Напоминание

Доклад "Технология модульного обучения на примере изучения на примере изучения дисциплины "Инженерная графика"


Автор: Матвиенко Анна Александровна
Должность: преподаватель дисциплины "инженерная графика"
Учебное заведение: ГБ ПОУ "БЭРТТ"
Населённый пункт: город Байконур
Наименование материала: доклад
Тема: Доклад "Технология модульного обучения на примере изучения на примере изучения дисциплины "Инженерная графика"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина» (ГБ ПОУ «БЭРТТ»)
Модульно-компетентностный подход в проектировании учебных материалов

средних профессиональных учреждений

Доклад

на методическом совете «Мастер – класс»

Тема: Технология модульного обучения на примере

изучения дисциплины «Инженерная графика»

Разработал: преподаватель А.А. Матвиенко

2014


Компетентностностный подход, как основы обновления содержания

среднего профессионального образования

Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведе-

ния работника от некомпетентного. Мотивация задает рамку индивидуального

развития и роста компетентности работника, а ответственность выполняет

роль рефлексивного корректирующего фактора в развитии компетентности

работника.

Таким

образом,

учебные

заведения

должны

создавать

про-

странство для формирования этих качеств у будущих работников.

Компетенция
– включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (зна- ний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к опре- деленному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продук- тивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность
– владение, обладание человеком соответствующей компетенци- ей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный подход –
это подход акцентирующий внимание на
результате

образования
, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуа- циях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) учебного заведения.
МОДУЛЬ – это относительно самостоятельная и завершенная единица


образовательной программы, направленная на формирование

определенных профессиональных, общих и ключевых компетенций.

МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ неразрывно связано с рейтинговой

системой контроля. Чем крупнее или важней модуль, тем больше

число баллов ему отводится. Компонентами модуля являются,

спецификация, пояснительная записка, оценочные материалы,

учебные материалы.



ОСОБЕННОСТИ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Внедрение

модульного

обучения

требует

определенной

организационной

перестройки

учебного процесса. Это касается планирования

р а б о т ы

п р е п о д а в а т е л е й ,

р а з р а б о т к и

соответствующего

методического

обеспечения,

подготовки лабораторной базы к фронтальному

проведению

лабораторных

работ,

организации

системы контроля

знаний.


Технология педагогического проектирования

образовательных программ на основе

модульно-компетентностного подхода

Предполагает пять этапов:

1. Проектирование модуля: разработку структуры модуля.

2. Разработку пояснительных записок к каждому модулю.

3. Разработку спецификации модуля.

Спецификация модуля является обязательным компонентом модуля, содержа-

щим его общую характеристику:

- название модуля, подмодулей;

- цели обучения; цели обучения – структурный компонент спецификации модуля

описывающий, какие виды (способы) деятельности сможет осуществлять студент

по окончании изучения модуля

4. Разработка оценочных материалов модулей.

5. Разработка учебных материалов модулей.


Тематический план по дисциплине «Инженерная графика»

Наименование

модуля

Общее

количество

(часов)

Теоретические за-

нятия

(часов)

Практические

работы,

(часов)

Самостоятельная

работа,

(часов)

1. Введение. Общие правила выполне-

ния чертежей.

26

12

14

12

2. Основы начертательной

геометрии.

22

14

20

8

3. Проекционное черчение.

12

4

8

6

4. Основы машиностроительного черче-

ния.

24

10

14

16

5. Сборочные чертежи.

24

8

16

10

6. Чертежи и схемы по специальности.

26

10

16

14

7. Общие сведения о машинной графике.

6

2

4

4

Итого, часов.

140

56

84

70


Проектирование модуля

Модуль 5

Сборочные чертежи

24

часов

Подмодуль 5.1.

Соединения разъемные и

резьбовые

4 час.

Подмодуль 5.2.

Неразъемные соединения

Сборочные чертежи

4 час.

12 час.

6 часов

Подмодуль 5.3.

Деталирование СБ

чертежа

16 час.

8 часов

Теоретический блок.
Прослушивание материала, конспектирование, визуальное восприятие модулей, плакатов, иллюстраций.
Практический блок.
- осознание цели обучения; - понимание сущности проблемы; - ориентирование на самостоятельную работу; - формирование компетенций.
Графический блок.
- выполнение практических работ к занятиям - № 42; - № 43; - № 49; - № 50; - № 51-53
Контролирующий

блок.
- тестирование; - конспектирование; - выполнение упражнений; - выполнение практических работ; - чтение СБ чертежей.

Пояснительная записка

Модульная программа по дисциплине «Инженерная графика» для специаль-

ности 08.02.09: «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промыш-

ленных и гражданских зданий» разработана на модульно-компетентностной осно-

ве.

Вся структура примерной учебной программы разбита на модули, которые

представляют самостоятельные и завершенные единицы, направленные на фор-

мирование профессиональных компетенций:

- способность к самостоятельному решению учебно-познавательных задач;

- самостоятельное исследование информационных ресурсов;

- умение самостоятельно получать и структурировать полученную информа-

цию;

- анализ полученной учебной информации;

- способность к организации и контролю своей познавательной деятельности;

- способность обобщать и анализировать полученные результаты.


Проектирование модульной программы по дисциплине «Инженерная графи-

ка», в соответствии с модульной технологией обучения базировалось на основе об-

щей характеристики специальности, определяемой государственными стандарта-

ми.

В составлении модульной программы применены общедидактические принци-

пы обучения: принципы модульности, выделение из содержания обучения обосно-

ванных элементов, динамичности, действия и оперативности знаний, гибкости,

разносторонности методического консультирования.

Для каждого модуля составляется перечень знаний, умений, навыков и компе-

тенций, на основе которых, по каждому учебному модулю подбираются методиче-

ские рекомендации для студентов, примеры решения задач, тестовые и развиваю-

щие материалы, материалы входного, промежуточного и выходного контроля.

В результате изучения дисциплины «Инженерная графика» студент должен:

- постоянно обогащаться опытом творчества;

- развивать способности к творчеству;

- уметь работать в команде;


- самостоятельно работать с учебной и справочной литературой;

- анализировать результаты собственной деятельности;

- умение отслеживать и корректировать свои действия;

- формировать представление о роли и значимости дисциплины «Инженерная

графика» в подготовке квалифицированных кадров по специальности 08.02.09;

- понимать принцип построения и чтения различных машиностроительных

чертежей, умение читать чертежи электрических схем.

Для

достижения

большей

эффективности

при

преподавании

дисциплины

«Инженерная графика» теоретический материал сочетается с его практическим

применением, связью с модулями специальных предметов.


РАЗРАБОТКА СПЕЦИФИКАЦИИ МОДУЛЯ

Спецификация модуля является обязательным компонентом модуля, содержащим

его общую характеристику:

- название модуля, подмодулей;

- цели обучения;

цели обучения – структурный компонент спецификации модуля описываю-

щий, какие виды (способы) деятельности сможет осуществлять студент по оконча-

нии изучения модуля.

- диагностируемые результаты обучения;

диагностируемые результаты – структурный компонент содержащий перечень

умений предъявляемых к оценке (для одного модуля не менее - 5). Оно должно

быть необходимым и достаточным для демонстрации достижения цели обучения.

- критерии оценки результатов уровня усвоения, требования к процедуре оцен-

ки.

- входные требования к студентам;

- средняя продолжительность обучения.


СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ

Учебный материал модуля 5

Выполнение и чтение сборочных чертежей

Входные требования:
- иметь представление об изображениях и их обозначениях. - иметь навыки общей простановки размеров на чертежах. - иметь общее представление о сборочных чертежах – (СБ чертеж). Нормативная продолжительность обучения по модулю - 24 часа (аудиторной работы) и 10 часов самостоятельной работы.
Постановка задачи:
- Представить расчеты для определения размеров болтового соединения; - Представить эскизы деталей входящих в СБ единицу. - Определить количество необходимых изображений (видов, разрезов, сечений). - Разработать СБ чертежи несложных СБ единиц.
- Проставить размеры на СБ чертеже. - Составить спецификацию.
Критерии оценки результата:
- задача поставлена, проблема сформулирована; - основные направления для решения задачи перечислены и понятны; - желаемый результат решения задачи – определен; - представлена законченная работа в виде чертежа на формате А3, общие сведения занесены в тетрадь в виде конспекта, представлены ответы на тесты.
Требования к объекту оценки:
Студент должен представить устное и письменное доказательство того, что он опре- делил задачу, должен: - назвать не менее двух направлений в решении проблемы и определить желаемый ре- зультат. - предложить свой вариант изображений и нанесения размеров. - доступные ресурсы для реализации способов решения задачи определены: ГОСТ 2. 303-68; ГОСТ 2. 307-68; ГОСТ 2. 305-68; ГОСТ 2. 311-313 - 78.
- алгоритм действий в логической последовательности составлен. - полученные новые знания представлены в виде выполненных графических работ и от- веты на распознавательные тесты в письменной форме.

Компетенции, которые должен развить студент после освоения модуля 5

1. Общие компетенции
:
- развивать способность учиться;

- формировать профессиональные компетенции;

- стремиться к высоким результатам;

- уважать свой студенческий коллектив;

- уметь работать в коллективе, овладевать нормами профессионального обще-

ния, этическими нормами;

- умение анализировать результаты своей деятельности;

- умение брать на себя ответственность за результаты своей деятельности


2. Базовые (ключевые) компетенций:

- уметь сотрудничать и работать в группе;

- уметь рационально использовать учебное время;

- уметь применять полученные знания на практике, при выполнении графиче-

ских работ;

- уметь организовывать свою работу;

- уметь самостоятельно принимать решения;

-быть готовым к анализу своих достижений;

- быть восприимчивым к новым методам и технологиям.


3. Профессиональные компетенции

1. Уметь читать и выполнять сборочные чертежи крепежных изделий (соеди-

нения болтом, винтом, шпилькой, дюбелем).

2. Уметь читать и выполнять чертежи неразъемных соединений (сварных,

паяных, клеевых).

3. Уметь читать сборочные чертежи и составлять спецификации на изделия.


Структура построения занятий по модулю 5

Сборочные чертежи. Разъемные соединения.

Подмодуль 5.1. (4 часа)



подмо-

дуля

Тема

Цели

Задачи

Организационные

формы

Методы

обучения

Методы

контроля

Средства

обучения

Задания для

самостоятельной

работы

5.1.
Виды соеди- нений. Соединения: болтом, шпилькой, винтом. Разъемные соединения: шпонкой. штифтом, шплинтом. Иметь перво- начальные знания о СБ чертежах. Научиться чи- тать и выпол- нять чертежи с использова- нием стан- дартных дета- лей. Научить- ся нести от- ветственность за результат своей работы. Узнать условные обозначения резьбовых соеди- нений: болтом; шпилькой; вин- том. Выработать уме- ние работать со справочной ли- тературой. Научиться навы- кам самостоя- тельного добыва- ния знаний по справочной ли- тературе. Приоб- рести навыки вы- полнения СБ чер- тежей. 1. Анализ получен- ных ранее знаний. 2. Лекционный ма- териал. 3.Конспектиро - вание. 4. Самостоятельная работа с методиче- ским пособием. 5. Подбор справоч- ных данных. 6. Чтение чертежей соединений резь- бой. Частично-поис- ковый. Ориентация на профессио- нально-созида- тельную деятель- ность. 1.Проверка конспекта. 2. Тест. 3.Проверка практичес- ких и гра- фических работ. 1. Плакаты 2. Иллюст- рированное пособие. 3.Образцы работ. 4. Набор деталей и сборочных единиц. 1.Оформление практических работ. 2. Подготовка к тестированию.

Структура построения занятий по модулю 5

Сборочные чертежи. Неразъемные соединения.

Подмодуль 5.2 (4часа)



подмо-

дуля

Тема

Цели

Задачи

Организационные

формы

Методы

обучения

Методы

контроля

Средства

обучения

Задания для

самостояте-

льной работы

5.2.
Неразъемные соединения. Сборочные чертежи. Спецификация. Иметь первоначальные сведения о СБ чертеже. Научиться читать и вы- полнять сборочные чер- тежи на примере сварно- го соединения. Умение выполнять и заполнять таблицу «Специфика- ция». Научиться нести ответственность за ре- зультат своей работы. Узнать условные обозначения со- единений: свар- ных; паяных; клеевых; с помо- щью заклепок. Выработать уме- ние работать со справочной ли- тературой. Научиться навы- кам самостоя- тельного добыва- ния знаний по справочной ли- тературе. Приоб- рести навыки вы- полнения СБ чер- тежей. 1. Анализ получен- ных ранее знаний. 2. Лекционный ма- териал. 3.Конспектиро - вание. 4. Самостоятельная работа с методиче- ским пособием. 5. Подбор справоч- ных данных. 6.Чтение чертежей неразъемных со- единений: сваркой, пайкой; клеем. Частично-поис- ковый. Ориентация на профессио- нально-созида- тельную деятель- ность 1.Проверка конспекта. 2. Тест 3.Проверка практичес- ких работ. 4. Опрос студентов. 1. Плакаты 2. Иллюст- рированное пособие. 3.Образцы работ. 4. Набор деталей и сборочных единиц. 1.Оформление практических работ. 2. Подготовка к тестированию.

Структура построения занятий по модулю 5

Сборочные чертежи

подмодуль 5.3. (16 часов)



подмо-

дуля

Тема

Цели

Задачи

Организационные

формы

Методы

обучения

Методы

контроля

Средства

обучения

Задания для

самостояте-

льной работы

5.3
Эскизы к СБ черте- жам. Чтение и деталирова- ние СБ чер- тежей. Иметь первоначаль- ные знания о СБ чер- теже. Научиться чи- тать и выполнять чер- тежи с использовани- ем стандартных дета- лей, различных видов соединений. Научить- ся читать и выполнять эскизы к сборочным чертежам. Научиться нести ответственность за результат своей ра- боты. Узнать условные обозначе- ния резьбо- вых, разъ- емных и неразъем- ных соеди- нений. Научиться узнавать конструк- цию дета- лей и уметь ее передать в чертеже. Выработать навыки самостоя- тельного добывания знаний по справочной литературе. 1. Анализ получен- ных ранее знаний. 2. Лекционный ма- териал. 3.Конспектиро - вание. 4. Самостоятельная работа с методиче- ским пособием. 5. Подбор справоч- ных данных. 6. Чтение СБ чер- тежей 7. Выполнение эс- кизов деталей по СБ чертежу. Частично-поис- ковый. Ориентация на профессио- нально-созида- тельную деятель- ность. 1. Проверка конспекта. 2. Проверка практичес- ких и гра- фических работ. 3. Проверка письменных ответов на материалы теста. 1. Плакаты. 2. Иллюст- рированное пособие. 3.Образцы работ. 4. Набор деталей и сборочных единиц. 1.Оформление практических работ. 2. Подготовка к чтению чер- тежей, в виде устных и пись- менных отве- тов.

УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ

Требования к процедуре оценки – структурный компонент спецификации модуля, описыва-

ющий каким образом студент должен доказать, что он достиг диагностируемых результатов

обучения.

Оценка достижения обучающимся планируемых результатов обучения производится инди-

видуально.

Обучающийся должен выполнить итоговые задания самостоятельно, при минимальной по-

мощи преподавателя. Обучающий может обсуждать с преподавателем способы выполнения

различных вариантов построений, но для прохождения финальной оценки достаточно будет

продемонстрировать свое умение на выполнении одним вариантом. В случае отрицательно-

го отчета по результатам модуля обучающийся может представить доказательство своей

компетенции, но при другом варианте выполнения задания. Для этого обучающемуся отво-

дится дополнительное время после прохождения модуля.


Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»

«Сборочные чертежи» -
4 часа
( подмодуль 5.1 Разъемные соединения)

Элементы подмодуля

5.1

Конспек-

тирование

Практические занятие

Тест

Чтение черте-

жей

Всего бал-

лов по под.

модулю

№ практических занятий

39

41

Спе-

цифи

ка-

ция

Готов-

ность к

уроку

Дис

ци-

пли

на

1

2

3

5.1 Виды соединений.

Разъемные соедине-

ния.

Резьбовые соедине-

ния.

3

8

8

-

2

2

-

-

2

5

30
Критерии оценок по модулю 5
от 30 до 27 баллов оценка 5 (отлично)

от 26 до 22 баллов оценка 4 (хорошо)

от 21 до 16 баллов оценка 3 (удовлетворительно)

ниже 15 баллов оценка 2(неудовлетворительно)


Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»

«Общие сведения о сборочных чертежах» -
4часа
( подмодуль 5.2 Неразъемные соединения)

Элементы подмодуля 5.2

Конспекти-

рование

Практические занятия

Тест

Дисциплина

Всего

баллов

по под.

модулю

5.2

№ практических занятий

43

45

46

Специфи-

кация

Чтение

чертежей

1

2

3

Общие сведения о СБ черте-

жах на примере «Неразъем-

ных соединений».

Спецификация.

Эскизы деталей, рабочие чер-

тежи.

4

4

4

4

2

10

-

3

3

2

36

Критерии оценок по модулю 5. подмодулю 5.2

от 36 до 32баллов оценка 5(отлично)

от 31 до 25 баллов оценка 4(хорошо)

от 24 до 19 баллов оценка 3(удовлетворительно)

от 18 и ниже оценка 2(неудовлетворительно)


Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»

«Чтение и деталирование СБ чертежей» -
16 часов
( подмодуль 5. 3 Деталирование сборочного чертежа)

Элементы подмоду-

ля

5.3.

Конспектиро-

вание

Практические работы

Тест

Чтение

чертежей

Дисцип-

лина

Всего

баллов

№ практических занятий

49

50

51

52

53

1

2

3

Чтение и деталиро-

вание СБ чертежей

3

4

4

4

4

6

-

-

3

4

2

34

Критерии оценок по модулю 5 подмодуля 5.3

от 34 до 30 баллов оценка 5 (отлично)

от 29 до 24 баллов оценка 4 (хорошо)

от 23 до 18 баллов оценка 3 (удовлетворительно)

ниже 17 баллов оценка 2 (неудовлетворительно)


Элементы подмодуля 5.3.

Чтение и деталирование СБ чертежей

ЗАНЯТИЯ С № 37-54

ГРУППА № Э-26

Ф.И.О.

студентов

Конспектиро-

вание

Практические работы

Тест

Чтение

чертежей

Дис-

цип-

лина

Всего

баллов

по под.

модулю

5.3

Оценка

№ практических занятий

49

50

51

52

53

1

2

3

1

Петров С.К.

3

4

4

4

4

6

-

-

3

4

2

34

5

2

Байгельдин В.Б.

2.5

3

3

4

2.5

4

-

-

2

3.5

1.5

26

4

3

Аймбет Р.П.

2.2

3

2.8

3.2

4

3.5

-

-

2.5

3.0

1.5

26

4

4

Калишев А.Б.

2.0

3.1

4

3.6

3.4

4

2.8

2.9

2

28

4

5

Сергеева Т.В.

3

4

4

4

4

5

2,5

4

1.5

32

5

6

Шакишева А.Н.

1.2

2.8

3

2.6

3

2.6

1.5

2

1.3

20

3

7

8

9

10

11

12

13

14
Критерии оценок по модулю 5 подмодуля 5.3 от 34 до 30 баллов оценка 5 (отлично) от 29 до 24 баллов оценка 4 (хорошо) от 23 до 18 баллов оценка 3 (удовлетворительно)
ниже 17 баллов оценка 2 (неудовлетворительно)
Проектирование модуля 4

Модуль 4.

Основы

машиностроительного черчения

26 часа

Подмодуль 4.1.

12 часов

Подмодуль 4.2.

6 часов

Подмодуль 4.3.

8 часов

Теоретический блок.
Прослушивание материала, конспектирование, визуальное восприятие модулей, плакатов, иллюстраций.
Практический блок.
- осознание цели обучения; - понимание сущности проблемы; - ориентирование на самостоятельную работу; - формирование компетенций.
Графический блок.
- выполнение графических работ № 10; - контрольная работа № 11; - графическая работа № 12; - графическая работа № 13; - графическая работа № 14; - графическая работа № 15.
Контролирующий

блок.
- тесты; - конспектирование; - выполнение контрольных работ; - выполнение упражнений; - выполнение графических работ.

Проектирование модуля 6

Модуль 6

Чертежи и схемы по

специальности

(

26

часов)

Подмодуль 6.1.

Элементы строительного

черчения

(8 часов)

Подмодуль 6.2.

Схемы электрические

принципиальные

(8 часов)

8 часов

12 час.

6 часов

Подмодуль 6.3.

Нанесение

электропроводки

(10 час.)

8 часов

Теоретический блок.
Прослушивание материала, конспектирование, визуальное восприятие модулей, плакатов, иллюстраций.
Практический блок.
- осознание цели обучения; - понимание сущности проблемы; - ориентирование на самостоятельную работу; - формирование компетенций.
Графический блок.
- выполнение практических работ к занятиям - № 57; - № 58; - № 60; - № 61; - № 64; - № 65.
Контролирующий

блок.
- тестирование; - конспектирование; - выполнение практических работ; - чтение строительных чертежей. - чтение электрических схем.

НЕДОСТАТКИ МЕТОДА

1. Низкий уровень освоения школьной программы.

2. Низкий уровень входных знаний по дисциплине на уровне школьной программы.

3. Не умение самостоятельно добывать знания.

4. Пропуски занятий, вызывают сбой в последовательном изучении модуля.

5. Требуется большой объем времени для проверки достижений студента и подсчет баллов.

6. Требуется создание положительного психологического микроклимата в учебном коллек-

тиве.

ДОСТОИНСТВА МЕТОДА



1. Вызывает у студентов интерес к предмету.

2. Дает возможность получения большого количества оценок.


3. Студент сам может оценить результаты освоения модуля, посчитав полученные баллы.

4. Развивает способность самостоятельно добывать знания.

5. Требуется высокий профессиональный уровень преподавателя, желание и умение рабо-

тать по-новому.



В раздел образования