Напоминание

Народные промыслы южного Урала «Уральские сказы»


Автор: Копылова Лиана Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Филиал МАДОУ "ДС "Теремок "Северное сияние"
Населённый пункт: город Новый Уренгой. ЯНАО
Наименование материала: Мастер класс для педагогов дошкольных образовательных учреждений
Тема: Народные промыслы южного Урала «Уральские сказы»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Мастер класс для педагогов

дошкольных образовательных учреждений

Народные промыслы южного Урала

«Уральские сказы»

«…без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет

воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без

личности нет народа!»

Г. Н. Волков

Цель: Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в

формировании у детей интереса к ценностям народной культуры.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с Урало - сибирской росписью;

2. Обучить выполнять основные мотивы росписи: цветы, ягоды, листья, используя

технику пальцеграфия;

3. Способствовать проявлению творчества и инициативы педагогов по ознакомлению

дошкольников с декоративно-прикладным искусством уральского региона.

Для успешного существования в обществе человек должен быть гармонично

развитой, духовно-нравственной личностью в соответствии с основными национальными

ценностями. Эти ценности выражаются в осмысленном восприятии окружающего мира, в

своеобразии

жизни

своего

края,

страны.

Приобщение

к

культурам

разных

национальностей, способствует формированию этнотолерантности - важнейшего качества

человека, живущего в поликультурном обществе. Чем больше знаний о своей родной

культуре, тем легче понять и принять культуру другого народа, а, следовательно, быть

терпимее к иным культурным традициям.

Национальная культура становится для подрастающего поколения россиян

первым шагом к изучению богатств мировой культуры, общечеловеческих ценностей,

формированию собственной личностной культуры. Усвоение культурного наследия

предков,

уникальности

традиций

и

самобытности

обычаев

формирует

в

детях

национальное самосознание, уважение к культуре народов, живущих в Российской

Федерации, активную гражданскую позицию.

У каждого народа своя культура, традиции и обычаи, народные промыслы и ремёсла,

которые складываются веками и передаются из поколения к поколению.

Южный Урал - многонациональный край, где проживают представители более 130

национальностей: русские, башкиры, татары, нагайбаки, немцы, украинцы, коми, манси,

ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. В Челябинской области преобладающими

народами являются: русские, татары и башкиры.

У народных промыслов и ремёсел на Южном Урале многовековая история. Они

зародились в XVIII веке, а расцвета достигли к середине XIX века. Декоративно-

прикладное искусство имеет ряд особенностей, отличающих его от народного творчества

других областей России. В разных районах сложились традиционные художественные

ремёсла, в формировании которых сыграли роль: наличие сырьевой базы и социально-

экономические условия; близость к торговым центрам (крупным сёлам и городам, где

проводились ярмарки) и транспортным коммуникациям (сухопутным, водным, позднее – к

железной дороге).

Уральские ремёсла изначально отличались разнообразием направлений и стилей.

Их развивали талантливые самобытные мастера. Искусство уральских камнерезов

воспевал в своих сказах Павел Петрович Бажов. До начала ХХ века на Южном Урале и

территории, ныне входящей в Челябинскую область, основные ремёсла были связаны с

обработкой камня и металла (в горнозаводской зоне), древесных материалов (древесины,

прутьев, лыка, бересты), глины, растительных волокон (льна, конопли), волокон

животного происхождения (овечьей шерсти, козьего пуха).

В Чебаркульском районе жили кузнецы, шорники и резчики по дереву.

Плотничество было повсеместным занятием. В каждой деревне были искусные

столяры, изготовлявшие вручную (простыми инструментами) домашнюю утварь и мебель,

ткацкие станы и прялки, сельскохозяйственный инвентарь, телеги и сани, лодки и многое

другое.

Резьба по дереву получила развитие в горно-лесной и лесостепной зонах

(Верхнеуральский, Троицкий, Златоустовский и Челябинский уезды).

Ткачество - было развито повсеместно, как основное занятие крестьянок.

Гончарное дело развивалось в богатых залежами глины Верхнеуральском,

Увельском, Чебаркульском, Агаповском и Карталинском районах, сёлах Бродокалмак и

Русская Теча.

Пуховязание - в районах с развитым животноводством и торговлей (Троицкий

район).

Народные промыслы Южного Урала:

 Каслинское и Кусинское чугунное литьё;

 Кузнечное ремесло;

 Златоустовская гравюра на стали;

 Камнерезное искусство;

 Гончарное дело;

 Уральский фарфор;

 Пимокатное дело;

 Домашнее ткачество;

 Вышивка;

 Кружевоплетение;

 Лоскутное шитье;

 Вязание.

Каслинское и Кусинское чугунное литьё - народные промыслы и художественные

изделия

из

чугуна

(скульптуры,

предметы

декоративно-прикладного

искусства,

архитектурные изделия). Уже более двух веков производят чугунные изделия и предметы

на заводах в городах Касли и Куса.

1824 год можно считать годом рождения каслинского художественного литья. На

заводе по производству железа и чугуна (железоделательном, ныне машиностроительном)

отливались из чугуна работы лучших отечественных и зарубежных скульпторов того

времени: удивительные по красоте и изяществу шкатулки и вазы, ажурные подносы и

тарелки, скульптуры и многое другое. На заводе была открыта и художественная школа,

где опытные наставники учили подмастерьев рисовать, лепить, заниматься формовкой и

чеканкой чугунного литья. Каслинские мастера-умельцы прославились на весь мир. В

конце XVIII века их чугунные произведения искусства были особенно популярны в

странах Европы и Азии. В начале ХХ века на Всемирной выставке в Париже продукция

Каслинского завода была высоко оценена экспертами и получила большую золотую

медаль «Гран-при».

Кузнечное ремесло - самое древнее и распространённое на Южном Урале, оно

связанно с обработкой местного сырья - железа, меди и других металлов. Кузнецы -

наиболее обширная группа ремесленников в уральских сёлах и деревнях. В кузнях

изготавливали не только всё, что требовалось в условиях повседневной городской и

деревенской жизни, но и ковали боевое оружие, военное снаряжение: мечи, копья, шлемы,

кольчуги. Изделия кузнецов - кованая мебель, заборы, предметы интерьера, быта -

востребовано и в наше время. Кузнечное дело и ювелирное ремесло было широко развито

у башкир, где кузнец был одновременно и ювелиром.

Златоустовская гравюра на стали родилась в начале XIX века, как искусство

украшения холодного оружия, и превратилась в уникальный вид декоративно-прикладного

искусства. На Златоустовской оружейной фабрике первыми мастерами украшенного

оружия были немецкие художники-оружейники, которые обучили искусству гравюры на

металле русских мастеров, помогли наладить производство украшенного холодного

оружия. Русские мастера Иван Бушуев, Пётр Тележников, Ефим Бушуев, Иван Бояршинов

и другие усовершенствовали технологию гравюры на стали. Иван Бушуев стал

основоположником традиций златоустовской школы авторского украшенного холодного

оружия и традиций техники художественного убранства металла. С 1829 года изделия

Златоустовской оружейной фабрики постоянно участвовали в промышленных выставках, в

том числе и всемирных. С 1919 года многие клинки тех лет, украшенные орнаментом,

надписями и миниатюрами, преподносились солдатам Красной Армии как именное

оружие.

С

середины

1930-х

годов

художественное

отделение

Златоустовского

механического завода (бывшая Оружейная фабрика) почти полностью перешло на выпуск

стальных пластин - панно с изображением выгравированных пейзажей или копий с картин

русских художников. Произведения искусства, созданные художниками-гравёрами конца

XX века, украшают залы ведущих музеев России: Оружейной палаты Московского Кремля

(гарнитур оружия; художественная мастерская «Практика»), Центрального военно-

исторического

музея

артиллерии

(изделия

мастерской

«Практика»,

мастерских

декоративно-прикладного искусства «ЛиК» и др.), Центрального военно-морского музея

(изделия мастерской «Практика»), Мемориального музея Великой Отечественной войны

1941-1945 гг. на Поклонной горе (изделия МДПИ «ЛиК»).

Камнерезное

искусство

(художественная

резьба

по

камню)

-

один

из

традиционных русских народных промыслов. Резьба по камню зародилась на Урале в

XVIII веке как сопутствующее металлообработке ремесло. Местные жители во время

разведки новых месторождений руды находили залежи драгоценных и полудрагоценных

камней (яшмы, малахита, агата, кварца, сердолика, родонита, мрамора и многих других).

Появились первые камнерезные мастерские и фабрики. Южный Урал стал одним из

мировых центров промысла камнерезов. До рубежа XVIII-XIX века у мастеров-камнерезов

не было никаких механизмов и всю обработку камней они вели вручную, используя

молоток, долото и напильники. Огранка камня - знаменитая уральская грань - до сих пор

ценится во всем мире. Произведения уральских камнерезов (вазы, шкатулки), созданные в

первой половине XIX века из малахита, яшмы, мрамора, служат образцами в мировом

искусстве. Из драгоценных и полудрагоценных камней мастера создавали женские

украшения (бусы, серьги), уникальные предметы для интерьеров домов знатных особ и

царских резиденций.

На

территории

Челябинской

области

основными

центрами

камнерезного

искусства являются города: Челябинск, Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Верхний Уфалей.

Мраморным декором для храмов занимается предприятие в селе Коелга.

Гончарное дело было развито во многих южноуральских городах и сёлах.

Гончарное

производство

формировалось

у

месторождений

Кочкаро-Демаринского

(современный Пластовский район) и Городищенского (Карталинский район), у крепостей

Губерлинская, Магнитная и Кизильская, где имелись залежи глин. Мастера обычно брали

глину с определённого («своего») места. «Весьма белую, чистую» фарфоровую глину,

добывали у озера Мисяш. В XVIII веке её поставляли на Императорский фарфоровый

завод в Санкт-Петербург. Каолиновую белую глину добывали в пяти верстах от крепости

Карагайской (современный Уйский район), у села Долгодеревенское (недалеко от

Челябинска), на реках Миасс и Увелька. До середины XX века гончары работали в

городах:

Чебаркуль,

Верхнеуральск,

Троицк.

В

Челябинске

работала

мастерская

гончарных изделий Ложкина на Западном бульваре (ныне Свердловский проспект),

кустарные горшечные сараи (близ Красных казарм) и другие.

«Уральский фарфор» - Южноуральский фарфоровый завод по производству

хозяйственно-бытового фарфора, подарочных и сувенирных изделий - один из первых на

Урале и в стране. Был основан в 1963 году мощностью 15 млн. штук изделий ежегодно. За

свою историю завод произвёл более 600 млн. штук столовых, чайных и кофейных

сервизов,

сувениров

и

подарочных

изделий,

различных

статуэток.

Традиционно

продукцию украшали сказочные мотивы уральского края. Южноуральский фарфор был

известен во многих городах страны и за рубежом. В 2007 году, после реорганизации,

предприятие стало филиалом ЗАО «Барамист-Урал» (г. Екатеринбург) и получило

название «Южноуральский керамический завод». Был освоен выпуск продукции для

металлургических предприятий.

Пимокатное дело - уральские валенки. Пережить суровые зимы с 30 градусными

морозами без валенок - сложно. Эта уникальная обувь (в форме сапога, без начала и конца,

без единого шва и рубца) всегда была в почёте на Руси. Почти в каждой уральской деревне

в XIX-XX веке катали валенки (пимы, катанки, бурки) из овечьей шерсти. Пимокаты

(мастера

по

валенкам)

трудились

в

Агаповском,

Верхнеуральском,

Кизильском,

Нагайбакском районах. Более ста лет хранят традиции и пимокаты села Бродокалмак. В

крупных городах (Верхнеуральск, Златоуст. Миасс, Троицк) и на хуторе Санарском

действовали пимокатные артели, рабочие которых собирали заказы по деревням.

Домашнее ткачество было исключительно женским занятием. Большая часть

необходимых в хозяйстве тканей производилось в домашних условиях. В XVIII-XIX веке

уральские мастерицы владели всеми способами ручного ткачества: закладным, браным,

выборным, переборным, многоремизным. Ткали преимущественно для себя и немного на

заказ: холсты для одежды и бытовых нужд. До 1930-х годов в качестве сырья

использовали лён, шерсть, коноплю. Из льняных нитей ткали полотенца, скатерти, холсты

для шитья одежды; из конопли - грубые холсты для пологов, дерюг и т.д. Из шерстяных

ниток - «суконку» для зимней одежды. У мастериц разных национальностей были свои

техники узорного ткачества. Простым видом техники - пестроткань («пестрядь») с

рисунком в клетку или в полоску по простому полотняному холсту, изготавливали

столешники, скатерти, салфетки; в горнозаводских селениях шили одежду (юбки и порты),

а с середины ХХ века - ткут половики. Обрядовой вещью у разных народов были узорные

полотенца с браным орнаментом. В браном ткачестве фоном идёт простое домотканое

полотно, а узор ткут челноком по всей ширине ткани. Многоцветное выборное ткачество

безворсовых ковров (паласов/баласов, келэм/келем) характерно для башкир и нагайбаков в

Аргаяшском, Кунашакском и Нагайбакском районах, городах Сатка и Карталы. Готовые

паласы нашивались на войлок. Небольшие паласы на кошме или стёганой подстилке

использовали для постели, застилали ими пол в гостевой части юрты, а разостланные на

нарах паласы были украшением башкирского интерьера. Для старинных паласов

характерно преобладание бело-черно-серых или бело-коричневых сочетаний раскраски.

Сегодня традиции уральского ткачества изучаются и возрождаются с помощью мастер-

классов и школ ткачества, организуемых при центрах народного творчества. В коллекциях

многих

краеведческих

и

художественных

музеев

страны

представлены

образцы

уральского узорного ткачества конца XIX-начала ХХ века.

Вышивка - искусство создания узоров и изображений вручную (иглой или

крючком) на тканях, коже, войлоке и других материалах нитями (льняными, цветными

хлопчатобумажными, шерстяными или шёлковыми), а также волосом, бисером, жемчугом,

драгоценными камнями, блёстками, монетами и т.п. В вышивке рукодельницы отображали

представления своего народа о мироздании, людях, красоте и добре. Русские мастерицы

вышивают крестом, двойным крестом, гладью, тамбуром, используют различные виды

мережек. В старину в уральской вышивке нитками преобладали геометрические

орнаменты в виде ромбов, схематичных изображений солнца, диагональных узоров. Такой

вышивкой украшали занавеси, постельные принадлежности, скатерти, одежду, головные

уборы. На праздничных и обрядовых полотенцах вышивали геометрический орнамент,

позднее в моду вошёл и растительный («рябинка», «цветы фуксии», «маки», «васильки» и

др.), которым украшали одежду и полотенца.

Кружевоплетение как вид декоративного искусства появилось в XVІІ веке. В

конце XVІІІ кружева плели из серебряных и золотых нитей, вплетали в изделия жемчуг.

Кружево – это декоративные элементы из ниток и ткани. На Южном Урале в начале ХХ

века

плетение

кружева

на

коклюшках

или

вывязывание

крючком

было

очень

распространено. В Красноармейском районе мастерицы плели кружева в приданое

дочерям, в подарок, для себя и на продажу. Плетённое на коклюшках кружево намного

тоньше вязанного крючком. Для плетения широкого кружева использовалось до ста пар

коклюшек. Такими кружевами украшали одежду и белье, из него делали шарфы,

пелерины, жилеты, прошивы для полотенец и убранства для постели. Сегодня кружево,

плетённое на коклюшках, – не деталь гардероба, а скорее предмет роскоши.

Уникальность уральской культуры состоит во взаимопроникновении культур

разных народов. С конца 1920-х годов художественные изделия уральских мастеров:

камнерезного промысла, златоустовской гравюры, каслинского и кусинского чугунного

литья поставлялись на экспорт. Изделия уральских мастеров украшают лучшие музеи

мира и частные собрания. Экспонаты краеведческих музеев – это памятники материальной

культуры.

Современный период в российской истории и образовании – время смены

ценностных ориентиров, для которого характерно нарушение духовного единства

общества, смена жизненных приоритетов молодежи, разрушение ценностей старшего

поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и

нравственных

установок.

Выход

из

этого

кризиса

видится

в

возвращении

к

фундаментальным ценностям фольклорной культуры, творимой народом в процессе

жизнеустройства и созидательного труда.

Дошкольный

возраст

определяющий

в

развитии

человека.

Проблема

приобщения дошкольников к народному декоративно – прикладному искусству в

настоящее время является одной из наиболее актуальных: как в теоретическом отношении,

так и в практическом. Речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального

своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. В современных условиях,

когда

появляется тенденция

к

разновариативности и дифференциации

обучения,

обращение к народному декоративно - прикладному искусству выступает ведущим и

равноправным компонентом художественно – эстетического развития личности ребенка –

дошкольника.

В процессе художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста

немаловажную роль играет приобщение детей к ценностям и традициям национальной

культуры. Через знакомство с декоративно прикладным искусством перед детьми

раскрывается богатство культуры народов России, их обычаи, нравы, самобытность.

Урало - сибирская роспись – одна из интересных народных росписей. Из

поколения в поколение передаются не просто приёмы ремесла, а мировоззрение народа,

его духовная культура. Изначально роспись применяли для украшения избы. Расписывали

стены, двери, потолок.

Мастеров

уральской

росписи

называли

красильщиками.

Позднее

яркий,

неувядающий уральский букет зацветёт на посуде, лаковых подносах, шкатулках, прялках.

Детям дошкольного возраста доступно понимание этой росписи. Соприкасаясь с

произведениями народного искусства, у детей формируется интерес к культурному

наследию Уральской земли. Дети знакомятся с бытом уральских деревень, учатся

понимать и ценить то, что создано трудом людей.

Сегодня мы с вами познакомимся с использованием нетрадиционной техники в

Урало - сибирской росписи - пальцеграфии. Эта техника выбрана мной не случайно. Для

современных детей недостаточно стандартного набора техник и изобразительного

материала.

Значение

альтернативных

ИЗО

-

приёмов

значимо

для

воспитания

разносторонне развитой личности, как того требует ФОП Такая нетрадиционная техника

как пальцеграфия в декоративном рисовании даёт детям ощущение новизны в творческом

процессе, является для ребёнка экспериментированием.

И наконец, пальцевая живопись имеет терапевтический эффект. Соприкосновение

пальцев с бумагой и повторяющиеся движения оказывают успокаивающее действие.

Уважаемые участники мастер – класса я предлагаю вам стать мастерами по Урало

– сибирской росписи.

Перед вами схема вариации элементов росписи.

Главный элемент ягода, на основе которого выполняются все другие элементы –

различные цветы, листья. В росписи каждого элемента используется два цвета

моделирующий (белый) и основной.

Схема написания элементов.

Перед вами на столах необходимые для работы материалы, но вначале предлагаю вам

познакомиться с основными этапами работы:

1. Предлагаю вам выбрать готовые шаблоны предметов быта, и с помощью карт схем

составить свою композицию. Большие круги на схеме - цветы, маленькие – ягоды, круги с

хвостиком – листья.

2. Рисуем ягоду: набираем белую (моделирующую) краску на кончик пальца, красную

(основную) на подушечку пальца, прикладываем к схеме ягодки и прорисовываем круг по

часовой стрелке. Рисуем подушечкой. Получаем отличительную особенность Урало -

Сибирской росписи - разбел. Ягодка готова. Можно использовать счёт: на раз - набираем

белую краску на кончик пальца, на два - красную на подушечку пальца, на три -

прикладываем палец к бумаге, на четыре – прорисовываем. Так прорисовываем все ягоды

в вашей композиции.

3. Смываем краску с пальца, вытираем салфеткой.

4. Таким же образом рисуем цветок, используя другой основной цвет.

5. Смываем краску с пальца, вытираем салфеткой.

6. Лист рисуем также как ягодку, в конце палец становится вертикально и вытягивается

кончик листка.

7. Необходимо дополнить нашу роспись оживками (приписками). Для этого мы берём

кисть и чёрную краску. Держим кисть тремя пальцами за железный наконечник. Рисуем

оживки к цветам и листьям. Примакиваем кисть, затем кончиком делаем вытянутый

хвостик.

Педагоги выполняют пробные элементы на бумаге, оттачивают свое мастерство. А

дальше они пробуют расписать уже готовое изделие. В преддверии нового года ,

расписывают Урало – Сибирской росписью елочную игрушку.



В раздел образования