Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях
Автор: Головина Жанна Николаевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ г. Иркутска детский сад №133 Населённый пункт: г. Иркутск Наименование материала: Статья Тема: Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых нарушений на логопедических занятиях Раздел: дошкольное образование
Головина Ж.Н.
Театрально-игровая деятельность и её роль в преодолении речевых
нарушений на логопедических занятиях
Разработка новых технологий интегрированного подхода к содержанию
логопедических занятий остается актуальной. Речевая деятельность является
основой коммуникативной деятельности. Она включает не только речь, но и
неречевые средства
- жесты, мимику, пантомимические движения и многое
другое.
При
некоторых
речевых
нарушения
адекватное
использование
неречевых
средств
общения
затруднено.
Кроме
того
речевые
нарушения
оказывают негативное влияние на формирование личности ребёнка. Поэтому
мы
обратились
к
театральной
деятельности
как
к
средству
всестороннего
развития
личности
ребёнка-логопата,
воспитания
у
него
активности,
уверенности
в
своих
силах.
Речевая
деятельность
естественным
образом
включается в структуру театральных игр. Мы используем следующие виды
театральной деятельности:
-музыкально-игровые упражнения на развитие мимики и жестов;
-художественно-речевую деятельность (разнообразные игры по развитию
речевого дыхания, голоса, речевого слуха);
-театрально-игровую деятельность (игры-драматизации, кукольный театр,
сказкотерапия).
Главным
моментом
театрально-игровой
деятельности
является
выполнение
роли.
Ребёнок
создаёт
образ
действием,
словом
в
процессе
общения с другими участниками игры. Поэтому творческие игры открывают
большие
возможности
воспитания
у
детей
активного
поведения
и
самоорганизации в любой деятельности и, прежде всего, в речевой.
Коррекционная работа в театрально-игровой деятельности проводится в
следующих направлениях:
1.
Развитие
звуковой
культуры
реи
(работа
над
развитием
речевого
дыхания,
воспитание
правильного
звукопроизношения,
работа
над
интонационной выразительностью речи);
2. Развитие общей и мелкой моторики (развитие координации движений,
формирование правильной осанки, снятие мышечного напряжения, развитие
мелкой и артикуляционной моторики);
3. Развитие сценического мастерства и связной речи (развитие мимики и
пантомимики,
совершенствование
игровых
навыков
и
творче ской
самостоятельности, развитие эмоциональной отзывчивости, совершенствование
грамматического строя речи, развитие диалогической и монологической форм
речи).
Исходя из этих направлений, нами были разработаны логопедические
занятия с элементами театрально-игровой деятельности:
«Маша идёт в школу», лексическая тема: Школьные принадлежности;
«Необыкновенное приключение Саши и Маши», лексическая тема: Дикие
животные;
«Снегурочкина школа», лексическая тема: Зима
«Веснянкины секреты», лексическая тема: Весна
«В гостях у Мальвины», лексическая тема: Посуда
Театральная игра разыгрывается на занятии по заранее подготовленному
сюжету, в основу которого положено содержание рассказа, сказки, спектакля.
Предварительная
работа
с
детьми
включала
тение
художественных
произведений, беседы по содержанию, рассматривание картин, разучивание
стихов, выполнение речевых упражнений и др. Большой интерес вызывает у
детей
единый
сюжет
занятия.
Ребёнок
начинает
отождествлять
себя
с
полюбившимся
образом.
Тематика
и
содержание
занятий
с
элементами
театральной
игры
имеют
нравственную
направленность.
Любимые
герои
становятся образцами для подражания, что позволяет через образы театральной
игры оказывать воспитательное влияние на детей. Очевидно, что театрально-
игровая
деятельность
является
важной
составной
частью
интегрированных
логопедических занятий.