Автор: Лагутина Ирина Александровна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: Понятие и классификация административных правонарушений в области организации дорожного движения
Раздел: высшее образование
Понятие и классификация административных правонарушений
в области организации дорожного движения
Лагутина Ирина Александровна
студент магистратуры
Московский финансово-юридический университет МФЮА
Россия г. Москва
Государством постоянно предпринимается ряд мер в направлении
по созданию условий для безопасности дорожного движения. Одним из
приоритетных
направлений
данной
государственной
деятельности
является
выстраивание правовых норм в единую систему, качество
правовой основы непосредственно влияет на состояние безопасности на
дорогах нашей страны.
Под основанием ответственности, в том числе административной,
следует «понимать электрику материальных (нормативных), фактических
и
процессуальных аспектов, которые в совокупности составляют и
реализуют
процессуальный
аспект,
для
наступления
мер
административного принуждения (наказания)».
1
«В
научной
литературе
выделяются
два
основания
наступления
административной ответственности – закон и правонарушение. Первое
подразумевает
сугубо
юридическое
основание
административной
ответственности, второе – фактическое, при этом выступает юридический
факт, как юридическая категория.
В то же время в юридической литературе существует и другая
позиция.
Согласно
этой
позиции,
фактическая
основа
подразумевает
поведение юридического лица, его поведение противоречит правовым
нормам, а состав
юридических
(нормативных
или
материальных)
–
1
Милашевич, А.В. Проблемы профилактики административных правонарушений на
транспорте / А.В. Милашевич. – М.: 2017. – 20 с.
административных правонарушений».
2
Представляется, что именно позиция профессора Д.Н. Бахраха «дает
возможность
более
полно
рассмотреть
основания
административной
ответственности, тем более что такую позицию относительно структуры
оснований
административной
ответственности
разделяет
большинство
современных авторов, в том числе и один из авторов настоящей
публикации» .
Среди
множества
факторов,
влияющих
на
эффективность
и
безопасность участников дорожного движения, одним из них в первую
очередь
является
надзор и
правовой
надзор в
области
дорожного
движения.
Стоит
отметить,
что
законодательство
об
административных
правонарушениях
состоит
из
кодифицированного
акта
(КоАП
РФ)
и
принимаемых
в
соответствии
с
ним
законов
субъектов
Российской
Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с
конституционной
нормой
Российской
Федерации
административное,
административно-процессуальное
законодательство
находится
в
совместном
ведении Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации (п. «к» ст. 72).
Анализ статьи 72 Конституции Российской Федерации показывает,
что административная ответственность, как институт административного
права,
находится
в
совместном
управлении,
то
есть
федеральными
законами
и
иными
нормативными
правовыми
актами
субъектов
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
«Постановлением
Правительства
Российской
Федерации
предусмотрена административная ответственность за нарушения правил
дорожного движения, что означает, что на всей территории Российской
Федерации
действует
единый
порядок
дорожного
движения.
Другие
2
Обухова, Т.В. К вопросу о некоторых особенностях конструирования норм с
административной преюдицией / Т.В. Обухова // Вестник Уральского юридического
института МВД России. – 2018. – № 2. – С. 83-85.
нормативные
правовые
акты,
связанные
с
правилами
дорожного
движения,
должны
основываться
на
требованиях
правил
и
соответствовать им.
Важно
заметить,
что
нормативное
основание
наступления
административной ответственности за нарушения ПДД регламентировано
в главе 12 КоАП РФ, включающей 42 статьи».
3
При
этом
детальный
анализ
нормативных
оснований
административной
ответственности
за
нарушения
в
сфере
Правил
дорожного движения позволяет выделить ряд недостатков и пробелов. В
целом анализ норм главы 12 КоАП РФ позволяет констатировать факт
того, что некоторые
составы
административных
правонарушений
не
соответствуют концепции административных правонарушений в области
дорожного движения.
Федеральный
закон
от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ
«О
полиции»
–
«устанавливает основные права и обязанности сотрудников МВД. Речь
идет о должностных лицах, уполномоченных от имени государства или с
его санкции совершать односторонние юридически властные действия по
привлечению к административной ответственности».
4
ФЗ «О безопасности дорожного движения» – определяет правовые
основы
обеспечения
безопасности
дорожного
движения
в
Российской
Федерации и определяет вопросы, связанные с защитой жизни, здоровья и
имущества граждан, защитой их прав и законных интересов, а также
защитой социальных и национальных интересов путем предотвращения
дорожно - транспортных происшествий с целью снижения тяжести их
последствий. С этого момента каждый водитель обязан застраховать свою
гражданскую ответственность перед началом управления автомобилем.
Это
во
многом
решает
проблему
компенсации
пострадавшим
от
3
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1
(ч. 1), ст. 1.
4
О полиции: Федеральный закон от 07.02.2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 04.08.2023)
//Собрание законодательства РФ от 14 февраля 2011 г. N 7 ст. 900
негативных последствий аварии.
5
Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 711
«О
дополнительных
мерах
по
обеспечению
безопасности
дорожного
движения»
–
«закрепляет
положения
о
создании
дополнительных
мер
безопасности
в
области
дорожного
движения.
Постановление
Правительства РФ о ПДД – устанавливает единый порядок дорожного
движения, за нарушение правил которого, наступает административная
ответственность».
6
Постановление
Правительства
РФ
от
26.06.2008
г.
№
475
«Об
утверждении
Правил
освидетельствования
лица,
которое
«управляет
транспортным
средством,
на
состояние
алкогольного
опьянения
и
оформления
его
результатов,
направления
указанного
лица
на
медицинское
освидетельствование
на
состояние
опьянения,
медицинского освидетельствования этого лица на состояние опьянения и
оформления
его
результатов
и
правил
определения
наличия
наркотических средств или психотропных веществ в организме человека
при
проведении
медицинского
освидетельствования
на
состояние
опьянения
лица,
которое
управляет
транспортным
средством
–
утверждает основания и правила для проведения освидетельствования на
состояние опьянения».
Приказ МВД РФ от 05.05.2012 г. № 403 «О полномочиях
должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов об
административных правонарушениях и административному задержанию»
–
список
должностных
лиц
и
их
полномочия
по
составлению
5
О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ
(ред. от 10.07.2023г.) //Собрание законодательства РФ от 11 декабря 1995 г., N 50, ст.
4873
6
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 02.06.2023) «О
Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску
транспортных
средств
к
эксплуатации
и
обязанности
должностных
лиц
по
обеспечению безопасности дорожного движения»)// Собрание актов Президента и
Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.
административных актов.
7
Любое действие сотрудников МВД регулируется законодателем, это
нужно для того, чтобы, каждый орган власти действовал в рамках своей
компетенции, и четко разграничивал права и обязанности как граждан,
так и самих сотрудников. Полномочия сотрудников ГИБДД прописаны в
приказе
МВД
России
от
02.03.2009
№
185
«Об
утверждении
Административного
регламента
Министерства
внутренних
дел
Российской
Федерации
исполнения
государственной
функции
по
контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения
требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».
Выделим основные полномочия касающиеся темы исследования:
«основанием
для
выезда
на
место
ДТП,
сотрудника,
осуществляющего контроль за дорожным движением, служит указание
дежурного. Но в случаях если сотруднику ГИБДД стало известно о
дорожно-транспортном происшествии, без указания дежурного, он обязан
сообщить
о
случившемся
в
дежурную
часть,
и
действовать
согласно
полученным указаниям»;
после непосредственного получения информации об аварии
сотрудники должны выслушать мнения заявителя и, по возможности,
записать: информацию заявителя, время и место, информацию
о жертве,
местоположение и транспортное средство, на которое была направлена
жертва, водителя, участвовавшего в аварии, и информацию свидетеля
аварии;
после прибытия на место аварии сотрудник обеспечил
ограждение в этом месте, чтобы идентифицировать водителя и свидетеля
аварии. Если один из участников дорожно-транспортного происшествия
исчез,
установите
специальный
пункт
с
указанием
марки,
типа,
национального регистрационного номера и транспортного средства. При
7
О полномочиях должностных лиц системы МВД России по составлению протоколов
об административных правонарушениях и административному задержанию: приказ
МВД РФ от 05.05.2012 г. № 403 //Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.06.2012 N 24709
необходимости обеспечьте объезд для других транспортных средств;
до
прибытия
следственной
группы
на
место
дорожно -
транспортного происшествия, в котором пострадал человек, сотрудники:
определяют количество пострадавших, оказывают первую
помощь,
вызывают
скорую
помощь,
организуют
отправку
пострадавшего
в
медицинское
учреждение
и
уведомляют
дежурный
персонал
и
специалистов, прибывших на место происшествия;
после принятия предварительных мер составьте соглашение
об
осмотре
места
происшествия,
соглашение
об
административном
правонарушении и соглашение об административном правонарушении за
нарушение
правил
дорожного
движения
или
административные
правонарушения.
Также
была
составлена
карта
места
дорожно
-
транспортного
происшествия,
на
которой
показаны
все
объекты
и
транспортные средства, непосредственно участвовавшие в аварии.
Наиболее
распространенным
местом,
где
происходят
дорожно-
транспортные
происшествия,
являются
полосы
движения
(улицы,
скоростные автомагистрали), и в быстро меняющихся условиях трудно
сохранить первоначальную ситуацию неизменной.
Таким образом, безопасность ситуации на месте аварии является
относительной.
1
апреля
2017
года
вступили
в
силу
новые
административные
регламенты, но они были отправлены на ремонт. В изучаемых темах не
произошло никаких серьезных
изменений, в основном инновации и
изменения,
связанные
только
с
определенными
терминами.
«Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-ФЗ «О внесении
изменений в Кодекс
Российской Федерации об
административных
правонарушениях
и
отдельные
законодательные
акты
Российской
Федерации и
о
признании
утратившими
силу
отдельных
положений
законодательных актов РоссийскойФедерации
в
связи
с
уточнением
полномочий государственных органов и муниципальных органов в части
осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля»
были
внесены
дополнения,
регламентирующие
порядок
применения
мер
обеспечения
производства
по
делам
об
административных
правонарушениях.
Ст. 25.7 КоАП РФ дополнена
частью 6, закрепляющей возможность
применения видеозаписи для
фиксации
проводимых
процессуальных
действий,
за
исключением
личного досмотра. Материалы, полученные с применением видеозаписи,
прилагаются
к
соответствующему
протокол,
либо
акту
освидетельствования на состояние алкогольного опьянения».
8
Поэтому при принятии мер по обеспечению судебных процедур по
делам
об
административных
правонарушениях
видеозапись
может
использоваться
в
качестве
альтернативы
участию
свидетеля.
Обязательное
участие
свидетелей
предусмотрено
только
в
одной
административной процедуре – личном досмотре.
Правоохранительная деятельность полиции может осуществляться в
ситуациях,
когда
объективно
невозможно
обеспечить
присутствие
свидетелей,
поскольку
необходимо
принимать
административные
правоохранительные меры в сфере транспорта. Эти условия включают
время суток, дорожные условия, протяженность дороги, удаленность от
густонаселенных
районов
и
ситуацию,
когда
нет
необходимости
откладывать осуществление мер по обеспечению судебных процедур по
административным правонарушениям.
9
В
правоохранительных
органах
в
области
дорожного
движения
существуют проблемы с исполнением этих полномочий сотрудниками
дорожной
полиции,
поскольку
не
существует
юридического
кодекса
поведения для использования процедур технологии видеозаписи.
8
Журавлев,
В.В.
О
неурегулированных
вопросах
освидетельствования
лиц,
управляющих транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения / В.В.
Журавлев // Юридическая наука. – 2019. – № 2. – С. 60-65.
9
Панфилова, Е.С. Нормативное основание административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения / Е.С. Панфилова // StudNet. – 2021. –
Т. 4. – № 2. – С. 18.
Чтобы
преодолеть
препятствия
на
пути
использования
видеотехнологий
для
замены
участия
свидетелей,
лучше
всего
сформулировать ведомственные инструкции по мониторингу процедур
использования видеозаписи.
Дорожно-патрульные
службы
играют
важную
роль
в
предотвращении несчастных случаев.
В
административном
праве
фактическое
основание
административной ответственности понимается как нарушение правовых
норм, охраняемых административными санкциями.
Следует отметить, что ученые выделили по меньшей мере три
причины административной ответственности, в том числе следующие:
«нормативное
основание
как
систему
норм,
регламентирующих административную ответственность;
фактическое
основание,
выделяя
в
качестве
такового
противоправное деяние конкретного субъекта, нарушающее правовые
предписания,
охраняемые
административными
санкциями
(административное противоправное деяние, как в форме действия,
так
и бездействия);
процессуальное
основание,
каковым
является
акт
компетентного
субъекта
о
наложении
конкретного
взыскания
(наказания) за конкретное административное нарушение».
10
В
свою
очередь,
«основой
системы
правового
надзора
за
безопасностью
дорожного
движения
является
институт
административной
ответственности,
который
анализирует
виды
юридической
ответственности,
которые
реализуются
посредством
применения административных санкций в сфере дорожного движения.
Этот
элемент
имеет
большое
значение
в
практике
предупреждения
административных правонарушений в сфере дорожного движения, что
10
Тимошенко, И.В. Процессуальное основание административной ответственности в
области дорожного движения / И.В. Тимошенко, К.П. Вова // Северо-Кавказский
юридический вестник. – 2011. – № 1. – С. 94-99.
непосредственно
реализуется
правоохранительной
деятельностью
сотрудников ГИБДД».
Следует
отметить,
«что
до
сих
пор
административные
и
юридические
науки
не
сформулировали
единой
и
обоснованной
(конкретной) схемы классификации юридических фактов.
Поэтому
по
первому
критерию
различают
юридические
факты,
совершенные без воли человека. Напротив, при участии воли человека эти
юридические
факты
называются
юридическими
событиями
и
юридическими
действиями
(бездействием).
Следовательно,
второй
классификационный критерий приводит к разделению всех юридических
фактов на законные и незаконные».
11
Следует также сказать, что «юридические факты, порождающие
правоотношения
в
рамках
административной
ответственности,
представляют собой сложное и многогранное образование, включающее в
себя
не
только
совершение
противоправных
действий
(как
противоправных деяний), но и конкретные жизненные обстоятельства» (ч.
1 ст. 2.1).
12
«Интересно, что ученые в своих работах обращают внимание на
признаки
административных
правонарушений
в
сфере
транспорта,
определяя
их
как
нарушение
общественного
порядка,
и
любые
административные нарушения, которые мы видим, являются общественно
опасным поведением, но в научной и практической юридической
литературе
они
четко
не
рассматривали
признаки
общественной
опасности противоправных действий.
Так,
например,
некоторые
ученые
считают,
что
значимым
11
Эйсмунт,
В.В.
Соразмерность
наказания
как
элемент
формирования
законопослушности участников дорожного движения / В.В. Эйсмунт, А.А. Бабинцев,
Н.А. Чернов // Закон, государство, общество: актуальные вопросы, достижения и
инновации: сборник статей Международной научно- практической конференции,
Пенза, 05 января 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. –
С. 63-65.
12
Панфилова, Е.С. Нормативное основание административной ответственности за
правонарушения в области дорожного движения / Е.С. Панфилова // StudNet. – 2021. –
Т. 4. – № 2. – С. 18.
признаком, присущим только административному правонарушению,
является его общественная опасность, и с мнением ученых, на наш взгляд
следует
согласиться,
в
силу
того,
что
все
противоправные
деяния
(бездействия)
правонарушения
обладают
общественной
опасностью,
а
если
деяние
не
представляет
опасности
для
общества,
то
есть
не
причиняет вред общественным отношениям, соответственно не ставит их
под угрозу причинения вреда, его нельзя признать правонарушением».
13
Мы считаем, что только преступление имеет общественную
опасность, что не совсем правильно, поскольку преступление отличается
от других преступлений характером и степенью общественной опасности.
Необходимо
подчеркнуть,
что
состав
административных
правонарушений в сфере дорожного движения и состав любых других
нарушений
включают
совокупность
субъективных
и
объективных
признаков
(элементов),
характеризующих
конкретные
общественно
опасные формы поведения, а именно административные правонарушения,
в том числе следующие: объект, субъект, объективные и субъективные
аспекты правонарушения.
Что
касается
объектов,
как
элемента,
представляющего
собой
незаконное деяние, в случае административных нарушений в области
транспорта, то, следовательно, они являются объектами (будь то в форме
действий или бездействия), объектом незаконных действий.
Для
анализа
объективных
аспектов
административных
правонарушений в сфере транспорта необходимо обратить внимание на
предусмотренную законом систему маркировки, которая характеризует
внешние проявления конкретных нарушений в сфере транспорта, включая
сами нарушения, и анализирует нормы, которые лицо, ответственное за
российское
административное
законодательство
считает
необходимым
13
Бабаев,
У.М.
Развитие
института
административной
ответственности
за
правонарушения в сфере безопасности дорожного движения / У.М. Бабаев // Право.
Общество. Государство: Сборник научных трудов студентов и аспирантов /
Редколлегия: Д.В. Рыбин (пред.), Е.В. Трофимов (отв. ред.) [и др.]. – Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский институт, 2021. – С. 111-118.
устранить нарушения в сфере транспорта для того, чтобы сделать вывод о
том,
что
в
большинстве
случаев
такое
поведение
осуществляется
в
положительной
форме,
то
есть
через
нарушения
соответствующих
субъектов.
«Кроме
противоправного
деяния
и
наступивших
вредных
последствий,
в
состав
объективной
стороны
административных
правонарушений в области
дорожного движения, как
и какого-либо
другого правонарушения, входит наличие причинно-следственной связи
между деянием и наступившими в его
результате
последствиями
негативного
характера,
а
установив
причинно-
следственную
связь,
прежде
всего,
означает,
выявить
обстоятельства
появления
вредных
последствий
(опасных)
от
противоправного
деяния
(действия
(бездействия)), и безусловно определить, действительно ли они наступили
в
результате
конкретного
противоправного
деяния
или
нет,
а
равно
уяснить, как данное конкретное деяние повлияло на величину (объем)
данных последствий».
14
«Наличие
объективных
аспектов
определенных
видов
административных преступлений, совершенных законодателями в сфере
транспорта,
зависит
от
способа
осуществления
и
характера
прошлых
противоправных деяний, особенно их повторения и других условий.
Субъект административной ответственности в области дорожного
движения понимается как лицо, которое обвиняется в том, что оно
обязано соблюдать правила, охватываемые сферой правового надзора за
дорожным движением, часто потому, что этими субъектами являются
водители транспортных средств, конечно, в некоторых случаях они могут
быть
пешеходами,
пассажиры
транспортных
средств
или
другие
14
Бабаев,
У.М.
Развитие
института
административной
ответственности
за
правонарушения в сфере безопасности дорожного движения / У.М. Бабаев // Право.
Общество. Государство: Сборник научных трудов студентов и аспирантов /
Редколлегия: Д.В. Рыбин (пред.), Е.В. Трофимов (отв. ред.) [и др.]. – Санкт-Петербург:
Санкт-Петербургский институ, 2021. – С. 111-118.
участники дорожного движения».
15
А отдельных видах административных правонарушений субъектами
в области дорожного движения могут быть и юридические лица, при этом
согласно положениям ч. 3 ст. 2.1 административного
законодательства
России «назначение административного наказания юридическому лицу не
освобождает
от
административной
ответственности
за
данное
правонарушение виновное физическое лицо, а равно, как и привлечение к
административной или уголовной ответственности физического лица не
освобождает
от
рассматриваемого
вида
юридической
ответственности
(административной) за анализируемое правонарушение юридическое
лицо и данный принцип называется в научно-практической юридической
литературе
как
принцип
двусубъектности
административной
ответственности, который
характерен
для
административного
права
и
административной ответственности как одному из важнейших институтов
этой отрасли».
Одним
из
важных
элементов
построения
административных
правонарушений является субъективный
аспект.
Субъективный
аспект
административных правонарушений – это внутренний аспект незаконного
посягательства.
Его
основными
характеристиками
являются:
цели,
мотивы
и
правонарушения.
Субъективные
элементы
могут
быть
факультативными (цели, мотивы) и обязательными (вина).
В
сфере
транспорта
субъективный
аспект
состава
административных преступлений в значительной степени зависит от того,
кто является субъектом преступления: физическое или юридическое лицо.
Следовательно,
если
субъектом
административного
преступления
является
физическое
лицо,
то
субъективный
аспект
состава
административного преступления в значительной степени зависит от того,
кто является субъектом преступления: физическое или юридическое лицо.
15
Занина, Т.М. Проблемы реализации административной ответственности в сфере
безопасности дорожного движения / Т.М. Занина // Вестник Краснодарского
университета МВД России. – 2018. – № 2 (40). – С. 53-58.
Акцентируем внимание на том, что «винa юридического лица в
совершении административного правонарушения определяется согласно
ч. 2 ст. 2.1 административного законодательства, где определено, что для
того, чтобы признать юридическое лицо виновным в совершении данного
правонарушения
в
области
дорожного
движения,
необходимо
установить,
что юридическое лицо могло, но не приняло всех мер,
необходимых для
соблюдения норм и правил в области дорожного
движения,
за
нарушение
которых
установлена
административная
ответственность».
Кроме
того,
объективные
критерии
преступных
действий
юридических
лиц
включают
нарушение
юридическим
лицом
определенных общественных норм и правил, в том числе защищенных
главой 12 КоАП РФ. Однако субъективные критерии административных
нарушений,
совершенных юридическими лицами в сфере дорожного
движения, сложнее, поскольку в ходе судебного процесса необходимо
подтвердить,
существует
ли
ситуация,
которая
не
соответствует
квалификации определенного противоправного деяния в сфере дорожного
движения. Стоит отметить, что в соответствии с
этой нормой, если
юридическое лицо приняло все меры для соблюдения этих мер, и поэтому
организация не может повлиять на возникновение ситуаций,
которые
оказывают негативное влияние на ее деятельность, и, следовательно,
нарушает
обязательные
общественные
нормы
и
правила
в
области
транспорта, то юридическое лицо не может быть осуждено за незаконные
действия. Здесь интересной представляется позиция А.Б. Агапова,
который
отмечает,
что
«наличие
или
отсутствие
таких
предпоcылок
необходимо
учитывать
при
квалификации
административного
правонарушения, совершенного юридическим лицом»
16
Следует обратить внимание на то, ст. 2.6.1 КоАП РФ, «которая
регламентирует
некоторую
особенность
административной
16
Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник для вузов / А.Б. Агапов.
– 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 483 с.
ответственности собственников транспортных средств. К ответственности
за административные правонарушения в области дорожного движения в
случае
их
фиксации
работающими
в
автоматическом
режиме
специальными техническими средствами привлекаются собственники ТС
либо лица, владеющие ТС на ином законном вещном праве».
17
Отметим, что для того, чтобы владелец транспортного средства мог
нести административную ответственность, нет необходимости определять
факт управления указанным транспортным средством при совершении
административного правонарушения. Единственное исключение из этого
правила
предусмотрено
вышеупомянутыми
нормами:
например,
при
расследовании дела, владельцу транспортного средства разрешается
владеть
или
использовать
информацию
или
данные,
содержащиеся
в
заявлении других лиц, когда установлено административное нарушение,
транспортному средству разрешается владеть или использовать других
лиц.
Следовательно, мы можем сказать, что объективное вменение – это
субъективизм
сотрудников
правоохранительных
органов
в
оценке
психологического содержания людей, совершивших социально значимые
поступки.
Поэтому,
в
частности,
действующее
законодательство
предусматривает
юридическую
возможность
государственной
регистрации
транспортных средств юридических лиц. Этот правовой
механизм отражен в правилах регистрации автотранспортных средств и
прицепов Дорожной полиции Министерства внутренних дел Российской
Федерации, которые утверждены приказом Министерства внутренних дел
Российской Федерации.
«При этом санкция ряда норм административного законодательства
РФ, привлечение к административной по которым возможно посредством
использования
работающих
в
автоматическом
режиме
специальных
17
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1
(ч. 1), ст. 1.
технических
средств,
так
например
ч.
4
ст.
12.15
анализируемого
законодательства, предусматривает административное наказание в виде
лишения
специального
права
на
управления
ТС
без
какой-либо
альтернативы,
а
в
частности,
альтернативы
назначения
административного штрафа».
18
Объединяя все вышеперечисленные обстоятельства, следует сделать
вывод,
что
безопасность
дорожного
движения
и
профилактика
административных
правонарушений
в
сфере
дорожного
движения
в
современных реалиях являются приоритетными задачами Правительства
Российской Федерации и поэтому имеют общегосударственное значение.
Кроме того, по некоторым данным, задержка по административным
правонарушениям в этой сфере достигла 30%, что, по нашему мнению,
является довольно высоким показателем. Причина в том, что некоторые
водители уверены в безнаказанности при совершении административных
правонарушений в сфере дорожного движения. Поэтому они игнорируют
правила дорожного движения.
Отметим,
что
в
большинстве
случаев
водители
уверены
в
неэффективной
работе
сотрудников
правоохранительных
органов
и
в
надзоре за изменениями в правовом поведении. Практика показала, что за
достаточно
короткий
промежуток
времени
наложение
санкций
за
административные нарушения не способствует.
Также необходимо согласиться с мнением ученых, которые очень
правильно указали, что главный принцип юрисдикции – неотвратимость
наказания
за
административные
нарушения,
совершенные
в
сфере
транспорта, – поставлен под сомнение и не применяется на практике.
Литература:
1.
Агапов, А.Б. Административная ответственность: учебник для
вузов / А.Б. Агапов. – 9-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство
18
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: от
30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1
(ч. 1), ст. 1.
Юрайт, 2020. – 483 с.
2.
Кодекс
Российской
Федерации
об
административных
правонарушениях: от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023) //
Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1), ст. 1.
3.
Кодекс
административного
судопроизводства
Российской
Федерации: от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Российская
газета. № 49. 11.03.2015.
4.
Занина,
Т.М.
Проблемы
реализации
административной
ответственности в сфере безопасности дорожного движения / Т.М. Занина
// Вестник Краснодарского университета МВД России. – 2018. – № 2 (40).
– С. 53-58.
5.
Милашевич,
А.В.
Проблемы
профилактики
административных правонарушений на транспорте / А.В. Милашевич. –
М.: 2017. – 20 с.