Напоминание

Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях


Автор: Головина Жанна Николаевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №133
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: Статья
Тема: Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях
Раздел: дошкольное образование





Назад




Головина Ж.Н. Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию логопедических занятий остается актуальной. Речевая деятельность является основой коммуникативной деятельности. Она включает не только речь, но и неречевые средства - жесты, мимику, пантомимические движения и многое другое. При некоторых речевых нарушения адекватное использование неречевых средств общения затруднено. Кроме того речевые нарушения оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка. Поэтому мы обратились к театральной деятельности как к средству всестороннего развития личности ребёнка-логопата, воспитания у него активности, уверенности в своих силах. Речевая деятельность естественным образом включается в структуру театральных игр. Мы используем следующие виды театральной деятельности: -музыкально-игровые упражнения на развитие мимики и жестов; -художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию речевого дыхания, голоса, речевого слуха); -театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр, сказкотерапия). Главным моментом театрально-игровой деятельности является выполнение роли. Ребёнок создаёт образ действием, словом в процессе общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры открывают большие возможности воспитания у детей активного поведения и самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, в речевой. Коррекционная работа в театрально-игровой деятельности проводится в следующих направлениях:
1. Развитие звуковой культуры реи (работа над развитием речевого дыхания, воспитание правильного звукопроизношения, работа над интонационной выразительностью речи); 2. Развитие общей и мелкой моторики (развитие координации движений, формирование правильной осанки, снятие мышечного напряжения, развитие мелкой и артикуляционной моторики); 3. Развитие сценического мастерства и связной речи (развитие мимики и пантомимики, совершенствование игровых навыков и творче ской самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, совершенствование грамматического строя речи, развитие диалогической и монологической форм речи). Исходя из этих направлений, нами были разработаны логопедические занятия с элементами театрально-игровой деятельности: «Маша идёт в школу», лексическая тема: Школьные принадлежности; «Необыкновенное приключение Саши и Маши», лексическая тема: Дикие животные; «Снегурочкина школа», лексическая тема: Зима «Веснянкины секреты», лексическая тема: Весна «В гостях у Мальвины», лексическая тема: Посуда Театральная игра разыгрывается на занятии по заранее подготовленному сюжету, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля. Предварительная работа с детьми включала тение художественных произведений, беседы по содержанию, рассматривание картин, разучивание стихов, выполнение речевых упражнений и др. Большой интерес вызывает у детей единый сюжет занятия. Ребёнок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом. Тематика и содержание занятий с элементами театральной игры имеют нравственную направленность. Любимые герои становятся образцами для подражания, что позволяет через образы театральной игры оказывать воспитательное влияние на детей. Очевидно, что театрально-
игровая деятельность является важной составной частью интегрированных логопедических занятий.


В раздел образования