"Воспитание патриотизма у дошкольников через развитие познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей страны"
Автор: Шестакова Светлана Сергеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: МКДОУ № 102 Населённый пункт: город Киров Наименование материала: методическая разработка Тема: "Воспитание патриотизма у дошкольников через развитие познавательного интереса к прошлому и настоящему нашей страны" Раздел: дошкольное образование
«
Воспитание патриотизма у дошкольников через развитие
познавательного
интереса
к
прошлому
и
настоящему
нашей страны».
Развитие
личности
будет
гармоничным
только
в
том
случае,
если
всё
многообразие
знаний
и
навыков,
формирующееся
мировоззрение
будет
пронизано гражданственностью и патриотизмом.
Российская
дошкольная
педагогика
имеет
богатую
историю
развития.
Призывая воспитывать граждан Отечества, общественные деятели и педагоги
всегда указывали на то, что необходимо в доступной форме знакомить детей с
важными
событиями
современности,
пробуждать
у
них
интерес
к
жизни
страны, народа, привлекать к посильному участию в делах общества.
Системе
образования
принадлежит
ведущая
роль
в
гражданском
и
патриотическом становлении подрастающего поколения.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям –
отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид
из окна квартиры и детский сад, где он получает радость от общения со
сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает
ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все
начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек.
Очень важны для воспитания патриотических чувств и исторические
знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции
растущего
человека,
воспитания
любви
к
«малой»
Родине
и
Отечеству,
гордости
за
людей,
трудами
и
талантами
которых
славна
Россия,
чувства
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Изучив государственную программу «Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации на 2016-2020г.г.», «Закон РФ об образовании» 2012г.
(статья №3), «Конвенцию о правах ребёнка». 1989г. (статья №29), я понимаю
важность патриотического воспитания в современных условиях. Воспитание
гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край, целиком
зависит от окружающих его взрослых, так как ребёнок-дошкольник наиболее
идеологически незащищён.
Процесс
воспитания
и
обучения
детей
я
строю
по
основной
базисной
программе
В.И.Логиновой
«Детство»,
используя
парциальную
программу
О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и
региональную программу Н.А. Безносиковой «Народная культура».
Взяв
за
основу
актуальность
проблемы
мною
была
определена
цель:
воспитание чувства патриотизма и гордости за Россию, за свой народ, уважение
к великому прошлому нашей страны, родного края, приобщение к русской
национальной культуре.
Реализация цели осуществляется следующими задачами:
Обучающая: помочь ребёнку приобрести определённые знания и чёткие
представления
о
своей
Родине,
историческом
пути
и
культурном
развитии, которые будут являться базой формирования патриотизма.
Развивающая:
развитие
познавательного
интереса
к
историческому
наследию прошлого родного края, страны и их современности.
Воспитательная:
воспитывать
чувство
любви
к
Родине,
чувство
бережного
отношения
к
малой
Родине,
чувство
сопричастности
к
прошлому, настоящему и будущему своего народа.
На I этапе своей работы: провела диагностику уровня сформированности
знаний о родном крае и стране Россия и нравственно-патриотических качеств
личности дошкольника.
На II этапе: подобрала программно-методический материал по проблеме и
детально изучила парциальную программу О.Л.Князевой «Приобщение детей к
истокам русской народной культуры».
На III этапе: разработала перспективный план как дополнение к программе
В.И.Логиновой «Детство».
На IV этапе: создала предметно-развивающую среду в группе.
Планируя работу, придерживаюсь следующих принципов:
принцип индивидуализации;
принцип систематичности и последовательности;
принцип доступности;
принцип наглядности;
принцип интегрированного подхода;
принцип сотворчества воспитателя и воспитанников.
Свою работу я строю последовательно, от более близкого, знакомого («Мой
дом – моя семья», «Мой город», «История края»), к более сложному
(«Россия – родина моя», «Русская народная культура» или «Обычаи и
традиции родной земли»)
Работа по воспитанию патриотизма более эффективна если установлена
более тесная связь с родителями детей. Так как сотворчество детей,
родителей и педагога является основой формирования гармоничной
личности.
Определились критерии результативности моей педагогической работы:
- у детей повысился уровень любознательности и познавательного интереса к
прошлому и настоящему родной страны; расширился кругозор;
- у детей отмечается повышенный интерес к познавательной литературе;
- речь детей стала более образной, расширился словарный запас, появилось
умение с помощью загадок, стихов, пословиц выражать своё отношение к
окружающему;
- родители начали проявлять повышенный интерес к сотрудничеству с детьми и
педагогом.
Организовали
экскурсию
по
городу,
в
выходные
дни
семьи
воспитанников самостоятельно посещали музеи города (Братьев Васнецовых и
Приказную избу). Совместно с родителями изготовлен макет «Город, в котором
я живу», проведена выставка семейных работ «По дороге в детский сад…»
По моим наблюдениям у родителей с детьми установились партнерские
отношения и сотрудничество. Взаимодействие взрослого и детей в совместной
деятельности и общении направлено на раскрытие и формирование в ребёнке
общечеловеческих
нравственных
качеств
личности,
воспитание
любви,
уважения к своей нации, формирование потребности совершать добрые дела и
поступки, чувства сопричастности к окружающему, развитие таких качеств как
сострадание, сочувствие и находчивость.
Определена перспектива в моей последующей деятельности по данному
направлению:
продолжать работу по выбранной мною теме;
определить дополнительной технологией в последующей работе опыт
других
детских
садов
нашего
города,
работающих
в
данном
направлении. Детские сады: №149, №74, №227, как дополнение к
парциальной программе О.Л.Князевой «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры».