Напоминание

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста


Автор: Марина Валентиновна Маркина
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ СОШ №17
Населённый пункт: Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей

дошкольного возраста

Казалось бы, все замечательно – малыши растут, их ручки с каждым

годом должны становиться все более сильными и ловкими, но многим детям

сложно манипулировать мелкими предметами, они неправильно держат

карандаш, пальцы рук у них вялые и неловкие. Как же помочь им добиться

необходимой ловкости маленьких пальчиков? Существует много различных

способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это массаж

кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы, бусинки,

всевозможные конструкторы), аппликация (как вырывная, так и при помощи

ножниц), оригами, лепка, рисование, собирание разрезных картинок,

застегивание и расстегивание пуговиц и т.д. Но самое интересное и

доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых

– это пальчиковые игры. Именно они помогут малышу научиться быть

настоящим хозяином своих ладошек и пальчиков.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек,

инсценировка с их помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой

моторики рук у дошкольников. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны

для детей, а также исключительно полезны для их общего развития :

1.

Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является

важнейшим

фактором,

стимулирующим

развитие

ребенка,

способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки

кисти руки к письму.

2.

Способствуют развитию творческой деятельности. Ведь руками можно

«рассказывать» целые истории!

3.

Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость,

умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают

хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.

4.

Помогают

в

игре

формировать

элементарные

математические

представления.

5.

Учат

ребенка

концентрировать

внимание

и

правильно

его

распределять.

6.

Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать

многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и

просто стихи.

7.

Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения

между детьми, а также между взрослым и ребенком.

Пальчиковые игры – интересное и увлекательное занятие и для детей, и для

взрослых. В них могут играть со своими детьми родители, их же могут

применять

в

работе

воспитатели

ДОУ.

Пальчиковые

игры

можно

использовать в любое время, как в режимных моментах, так и при

непосредственной образовательной деятельности. Но взрослым не следует

забывать некоторые правила:

1.

Прежде чем разучивать новую пальчиковую игру с детьми, попробуйте

поиграть самостоятельно, добейтесь четких движений руки и пальцев.

2.

Перед

каждой

игрой

настройте

детей,

найдите

способ

их

заинтересовать.

3.

Начинать пальчиковые игры желательно с разминки пальцев: сгибания

и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые

игрушки, мячики.

4.

При разучивании новой игры все движения пальцев и рук выполняются

показывающим взрослым и ребенком медленно. Если ребенок не

может самостоятельно выполнить требуемое движение, надо взять его

руку в свою и действовать вместе с ним.

5.

Следует добиваться, чтобы дети выполняли движения кистями и

пальцами с оптимальной амплитудой и нагрузкой. От вялых и

небрежных движений пользы не будет.

6.

Пальчиковые игры следует проводить систематически, ежедневно.

Чтобы приобретенные навыки закреплялись, следует повторять хорошо

знакомые, полюбившиеся детям игры и одновременно разучивать

новые.

7.

Необходимо применять различные пальчиковые игры, используя

сжатие,

растяжение,

расслабление

кисти

руки,

изолированные

движения каждого из пальцев. Повторяйте игры, как для правой, так и

для левой руки.

8.

Продолжительность пальчиковых игр зависит от возраста детей. Для

младшего дошкольного возраста (до 3 - 4 лет) рекомендуемое время -

от 3 до 5 минут, для среднего и старшего дошкольного возраста (4 - 7

лет) - 10-15 минут в день.

9.

Воспитателям ДОУ следует разучивать с детьми новые пальчиковые

игры планомерно.

10.Повторяйте игры, как для правой, так и для левой руки.

11.Произносить тексты пальчиковых игр взрослый должен максимально

выразительно:

то

повышая,

то

понижая

голос,

делая

паузы,

подчёркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с

текстом или в паузах. Если ребенку трудно проговаривать текст, то

достаточно выполнять движения вместе с взрослым. Для некоторых

игр можно надевать на пальчики бумажные колпачки или рисовать на

подушечках пальцев лица.

Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по

развитию мелкой моторики руки у детей дошкольного возраста при тесном

взаимодействии с родителями, а также слаженная и умелая работа пальчиков

малыша помогает развиваться, оказывает положительное воздействие на весь

организм в целом, осознавая всю важность пальчиковых игр и упражнений.

Особенности использования пальчиковых игр в старшем дошкольном

возрасте

Мамы часто играют с детьми раннего возраста в «Сорока, сорока,

кашку варила, деток кормила», но стоит напомнить уже подросшему ребенку

эту игру, и он обязательно начнет выполнять движения руками. У

дошкольников

цепкая

автоматическая

память,

запомнить

двух-

четырехстрочный специально для конкретного случая предназначенный

текст, для них не представляет особого труда. Зато потом услышанные слова

могут вызвать нужные двигательные ассоциации, и наоборот - жест

побуждает к самостоятельному произнесению ребенком соответствующих

стихов. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки»,

«Сорока – Белобока», «Коза – Рогатая» и другие. Их значение до сих пор

недостаточно осмысленно взрослыми. Многие видят в них развлекательное, а

не развивающее воздействие.

В играх детей всегда присутствует определенный сюжет или воображаема

ситуация. Пальчиковая игра также характеризуется наличием какого-либо

целостного сюжета или воображаемой ситуации, которая может задаваться

текстом вербальным сопровождением, в которое включены движения

пальцев или неким игровым образом.

История

существования

пальчиковых

игр

исчисляется

столетием.

Пальчиковые игры очень увлекательны. Традиционные пальчиковые игры

можно разделить на две группы:

- игровой фольклор - прибаутки, потешки, забавы, обращённые к детям

младенческого и раннего возраста;

- игры с правилами для детей постарше.

Игры часто «растут» с детьми. Одна и та же игра, постепенно усложняясь,

может сопровождать ребенка от младенчества до отрочества. Сюжет игры

остается тем же, но внутри него происходит переход от пассивных движений

к активным, от простейших условий к трудным. В старшем дошкольном

возрасте для пальчиковой игры характерна развернутость движений. Дети

пробуют придумывать новые образы и движения, которые важны для

формирования чувства уверенности, ловкости, мышления и воображения.

В старшем возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к

языку, его звуковой и смысловой сторонам. В играх с пальцами звучание

голоса, громкость произносимого текста, а также движения отдельных

пальцев и всей руки должны быть особенно выразительными. Нужно

произносить стихи, то повышая, то понижая голос, делая паузы, выделяя

какие-то слова; движения выполнять синхронно со стихами или в паузах.

Весёлые стихи, сопровождающие игру, способствуют созданию хорошего

настроения, интереса к игре, развитию речи, чувства ритма.

К пальчиковым играм старших дошкольников можно отнести игры с

пальцами, где дети изображают с помощью пальцев различные предметы,

птиц, животных. Для развития ручной умелости, а так же детского

творчества,

артистизма

у

детей,

используются

различные

виды

инсценирования.

Спектакли

игры,

напоминающие

театральные

представления требуют кропотливой совместной работы детей и взрослых.

Изготовив пальчиковый

театр,

можно

показать

небольшие

игры

-

инсценировки, проведенные в форме диалога: «Две лягушки», «Девочка и

медведь», сказки «Колобок», «Теремок», «Репка». Соответствующими

движениями

кисти

или

пальцами

руки

дети

имитируют

движение

персонажей:

наклоны

и

повороты

головы,

разнообразные

движения

туловища и рук куклы. Такой театр создает эмоциональный подъем,

повышают жизненный тонус ребенка, участвуя в спектакле, ребенок

чувствует себя раскованно, свободно.

В театре

теней особенно

четко

просматривается

контуры

персонажей,

характер их поведения, движения. Путем складывания определенным

образом пальцев можно получить изображение птиц, животных, и др.

персонажей. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней,

(где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной

ловкости, согласованности движений кисти и пальцев рук, умелости,

точности, выразительности движений и развития речи.

Пальчиковые игры со скороговорками и стихами. Скороговорки всегда

можно «переложить на пальцы», т.е. придумать поначалу не сложные

движения для пальчиков, затем эти движения усложнять. Особое значение

имеют игры, использующие одновременные разнотипные движения рук

(одна рука делает одно, другая выполняет другое). Пальчиковые игры со

стихами способствуют развитию мелкой моторики, а так же речи, памяти,

внимания, мимики детей и учат общению.

Можно сделать вывод, что пальчиковая игра - это театр, актеры которого

всегда рядом с нами. Она является эффективным средством психического

развития детей старшего дошкольного возраста. Благодаря пальчиковой игры

у детей развивается речь и обогащается словарный запас, улучшается память

и развивается воображение. Пальчиковые игры вырабатывают такие качества

как адекватная самооценка, способность мобилизоваться, сосредотачиваться

и расслабляться.

С помощью пальчиковых игр ребенок получает разнообразные зрительные,

слуховые и тактильные впечатления, у него развивается внимательность,

способность сосредотачиваться и переключаться, умение концентрировать

свое внимание и правильно его распределять, совершенствуются умения

соотнести то, что он видит и слышит с траекторией движения его руки.

Благодаря таким играм, у детей развивается воображение и фантазия, умение

действовать в воображаемой ситуации. Овладев играми, дети в старшем

возрасте начинают «рассказывать руками» целые истории.



В раздел образования