Напоминание

Особенности коммуникативной стратегии при формировании международного имиджа


Автор: Таимова Диана Игоревна
Должность: магистрант
Учебное заведение: Московский финансово-юридический университет (МФЮА)
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: научная статья
Тема: Особенности коммуникативной стратегии при формировании международного имиджа
Раздел: высшее образование





Назад




Особенности коммуникативной стратегии при формировании

международного имиджа

Таимова Диана Игоревна

студент магистратуры

Московский финансово-юридический университет МФЮА

Россия г. Москва

По мнению Е.Н. Давыборец,

международный имидж государства

является ключевым ресурсом его стабильности, благополучия, поддержки

граждан и влияния на международной арене [17, c. 61].

Согласно С.С. Салагаевой, в основе конструирования государственного

Научный

журнал

«Бизнес

и

общество»

имиджа

лежат

социально-

психологические законы, свойства, установки и тенденции. По мнению

политолога,

на

сегодняшний

день

в

условиях

информатизации

и

глобализации взаимодействие с мировым сообществом приоритетным

направлением конструирования имиджа государства. Данную точку зрения

подтверждает работа политолога С.Ш. Анисимовой, утверждающей, что

имидж

конструируется

в

результате

создания

системы

связи

с

международными структурами.

Аргументированной представляется точка зрения автора, согласно

которой

образ

преимущественно

формируется

посредством

влияния

идеологии. Еще одним ученым, рассматривающим государственный имидж с

точки зрения привлекательности страны в глазах мирового сообщества,

является узбекистанский политолог С.Ш. Саидов [19, c. 68].

Таким

образом,

можно

сделать

вывод,

что

конструирование

международного имиджа государства является неотъемлемым атрибутом

современных международных отношений и обеспечивает интеграцию страны

в

мировую

политику,

привлечение

трудовых

ресурсов,

повышение

инвестиционной привлекательности и расширение сбытовых рынков. Нам

представляется, что международный имидж государства конструируется в

результате производства и распространения позитивной информации о

деятельности государства, формирующей определенный образ страны,

соответствующий государственной стратегии.

Ключевыми

принципами

конструирования

коммуникации

международного

имиджа

современного

государства

является

коммуникационная открытость, уважение человеческих прав и свобод,

свобода

прессы

и

выборов.

Согласно

О.Ю.

Пименовой,

сегодня

конструирование государственного имиджа может проводиться непрерывно

благодаря развитию технологий [27, c. 173].

Необходимо подчеркнуть, что необходимо не только развивать ин-

формационный

обмен,

но

и

осуществлять

меры

по

обеспечению

информационной

безопасности,

предупреждению,

защите

от

внешних

информационных угроз и черного пиара. В основе стратегий лежит

совокупность тех или иных имиджевых технологий, необходимых для

достижения

цели

продвижения

позитивного

образа

государства

в

международном пространстве. Данный подход разделяет и Ц. Цин, согласно

которому выявление отдельных стратегий основано на цели, преследуемой

при их реализации. Автор анализирует различные коммуникационные

стратегии

формирования

международный

государственного

имиджа

в

научной литературе, выделяя из них: информирование, апелляцию к

авторитету,

эмоциям,

компарирование

(сравнение),

персонификацию,

демаскирование

(обличение),

приведение

в

пример,

гиперболизацию,

асимметричность представления, интеракцию (взаимодействие), поддержку

[43, c. 225].

На

наш

взгляд,

как

и

любой

процесс

информационно-

коммуникационной

деятельности,

формирование

имиджа

государства

предполагает

наличие

четырех

основных

элементов:

отправителя

информации, самой информации, канала коммуникации и получателя

информации. Рассмотрим данные элементы подробнее.

Первый элемент – отправитель информации. Очевидно, если говорить

об имидже в целом, таким субъектом коммуникационной деятельности

является сама страна, т. е. каждый человек в стране как личность и как

носитель

социальной

роли,

каждая

организация.

В

рамках

медиа

пространства также любой человек и любая организация могут стать

субъектами формирования имиджа страны: через СМИ, социальные сети и т.

д. Однако зачастую такие субъекты являются косвенными, т. е. ненамеренно

формирующими

позитивный

или

негативный

имидж

страны.

Более

осознанно

имидж

формируют

специальные

организации,

которые

занимаются разработкой имиджевых кампаний, как например, консульские

представительства и посольства, дипломаты, политики, представители

общественных

организаций,

представители

крупных

компаний,

представители культуры, сотрудники отечественных и зарубежных СМИ и т.

д.

Вторым элементом коммуникационной деятельности, направленной на

формирование международного имиджа страны, является передаваемая

информация. Целью передачи такой информации является защита и

продвижение интересов государства на международной арене, а также

информирование

мировой

общественности

о

геополитических,

экономических, географических и прочих особенностях государства, чтобы

«подвести» представления индивида или группы к идеальному образцу,

соответствующему коммуникативным задачам субъекта». Для этих целей

государственными институтами активно используется капитал спорта,

искусства,

армии,

закрепляющий

существующий

властный

порядок

посредством символической отсылки к героическому прошлому. Кроме того,

на формирование имиджа значительное влияние оказывают менталитет

народа, его социальный опыт, традиции, политическая культура [34, c. 30].

Так, О. А. Азина предлагает следующие группы информации, влияю-

щие на формирование международного имиджа страны:

– национальное самосознание и ценности;

– мифы и архетипы;

– политико-экономический компонент;

– историко-культурный и природно-географический компонент. Как

подчеркивает исследователь, данная информация преломляется сквозь

призму СМИ как отражающего базиса, придающего окраску тем или иным

сведениям. Однако необходимо учитывать, что главной особенностью

журналистики

является

стремление

к

объективности,

выраженное

в

недопустимости ангажированности, сознательного продвижения той или

иной точки зрения, аргументов «за» или «против».

Массмедийное информирование подразумевает показ событий и

явлений во всей их сложности и многоаспектности, освещение как

позитивных, так и негативных сторон, четкое отделение фактов от мнений,

обязательную

верификацию

полученной

журналистом

информации.

Выполнение всех перечисленных требований способствует укреплению

доверия аудитории к средствам массовой информации, которые в итоге

становятся основным источником формирования общественного мнения.

В свою очередь, формирование того или иного имиджа полностью

противоречит данной установке, так как данный процесс подразумевает

конструирование такого коммуникационного процесса, который не только

способствовал бы формированию общественного мнения, но и перерастал бы

в стойкое социально-психологическое представление.

Такая цель подразумевает планомерную, сознательную, обеспеченную

необходимыми технологиями деятельность по созданию имиджа человеком

или организацией, лояльными к стране. Не менее важная роль отводится и

третьему элементу – каналу передачи информации. Данный аспект уже

частично был затронут при рассмотрении информации, значимой для

формирования

и

поддержания

имиджа.

Большинство

каналов

непосредственного влияния относятся к сфере публичной дипломатии и

способны эффективно участвовать в формировании позитивного имиджа

страны. Другие каналы влияющей на имидж информации являются всегда

опосредованными какими-то агентами влияния. В первую очередь это

средства массовой информации, книги и другие предметы культуры, так или

иначе касающиеся данной страны, но созданные авторами из другой страны

[33, c. 125].

Говоря

о

каналах

распространения

информации,

важной

для

формирования и поддержания имиджа страны в медиасфере, нельзя не

отметить

социальные

сети,

интернет-ресурсы

(официальные

сайты

посольств, каких-либо организаций, мероприятий и т. п.), которые также

активно участвуют в процессе создания образа страны. Последний элемент

информационно-коммуникационной деятельности, формирующей имидж

страны, – получатель информации.

Е.Н. Давыборец выделяет имиджевые технологии, среди которых

инфоповоды,

политические

перформансы,

мифология,

нагнетание

обстановки, а также территориальный брендинг. В другой своей статье автор

анализирует

коммуникационные

технологии

конструирования

международного государственного имиджа – лингвистические приемы

(эмоционально-экспрессивные выражения, эпитеты, обобщающие родовые

имена, жалостливые истории, подмена мнения мышлением), а также

неязыковые психологические механизмы («трансфера», «погружение в

прошлое»,

создание

угрозы,

актуализация

мотивов

личной

выгоды,

использование рейтингов государств) [18, c. 64].

По мнению автора, в основе манипулятивных технологий лежит

«модифицированная» информация, скрытым образом формирующая обще-

ственное мнение, выгодное участникам политического процесса.

Манипулятивные

технологии

являются

популярным

методом

воздействия на аудиторию и управления массовым сознанием. Среди

актуальных

технологий,

применяемых

на

сегодняшний

день

для

формирования

положительного

международного

имиджа

государства,

исследователи выделяют: демонстрацию благополучия страны (стратегия

капитала), популяризация деятелей культуры, политики, науки (стратегия

таланта), формирование общественного мнения.

Стоит отметить, что особое внимание в исследовании технологий

конструирования международного имиджа на сегодняшний день учеными

уделяется роли воздействия СМИ и масс-медиа, а также позиционированию

имиджа в медиапространстве, что обусловлено условиями современного

коммуникативного

общества

и

высокой

скоростью

распространения

информации. В данных условиях восприятие международного имиджа

государства сводится к потреблению аудиторией эмоционально-окрашенных

оценочных символов и коротких информационных сообщений, в связи с чем

задачей имиджеологов и журналистов становится обеспечение качественного

коммуникативного взаимодействия и высокого уровня информированности

общественности.

Особое значение для анализа позиционирования государственного

имиджа в медиапространстве имеют положения о том, что СМИ является

третьей

властью,

что

обусловлено

тем,

что

масс-медиа

формирует

социальные настроения общественности, а также интерпретирует события в

выгодном свете. По мнению некоторых ученых СМИ формирует правильное

понимание сути инициатив государства на международной арене. Данное

положение можно дополнить утверждением Д.А. Черепановой, согласно

которой СМИ транслирует ценности и модели поведения, приемлемые для

государства [19, c. 70].

В свою очередь, так называемая повестка дня все больше отражает

деятельность различных групп и лиц, имеющих влияние. В связи с этим в

рамках концепции СМИ как «четвертой власти», по мнению философа Л.В.

Мрочко, необходимо обеспечение равных возможностей для политических

деятелей на информационном рынке.

Еще одной технологией имиджевого позиционирования является

непосредственно государственная политика, включающая политический

режим, имидж государственных институтов (органов власти, силовых

структур, институтов гражданского общества, университетов, религиозных

институтов), привлекательность законодательства, репутацию политических

деятелей, защиту прав населения.

Анализируя

роль

публичной

информации

как

технологии

конструирования международного имиджа, по мнению И.И. Баротова,

внешнеполитическая деятельность может укрепить национальную мощь на

мировой арене и вызвать интерес к государству. В данной связи можно

выделить в качестве технологий участие в международных мероприятиях и

проектах

выставках,

конференциях,

спортивных

мероприятиях,

позволяющих,

по

мнению

Л.О.

Терновой,

продемонстрировать

преимущества государства в какой-либо из областей для широкой публики.

Некоторые исследования также подчеркивают эффективность

культурной составляющей имиджевой коммуникации. Также имиджеологам

необходимо обратить внимание на показатели регионального развития, в

числе которых экономический потенциал, уровень жизни, инновационности,

самоидентификации граждан, здравоохранения, экологии, возможностей

получения образования, развития бизнеса, науки и технологий, а также

участие в индексах стран [11].

По мнению множества ученых, международный имидж государства

напрямую зависит от уровня качества жизни населения, так как высокий

уровень говорит о том, что государство заботится о своих гражданах.

По мнению С.К. Харбих, на современном этапе возникают проблемы

конструирования имиджа, обусловленные возможностью возникновения

диссонанса в результате противоречий позитивной информации в имиджевой

кампании и негативных стереотипов о государстве, а также возможность

неправильной интерпретации имиджеобразующей информации.

Для того, чтобы преодолеть данные коммуникационные барьеры, по

мнению автора необходимо применять механизмы опровержения, замещения

и формирования новых стереотипов, а также обеспечивать гражданскую

лояльность и осуществлять публичный диалог.

Таким образом,

международный имидж государства состоит из

множества компонентов и выбор технологий и принимаемых мер по его

конструированию зависит от конечной цели воздействия на аудиторию и

государственной стратегии.

Несмотря на значительное количество инструментов имиджмейкинга,

политическая деятельность и масс-медиа остаются основополагающими

факторами, что обусловливается тем, что определенная стратегия может идти

вразрез с фактическими событиями и их интерпретацией в СМИ.

На основании анализа научной литературы по теме исследования,

можно классифицировать технологии конструирования международного

имиджа на следующие категории:

- взаимодействие с мировым сообществом (участие в международных

мероприятиях);

- создание и распространение информации в СМИ и масс-медиа

(коммуникационные стратегии и манипулятивные технологии);

- демонстрация благополучия, популяризация деятелей;

- государственная политика, публичная дипломатия;

- повышение показателей регионального развития [12, c. 11].

Можно сказать, что основными принципами является непрерывность,

открытость, уважение прав и свобод, свобода прессы и выборов, обеспечение

информационной безопасности. Анализируя технологии, применяемые для

конструирования

международного

имиджа

государства

на

примере

Афганистана, использующего террористические методы, можно сказать, что

основной стратегией является управление информацией и продвижение

своих намерений с помощью стереотипирования, использования ложных

образов и искажения конфликтных событий. Реализация данных стратегий

становится возможной в связи с тем, что Афганистан имеет национально

специфичный,

противоречивый

и

кардинально

отличающийся

от

европейских государственный имидж, а большая часть населения не имеет

доступа в интернет.

Напротив, анализируя стратегии, используемые в международных

отношениях Южной Азии, можно сказать, что Индия ориентируется на

инструменты публичной дипломатии «мягкой силы», предпринимая меры по

улучшению отношений с соседними государствами, а также сохранению

культуры и развитию науки. В свою очередь, имиджи Шри-Ланки и Мальдив

формируются

вокруг

туристической

привлекательности

региона

и

укрепление экономической связи с соседями.

Таким

образом,

мы

можем

сделать

вывод,

что

формирование

международного имиджа государства – это сложная информационно-

коммуникационная

деятельность,

которая

включает

четыре

основных

элемента: отправитель информации, информация, канал коммуникации и

получатель информации. Правильное определение данных элементов и

организация их взаимодействия позволяет обеспечить создание позитивного

имиджа страны [9, c. 111]

Список используемой литературы:

1.

Давыборец, Е.Н. Классификация технологий имиджа государства /

Е.Н.

Давыборец

//

Вестник

Забайкальского

государственного

университета. – 2016. – № 5. – 17, c. 60

2.

Давыборец, Е.Н. Современные технологии формирования имиджа

государства

/

Е.Н.

Давыборец

//

Вестник

Забайкальского

государственного университета. – 2022. – № 2. – С. 67.

3.

Лазарева, М. А. Теоретические аспекты формирования имиджа

страны и государства / М. А. Лазарева // Сибир. междунар. – 2021. – №

16. – С. 168–180.

4.

Цин, Ц. Стратегии и тактики формирования имиджа государства в

медиадискурсе / Ц. Цин С. 222-226

5.

Сагалаева, С. С. Имидж государства: Сущность и подходы к

определению

/

С.

С.

Сагалаева

//

Вестник

Московского

государственного

лингвистического

университета.

Общественные

науки.- 2020.- № 2. – С. 28-34



В раздел образования