культурой и традициями казачьего края 2) Заинтересовать учащихся декоративно - прикладным творчеством и выполнением поделок из солёного теста
3)
Расширить кругозор учащихся в области изучения истории родного края.
Материалы:
солёное тесто, каркас-стержень, гуашь, микроволновая печь, бисер.


1.Тезисы исследовательской деятельности
1.Тема исследования «Славим край казачий». Кукла из солёного теста
«Казачка Аксинья» 2.Сведения об участниках проекта учащиеся 2 «а» класса 1.Голубева Дарья Евгеньевна 2.Пономарёва Софья Михайловна 3.Балакан Милана Павловна 3.Сведения о руководителях Урусова Екатерина Александровна, учитель начальных классов 1 квалификационной категории МОУ СШ№54 Скобенко Лариса Дмитриевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МОУ СШ№54 4.Актуальность проблемы Нынешнее подрастающее поколение имеет довольно скудные знания об истории казачьего костюма, о жизни и быте казаков. Эта проблема подтолкнула нас к изготовлению поделки из солёного теста в костюме русской казачки, как наглядного пособия. 5.Цель и задачи 1) Познакомить с культурой и традициями казачьего края и народного костюма 2)Заинтересовать учащихся декоративно - прикладным творчеством и выполнением поделок из солёного теста 3) Расширить кругозор учащихся в области изучения истории родного края. 6.Методы исследования 1.Опрос учащихся. 2.Самостоятельная исследовательская деятельность (прочитать, наблюдать). 3.Наблюдать, собирать фотографии 4.Анализ собственной деятельности. 5.Обобщение 7. Приемы работы 1.Консультации с библиотекарем. 2.Рбота с фотоматериалом. 3.Опрос детей 8.Новизна Так как тема представлена на региональном уровне, то по общеобразовательной программе она не изучается. Новизна и необычность в том, что учащиеся представляют готовый продукт как наглядное пособие для изучения истории
казачества 9.Практическая значимость В процессе исследований ребята научились: - искать нужную информацию по заданной теме, используя различные источники (научно- познавательная литература, энциклопедии, поиск информации в интернет и т.д). - проводить опрос среди сверстников, анализировать результаты опроса, делать выводы. - использовать собранный материал для проведения классных часов и других мероприятий по заданной теме. - познакомились с технологией выполнения поделки из солёного теста.
Краткое содержание работы:
1. Выбор темы. 2. Обоснование цели исследований и практической работы. 3. Работа с родителями (знакомство с темой, целями и задачами). 4. Подбор исследовательских заданий. 5. Выявление проблемы. 6. Контроль самостоятельной работы обучающихся (советы, консультации, не навязывая свою точку зрения, предоставляя возможность детям решать проблемные ситуации в процессе исследования). 7. Организация работы по этапам: I этап - поиск информации; II этап - обработка подготовленных сообщений и фотографий; III этап - подготовка презентации; IV этап - выполнение практической работы; V этап
-
выступления детей перед обучающимися с готовым продуктом и результатами исследования; 8. Подведение итогов.


Содержание исследовательской работы

1.

Введение
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – любви к своей семье, своему жилищу, своей школе. Постепенно
расширяясь, эта любовь переходит в любовь к своей стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству» /Д. С. Лихачев/. Что необходимо для реализации данного проекта: 1) самостоятельное приобретение знаний, обеспечивающее условия для более активной познавательной работы учащихся (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», то есть фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни); 2) углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес (ученики фактически выступают в роли «юных историков» – исследователей). Наиболее эффективная форма организации этого уровня п о з н а ват е л ь н о й р а б от ы у ч а щ и хс я – п р оектно-исследовательская деятельность. Если заглянуть в историю, то кукла – это самая древняя игрушка, несмотря на это она очень популярна и сегодня. Кукла - моя радость! Кукла - моё счастье! Кукла - это дочка, что в мечтах угасла, Просто заблудилась, просто убежала, Я так долго дочку всё ждала, искала. Завязала бантик, подарила соску, Нарядила в платье. Это же непросто! Посмотрите в глазки там души частица Это наше детство, спрятавшись, затихло!
2.

Основная часть.

1.

Путешествие в историю казачьего костюма (исследовательская

деятельность)
Жизненные условия наложили свой отпечаток на культуру казачества, в том числе и на одежду. Костюм низовых казаков поражал своей необычностью. Он представлял собой причудливую смесь русских, малороссийских, польских, татарских, калмыцких, турецких, черкесских элементов.
Шаровары, как и рубаха, были основными частями мужской одежды. Эта одежда была и нательной и выходной одновременно. Они, как правило, заправлялись в сапоги. Шаровары отличались по цвету. В будни носили только синие (киндечные), а в праздничные и свадебные дни наряжались в красные (кырмызовые). Папаха — барашковая шапка с суконным верхом. Казаки носят папахи разных фасонов: низкие — с плоским верхом или высокие — с конусообразным верхом. Для войны папахи шились только из меха барана, волка и медведя, т. к. только этот мех смягчал удар шашки.
Характер и особенности женской одежды объясняются происхождением казачек. Женщины долго сохраняли традиционную одежду тех мест, откуда они пришли на Дон. В XIX в. уходят в прошлое яркие старинные казачьи костюмы. Под влиянием городской моды изменялся женский костюм, основными элементами которого становятся юбка и кофта. Такой костюм назывался парочка. Кофты шили самого различного покроя. Особой популярностью пользовались кофты – «кирасы», плотно облегающие корпус, с небольшой баской у бедер, с длинным рукавом, пышным у плеча, воротником- стоечкой.
Кофты украшали кружевом, гипюром, лентам Со временем традиционная казачья одежда быта вытеснена из быта и почти полностью утрачена. В настоящее время, по немногим сохранившимся старинным образцам, но из современных тканей, шьются сценические костюмы для фольклорных коллективов. Поэтому военная форма и женская «парочка», в основном, стали принадлежностью сцены или праздника. Некоторые элементы кроя и отделки донского женского костюма нашли свое отражение в современной одежде. С начала XX века модельеры постоянно обращаются к народному искусству, как к неисчерпаемому источнику.
Я решила выполнить куклу в казачьем костюме, потому что такую куклу в магазине не купишь. Обычно в магазинах продают Барби, Винкс, а вот куклу в казачьем костюме я не встречала. Кроме того я посещаю дополнительные занятия фольклора, где мы поём казачьи песни и выступаем в стилизованных казачьих костюмах. Поэтому я захотела сделать такую куклу.
2.Технология выполнения поделки (слова детей)
Я люблю готовить тесто, Это жутко интересно. Лью в кастрюлю я воды, Это пуще ерунды. Ничего что брызги всюду, Класть теперь в кастрюлю буду: Чашку соли, две муки – Это тоже пустяки. Размешала тесто ложкой, Клея налила немножко. Вот и тесто замесила, А из теста я слепила: Юбку, кофту, руки – тело Вылепила я умело. Но пришлось мне потрудиться,
С головою повозиться. Тут мне мысль пришла одна Голову платком покрыла я. Всё! Работа завершилась, Кукла в печке очутилась. Три часа она стояла: Запеклась и остывала. Тут взяла я в руки краски И раскрасила, как в сказке Куклу маленького роста Получилось всё так просто. Решена моя задачка, Вышла у меня казачка. Всем она на загляденье Милая моя Аксинья.
2.Реальный продукт проекта

В костюме куколка казачьем Стоит из теста перед вами И про историю костюма Хочу я поделиться с вами К началу века 20-го Такой вошёл в моду наряд Казачки в быту в нём ходили В юбке с оборкой, до пят. Блуза с баской на подкладке «Кирасою» называлась А сочетанье юбки с блузкой «Парочкой именовалось Головной убор казачий Атрибут был обязательный Шлычки, кружева, файшонки- Украшенья замечательные У моей казачки косы Под косынкою уложены Без убора головного Ходить было не положено Вышла статная казачка Куклам всем на удивленье Я люблю свою Аксинью Ведь она - моё творенье. Средь донских степных полей И кубанских ковылей, Где Кубань и Дон текут Казаки давно живут. Гордый и лихой народ Заслужил себе почет: Храбрость, мужество. Отвагу На своих плечах несет.
Честью с детства дорожат, Любят холить жеребят, Из лозы корзины вьют, Песни звонкие поют………
(Исполняется казачья песня)

Заключение.
Участники проекта занимаются в школьном фольклорном кружке «Гусельки».Они исполняют казачьи песни. Ребятам очень нравится петь, танцевать, изучать историю родного казачьего края. Мы думаем, что кукла Аксинья- это и хороший подарок, и народная игрушка – представитель женщины-казачки. Дети приобрели опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления; опыт самостоятельной практической работы, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми.
Список используемой литературы:
1.Лакеева Т.П. Донской край в живописи и стихах. Творчество Нины Арефьевой./ Волгоград: Издатель,1999. 2.Хрестоматия по истории донского казачества: учеб. пособие/ сост. А.Н.Логинов «Центр повышения квалификации» Волгограда.- Волгоград: Издательство «Прин –Терра »,2008.-168 с. 3.Д.В.Полежаев Образование Волгограда- возрождению казачества: сборник учебно-методических материалов по реализации этно-культурного (казачьего) компонента образования/Волгоград: Изд-во ВГАПК РО, 2009.-176 с.


В раздел образования