Напоминание

Хореография


Автор: Шахова Екатерина Александровна
Должность: учитель хореографии
Учебное заведение: МБОУ СШ №31
Населённый пункт: г.Сургут, ХМАО-Югра
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Хореография
Раздел: начальное образование





Назад




Древняя индийская мудрость гласит: танец - это искусство, приносящее человеку здоровье. Данная программа «Хореография. Физическая культура.» 2 классы составлена на основе программ по хореографии для общеобразовательных школ: программа «Ритмика и танец» 1-8 классы, утвержденная Министерством образования 06.03.2001г.; программа «Хореография и ритмика» 1-7 классы Щербаковой Н.Н., учителя хореографии высшей категории неполной средней школы №39 г. Рыбинска; программа «Хореография» 1-8 классы Пантелеевой Т.И… учителя средней школы №66 г. Тюмени.
Хореография
обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования учащихся, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве. Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер. Программа «Ритмика» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со второго по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития учащихся, мастерства педагога, условий работы. Данная программа сориентирована на работу с учащимися, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации. В программу «Хореография. Физическая культура» включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве, дает представление о каждом из них, а самое главное она не усложнена.Программа даёт возможность учащимся проявить себя, творчески раскрыться в области танцевального искусства. Доказано, что занятия под музыку для учащихся имеют особое значение, потому что двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг, подвижность нервных процессов (исследования Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, методика М.Фильденкрайза и др.). В то же время, движения под музыку являются для ребенка и одним из самых привлекательных видов деятельности, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию. Ритмика включает в себя упражнения, игры и танцы, которые помогают воспитывать музыкальное восприятие учащихся, совершенствовать их движения и развивать их способность творчески воплощать музыкально-двигательный образ. Кроме того, каждое из них имеет свою специальную задачу: одно помогает в усвоении определенного двигательного навыка; другое направляет внимание детей на отражение той или иной особенности музыки, ее характера, темпа, динамики и других средств музыкальной выразительности:  формируется метроритмический слух;  движения используются согласно построению музыкального произведения (части, фразы, вступления);  развивается творческая активность учащегося;  развивается пластичность, свобода движений, улучшается осанка и координация движений. Благодаря этой деятельности удовлетворяется естественная потребность учащихся в движениях, накапливается опыт взаимодействия с окружающими, создаются условия для позитивно направленного самопознания, самоопределения в здоровом образе жизни, творческой
самореализации. Чем раньше ребенок воспримет гамму разнообразных впечатлений, чувственного опыта, особенно в таком виде деятельности, как движение под музыку,- тем более гармоничным, естественным и успешным будет дальнейшее развитие ребенка, и возможно меньше будет проблем у учащегося с развитием речи, внимания, памяти, мышления, формирования красивой осанки.
Актуальность
выбранного направления Младший школьный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека. Мы не сделаем открытия, утверждая, что двигательная активность, в том числе хореография, способствуют гармоничному развитию ребёнка. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию. В настоящее время существуют много ритмопластических направлений, но мы выбрали одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально- ритмическая гимнастика. Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях. Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно - сосудистую, дыхательную и нервную системы человека. Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям младших школьников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных. Обучение танцам в раннем возрасте способствует формированию духовно-сильной и красивой личности. На уроках хореографии можно научить хорошим манерам, вежливому обращению, красивой походке, грации и изяществу. Но хореография служит не только красоте. Благодаря постоянным упражнениям она развивает мышцы, придаёт гибкость и эластичность корпусу, а также способствует снятию стресса в организме.
Цель программы:
создание условий для сохранения и укрепления психологического и физического здоровья обучающихся начальной школы средствами хореографии. Программа рассчитана на 34 часа и реализует следующие задачи:  развитие у учащихся коммуникативных умений через индивидуальную и коллективную физкультурно- оздоровительную деятельность;  развитие художественного и эстетического вкуса средствами музыкального творчества;  воспитание нравственного и эмоционально-ценностного позитивного отношения к своему здоровью;  воспитание стремления к самореализации, саморазвитию, взаимопониманию, общению, сотрудничеству;  формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями;  формирование адекватной самооценки путем вовлечения учащегося в активную творческую деятельность.

Планируемые результаты реализации программы.
Данная программа ориентирована на формирование гармонически развитой личности средствами курса «Хореография с элементами народного танца» и рассчитана на 1 год обучения, при нагрузке – 1 час в неделю. Воспитательные результаты спортивно-оздоровительной деятельности учащихся распределяются по двум уровням. Результаты первого уровня:  приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий хореографии;  о личной гигиене;  о технике безопасности на занятиях хореографии, и физической культуры;  о хореографии и использовании ее элементов в режиме дня;  о правилах проведения музыкально-ритмических подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками. Формы достижения результатов первого уровня: беседа, игры – путешествия, практические занятия, музыкально-ритмические игры. Результаты второго уровня:  развитие ценностного отношения учащихся к своему здоровью, к родному Отечеству, к другим людям. Формы достижения результатов второго уровня: практические занятия, показательные выступления.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы

.
В составе основных видов универсальных учебных действий (УУД) можно выделить ключевые блоки: личностные действия, познавательные действия, регулятивные действия, коммуникативные действия, знаковосимвалические действия. Личностные учебные действия по предмету «Хореография. Физическая культура» выражаетюся в стремлении реализации своего творческого потенциала, готовности выражать и отстаивать свою эстетическую позицию;  определять смысл влияния занятий хореографии на здоровье человека;  активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности,  проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями, проявление дисциплинированности, трудолюбия и упорства в достижении целей. Регулятивные универсальные учебные действия: Регулятивные действия – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:
 ставить учебные задачи в соответствии с предполагаемой деятельностью;  составлять план и последовательность действий для достижения результата;  анализ и объективная оценка результатов собственного труда, поиск возможностей и способов их улучшения;  технически правильное выполнение двигательных действий. Предметные:  выполнение ритмических комбинаций;  развитие музыкальности (формирование музыкального восприятия, представления о выразительных средствах музыки);  развитие чувства ритма, умения характеризовать музыкальное произведение, согласовывать музыку и движение. Познавательные универсальные учебные действия: Познавательные универсальные действия включает в себя: - общеуниверсальные действия;  выделение и формулирование познавательной цели;  поиск информации, структурирование знаний;  выбор наиболее эффективного способа решения задач;  рефлексия способов действия;  контроль и оценка процесса;  постановка проблемы Метапредметные связи: Программа составлена с учётом реализации метапредметных связей по разделам: «Музыкальное воспитание», где учащиеся учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями. Учащиеся усваивают понятия "ритм", "счет", "размер" и узнают, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом учащиеся должны различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы. «Ознакомление с окружающим», где учащиеся знакомятся с явлениями общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание ритмических игр и упражнений. Самая тесная взаимосвязь прослеживается между хореографией и физкультурой: и по строению урока, и по его насыщенности. Начинаясь с разминки, имея кульминацию в середине и спад физической и эмоциональной нагрузки к концу, каждый урок имеет конкретную цель — тренировать те или иные группы мышц для выполнения различных движений. Регулярные занятия танцами, как и занятия, физкультурой, создают и укрепляют мышечный корсет, улучшают работу сердца, нервной системы, укрепляют психику. Каждый танец имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он появился, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце.
Ресурсы реализации программы

:
 материально-технические: зал хореографии, оборудованный необходимым инвентарем (танцевальный станок, зеркало), медицинская
аптечка, аудио- и видеоаппаратура, фонотека музыкальных произведений;  информационно-методический ресурс: учебно-методическая литература, электронные образовательные ресурсы, сеть Интернет.
Формы контроля и оценки результатов достижения поставленных задач:
 проведение открытых уроков;  организация танцевальных конкурсов;  участие в праздничных программах, концертах;  проведение итогового занятия в конце учебного года.
Критерии оценок:
Оценивается работа учащихся по пятибалльной шкале. На оценку влияет правильность показа упражнений или движений танца в сочетании с музыкой, выразительность исполнения. Но надо учитывать, что каждый ученик требует индивидуального подхода к оценке его знаний.
Планируемые результаты по освоению инновационной практики.
Разработка и внедрение в практику:  комплекса танцевально-ритмических упражнений, применяемых в образовательном процессе;  программа внеурочной деятельности хореографического кружка «Катюша»  видеозаписи танцев.
Содержание программы
Раздел 1. «Волшебное знакомство» Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей рождения танца, жанрами танцевального искусства. 2. Рассказать о пользе занятий хореографии. Игра-путешествие по станциям «Волшебный экспресс». 3. Просмотр видеоматериалов и их обсуждение. 4. Разучивание музыкально-подвижной игры «Найди своё место», а также элементов бального, народного и спортивного танцев. Раздел 2. «Её величество музыка» (Ознакомление с элементарными музыкальными понятиями) Задачи: 1. Воспитывать у учащихся умение слушать музыку. 2. Учить воспринимать и оценивать музыку. 3. Развивать умение организовать свои действия под музыку.

Характер музыкального произведения
 Слушая музыку, определить ее характер (веселая, грустная, тревожная).  Творческое задание: импровизация под заданные мелодии: веселую и грустную.  Создание заданного образа: кукла новая, кукла заболела; воробей весело перелетает с ветки на ветку, раненый воробей.  Игра «Жуки и бабочки». Темпы музыкальных произведений (быстрый, медленный, умеренный)  Слушая музыку, определить ее темп (устно).  Творческое задание: изобразить черепаху, мышку.
Динамические оттенки (громко, тихо, умеренно)
 Слушая музыку, определить динамические оттенки (устно).  Творческое задание: изобразить хлопками дождь стучит по крышам (громко); дождь моросит (тихо).  Игра «Тихо и громко». Ритмический рисунок  Комбинация с хлопками: перед собой, по коленям, над головой, по бедрам.
Строение музыкального произведения (вступление, основная часть)
 Учить учащихся менять движение в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.  На примере изучаемых танцевальных этюдов учить самостоятельно начинать движение после вступления Раздел 3. «Весёлая разминка» Задачи: 1. Развивать внимание, память, координацию движений. 2. Подготовить организм учащегося к выполнению более сложных элементов. Комплекс движений разминки. 3. Танцевальный этюд на современном материале. Раздел 4. «Танцевальная азбука» Задачи: 1. Развивать мускулатуру ног, рук, спины. 2. Формировать правильную осанку и координацию движений. 3. Подготовить учащегося к изучению более сложных элементов, этюдов, танцев.
Шаги:
 бытовой,  танцевальный легкий шаг с носка,  на полупальцах,  легкий бег,  шаг с подскоком,  боковой подскок – галоп,  бег легкий с оттягиванием носков;
Постановка корпуса
Позиции ног: I-я, VI-я
Подготовка к изучению позиций рук

 этюд «Воздушный шар» Танцевальные положения рук:  на поясе,  за юбочку,  за спиной,  на поясе в кулачках.
Полуприсядания (Plie)


по VI позиции, I позиции
Выдвижение ноги (

Battement tendu)

:
 вперед по VI позиции,  в сторону по I позиции.
Подъем на полупальцы (Releve)
по VI позиции Раздел 5. «Умные движения» Задачи: 1. Развивать внимание. 2. Развивать координацию движений. 3. Развивать зрительную и слуховую память. 4. Подготовить учащихся к исполнению более сложных элементов.
Комплекс игровой ритмики
Движения рук («Путаница», «Догонялочки») Игра «Зверушки – навострите ушки». Игры на внимание «Учительница», «Сделай этак, сделай так», «Вправо – влево» Раздел 6. «Радуга русского танца» Задачи: 1. Познакомить учащихся с историей русского танца, его особенностями, формами. 2. Рассказать об отличительных особенностях характера, манер исполнения. 3. Научить основам русского танца. Введение в предмет «Русский танец». Постановка корпуса.
Изучение основ русского народного танца:
 работа рук в русском танце;  навыки работы с платочком;  русский поклон;  развитие подвижности стоп на основе элементов «елочка», «гармошка», ковырялочка;
Ходы:
 простой, на полупальцах,  боковой, приставной,  боковой ход «припадание» по VI позиции,
 беговой шаг с отбрасыванием согнутых ног назад. Раздел 7. «Танцевальная мозаика» Задачи: 1. Научить учащихся двигаться в соответствии с музыкой . 2. Развивать память, актерское мастерство. 3. Готовить к итоговому этюду.
Календарно-тематическое планирование на 2016-2017 учебный год.

2 класс «А» группа I



Тема урока

Дата

Ожидаемый результат

Корректировка


Раздел 1. «Волшебное знакомство». 2 часа.

План

Факт

1
Знакомство с предметом. Инструктаж по технике безопасности. Требования к внешнему виду. Освоение различных танцевальных терминов и правил.
2
Понятие об основных танцевальных движениях.
Раздел 2. «Музыка в движении ». 4 часа.

3
Музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки Формирование музыкального во сприятия, представления о выразительных средствах музыки. Упражнения в различных ритмах и темпах на месте, движении по кругу с паузами в различных ритмических рисунках, с постепенным изменением темпа. Прохлопывание разного музыкального ритма. Упражнения на развитие чувства ритма. Выучивание основной группы элементов, создание вариативных композиций с музыкальным сопровождением
4
Определение ритма и такта. Темп. Начало и конец музыкального отрывка.
5
Ритмический рисунок.
6
Знакомство с комплексом уп ра ж н е н и й , способствующим растяжке и гибкости мышц от линии шеи до стоп.
Раздел 3. «Танцевальная азбука». 6 часов.

7
Позиции ног и рук в классическом танце. Положения и движения ног. Упражнения на выучивание позиции ног и рук. Понятие опорной и свободной ноге. Полупальцы. Знать учащимся принимать исходное положение и правильно стоять в основной стойке. Упражнения для развития мышц головы и шеи. Наклоны и повороты головы с различным темпом. Умение различать напряженное и не напряженное состояние мышц , учить напрягать и расслаблять мышцы отдельных частей тела. Упражнения для ног с различной работой ступни. Упражнения для координации тела
8
Понятие – «исходное положение» и «основная стойка».
9
Упражнения для снятия психической и физической заторможенности «зажимов» у детей
10
Упражнения для развития «мышечного чувства»
11
Перенос тяжести тела с каблуков на всю ступню и обратно, перенос тяжести тела с одной ноги на другую.
12
Композиции со слитной координацией движений
Раздел 4. «Ритмика». 2 часа.

13
Разминка Разминка (элементы аэробики, классики, джаза). Комплекс упражнений на все группы мышц. Разминка. Комплекс упражнений на растяжку и гибкость на полу.
14
Партер
Раздел 5. «Сценический танец, музыкальные и ритмические игры.» 5 часов.

15
Знакомство с разновидностями сценического танца: народный, бальный, джаз-танец, диско- танец Разучивание основных шагов. Этюды, упражнения с предметами. Отработка шагов, элементов, комбинаций и схемы танца. Освоение поз и движений, характерных для
16
Танцевальные упражнения
т а нце в , о с во е ние и с п о л н и т е л ь с ко г о мастерства танцора. Освоение правил игр.
17
Лексика и партитура танца, их характерные черты, обусловленные эстетическими или этническими признаками
18
Разучивание танцев: «Вальс» « П ол ь ка произвольной композиции»
19
Музыкальные и ритмические игры: «Части тела», «Восток».
Раздел 6. «Радуга русского танца». 8 часов.

20
Русский поклон Разучивание основных элементов народного танца. Постановка танца: разучивание. Отработка шагов, элементов, комбинаций и схемы танца. Освоение поз и движений, характерных русскому танцу. Освоение исполнительского мастерства танцора.
21
Русский костюм
22
Работа рук в русском танце
23
Элемент русского танца «Ёлочка»
24
Элемент русского танца «Гармошка»
25
Элемент русского танца «Гармошка»
26
Элемент русского танца «Косынка»
27
Элемент русского танца «Внревочка»
Раздел 7. «Танцевальная мозаика» 7 часов.

28
Изучение этюда «Русский танец». Организационная работа. Подготовка музыкального этюда. Открытый урок.
29
Изучение этюда «Русский танец».
30
Изучение этюда «Русский танец».
31
Изучение этюда «Русский танец».
32
Изучение этюда «Русский танец».
33
Изучение этюда «Русский танец».
34
Закрепление материала за год.
Итого : 34 часа. (2ч.+4ч.+6ч.+2ч.+5ч.+8ч.+7ч.)

Список литературы
1. Закон об образовании 2. ФГОС второго поколения
3. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания гражданина России 4. Примерная программа воспитания и социализация обучающихся 5. Ваганова А. «Основы классического танца».- Изд. 5-е. - Л., 1980, с.95-147 6. Васильева Т. «Секрет танца». – СПб., 1977, с.7-15 7. Володина О. «Самоучитель клубных танцев». – Ростов-на-Дону, 2005, с.4-154 8. Ветлугина Н. «Музыкальное развитие ребёнка». - М.,1976, с.3-16 9. Вербицкая А. «Основы сценического движения». – М., 1983, с.5-13 10. Полятков С. «Основы современного танца». – Ростов-на-Дону, 2005., с. 5-65 11. Пуртова Т. В., Беликова А. Н., Кветная О. В. «Учите детей танцевать». – М., 2003. 12. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах// Боголюбская М.С.-1982. 13. Танцы в начальной школе//Роот З.Я.-2006. 14. Модерн-джаз танец//Никитин В.Ю.- 2001.


В раздел образования