Автор: Юрий Владимирович Михайлычев
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ОГБПОУ "Старомайнский технологический техникум"
Населённый пункт: Ульяновская область, р.п. Старая Майна
Наименование материала: методическая разработка занятия
Тема: "Ремонт системы охлаждения двигателя"
Раздел: среднее профессиональное
Преподаватель
ОГБПОУ «Старомайнский
технологический техникум»
Михайлычев Ю.В.
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
Тема: «Ремонт системы охлаждения двигателя»
Дата проведения: 07.12.2023г.
Количество часов: 2 часа
Группа: 42
Предмет: МДК 03.02 Технологические процессы ремонтного производства
Вид занятия: лекция
Цель
занятия:
освоить
приемы
и
способы
выполнения
операций,
необходимые для выполнения работ по техническому обслуживанию и
ремонту системы охлаждения двигателя.
Задачи:
образовательная:
закрепить знания студентов о назначении системы охлаждения;
знать назначение каждого элемента системы охлаждения;
различать большой и малый круг циркуляции охлаждающей жидкости.
развивающая:
понимать влияние теплового режима на техническое состояние двигателя;
различать функциональные назначения элементов системы охлаждения.
воспитательная:
повышать профессиональные качества обучаемых;
воспитывать интерес к профессии.
План занятия:
1. Организационный момент
2. Фронтальный опрос
3. Объяснение нового материала
4. Закрепление нового материала
5. Рефлексия
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Сл.1
1. Организационный момент
Добрый день, уважаемые студенты. Тема сегодняшнего занятия Ремонт
системы
охлаждения
двигателя.
Целью
нашего
занятия
является
ознакомление с приемами и способами выполнения операций, необходимых
для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту системы
охлаждения двигателя.
2. Фронтальный опрос
На втором курсе вашего обучения по МДК 01.01 вы проходили устройство
системы охлаждения двигателя. Давайте немного свуежим с вами знания.
Сл.2
И так, кто мне может ответить, что такое система охлаждения двигателя?
(Система охлаждения – система, которая предназначена для поддержания
оптимального теплового режима двигателя, чтобы он не перегревался и не
переохлаждался).
Какие
виды
систем охлаждения вы знаете (жидкостная,
воздушная,
гибридная).
Как
происходит
циркуляция
охлаждающей
жидкости?
(Циркуляцию
жидкости в системе охлаждения осуществляется по двум кругам: малому и
большому.)
Из чего состоит система охлаждения?
1. Радиатор.
2. Расширительный бачок.
3. Пробка наливной горловины радиатора.
4. Вентилятор.
5. Водяной насос.
6. Термостат.
C
Л.3 Тест
1. За счет каких сил водяной насос создает циркуляцию охлаждающей
жидкости:
А) за счет сил давления;
Б) за счет сил инерции;
В) за счет сил центробежных;
Д) за счет сил вакуума;
Е) за счет противодавления.
2.Какой температурный диапазон считается оптимальным для
системы охлаждения:
А)
80-90°C;
Б) 40-60°C;
В) 50-90°C;
Д) 10-100°C;
Е) 0-99°C.
3.Какая деталь является характерной для водяного насоса:
А) шестерня;
Б)
крыльчатка;
В) ротор;
Д) диафрагма;
Е) поршень.
4.Какой тип вентилятора получил наибольшее распространение в
системе охлаждения:
А) ременный;
Б) с гидромуфтой;
В)
электровентилятор;
Д) с шестеренным приводом;
Е) с пневмоприводном.
5. Для чего служит расширительный бачок:
А) для того чтобы
принимать
избыток охлаждающей жидкости,
вытекающей из радиатора при ее расширении;
Б) служит только как резервуар для жидкости;
В) данный бачок не относится к системе охлаждения;
Д) для срабатывания термостата;
Е) для охлаждения жидкости.
6. За счет чего замыкаются контакты датчика электровентилятора
системы охлаждения:
А) от воздействия температуры;
Б) водителем специальным тумблером;
В) вентилятор срабатывает без этого датчика;
Д) за счет напора жидкости;
Е) с помощью реле.
7. Какой тип системы охлаждения получил наибольшее
распространение:
А) открытого типа с принудительной циркуляцией;
Б)
закрытого типа
с принудительной циркуляцией;
В) закрытого типа без принудительной циркуляции;
Д) открытого типа без принудительной циркуляции;
Е) комбинированного типа.
8. Для чего служит термостат:
А) поддержания высокой температуры;
Б) поддержания низкой температуры воздуха;
В) для циркуляции жидкости;
Д) для охлаждения жидкости;
Е) поддержания оптимальной температуры жидкости.
9. Открытие и закрытие клапана термостата происходит:
А) только за счет пружин;
Б) из-за перепадов температур;
В) в термостате клапанов нет;
Д) автоматически за счет термоэлемента;
Е) за счет давления жидкости.
10. При циркуляции жидкости по большому кругу охлаждения:
А) подключается радиатор;
Б) отключается радиатор;
В) выключается водяной насос;
Д) подключается система отопления;
Е) при большом круге подается дополнительное количество жидкости из
расширительного бачка.
3. Объяснение нового материала.
И так, мы с вами вспомнили что такое система охлаждения. Давайте теперь
рассмотрим
НЕИСПРАВНОСТИ
СИСТЕМЫ
ОХЛАЖДЕНИЯ
И
СПОСОБЫ
ИХ
УСТРАНЕНИЯ
.
При эксплуатации техники необходимо внимательно следить за
работой системы охлаждения, своевременно обнаруживать и устранять
все
неисправности,
поддерживать
нормальный
тепловой
режим
двигателя, не допуская его перегрева и переохлаждения.
Причины основных неисправностей системы охлаждения и
способы их устранения.
Неисправ-
ность
Признак
неисправности
Причина
неисправности
Способ
устранения
Течь
охлаждаю-
щей
жидкости
Подтеки жидкости
на двигателе, ра-
диаторе, патрубках,
шлангах и приборах,
частая
потребность долива
жидкости в си-
стему
Ослабление хомутов
шлангов, ослабление
болтов крепления голо-
вок цилиндров
Повреждение шлангов
или уплотнительных
прокладок
Износ сальникового
уплотнения водяного
насоса
Подтянуть хомуты
шлангов и болты
крапления головок
цилиндров
Заменить шланги или
уплотнительные
прокладки
Заменить сальниковое
уплотнение водяного
насоса
Переохлажд
ение
двигателя
Понижение темпе-
ратуры ниже 70°С,
перерасход топлива,
снижение мощности
Не прикрыты жалюзи
радиатора
Не установлен
утеплитель под
облицовочную панель
Не выключается
гидромуфта привода
вентилятора
Прикрыть жалюзи
радиатора
Установить утеп-
литель
Проверить положение
рычага включателя
гидромуфты и пере-
вести его в положение
А пли О. Проверить
исправность
термосилового
датчика включателя
Заклинен основной
клапан термостата в
открытом состоянии
гидромуфты
Заменить неисправные
термостаты
Перегрев
двигателя
Высокая темпера-
тура охлаждающей
жидкости (выше
100°С), горит лам-
почка перегрева
охлаждающей
жидкости, падение
мощности
Недостаточно
жидкости в системе
Прикрыты жалюзи
Слабо натянуты
ремни привода
водяного насоса
Засорен радиатор
Неисправность
термостатов.
Не включается
!
гидромуфта привода
вентилятора
( включатель
находится в
положении 0)
Мал ход штока
включателя
гидромуфты
Не поступает масло в
гидромуфту
Долить охлаждающую
жидкость до нормы
Открыть жалюзи
Отрегулировать
натяжение ремней
привода водяного
насоса
Промыть радиатор
снаружи и внутри
Заменить термо-
статы
Проверить положение
рычага включателя
гидромуфты, при
необходимости
перевести его в
положение А или П.
Проверить
исправность
термосилового
датчика включателя
гидромуфты
Отрегулировать ход
штока
Устранить
неисправность или
временно соединить
болтами крыльчатку
вентилятора со
шкивом
Попадание
охлаждающ
ей
жидкости в
смазочную
систему
Повышенный
уровень масла в
картере и
пониженный уровень
охлаждающей
жидкости при
отсутствии
подтеков
Подтекание
охлаждающей через
уплотнительные
кольца гильз цилиндров
Повреждение
прокладок и колец
головок цилиндров
Заменить
уплотнительные
кольца
Заменить прокладки и
кольца
Попадание
масла в
систему
охлаждения
Наличие масла в
охлаждающей
жидкости
Подтекание по месту
завальцовки
термосилового
датчика в корпус
клапана
Подтекание по кольцу
термосилового
клапана
Заменить клапан
с седлом в сборе
Заменить кольца
Основные неисправности системы охлаждения.
Неисправность
Причина
Способ устранения.
Быстрый перегрев
двигателя
1. Заедание клапана
термостата в
закрытом положении
или позднее его
открытие.
2.Засорение трубок
радиатора накипью и
продуктами коррозии
Снять термостат и
проверить его работу, при
неисправности заменить.
Снять радиатор с
автомобиля и промыть.
Двигатель не
прогревается
длительное время
1. Заедание клапана
термостата в
открытом положении
или раннее его
открытие.
Снять термостат,
проверить его работу, при
необходимости заменить.
Течь
охлаждающей
жидкости из
контрольного
отверстия
водяного насоса.
Износ
уплотнительной
шайбы или манжеты
сальника водяного
насоса.
Снять водяной насос с
двигателя и заменить
манжету сальника и
уплотняющую шайбу
водяного насоса.
Шумная работа
водяного насоса.
Износ подшипников
водяного насоса.
Снять насос с двигателя и
заменить валик с
подшипниками.
Работы, выполняемые при ТО системы охлаждения
ЕО - проверить уровень охлаждающей жидкости (на холодном двигателе),
при необходимости долить до нижнего торца горловины радиатора (не
более). У автомобилей с закрытой системой охлаждения при необходимости
доливается
тосол
той
же
марки
непосредственно
в
горловину
расширительного бачка выше метки «MIN» на 3-5 см (летом допускается
доливка дистиллированной воды). В автомобилях ЗИЛ-4333 доливку
жидкости производят при работающем двигателе (постепенно доливая ее в
течение 3-5 мин. Заодно проверяют состояние парового и воздушного
клапанов пробки радиатора (не должно быть заеданий и повреждения
деталей). Сразу же после пуска холодного двигателя следует проверить
визуально, - нет ли течи охлаждающей жидкости в местах соединений, в том
числе через контрольное отверстие водяного насоса. Также необходимо
проверить общее состояние приводных ремней, соединительных патрубков и
т.д.
ТО-1
- провести КО, обращая особое внимание на герметичность
системы; при значительном понижении уровня охлаждающей жидкости
попытаться выяснить конкретное место утечки жидкости. Проверить
состояние соединительных резиновых патрубков - на них не должно быть
трещин (даже мелких), вздутий или разбуханий, особенно в местах
крепления
хомутами.
Проверить
состояние
приводных
ремней
-
не
допускается сильная потертость окантовки ремней, расслоение и т.д. При
обнаружении течи жидкости через контрольное отверстие в нижней части
корпуса водяного насоса, из соединений радиатора или через поврежденные
патрубки и т.д. следует оформить «Заявку» на текущий ремонт. При ТО-1
необходимо провести крепежные работы в установленном объеме по всем
элементам и узлам системы охлаждения. Для контроля затяжки винтов
хомутов соединительных патрубков очень удобно использовать специальную
отвертку с гибким стержнем (рис. 10.).
При
контроле
натяжения
приводных
ремней
для
повышения
производительности
и
качества
натяжения
удобно
использовать
приспособление мод. КИ-8920 (рис. 13.). Если в ходе проверки обнаружено,
что прогиб конкретного приводного ремня превышает норму (рис. 11.), то
производят его натяжение, используя соответствующий механизм и метод
для данного приводного ремня - натяжение в зависимости от модели
двигателя ремней производят перемещением корпуса генератора со шкивом
(методом
«оттяжки»
с
помощью
рычага),
перемещением
корпуса
компрессора (винтовым устройством) или сужением «ручейка» его шкива
(когда шкив изготовлен из двух независимых половин, соединенных с
помощью
резьбовой
втулки)
либо
перемещением
корпуса
насоса
гидроусилителя.
При обнаружении засоренности внешних сот радиатора их следует
продуть из пистолета сильной струей сжатого воздуха.
ТО-2 - дополнительно к объему работ по ТО-1 следует провести тщательную
диагностику системы охлаждения, используя специальные приборы и
приспособления (рис. 14.) - при явно медленном прогреве двигателя (или
повышенном перегреве) необходимо вынуть термостат и проверить его
работу в специальной емкости с подогревом воды (на «водяной бане»). Для
более тщательной проверки герметичности радиатора и системы в целом
используют специальные приборы и приспособления для опрессовки
системы сжатым
воздухом.
Заодно
проверяют,
при
каком
давлении
(разрежении) срабатывают паровой и воздушный клапаны пробки радиатора.
При ТО-2 можно заменять (в порядке сопутствующего ремонта) любые
неисправные элементы системы охлаждения, включая водяной насос,
радиатор и т.д.
При СО
контролируют внешним осмотром герметичность системы
охлаждения, отопления и пускового подогревателя, а также промывают
охлаждающую систему, радиатор отопителя кабины (кузова) и пусковой
подогреватель. Кроме того, проверяют состояние и действие кранов системы,
плотность закрытия и полноту открытия шторок радиатора. При подготовке к
зимнему
сезону
оценивают
состояние
и
надежность
крепления
утеплительного чехла, состояние и действие пускового подогревателя.
Уровень охлаждающей жидкости проверяют на холодном двигателе.
При заправке и дозаправке системы охлаждения
двигателя жидкость
заливают до нижнего торца трубы горловины радиатора
Герметичность
системы
охлаждения
проверяют
на
холодном
двигателе.
На
горячем
двигателе
жидкость
быстро
испаряется.
что
затрудняет определение мест ее подтекания. Шланги системы должны быть
соединены плотно. На их поверхности не должно быть трещин, вздутий и
расслоений. Исправность клапанов пробки радиатора проверяют нажатием на
них пальцем. Если при осмотре подтекания не обнаружены, герметичность
системы охлаждения проверяют опрессовкой. При опрессовке в верхней
незаполненной части радиатора создается давление примерно 60 кПа. Для
этого используют прибор, состоящий из воздушного насоса, манометра и
устройства для соединения с заливной
горловиной радиатора.
Если
показания прибора стабильны, то подтекания отсутствуют. Если имеются
трещины в блоке цилиндров или повреждена прокладка, то стрелка прибора
будет показывать падение давления в системе охлаждения.
Для временного восстановления герметичности в системе охлаждения
и устранения течи охлаждающей жидкости через трещины и неплотности
используют специальный герметик, поставляемый промышленностью в виде
таблеток. Таблетки растворяют (одну таблетку на 4 - 5 л охлаждающей
жидкости) в одном- двух стаканах горячей охлаждающей жидкости и
заливают в радиатор. Затем дают двигателю поработать в режиме холостого
хода. После прекращения течи двигатель останавливают на 15 - 30 мин.
4. Закрепление нового материала.
И так. Мы с вами сегодня рассмотрели основные виды неисправностей и
способы их устранения в системе охлаждения двигателя. Какой вывод можно
сделать по изученной теме?
(При эксплуатации техники необходимо внимательно следить за работой
системы охлаждения, своевременно обнаруживать и устранять все
неисправности, поддерживать нормальный тепловой режим двигателя, не
допуская его перегрева и переохлаждения).
5. рефлексия
Правильно, очень хороший вывод. Техника требует всегда своевременного
контроля и обслуживания. Я думаю, что цель нашего занятия сегодня
выполнена.