Напоминание

«Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы»


Авторы: Кульчицкий Владимир Емельянович, Наталия Константиновна Ледовская
Должность: канд. пед. наук, доц. Кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры
Учебное заведение: ГБОУ СГПИ
Населённый пункт: г. Ставрополь
Наименование материала: Статья
Тема: «Физическое воспитание студентов специальной медицинской группы»
Раздел: высшее образование





Назад




Ледовская Н.К.

ГБОУ СГПИ, Ставрополь

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОЙ

МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Аннотация:

в данной работе рассматривается понятие адаптивной физической

культуры, а также изучается, какое воздействие она может оказать на физическое воспитание

студентов специальных медицинских групп.

Ключевые

слова: адаптивная

физическая

культура,

физическое

воспитание,

физические упражнения, средства адаптивной физической культуры.

Аbstract:

in this paper, the concept of adaptive physical culture is considered, and it is also

studied what impact it can have on the physical education of students of special medical groups.

Keywords:

adaptive physical culture, physical education, physical exercises, means of

adaptive physical culture.

Специальные исследования показывают, что в вузах страны обучается значительная

часть студентов с ослабленным здоровьем, имеющих различные хронические заболевания

сердечнососудистой, дыхательной и других систем организма, нарушением опорно-

двигательного

аппарата.

Эти

студенты

по

состоянию

здоровья

и

физической

подготовленности относятся к специальной медицинской группе.

Для проведения занятий по физической культуре все студенты ОГУ распределяются

по учебным группам: основная, специальная медицинская и освобожденные от занятий

физической культуры по состоянию здоровья. Распределение проводится в начале учебного

года с учетом пола и состояния здоровья (медицинского заключения). На основе этих

показателей каждый студент попадает в одну из трех групп для прохождения обязательного

курса физического воспитания. Каждая группа имеет определенное содержание и целевую

направленность занятий.

Учебный процесс в СМГ имеет определенную специфику и преимущественно

направлен:

- на укрепление здоровья студентов, устранение функциональных отклонений,

недостатков в физическом развитии и физической подготовленности на протяжении всего

периода обучения;

- использование студентами знаний о характере и течении своего заболевания,

самостоятельное составление и выполнение комплексов общеразвивающих и специальных

упражнений, направленных на профилактику болезни;

- приобретение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и

организации физического воспитания.

Направленность

учебных

занятий

носит

ярко

выраженный

оздоровительно-

восстановительный характер.

Эффективность физического воспитания студентов, отнесенных по состоянию

здоровья

к

специальной

медицинской

группе,

всецело

определяется

методикой

и

организацией занятий. От применения средств и методов физического воспитания в

занятиях, использования их, зависит оздоровительный результат, а также профессионально-

прикладной эффект уровня развития двигательных навыков и качеств, необходимых для

совершенного овладения студентами будущей профессиональной деятельности.

Три основных принципа лежат в основе занятий физическими упражнениями и

использования средств закаливания студентов, отнесенных по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе.

Первый принцип заключается в оздоровительной, лечебно-профилактической

направленности использования средств физической культуры. Он пронизывает все

особенности методики и организации занятий. Именно поэтому занятия со студентами

специальной группы содержат немало элементов лечебной физической культуры.

Преподаватель физического воспитания, работающий с этими группами, должен

знать особенности влияния физических упражнений на больной организм, уметь выбрать

показанные для определенного заболевания средства и методы физической культуры,

оценить эффективность их влияния на организм. На разных этапах занятий со студентами,

отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, преподаватель

решает различные задачи.

Вначале, на первом этапе, ему предстоит обеспечить быстрейшее восстановление

нарушенных заболеванием функций, для чего, в свою очередь, необходимо повысить

приспособительные возможности организма студента к восприятию физических упражнений

за счет привычных форм двигательной активности. Затем, на фоне достигнутых результатов,

оказывается возможным приступить к осторожной тренировке нарушенных в ходе

заболевания функций, обеспечивая тем самым восстановление общей работоспособности

организма.

На заключительных этапах занятий решаются задачи развития профессионально

важных двигательных качеств, обеспечивающих в своей совокупности высокий уровень

специальной работоспособности студентов.

Эффективная реализация принципа оздоровительной направленности физического

воспитания должна обеспечить практически во всех случаях, после любого из перенесенных

заболеваний,

полное

функциональное

восстановление

организма

и

хорошую

подготовленность студентов к предстоящей трудовой деятельности. Правильно, на научной

основе организованный процесс физического воспитания способен обеспечить полную

компенсацию имеющихся нарушений.

Второй принцип физического воспитания студентов специальной медицинской

группы состоит в дифференцированном подходе к использованию средств физической

культуры в зависимости от характера в выраженности структурных и функциональных

нарушений в организме, вызванных патологическим процессом.

Таким образом, использование качественно различных физических упражнений,

отличающихся от других динамической структурой двигательного акта (топография,

последовательность и характер деятельности включающихся мышечных групп), может стать

фактором целенаправленного регулирования степени напряжения, приходящегося на

различные функциональные системы организма.

Третий принцип, который должен соблюдаться в процессе физического воспитания

студентов

специальной

группы,

заключается

в

профессионально-прикладной

направленности проводимых занятий. Проводя занятия по физическому воспитанию со

студентами, перенесшими ранее заболевание, преподаватель должен не только обеспечить

быстрейшее восстановление поврежденных органов и систем, тем самым оказывая лечебное

и профилактическое действие на организм, но и помочь студенту в процессе занятий

физическими упражнениями приобрести необходимые для хорошего освоения профессии

двигательные навыки, при помощи методов физической тренировки отшлифовать их,

подготовить центральную нервную систему и другие функциональные системы организма к

тому, чтобы они смогли обеспечить высокую трудоспособность будущего специалиста.

Для того чтобы правильно понимать особенности различных средств физического

воспитания, необходимо различать процесс физического воспитания студентов специальных

медицинской группы и студентов основной группы. В специальной медицинской группе при

помощи специальных физических упражнений (подводящих), а также использования

определенных методических приемов (от более лёгких к более сложным) процесс

физического воспитания удается подчинить задачам восстановления здоровья юношей и

девушек, обеспечивая при этом специфические эффекты. Таким образом, процесс

физического воспитания студентов таких групп отличается облегчённым выполнением

обычных упражнений. В занятиях со студентами, отнесенными по состоянию здоровья к

специальной медицинской группе, используют весь спектр средств физического воспитания

– это систематические занятия физическими упражнениями, естественные факторы и

рациональный гигиенически обоснованный режим.

Для студентов спец.мед.группы важно подобрать методику проведения занятий и

эффективность этих занятий, используя все средства, методы и формы адаптивного

физического воспитания. К средствам адаптивного физического воспитания относят

двигательный режим, включающий прогулки, ближний туризм, физические упражнения,

танцы, подвижные игры, закаливание.

Научный руководительканд. пед. наук, доц. Кафедры физического воспитания и

адаптивной физической культуры Кульчицкий Владимир Емельянович

Список использованных источников

1. Адаптация к учебным и физическим нагрузкам / под ред. А.Г. Хрипковой, М.В.

Антроповой. – М.: Педагогика, 1992. – 64 с.

2. Адаптивная физическая культура / под ред. Н.Н. Чеснокова. – М.: [б.и.], 2001. –

118 с.

3. Булич, Э.Г. Физическая культура и здоровье: учебное пособие / Э.Г. Булич, – М.:

Знание, 1981. – 49 с.

4. Булич, Э.Г. Физическое воспитание в специальных медицинских группах:

методическое пособие / Э.Г. Булич, – М.: Высшая школа, 1986. -98 с.

5. Готовцев, П.И., Самоконтроль при занятиях физической культурой: курс лекций /

П.И. Готовцев, В.И. Дубровский – М.: ФИС, 1984. – 88 с.

6. Демко, А.Г. Врачебный контроль в спорте: монография / А.Г. Демко, – Л.:

Медицина, 1988. – 74 с.

7. Лечебная физическая культура (кинезотерапия): учебник / под ред. В.И.

Дубровского. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – С. 500 – 514.



В раздел образования