ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА
Автор: Щепилина Светлана Сергеевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МАДОУ детский сад комбинированного вида № 7 Населённый пункт: г.Наро-Фоминск Наименование материала: статья Тема: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНО-ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА Раздел: дошкольное образование
ПОДХОДА
С.С. Щепилина
МАДОУ детский сад комбинированного вида №7 г.Наро-Фоминск
В
настоящее
время
в
системе
дошкольного
образования
происходят
значительные
перемены,
связанные
с
внедрением Федерального
Государственного
образовательного стандарта. В связи с этим одной из актуальных проблем в работе
учителя-логопеда становится совершенствование методов и приемов, направленных на
преодоление и предупреждение речевых нарушений.
Прогресс
не
стоит
на
месте
и
для
совершенствования
коррекционно-
развивающего
процесса
необходимо
привлекать
новые
технологии.
Таковыми
бесспорно являются компьютерные технологии.
Компьютерные
технологии
–
это
комплекс
областей
деятельности,
которые
относятся к технологиям создания, хранения и обработки информационных данных с
применением компьютерной техники.
Применение компьютеров в образовании привело к появлению нового поколения
информационных образовательных технологий, которые позволили повысить качество
обучения,
создать
новые
средства
воспитательного
воздействия,
более
эффективно
взаимодействовать педагогам и обучаемым с вычислительной техникой.[12, С.32]
Компьютерные технологии обладают следующими дидактическими возможностями:
быстрая передача на любое расстояние информации любого объема и формы;
хранение
информации
в
памяти
компьютера,
возможность
ее
редактирования,
обработки и т.д.;
доступ к различным источникам информации;
возможность переноса полученных материалов на свой носитель;
возможность создания собственных игр, презентаций как для индивидуальной, так
и для фронтальной работы;
Выделяют несколько форм использования компьютерных технологий:
1.
Всевозможные
электронные
пособия
для
демонстрации
на
компьютере,
мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике. К ним можно отнести:
электронные книги;
CD, DVD - диски и аудиокассеты (С.Я.Маршак «Веселая азбука»; «Уроки тетушки
Совы», «Голоса птиц и зверей» и т.п.).
специальные компьютерные логопедические игры («Игры для Тигры»,«Развитие
речи. Учимся говорить правильно», «Домашний логопед» и т.п.).
2 . Собственные презентации, созданные в Microsoft PowerPoint и фильмы в Windows
Movie Maker.
3 . Аудиозапись и видеозапись речевой работы ребенка на первом и завершающем
занятии, дабы оценить эффективность проделанной работы.
4.Использование комплекса «БОС - Здоровье» («Здоровая Азбука», «Дыхание» и др.)
5. Работа с сайтами и интернет-ресурсами. (портал Мерсибо).
Используя
в
своей
работе
компьютерные
технологии
следует
придерживаться
следующих принципов:
Полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. (Коррекционная работа
должна строиться опорой на различные анализаторы)
Системного подхода к коррекции речевых нарушений. (Работа ведется над всей
речевой системой).
Развивающего и дифференцированного обучения (Объективное определение зон
актуального и ближайшего развития).
Системности и последовательности обучения. (Применение полученных ранее
знаний в процессе получения новых, следуя от простого к сложному).
Доступности
обучения.
(Задания
должны
соответствовать
возрастным
особенностям дошкольников и предъявляться в игровой форме).
Индивидуального
обучения.
(Занятия
с
использованием
компьютерных
технологий позволяют построить коррекционно-логопедическую работу с учётом
индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей).
Объективной оценки результатов деятельности ребёнка. (При использовании
компьютерных технологий
результаты выполненных заданий представляются на
экране, что позволяет исключить субъективную оценку).
Игровой
стратегии
и
введение
ребёнка
в
проблемную
ситуацию.
(Данный
принцип
обучения
позволяет
эффективно
решить
поставленные
коррекционные
задачи).
Воспитывающего
обучения.
(Прививание
детям
волевых
и
нравственных
качеств).
Интерактивности компьютерных средств обучения. (Используя компьютерные
технологии происходит осуществление обратной связи в виде анимации образов и
символов).
Компьютерные
технологии
бесспорно
можно
отнести
к
числу
эффективных
средств обучения, которые все чаще применяются в специальной педагогике.
В последнее время активно ведется дискуссия о форме, содержании и методах
специального обучения, которые могли бы позволить достичь максимальных успехов в
развитии ребенка с особыми познавательными потребностями.
В
связи
с
этим
одной
из
актуальных
проблем
коррекционной
педагогики
становится совершенствование методов и приемов, направленных на преодоление и
предупреждение речевых нарушений. Своевременная коррекция речевых расстройств
является
необходимым
условием
психологической
готовности
детей
к
школьному
обучению, их адаптации к новым социальным условиям [2, С.47]. Особую актуальность
данный вопрос имеет при работе с детьми с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями (ОВЗ) — это дети, имеющие различные
отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения
общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.[10]
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным
категориям аномальных детей относятся
1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
3. Дети с нарушением речи (логопаты);
4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
5. Дети с умственной отсталостью;
6. Дети с задержкой психического развития;
7. Дети с нарушением поведения и общения;
8. Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми
сложными
дефектами
(слепоглухонемые,
глухие
или
слепые
дети
с
умственной
отсталостью). [7, С.21]
В
работе
с
детьми
с
ОВЗ
следует
учитывать
их
психолого-педагогические
особенности:
1. У данной категории детей наблюдается пониженный уровень развития восприятия.
Им
необходимо
более
длительное
временя
для
приема
и
переработки
сенсорной
информации. Они обладают недостаточными знаниями об окружающем мире.
2.
Так
же
у
детей
с
ОВЗ
недостаточно
сформированы
оптико-пространственные
представления, дети не могут осуществить полноценный анализ формы, установить
тождественность
и
симметричность
частей
конструируемых
фигур,
расположить
конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
3. Внимание у таких детей неустойчивое, рассеянное, они с трудом переключаются с
одного
вида
деятельности
на
другую.
Все
это
обусловлено
слабым
развитием
интеллектуальной
активности
детей,
несовершенством
навыков
самоконтроля,
недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к обучению.
4.
Так
же
мы
видим,
что
память
у
детей
с
ОВЗ
ограничена
в
объеме.
У
них
кратковременная память преобладает над долговременной, наглядная над словесной,
механическая над логической..
5. Познавательная активность снижена, отмечается замедленный темп переработки
поступающей информации.
6.Более
развито
наглядно-действенное
мышление,
а
наглядно-образное
и
особенно
словесно-логическое развиты в меньшей степени.
7.
Значительно
снижена
потребность
в
общении
с
окружающими
сверстниками
и
взрослыми.
8. Ведущая деятельность дошкольного возраста - игровая деятельность практически не
сформирована. Сюжеты игры обыденны, способы общения и сами игровые роли бедны.
9.
Наблюдаются
нарушения
речевых
функций,
обычно
все
компоненты
языковой
системы не сформированы.
10.
Дети
с
ОВЗ
характеризуются
низкой
работоспособностью
и
повышенной
истощаемостью,
вследствие
возникновения
у
них
явлений
психомоторной
расторможенности.
11. Не сформировано произвольное поведение по типу психической неустойчивости,
расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие всего этого у детей проявляется недостаточная сформированность
психологических предпосылок, необходимых для овладения полноценными навыками
учебной деятельности. Возникают значительные трудности формирования учебных
умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения
учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Дети с ОВЗ нуждаются в особых условиях обучения и воспитания. Все выше
перечисленные психологические особенности таких детей предполагают совершенно
иной подход к отбору содержания изучаемого материала при обучении. Необходимо
выдвигать
на
передний
план
то
содержание,
которое
обеспечивает
формирование
положительных мотиваций к занятию, яркие эмоциональные проявления, расширение
кругозора детей. Применение разнообразных компьютерных технологий способствует
эффективной коррекции нарушений и создает особую среду, стимулирующую развитие
личности каждого ребенка, позволяет использовать новые возможности в обучении.
В
последние годы компьютер все чаще используется в области специального образования
как наиболее адаптивное и легко индивидуализируемое средство обучения.
Внедрение
компьютерных
технологий
в
занятия
с
детьми
с
ОВЗ
позволяет
перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельному, при
котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности при этом не
отступая от ведущей, игровой деятельности дошкольного возраста. Экран притягивает
внимание, которого нам так тяжело добиться на традиционном занятии.
Использование компьютерных технологий на индивидуальных логопедических
занятиях
позволяет
повысить
интерес
к
занятиям,
эффективность
коррекционного
обучения,
ускорить
процесс
подготовки
дошкольников
к
обучению
грамоте,
предупредить
появление
у
них
вторичных
расстройств
письменной
речи.
В
своей
работе я активно использую презентации Power Point, которые обладают широкими
возможностями. Особенно значимо то, что создавать такие игры-презентации возможно
индивидуально для каждого ребенка с учетом его интересов, реализуя тем самым
индивидуальный
подход
к
каждому
ребенку.
Для
работы
с
детьми
с
ОВЗ
индивидуальный подход не может существовать отдельно от дифференцированного
подхода,
так
как
состав
обучающихся
является
неоднородным,
встречаются
всевозможные нарушения развития. Смысл дифференцированного обучения состоит в
том, чтобы, зная индивидуальные особенности каждого ребенка (уровень подготовки,
развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету), определить для
него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы
заданий на занятии.
Компьютерные задания должны создаваться и использоваться в соответствии с
гигиеническими
требованиями.
Длительность
работы
с
компьютером
зависит
от
индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 6 лет норма не
должна превышать 10 мин., а для детей 7–10 лет-15 мин [5].
Использование компьютерных технологий обеспечивает большое разнообразие
презентаций
на
любую
лексическую
тему,
они
охватывают
все
направления:
автоматизацию и дифференциацию звуков, словоизменение и словообразование, работу
над предлогами и согласованием слов, работу над формированием навыков звукового
анализа и синтеза и т.д.
На
коррекционно-логопедических
занятиях
дошкольники
работают
не
с
компьютером,
а
с
персонажами,
которые
«приходят»
к
ним
в
конце
занятия.
Определенным
стимулом
для
детей
является
необходимость
положительных
результатов работы в первой половине занятия.
Таким
образом,
мы
видим,
что
возможности
использования
компьютерных
технологий позволяет наиболее полно и успешно реализовать развитие познавательных
способностей ребенка, расширяя
возможности педагогов в процессе обучения и
воспитания.
Используя компьютерные технологии в работе с детьми с ОВЗ мы можем
одновременно решать различные коррекционно-развивающие задачи, что бесспорно
повышает
уровень
усвоения
детьми учебного
материала,
а
также
способствует
адаптации и последующей интеграции ребенка, формируя его как полноценно
развивающуюся личность.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ОВЗ . Психологические основы /
Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с.
2.
Буров
А.Н.
Система
интенсивного
развития
способностей.
//
Информатика
и
образование. -1997 - № 2. С. 47-50.
3. Горвиц Ю., Поздняк Л. Кому работать с компьютером в детском саду. Дошкольное
воспитание, 1991г.
4. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для
студентов
высших
учебных
заведений,
обучающихся
по
педагогиче ским
специальностям. М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
5. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер.
— М.,
2007. - 303 с.
6
. Красильникова
В.А.
Использование
информационных
и
коммуникационных
технологий
в
образовании:
Учебное
пособие
—
Оренбург:
Оренбургский
государственный университет, 2012. — 291 с.
7. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии: Учеб. пособие для студентов пед.
ин-тов. — М.: Просвещение, 1991. С.21
8.
Моторин
В.
Во спитательные
возможно сти
компьютерных
игр.
:
Дошкольное воспитание. №11 2000 г., 53 с.
9. Онокой, Л.С. Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. —
М.: ИД ФОРУМ, ИНФРА,2012 г.
10. Словарь основных понятий по социальной реабилитации детей с ограниченными
возможностями / под ред. Гусляковой Л.Г. — Барнаул : АГУ, 1997 г.
11.Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008 г.
12.
Яковлев
И.Я. Информационно-коммуникационные
технологии
в
образовании
/
Информационное общество, 2001, № 2, C. 32.