Напоминание

Маленький гражданин большой и малой родины


Автор: Щуковская Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №27"
Населённый пункт: город Уссурийск
Наименование материала: проектная разработка
Тема: Маленький гражданин большой и малой родины
Раздел: дошкольное образование





Назад




Нравственно-патриотический проект Маленький гражданин большой страны и малой родины. Воспитатель: Щуковская С.Н.
Тип проекта: долгосрочный. Сроки проекта: средняя, старшая, подготовительная группа . Участники проекта : дети, родители воспитанников, педагоги. Основная направленность проекта : проект ориентирован на формирование содружества детей, педагогов и родителей в процессе возрождения основ семейной культуры, семейных традиций и воспитания у дошкольников социально - нравственных и патриотических ориентиров и ценностей.
1.Пояснительная записка
«Ты вспоминаешь не страну большую, Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую, Какой её ты в детстве увидал.» (К. Симонов) Каждому человеку необходимо знать родную природу, историю и культуру народа, к которому он принадлежит, своё место и место его детей в окружающем мире. Но и этого мало. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становиться возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая в себя много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие. Если целостность этого процесса нарушится, будут потеряны ориентиры развития, разрушатся связи между поколениями, может оказаться под угрозой государственность. Чтобы избежать этого, необходимо с раннего детства воспитывать у детей патриотизм, гуманизм по отношению ко всему живому, нравственные и этические качества. Иными словами, нужно воспитывать будущего гражданина мира. Семья – уникальный социальный институт, в котором начинается формирование ценностных ориентиров. В дошкольные годы ребёнок полностью отождествляет себя с семьёй, открывая и своё собственное «я» и других людей, воспринимая мир преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей, и естественно, их ценностных ориентаций. Благодаря этому в семье осуществляется преемственность поколений, происходит социализация детей. Прикосновение к «живым» документам истории семьи будит мысль ребёнка, вызывает яркие эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к
памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями способствует воспитанию бережного отношения к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. «В вашей семье и под вашим руководством растёт будущий гражданин… Всё, что совершается в стране и мире, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям» - эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с родителями. Этот проект по-прежнему актуален и в настоящее время. Он требует большого такта и терпения, т.к. во многих (особенно молодых) семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают недоумение. Помочь преодолеть трудности по формированию ценностных ориентаций, характер и перспективы развития личности и формирования основ культуры у ребёнка может целенаправленное взаимодействие семьи и детского сада. Настоящий гражданин своей страны патриот, должен быть интернационалистом. Поэтому воспитание чувства любви к своему Отечеству гордости за свою страну включает в себя и формирование уважения к культуре и религии других народов, толерантности, терпимости, доброжелательного отношения к другому человеку. Гуманное отношение к людям разных национальностей воспитывается у ребёнка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся постоянно рядом с ним. Это особенно актуально в наши дни, когда среди некоторой части взрослого населения возникает противостояние по данным проблемам. Поэтому в детском саду особенно важно поддержать и направить интерес ребёнка к людям других
национальностей, рассказать, где территориально живёт народ той или иной национальности, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависят его быт, одежда, характер труда, особенности культуры.
2. Содержание проекта:

Цели и задачи:
- Развитие интереса к совместной деятельности со взрослыми, умения придумывать, фантазировать, обогащать словарь; - Создание установки на активизацию и возрождение системы семейных ценностей (добра, истины и красоты); - Формирование способов передачи семейных ценностей в процессе общения детей и взрослых; - Расширение знаний о русском фольклоре; - Воспитание любви к Родине, формирование потребности изучать историю своего народа, своей страны; - Формирование осознания принадлежности к своему народу; -Формирование установки на миролюбие, сохранение душевного равновесия в отношениях с людьми других национальностей, на сопереживание и сочувствие; - Формирование умения видеть и понимать красоту земли, природы; - Формирование представлений о ценности человеческой жизни и гуманных взаимоотношений и о жизни человечества как взаимодействия людей разных национальностей и культур; - повышение педагогической культуры родителей в процессе осознания сходства семейных и общечеловеческих ценностей, создания совместных детско-родительских проектов.

3. План реализации проекта:
- изучение семьи с целью выяснения её возможностей в области формирования ценностных ориентиров; - составление программы совместных действий педагога и родителей на основе работы семейных гостиных и родительского клуба, академии бабушек и дедушек; - анализ промежуточных и итоговых результатов совместной воспитательной деятельности взаимодействия семьи и детского сада.
3. Планируемые результаты проекта:
- повышение педагогической культурыродителей и формирование традиций семейной культуры; - выявление эффективных форм сотрудничества с родителями воспитанников; - организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьёй со стороны специалистов: психолога, старшего воспитателя, логопеда, руководителя изостудии и т.д.; - создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом, установления дружеских взаимоотношений между семьями воспитанников.
4.Содержание работы с родителями и детьми

на каждом этапе проекта:


1-этап.

Родители.
Формулирование запроса на обучение и воспитание детей. Привлечение родителей к сотрудничеству.
Дети.
Формирование чувства уважения к старшим и гордости за свою семью.
2-этап.

Родители.
Формирование у родителей установок на сохранение семейных ценностей. Формирование представлений о смысле жизни целого народа и отдельного человека средствами приобщения детей и их семей к традиционной (русской) культуре.
Дети.
Воспитание любви к традициям русского народа и его культуре. Формирование у детей эмоционально-действенного отношения к явлениям общественной жизни, народным и городским праздникам и традициям. Формирование интереса к родному городу, его достопримечательностям.
3-этап

. Родители.
Создание условий для объединения интересов детей и взрослых. Воспитание у родителей потребности и желания творить вместе с ребёнком. Формирование умения мастерить поделки из природных и бросовых материалов.
Дети.
Формирование культуры общения в детском коллективе. Знакомство детей с достопримечательностями Уссурийска. Расширение знаний о родном городе. Формирование понятий «Родина», «столица», «Россия». Расширение словарного запаса.
4-этап.

Родители.
Формирование ценностей содружества семьи и детского сада. Формирование культуры детско-родительского досуга. Формирование коллективных семейных традиций. Формирование представлений о трудовых буднях и праздниках русского народа, связанных с ними традициях и мировоззрении. Формирование педагогических установок на приоритет воспитания ценностных ориентаций в процессе общения с детьми
Дети.

Воспитание уважения к труду наших предков, к их обычаям. Формирование умения дружить, осознания ценностей дружбы.
5-этап

. Родители.
Формирование патриотизма, желания воспитывать детей патриотами своей Родины. Формирование приоритета моральных ценностей в процессе общения с детьми. Привлечение родителей к участию в работе детского сада, сотрудничеству с другими семьями.
Дети.
Формирование ценностно-смысловых ориентаций на истины добра, красоты и справедливости. Формирование экологической культуры и воспитание бережного отношения к природе. Формирование патриотических чувств (любовь к своему городу, к своей стране, уважения к истории своего народа, Родины).
5.Формы реализации проекта:
- Семейные гостиные - Семейные экскурсии - Детско-родительские проекты - Совместные с родителями праздники - семейный социокультурный клуб «Родничок» - «Творческие мастерские»
6. Методы реализации проект:
 Методы формирования социальных чувств и эмоций: развитие осознания и понимания переживаний других людей или литературных персонажей. Восприятие детьми художественных произведений, их чтение и обсуждение, распознавание эмоций по фотографиям и картинкам;
 Методы формирования социальных и нравственных чувств и моральных оценок: создание проблемных ситуаций, игры-драматизации, рассматривание картин, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации и переживания, чтение художественных произведений с описанием типичных моральных ситуаций и последующее обсуждение поступков героев, игры-упражнения на решение знакомых моральных проблем, разъяснение смысла собственного поступка и поступка сверстника;  Методы, направленные на формирование социальных и нравственных представлений, суждений и оценок: беседы воспитателя и родителей на этические темы, чтение художественной литературы, рассматривание и обсуждение картин, метод убеждения, метод поощрения и наказаний.  Методы, обеспечивающие формирование у детей практического опыта общественного поведения: воспитание нравственных привычек, пример взрослого и других детей, целенаправленное наблюдение за трудом взрослого или игрой детей, организация совместной детско-родительской деятельности и совместной деятельности с воспитателями, совместная игра.  Кроме того, используются методы выявления запроса родителей, сравнения и анализа всех аспектов развития и существования семьи в традиционном и современном обществе. Производиться первичная и текущая диагностика детско-родительских отношений, социально- нравственной и патриотической воспитанности детей с помощью метода наблюдений. Особый акцент делается на
анализе форм и методов воспитания уважения и любви к родителям, семье, и предкам, Родине.  Осуществляется поиск форм и методов реализации, корректировки и формирования нового запроса, связанного с формированием ценностных ориентиров и семейных традиций посредством приобщения семьи к традиционной культуре.
ПЕРСПЕ

КТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Таблица 1 Тема Познавательн ая деятельность Игровая деятельнос ть Трудовая деятельност ь Продуктивная деятельность Художественн о- речевая и музыкальная деятельность Художественн ая литература Сроки прове- дения
1. «Моя семья». 2. «Мой детский сад». 3. «Мой город». 4. «Мой город». 5. «Мой город». 6. «Приро да нашего края». 7. «Приро да нашего края». 8. «Наша Родина» . Занятие: «Дружная семейка». Цель: учить детей называть членов семьи; внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительно е, заботливое отношение к пожилым родственника м. Беседы: «Родной очаг», «Интересное в нашем доме», «Мой адрес», «Животные в доме», «Домашние праздники». Занятие: «Мой любимый детский сад». Цель: вызвать у детей желание посещать детский сад, встречаться с друзьями; Сюжетно- ролевая игра: «Семья». Д/и: «Помощни ки в семье», «Чьи детки?». Сюжетно- ролевая игра: «Детский сад». Д/и: «Кому что нужно для работы», «Чудесный мешочек», «Что игрушка рассказыва ет о себе?» Сюжетно- ролевая игра: «Автобус». Д/и: «Узнай, что измени- лось», «Горячо – холодно». Сбор листьев и изготовлени е гербария. Выставка «Осенняя фантазия». Уборка листьев, помощь дворнику. Подготовка игровой площадки к зиме. Подготовка корма для обитателей уголка природы. Уборка участка после снегопада. Устройство птичьей сто- ловой. Подкормка птиц. Сооружение разнообразн ых построек из снега. Окапывание снегом деревьев. Уход за растениями в уголке природы. Уборка мусора, Рисование: «Моя семья». Лепка: «Курица с цыплятами». Аппликация: «Утка с утятами». Конструирован ие: «Город мастеров». Рисование: «Моя любимая игрушка». Лепка: «Подарки ко дню рождения». Аппликация: «Поможем белочке заготовить на зиму грибы». Конструирован ие: «Теремок» (по образцу). Рисование: «Радостная осень» Лепка: «Вам знаком такой зверек?» Драматизация сказки «Репка». Игры с пальчи-ками. Концерт «Осень разноцветная ». «Литературна я викторина». Новогодний карнавал. Концерт «Снег ложится белый, белый». «Праздник друзей». «Праздник мам». «Литературна я викторина». Импровизаци я на тему сказки «Снегурочка» . Исполнение русских народных песен «Как у нас-то козел». «Гуси вы гуси», Ш.Перро «Красная шапочка», Н.Носов «Заплатка», Л.Квитко «Бабушкины руки», Л.Н.Толстой «У бабки была внучка», В.Жуковский «Мальчик с пальчик». Сказки: «Привередниц а» «Жихарка», «Лисичка со скалочкой», Д.Хармс «Игра» В.Осеева «Волшебная иголочка». Э.Мошковска я «Вежливое слово», Г.Циферов «В медвежачий час». С.Михалков Сентяб рь Октябр ь Ноябрь Декабр ь Январь Феврал ь Март Апрель
воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь. 1. Заботливые люди. 2. Д/и «Кому что нужно для работы». Беседы: «Двор детского сада», «Моя любимая игрушка». Занятие: «Улицы города». Цель: познакомить детей с названием нашего города, вызвать интерес к своему городу, дать понятие о происхожден ии названий некоторых улиц (ул.Пушкина, ул.Гагарина); воспитывать Сюжетно- ролевые игры: «Больница », «Салон красоты». Д/и: «Все работы хороши», «Кому что нужно для работы». Сюжетно- ролевая игра: «Мы переходим улицу». Д/и: «Путешест вие по горо ду», «Выбираем транспорт» . Сюжетно- ролевая игра: «Театр», «Экскурси я в музей». Д/и: «Найди дерево по описанию» , участка и т.п. (лепка по загадке про зайца). Аппликация: «Осенний ковер» (коллективная) Конструирован ие: «Игра в волшебников». Рисование: «Ели» (по стих.) Лепка: «Рыбка» (по игрушке). Аппликация: «Падает снежок» (обрывание). Конструирован ие: «Птичка». Рисование: «Летят самолеты сквозь облака». Лепка: «Мы гуляем на участке». Аппликация: «Автобусы на нашей улице» «Курочка – рябушка». «Дядя Степа». С.Маршак «Вот какой рассеянный». М.Зощенко «Показательн ый ребенок». А.Введенский «О девочке Маше, о собаке петушке и о кошке Ниточке» А.Барто «Елка», З.Александро ва «Птичья елка», С.Дрожжин «Улицей гуляет» Т.Александро ва «Светофорчик » И. и Л.Сандберг «Мальчик и сто
чувство гордости за свой город. 1. Рассказ воспитателя о городе, в котором мы живем, о людях, в честь которых названы улицы. 2.Д/и: «Прогул- ка по городу». Занятие: «Предприяти я и учреждения города». Цель: воспитывать в детях уважение к людям труда; интерес к профессиям. 1. Беседа. 2. Д/и: «Угадай, кому, что надо для работы». Занятие: «Транспорт города». Цель: дать представлени я о транспорте; учить детей «С какой ветки детки» «Кто быстрее найдет ель, березу». Сюжетно- ролевая игра: «Зоопарк». Д/и: «Кто в домике живет?», «Летает – не летает», Угадай, это зверь или птица?». Сюжетно- ролевая игра: «Театр». Д/и: «Укрась платочек», «Составь узор». «Собери игрушку». «Узнай и назови». (коллективная). Конструирован ие: «Трамвай». Рисование: «Волшебные цветы». Лепка: «Кто живет в зимнем лесу?» (лиса, волк). Аппликация: «Деревья зимой» (коллективная, обрывание полосок). Конструирован ие: «Лисичка» (Оригами). Рисование: «Роспись птицы» (по мотивам дымковской росписи). Лепка: «Дымковская птица». Аппликация: «Угадай, кто это?» автомобилей». Сказки: «Лисичка- сестричка и волк», «Зимовье», С.Козлов «Зимняя сказка» М.Пришвин «Ребята и утята». Л.Толстой «Котенок» Е.Чарушин «Что за зверь?» С.Маршак «Детки в клетке», В.Бианки «Первая охота». Чтение русских народных сказок.
правилам поведения в общественно м транспорте. 1. Прогулка по городу. 2. Д/и: «Что лишнее?» Занятие: «Растительн ый мир». Цель: знакомить детей с растительны м миром лесов нашего края; исчезающим и видами растений; воспитывать бережное отношение к природе. 1. Знакомство с растительны м миром. 2. Д/и: «Найди такое же растение». Занятие: «Животный мир». Цель: Конструирован ие: «Будка для собачки». Рисование: «Роспись козле- ночка» (филимоновска я). Лепка «Барашек» Аппликация: «Волшебный сад» Конструирован ие: «Изготовление игрушек для игры с ветром».
знакомить детей с животным миром наших лесов; исчезающим и видами животных и птиц; прививать бережное, заботливое отношение к животному миру. 1. Беседа о Животных. 2. Д/и:«Добрые и злые звери». Занятие: «Наша Родина - Россия». Цель: закрепить знания о народ- но- прикладном искусстве, вызвать интерес к народному искусству, чувство восхищения талантом русс-
кого народа и гордость за свой народ. 1. Беседа «Русская народная игрушка». 2. «Мастерская игрушки» - украшение юбки дымковской барышни.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Таблица 2 Тема Познавательна я деятельность Игровая деятельность Трудовая деятельнос ть Продуктивная деятельность Художествен но- речевая и музыкальная деятельность Художествен ная литература Сроки прове- дения 1. «Мой дом, моя семья». Занятие: «Я и моя семья». Цель: формировать представление о мире семьи, воспитывать любовь к своей семье. 1.О чем рассказал Сюжетно- ролевые игры: «Дом», «Семья». Дид.игры: «Детеныш и его мама», «Что сначала, что Заготовка и сушка листьев, растений для аппликаций , гербария. Помощь дворнику в уборке листьев на Рисование: «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить». Лепка: «Я и моя семья». Конструирова ние: Развлечение «Вечер шуток и загадок». Вечер досуга «Отдыхаем всей семьей. Чтение: В.Драгунски й «Моя сестренка Ксения»; Я.Аким «Моя родня»; «Айога»; «Хаврошечка »; Сентяб рь
семейный альбом – рассказы детей о членах их семей. 2.Игра «Назови ласково». Серия бесед: «Моя семья», «Мои братья и сестры» (с использование м фотографий), «Мой день дома», «Выходной день в нашей семье», «О том, как нужно вести себя с мамой, папой и остальными членами семьи». потом», «Поможем маме приготовить обед», «Собери маму на работу». участке. Изготовлен ие группового альбома «Вместе – дружная семья». «Мебель для кукол» (из бросового материала). Аппликация: «Осенний ковер» (из сухих листьев). Выставка детских работ «Моя семья». «Золушка»; «Как аукнется, так и откликнется» Е.Пермяк «Как Маша стала большой». В.Осеева «Хорошее». Е.Серова «Папа дома», «Стирка» 2. «Мой любимый детский сад». 3. «Наш город – родина моя». 4. «Я и мое имя». 5. «Наша Родина – Россия». 6. «Наши защитник Экскурсия по детскому саду. Цель:знакомст во с трудом сотрудников детского сада, развивать умение детей рассказывать о жизни и событиях в д/с. 1. Беседа о важности труда людей, работающих в д/с. Сюжетно- ролевая игра «Детский сад». Дид игры: «Определи настроение детей», «Угадай, кто ушел?», «Угадай, чей голосок?» «Скажи Выполнени е поручений помощника воспитател я по уборке групповой комнаты. Посев семян овса для подкормки животных. Мастерская добрых дел – «Ремонт Рисование: «Книжка- малышка для детей младшей группы» Лепка: «Мы гуляем на участке». Конструирова ние: «Город для любимых игрушек» Развлечение «Осень в гости к нам пришла». Пение песен о детском саде: «Я умница- разумница», «У Катеньки- резвушки», «Детский сад». Праздник воздушных шариков. Чтение стихов о детском саде: В.Шаинский «Дружба крепкая», К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно», Н.Найденова «Наши Октябр ь Ноябрь Декабр ь Январь Феврал ь Март Апрель Май
и» 7. «Очень я люблю маму милую свою». 8. «Наши космонав ты 9. «День Победы». 2.Изготовлени е поделок из природного и бросового материала в подарок детям младшей группы. Серия бесед: «Наша группа» «Наш участок осенью»,«Как мы дежурим». «Город, в котором я живу». Цель: познако- мить с городом, в котором мы живем, с его особенностями и достоприме- чательностями . 1. «Экскурсия» по городу на «Автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям ) 2. Придумывание рассказа по своему рисунку Серия бесед: «Где я живу», «Мой родной город», другу комплимент ы», «Подарки друг другу». Сюжетно- ролевые игры «Почта» (на знание адреса дома и д/с), «Прогулка по родному городу», «Строим новый город» Игра-упраж- нение «Обратись по имени». Д/и «Угадай, чей голосок?» Д/и «Назови ласково». Д/и «Узнай по описанию» Народные игры. Игры-путе- шествия. Сюжетно- ролевые игры «Пограничн ики, «Рыболовецк книг» Изготовлен ие и вывешиван ие кормушек для птиц. Помощь малышам в уборке территории. Оформлени е альбома «Природа моего края». Устройство ледяных дорожек и построек. Уход за комнатным и растениями . Украшение участка цветными льдинками. Помощь дворнику в уборке снега. Уход за аквариумн ыми рыбками, смена воды в аквариуме. Подкормка птиц. Сооружени Аппликация: «Детский сад из геометрически х фигур». Рисование: «Наш город». Лепка: «На строительной площадке». Аппликация: «Дом с резными ставнями» или «Мы– строители». Конструирова ние: «Улица города» (коллективная ) Рисование: «Мой лучший друг». Лепка: «Дети весело танцуют». Аппликация: «Ростом разные подружки, а похожи друг на дружку» (из бумаги, сложенной Слушание песен о родном крае. Развлечение «Дружба с дорожными знаками». Досуг «Друг в беде не бросит». Рождественс кие развлечения. Пение русских народных песен: «Светит месяц», «Травушка», «Сею – вею снежок», частушек. Фольклорны й праздник «Святки». Развлечение «Вместе с папой». КВН «Наука побеждать». к Семейные посиделки «Вместе с мамой». Праздник мам. КВН. полотенца», С.Махотин «Старшая группа», Ю.Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». Чтение стихов: П.Воронько «Лучше нет родного края», заучивание: Ц.Ж.Жамбие в «Песня о родном городе». Чтение сказки Л.Кэррола «Алиса в Зазеркалье», О.Кириллов «Книга ласковых имен». Т.Петрушина «Когда я был маленьким». «Айога»
«Улицы нашего города», «Азбука голубых дорог» «Путешествие по городу». Экскурсия по городу на автобусе. «Имя твое – птица в руке...» Цель: познако- мить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Научить вежливо обращаться друг к другу, использовать ласковые имена, представляться другим людям, знакомиться. 1. Беседа «Для чего человеку имя?» 2. «Полное» и «неполное» имя (игра). 3. Д/и «Назови ласково». Серия бесед: «Мой возраст», ое судно». Сюжетно- ролевая игра «Дом». Игра-панто- мима «Как мама наряжается». Д/и «Поможем маме приготовить обед». Д/и «Букет цветов для любимой мамы». Сюжетно- ролевая игры «Космонавт ы», «Космическ ие путешествия ». Сюжетно- ролевая игра «Моряки». Игры- состязания: «Кто быстрее?» «Самый меткий» «Самый смелый» Д/и «Подбери е снежных построек. Уборка снега и льда; помощь малышам в уборке снега; развешиван ие скворечник ов. Посев укропа, петрушки. Уборка прошлогод них листьев и травы на участке. Изготовлен ие атрибутов к игре «Космонавт ы» (с родителями ). Акция: «Чтобы деревья были большие» - посадка аллеи Рыхление земли вокруг деревьев на участке. Пересадка комнатных растений. пополам) Конструирова ние: «Карусель в подарок малышам». Рисование: «Моя Родина». Лепка: «Какие звери живут в зимнем лесу». Конструирова ние: «Изготовление игрушек для игр с ветром». Аппликация «Цветы и бутоны на полосе». Рисование: «Наша Армия родная». Лепка: «Отгадай и вылепи». Конструирова ние: «Подарки для пап и дедушек». Аппликация: «Вертолет». Рисование: Концерт для ветеранов. Слушание: Д.Тухманов «День Победы» «Памяти павшим», М.Блантер и М.Исаковски й «Катюша» В.Агапкин – Марш «Прощание славянки». нан.сказка Чтение стих. М.Матусовск ого «С чего начинается Родина?», русских народных сказок, рассказов: И.Забила «Наша Родина», Х.Мухамедья ров «Отчизна», З.Александро ва «Родина». Чтение стихов и рассказов: С.Алексеев «Первый ночной таран»,Л.Ков аль «Алый», Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Мешок овсянки». Г.Ладонщико в «Я не плачу» З.Петрова «Цветы для
«Как поступить», «Кем я буду, когда вырасту», «Портрет самого лучшего друга», «Сделаем по кругу подарок друг другу», «Скажи, кто твой друг». «Наша Родина- Россия». Цель: познако- мить детей с понятиями Родина, Отечество. Воспитывать Любовь к своему Отечеству, родному краю, родной природе. Беседы: «Рассказ о российском флаге, гербе», «Для чего человеку нужен флаг, герб», «Москва – столица России». «Мы защитники твои». картинки» (показана жизнь детей до войны) П/и «Защита границ» Высаживан ие цветов на аллее д/с. «Портрет мамы». Лепка «Декоративна я пластина «Цветок». Конструирова ние: «Поздравляем мам и бабушек». Аппликация: «Красивое платье для мамы» (симметрично е вырезывание) Изготовление подарков для мамы (с помощью папы). Рисование: «Пришельцы с другой планеты» Лепка: «Космонавты у ракеты" Аппликация: «На космодроме» Конструирова ние: «Игрушки- качалки» или мамы». Г. Демынина «Мама», В.Осеева «Три сына». Заучивание стихов: В.Руссу «Мама», Е.Благинина «Посидим в тишине..» Сказки: «Кукушка», «Три дочери» татар.сказка Чтение: В.Баруздин «Первый в космосе», К.Булычев «Тайна третьей планеты». С.Михалков «День Победы», З.Александро ва «Прощание», Чтение рассказов о детях-героях С.Маршак «Рассказ о
Цель: расширять представления детей о защитниках Отечества, воспитывать любовь к своему Отечеству. 1. Рассказ приглашенного воина (из пап) о защитниках Отечества 2.Игры соревнователь ного характера. Беседы: «Что должен уметь солдат», «Мой папа – военный», «Как мы поздравляли папу (дедушку) с праздником (интервьюиро- вание детей). «Очень я люблю маму милую свою». Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким. 1. Беседа о маме «Космический корабль». Рисование: «Цветущая весна» Лепка: «Мы любим спорт». Конструирова ние: «Корабль» (по схеме, из конструктора) Аппликация: «Весенний ковер». Изготовление атрибутов к игре «Моряки» (бинокли, бескозырки, рупор, штурвал, флажки). Оформление праздничных открыток. неизвестном герое», В.Сосюра «Советская Армия» Л.Барбас «Имя героя».
2. Составление рассказов на тему «О чем рассказал семейный альбом». Серия бесед: «Какой букет цветов ты хотел бы подарить маме, бабушке, сестре?» «Праздник 8 Марта в нашей семье», «Мама дома, мама на работе». «Этот загадоч- ный космос». Цель: вызвать интерес к космическому пространству, расширить представление детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. 1. Откуда известно, что Земля круглая? 2. Игра «Какие предметы космонавт возьмет с собой в полет?» Беседы:
«Кем быть?», «Как я летал на самолете», «Если бы я был волшебником» (придумывани е рассказа). «Что такое героизм». Цель: формиро-вать представ- ление о героизме, уточнять и расширять пред- ставления детей о защитниках страны в годы Великой Отечественной войны. 1.Беседа о героизме. 2. Игры сорев- новательного характера. Серия бесед: «Где я живу» «Путешествие по городу», «Мое любимое время года – весна», «Мои
любимые цветы». «Имена героев в названиях улиц нашего города». Экскурсия к памятнику защитников Отечества. Экскурсия в музей школы. Экскурсия в музей лок.депо.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Таблица 3 Тема Познавательная деятельность Игровая деятельност Трудовая деятельнос Продуктивн ая Художествен но- Художествен ная Сроки прове-
ь ть деятельност ь речевая и музыкальная деятельность литература дения 1. «Моя семья». 2. «Я люблю свой детский сад». 3. «Я живу в Приморь е, в городе Уссурийс ке». 4. «Моё Приморь е». 5. «Моё Приморь е». 6. «Наша Родина – Россия». 7. «Моя большая Родина». 8. «Наше государст во Российск ая Федерац ия» 9. День за- щитника Отечеств а». «Моя семья» - Цель: расширять представления о семье, учить ориентироваться в родственных связях, пополнять знания детей о родных им людях, прививать любовь к ним. 1. Работа над понятием «семья». 2. Составление рассказа на тему «Моя семья». 3. Игра «Угадай настроение», «Кто что делает?». Беседы: «Я пишу письмо дедушке, бабушке», «Традиции и любимые занятия моей семьи», «Я горжусь трудом своих родителей», «Где работают мои близкие родственники» Рассказы роди- телей о семейных Сюжетно- ролевая игра «Семья». Д/и: «Скажи правильно», «Кто что делает?», «Найди лицо с таким же настроение м» Сюжетно- ролевая игра «Мы играем в театр». Д/и: «Кому что надо для работы?», «Угадай, кто ушел?» «Угадай мое настроение» . Игры – путе- шествия: «Путешеств ие по реке Уссури». Д/и: «Узнай по Сбор растений для гербария. Подбор фото- графий для семейного группового альбома «Моя семья» (построени е генеалогич ес-кого древа семьи). Сбор опавших листьев. Помощь дворнику в уборке сухих листьев на участке. Акция «Помоги малышам». Уборка участка младшей группы. Установка кормушек для подкормки птиц. Рисование «Любимое занятие моей семьи». Лепка «Дымковска я барышня». Конструиро вание «Игра в волшебнико в». Аппликация «Цветы из ткани». Рисование «Игры с кляксами». Лепка «Чудо- дерево». Конструиро вание «Наш микрорайон ». Аппликация «Ветка с осенними листьями». Составление схемы «Я иду в свой детский сад» (дорога Развлечение «Праздник бабушки». Праздник «День семьи». «Осенины». Встреча с лучшими людьми района (бабушками и дедушками). Концерт ко Дню пожилого человека. Слушание песен о родном городе, крае. Знакомство с гимном Приморского края. Разучивание песен на бур.языке. Слушание фонограммы «Голоса птиц» Отгадывание загадок о растениях, цветах, о Чтение: В.Драгунски й «На Садовой большое движение», В. Маяковский «Кем быть?», Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Л.Толстой «Старый дед и внучек». Стихи Е.Благининой , О.Высоцкой, Р.Гамзатова. В.Осеева «Сыновья». В.Драгунски й «Денискины рассказы». Г.Ладонщико в «Большой малыш», «Про себя и про ребят». Сентя брь Октяб рь Октяб рь Ноябр ь Ноябр ь Декаб рь Декаб рь Январ ь Февра ль Март Апрел ь Май
10. «Моя мама». 11. «Наши космонав -ты». 12. «Этот день Победы». традициях. Ознакомление с окружающим: 1. Беседа о сотрудниках детского сада «Кто о нас заботится?" 2. Интервью с выпускником детского сада о первом дне в школе; 3. Составление описательного рассказа «Мой сад, моя группа» по плану: где находится наш д/с, как он называется, моя группа, что самое интересное в группе, почему я люблю д/с. Беседы: «Мы самые старшие в детском саду», «Школа», «Наши добрые дела», «Как мы дружим с малышами». Цель: Познакомить с историей род- ного города (местоположение, особенности застройки), с промышленность ю. описанию достоприме- чательность нашего города», «Знатоки Уссурийска» , «Найди отличия». Д/и: «Звери и их дети», «Что перепутал художник?», «Зимующие и перелетные птицы», «Кому, что нужно для работы» (лесорубу, рыбаку, охотнику, оленеводу), «С какого дерева листок». Сюжетно- ролевая игра «Путешеств ие по Уссурийско й тайге». Д/и «Заселим Ханку». Разучивание русских народных игр. Игры- путешестви Изготовлен ие макетов с использова нием бросового материала. Сбор снега для построек. Изготовлен ие ледяных игрушек. Изготовлен ие макета озера Ханка из бросового материала. Уход за ледяными горками, дорожками . Помощь дворнику в уборке снега. Изготовлен ие ледяных украшений для украшения деревьев на участке. Посев семян для подкормки животных уголка природы. Подкормка комнатных растений. Сбор талой воды для их полива. из дома в детский сад). Рисование «Улицы города» (восковые мелки, акварель). Лепка «Ветка рябины» (декора- тивная пластина). Конструиро вание «Мост». Аппликация «Зимовье». Рисование «Звери сибирской тайги». Лепка «Совы». Коллективна я аппликация «Снегири на ветках». Конструиро вание «Старая деревня» (строит.мате риал, коллективна я). животных. Слушание песни «Три танкиста» Развлечение «Звездный час». Слушание песен о Родине. Викторина по сказкам А.С.Пушкина . Слушание песен о Москве. Новый год. Развлечение «Русская ярмарка». Праздник частушки. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Конкурс «Мисс Дюймовочка» . Викторина «Что ты знаешь о своих родителях». Спортивное развлечение Б.Иовлев «Некогда» О.Кригер «На прогулку». Чтение и разу-чивание стихов бурятских поэтов. Чтение рассказа Сладкова «Сорочьи тараторки», Г.Снегирев «Голубая тайга». Ю.Аракчеев «По Уссурийской тайге», из книги А.Я.Ковалева «Ангарский каскад» - рассказы «Саяны»,«Ба йкал». Чтение легенд об озере Байкал. Чтение рассказа о кедре из книги Ю.Аракчеева «По Уссурийской тайге». Г.Снегирев «Избушка
Беседы: «Город и горожане», «Заповедные места», «Визитная карточка края – флаг и герб», «Красная книга Дальнего Востока ». Экскурсия в музей истории, по городу. «Приморье – мой край родной». Цель: расширять представления детей о природе, растительном, животном мире, птицах, богатствах род- ного края, занятиях людей. Просмотр видеофильма о заповеднике «Кедровая падь» Экскурсия в этнографический музей. «Озеро Байкал,его берега и реки». Цель: расширить и углубить знания детей об озере Байкал, как самом глубоком озере в мире, рассказать о крупнейших сибирских реках. я «Путешеств ие по России». Игра «Мы из сказок». Сюжетно- ролевая игра «Путешеств ие на поезде». Сюжетно- ролевая игра «Телефонна я станция», «Телевиден ие». Сюжетно- ролевая игра «Пожарные », «Пограничн ики». Д/и «Кому, что нужно для работы?» Игра «Вручи подарок». Д/и «Кто у кого?» (у мамы – дочь, сын, у бабушки …) Сюжетно- ролевая Помощь взрослым в изготовлен ии атрибутов к сюжетно- ролевым играм. Высадка рас-сады на клумбы. Посадка декоративн ых растений. Рисование «Голубая тайга». Аппликация «Подводный мир озера Ханка» (коллаж) Рисование «Моя Родина». Аппликация «Украсим русский национальн ый костюм». Рисование «Кукла в русском национальн ом костюме». Лепка «Гжельская птица". Аппликация «Гжельская роза». Конструиро вание «Башни Москов- ского Кремля». Рисование «Русская березка» (уголь, гуашь). «Мы – космонавты». Музыкально- литературная композиция «День Победы». Слушание: В.Агапкин «Прощание славянки», Г.Свиридов «Военный марш», Д.Тухманов «День Победы», В.Рунов «Праздничны й марш», М.Старокадо мский «Марш Победы», песни военных лет и войне. охотника». Чтение русских народных сказок. Разучивание потешек, закличек, считалок. Чтение произве- дений А.С.Пуш- кина «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Чтение стихот- ворения Ф.Глинки «Москва». З.Александро ва «Родина». Разучивание пословиц и поговорок о Родине. Чтение худ. произведений :
Просмотр видеофильма о Байкале. «Наша Родина – Россия, наш язык- русский». Цель: воспиты- вать у детей любовь к своей Родине, народ- ному творчеству; закрепить знания детей о русском фольклоре, познакомить детей с понятием «устное народное творчество»; активизировать словарь детей русскими посло- вицами и пого- ворками; воспитывать любовь к твор- честву рус. поэта А.С.Пушкина. Беседы: «Я живу в России», «Рус- ский фольклор (заклички, частушки, колыбельные)» «Народные приметы», «Мы говорим на русском языке», «Жизнь детей разных стран». «Москва – столица нашей Родины». Цель: расширить игра «Семья». Оформлени е семейных уголков. Сюжетно- ролевые игры «Полет в кос-мос», «Мы – инопланетя не». Сюжетно- ролевые игры: «Моряки», «Летчики», «На границе» Игры: «Кому что надо», «Разрезные картинки». Лепка «Сказочные птицы». Конструиро вание «На чем ездили на Руси» (от телеги до кареты). Аппликация «Композици я с цветами, ягодами по мотивам хохломской росписи» Рисование «Наша Армия родная». Лепка «Военная техника». Конструиро вание «Поделки для пап и дедушек». Аппликация «На аэродроме». Подбор иллюстраци й на тему «Наша Армия родная» (материал для альбома «Российская Армия»). В.Сухомлинс кий «Для чего говорят «спасибо», «Черные руки». Чтение и заучивание стихов: А.Фет «Печальная береза», С.Есенин «Пороша», Ф.Тютчев «Чародейкою Зимою..» Чтение: Б.Никольский «Как живет аэродром», «Солдатская школа», Л.Кассиль «Твои защитники», А.Митяев «Почему Армия всем родная». Разучивание пословиц о храбрости, героизме. Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селянинович е, Никите
знания детей о Москве (основание, местоположение на карте, достопримечатель ности), воспитывать любовь к Родине. Беседы: «Мы любим нашу землю», «Красная книга природы». «Русский наро- дный костюм». «Символы России». Цель: познако- мить детей с государственной символикой России: гербом, скипетром, державой, уточнить знания детей о значении цвета на Российском флаге; воспи- тывать патрио- тические чувства; уважительное отношение к Российскому гербу и флагу. 1. Беседа о гос.символике 2. Аппликация «Флаг России» «Тот герой, кто за Родину горой». Рисование «Портрет мамы». Лепка «Декоративн ая птица». Конструиро вание «Тюльпан» (оригами). Аппликация «Поздравляе м наших мам». Подбор иллюстраци й для альбома «Мама – самое прекрасное слово на Земле». Рисование «Ракета летит к звездам». Лепка «Космическ ая техника». Конструиро вание «Космодром » или «Космическ ий корабль». Аппликация «Звездное небо» (коллективн Кожемяке. Чтение и заучивание стихов о маме: О.Григорьев «Бабушка», «Букет», В.Берестов «Праздник мам» Э.Мошковска я «Хитрые старушки», Е.Серова «Подснежник », Е.Пермяк «Мамина работа». Я.Аким «Земля», С.Маршак «Рассказ о неизвестном герое», В.Катаев «Цветик- семи- цветик». А.Митяев «Наше оружие», М.Чернявски й «Огненная баллада»,
Цель: форми- рование у детей патриотических чувств, осно- ванных на ознакомлении с боевыми традициями нашего народа, воспитание любви и уважения к защитникам Родины. 1. Беседа по теме занятия 2. Составление рассказа о Российской Армии Беседы: «Наша Армия родная» (боевая техника, боевые корабли) «Мой папа – военный». Рассматривание альбома «Знаки различия в армии». «Мама – самое прекрасное слово на Земле». Цель: воспитание любви, уважения и милосердного отношения к близким. 1.Беседа «Мама самое прекрасное слово на Земле» ая работа, силуэтное вырезывани е). Рисование «Салют в честь дня Победы». Лепка «Пограничн ик с собакой». Конструиро вание «Крепость». Аппликация «Букет ветерану». Семейный творческий конкурс «Цветы победителям » (рисунки, поделки). С.Баруздин «Шел по улице солдат». Заучивание стихов к празднику «День Победы».
2. Рассказы детей «Моя мама лучше всех». Беседы-ситуации: «Я забыл позд- равить маму. Как исправить положение?» «Помоги Федоре». «Наши космо- навты». Цель: углубить и расширить представления детей о профессии космонавта, воспитывать уважение к этой профессии. 1.Беседа «В солнечном цар- стве, Космиче- ском государс- тве» 2. Рисование «Космический сон». Беседы: «Ознакомление с профессией- космонавт». «Я-волшебник» «Это день Победы». Цель:формиро- вать патриоти- ческие чувства на основе
ознакомления с боевыми традициями нашего народа, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины. 1. Беседа «Дети войны» 2. Игра- викторина. Беседы: «Как хорошо, если мир на Земле», «Праздник нашей Победы». Экскурсия к памятнику погибшим во время ВОВ.


В раздел образования