Автор: Тагирова Гульнара Хажимуратовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОУ "Д/с №9 о. в." Населённый пункт: Магнитогорск Наименование материала: Конспект Тема: Исследуем листья в "Лаборатории Почемучек" Раздел: дошкольное образование
Цель: Способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей
через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты,
высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи
действия и слова.
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания об осенних изменениях в природе.
Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии
зеленого вещества в листьях.
В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от
его величины и формы.
Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев
для дерева.
Развивающие:
Расширить словарь детей (черешок, кромка, хлорофил, листопад).
Развивать внимание, связную речь, эстетическое восприятие, воображение.
Развивать познавательную активность детей, наблюдательность, умение
делать выводы, анализировать в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
Воспитывать любознательность, интерес к экспериментальной деятельности.
Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в
окружающем мире, создавая эмоциональный настрой в группе на
совместную деятельность.
Предварительная работа:
А) Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом, магнитом,
песком, глиной и другими материалами.
Б) Подвижные игры детей «Беги к дереву, которое назовут», «С чьей ветки
детки», дидактические игры «От какого дерева плоды и листья?» Чтение
книг, энциклопедии для любознательных «Почемучка», «Обо всем»,
рассматривание иллюстраций, стихи Т.А. Шорыгиной «Прогулка в лес»,
«Осенняя песня». В. Авдиенко «Осень», Березка А. Кулагина, Рябина.
С.А.Васильева, Дуб. И. Токмакова, слушание музыки П.И.Чайковского.
Г) Рассматривание картин художников А. Куинджи, И. Левитана «Берёзовая
роща». Знакомство с понятием «пейзаж». Тонированные листа.
Д) В ясный осенний день предложить детям походить по опавшей листве;
прислушаться как шуршат листья, рассматривать листья различных
деревьев.
Индивидуальная работа:
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о
ближайшем окружении Настю, Анну отвечать полным ответом.
Помогать детям употреблять слова в точном соответствии со смыслом
Василису, Арину.
Развивать умение поддерживать беседу Веронику, Настю.
Словарная работа:
Активизировать речь и обогащать словарь детей: Максима словами
исследователи, лаборатория, золотая, пурпурная.
Оборудование:
- листы бумаги, лупа, кусочки белой ткани, деревянные кубики по количеству
детей, листья разного цвета, величины и формы,
Интеграция : «Социально - коммуникативное развитие», «Познавательное
развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Форма проведения : непосредственно образовательная деятельность.
Ход эксперимента:
Группа оборудована в научную лабораторию для проведения опытов.
Воспитатель:
Ребята, сегодня к нам пришли гости.
Давайте с ними поздороваемся. Здравствуйте!
Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, утро, здравствуй, день!
Нам здороваться не лень!
Воспитатель
- Ребята, сегодня у нас необычное занятие.
- Вас ждет много интересных заданий и игр. Но сначала послушайте историю
о таких же детях, как вы, только из другого детского сада.
В одном детском саду вышли дети утром на прогулку. Вдруг налетел
прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и
спросили:
- Что случилось?
- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала
воспитательница. - На дворе осень.
- А и правда! Осень — очень грустное время года. Почти каждый день идут
дожди и дует сильный ветер... - расстроено сказал один мальчик.
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно
по-своему!
Воспитатель:
- А что вы можете рассказать об осени?
(Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы:
- А почему именно осенью так приятно гулять в парке?
- Какими дарами радует природа человека?
(Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья
винограда, арбузы и другие вкусности?)
- Почему осень красивое время года?
Дети:
- Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои
зеленые наряды на разноцветные.
Воспитатель :
- Ребята, а сейчас мы отправимся в Лаборатории Почемучек.
- Чем мы здесь занимаемся?
Дети : Мы проводим опыты и эксперименты для того, чтобы получить ответы
на вопросы.
Воспитатель:
- Давайте в лаборатории рассмотрим подробно строение листа.
- Какое оборудование используем для рассматривания различных предметов?
Дети:
- А для того, чтобы лучше рассмотреть предметы используемся
увеличительный прибор — лупу.
Исследование строения листа с помощью лупы.
Воспитатель:
- Из скольких частей состоит лист?
Дети:
- Лист состоит из двух частей.
Воспитатель:
- Как называется это часть листа? (Это черешок. Повтори Василиса, как?..)
- Какую функцию несет черешок ?
Дети: черешок - это часть листа, которая соединяет лист с веткой.
Черешок – суженная часть листа, соединяющая своим основанием листовую
пластинку со стеблем. Он выполняет важнейшие функции: ориентирует лист
по отношению к свету, является местом расположения вставочной
образовательной ткани, за счёт которой растёт лист. Кроме этого, он имеет
механическое значение для ослабления ударов по листовой пластинке от
дождя, града, ветра и пр.
Воспитатель:
- А как называется вторая часть листа?
Дети : Это листовая пластинка.
Воспитатель:
- Повтори, Паша, как.
– Рассмотрите листовую пластинку с двух сторон: с верхней и нижней
стороны. Потрогайте. Верхняя сторона пластинки какая?
Дети: Верхняя сторона листа почти голая, гладкая и зеленого цвета.
Воспитатель:
- А чем отличается нижняя сторона листовой пластики от верхней?
Дети : Там больше видны трубочки и жилки и она светло зеленого цвета.
(Покрыта многочисленными простыми волосками. На листовой пластинке
очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой
пластинки жилки переходят в черешок).
Воспитатель:
- Дети, как вы думаете? Почему верхняя сторона темнее, чем нижняя
поверхность листовой пластинки.
Дети: Потому, что солнечные лучи падают на поверхность листовой
пластинки и она вбирает в себя солнечный свет.
Воспитатель:
- Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу.
Это вещество называется «хлорофил».
Научное определение хлорофилла - это зеленый пигмент растений, с
помощью которого они улавливают энергию солнечного света.
- Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт «Почему лист зеленый?»
- Возьмите листочек и вложите и согните пополам кусочек белой ткани.
Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку, сильно нажимая
на кубик проведите по ткани несколько раз.
- Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель:
- Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
- Когда листья теряют зеленый цвет?
Дети:
- Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета.
Воспитатель: Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не
пропадает совсем. Какими тогда становится листья?
Дети: Оранжевые, красные, коричневые, пурпурные, золотые и т. д.)
- Что нового дал вам этот опыт?
( Что из-за зеленого вещества листья зеленые)
– Как называется зеленое вещество?
( Зеленое вещество – хлорофил)
Воспитатель: - Например, у дерева березы сколько листовых пластинок?
Дети: У березы листья имеют одну листовую пластинку.
Воспитатель : Такие листья, как правила, называют простыми. А вот у таких,
как рябина, чем отличаются листья?
Дети : Имеют несколько листовых пластинок, которые прикреплены к
главному черешку.
Воспитатель : Как можно называть такие листья?
Дети: Такие листья называют сложными.
Воспитатель :
- А теперь рассмотрите край листа. Как называется край листа? Кто знает?
Дети : Край листа называется « кромка ».
Воспитатель : Рассмотрите кромку листа. Какая она у березы? А у сирени?
Дети : У березы – зубчатое, а у сирени ровное.
Воспитатель: Что можно узнать по кромке?
Дети : Кромка позволяет узнать с какого дерева листок.
Воспитатель: - Что интересного узнали о строение листа?
(Что черешок соединяет лист и ветку, что верхняя часть темнее, чем нижняя
сторона листа, и что кромка бывает зубчатая и ровная).
Если взять для сравнения два листочка различных деревьев либо растений, то
можно увидеть, листовые пластинки у них разнообразны. Так, например, у
осины они округлые, у сирени – сердцевидные, а у пшеницы – длинные и
узкие, другими словами их называют линейными листьями.
Мы немножко устали, давайте отдохнем. Раз, два, три покружись и в
листочки превратись.
Физкультминутка «Мы листики осенние»
Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)
Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)
И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)
Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)
И на землю снова сели,
(Присесть)
Воспитатель : - Но вернемся к нашей истории. Послушайте дальше.
Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И
дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем
временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух
пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил, что осенью идут
дожди, дует сильный ветер.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.
Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев.
Давайте проведем еще один эксперимент, для того, чтобы выяснить, как
падают листья?
Эксперимент «Как листья падают».
Воспитатель: Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с
листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит,
внимательно наблюдайте за его полетом и запоминайте: быстро или
медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Воспитатель : Максим, как у тебя падал листок?
Ответы детей : Мой листок …
Воспитатель: Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех
кружиться, а какой летел прямо?
- Дети можно сделать такой вывод: крупные листья падают медленнее и
почти не кружатся, маленькие листья падают быстрее и больше
кружатся.
- А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.
- Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев,
совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но
прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.
А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.
«С какого дерева листок»
На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам
деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на
которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок.
(Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять
каждый ребенок, чтобы хватило всем)
- Смотрите, как много опавших листьев, - заметила одна девочка. - Это
сколько же времени нам понадобится, чтобы прикрепить все листья?
- Не тратьте время зря, - посоветовала детям воспитательница. - Ведь
наклеенные листья не помогут деревьям согреться. Более того, деревья
вовсе не боятся холода. Но помочь им можно. Хотите узнать как?
- Конечно хотим! - обрадовались дети.
Воспитатель: - А вы, дети, как думаете?
Дети : Взять грабли и собрать сухую листву в кучу вокруг ствола дерева. За
зиму листва сгниет и станет удобрением для дерева. Весной, перед началом
цветения дерева удобрение будет кстати.
Воспитатель: Дети из другого садика, так и сделали. А потом пожелали
деревьям хорошо перезимовать. Вот закончилась и история с детьми из
другого детского сада.
- Что понравилось в этой истории?
- Что интересного узнали во время опытов?
- Мне понравилось как вы работали сегодня и приготовила вам подарки.