Доклад "Технология модульного обучения на примере изучения на примере изучения дисциплины "Инженерная графика"
Автор: Матвиенко Анна Александровна Должность: преподаватель дисциплины "инженерная графика" Учебное заведение: ГБ ПОУ "БЭРТТ" Населённый пункт: город Байконур Наименование материала: доклад Тема: Доклад "Технология модульного обучения на примере изучения на примере изучения дисциплины "Инженерная графика" Раздел: среднее профессиональное
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Байконурский электрорадиотехнический техникум имени М.И. Неделина»
(ГБ ПОУ «БЭРТТ»)
Модульно-компетентностный подход в проектировании учебных материалов
средних профессиональных учреждений
Доклад
на методическом совете «Мастер – класс»
Тема: Технология модульного обучения на примере
изучения дисциплины «Инженерная графика»
Разработал: преподаватель А.А. Матвиенко
2014
Компетентностностный подход, как основы обновления содержания
среднего профессионального образования
Мотивация и ответственность – отличительные черты компетентного поведе-
ния работника от некомпетентного. Мотивация задает рамку индивидуального
развития и роста компетентности работника, а ответственность выполняет
роль рефлексивного корректирующего фактора в развитии компетентности
работника.
Таким
образом,
учебные
заведения
должны
создавать
про-
странство для формирования этих качеств у будущих работников.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (зна-
ний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к опре-
деленному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продук-
тивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенци-
ей, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Компетентностный подход – это подход акцентирующий внимание на результате
образования , причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной
информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуа-
циях. Тип (набор) этих ситуаций зависит от типа (специфики) учебного заведения.
МОДУЛЬ – это относительно самостоятельная и завершенная единица
образовательной программы, направленная на формирование
определенных профессиональных, общих и ключевых компетенций.
МОДУЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ неразрывно связано с рейтинговой
системой контроля. Чем крупнее или важней модуль, тем больше
число баллов ему отводится. Компонентами модуля являются,
«Инженерная графика» теоретический материал сочетается с его практическим
применением, связью с модулями специальных предметов.
РАЗРАБОТКА СПЕЦИФИКАЦИИ МОДУЛЯ
Спецификация модуля является обязательным компонентом модуля, содержащим
его общую характеристику:
- название модуля, подмодулей;
- цели обучения;
цели обучения – структурный компонент спецификации модуля описываю-
щий, какие виды (способы) деятельности сможет осуществлять студент по оконча-
нии изучения модуля.
- диагностируемые результаты обучения;
диагностируемые результаты – структурный компонент содержащий перечень
умений предъявляемых к оценке (для одного модуля не менее - 5). Оно должно
быть необходимым и достаточным для демонстрации достижения цели обучения.
- критерии оценки результатов уровня усвоения, требования к процедуре оцен-
ки.
- входные требования к студентам;
- средняя продолжительность обучения.
СПЕЦИФИКАЦИЯ МОДУЛЯ
Учебный материал модуля 5
Выполнение и чтение сборочных чертежей
Входные требования:
- иметь представление об изображениях и их обозначениях.
- иметь навыки общей простановки размеров на чертежах.
- иметь общее представление о сборочных чертежах – (СБ чертеж).
Нормативная продолжительность обучения по модулю - 24 часа (аудиторной работы) и
10 часов самостоятельной работы.
Постановка задачи:
- Представить расчеты для определения размеров болтового соединения;
- Представить эскизы деталей входящих в СБ единицу.
- Определить количество необходимых изображений (видов, разрезов, сечений).
- Разработать СБ чертежи несложных СБ единиц.
- Проставить размеры на СБ чертеже.
- Составить спецификацию.
Критерии оценки результата:
- задача поставлена, проблема сформулирована;
- основные направления для решения задачи перечислены и понятны;
- желаемый результат решения задачи – определен;
- представлена законченная работа в виде чертежа на формате А3, общие сведения
занесены в тетрадь в виде конспекта, представлены ответы на тесты.
Требования к объекту оценки:
Студент должен представить устное и письменное доказательство того, что он опре-
делил задачу, должен:
- назвать не менее двух направлений в решении проблемы и определить желаемый ре-
зультат.
- предложить свой вариант изображений и нанесения размеров.
- доступные ресурсы для реализации способов решения задачи определены:
ГОСТ 2. 303-68; ГОСТ 2. 307-68; ГОСТ 2. 305-68; ГОСТ 2. 311-313 - 78.
- алгоритм действий в логической последовательности составлен.
- полученные новые знания представлены в виде выполненных графических работ и от-
веты на распознавательные тесты в письменной форме.
Компетенции, которые должен развить студент после освоения модуля 5
1. Общие компетенции :
- развивать способность учиться;
- формировать профессиональные компетенции;
- стремиться к высоким результатам;
- уважать свой студенческий коллектив;
- уметь работать в коллективе, овладевать нормами профессионального обще-
ния, этическими нормами;
- умение анализировать результаты своей деятельности;
- умение брать на себя ответственность за результаты своей деятельности
2. Базовые (ключевые) компетенций:
- уметь сотрудничать и работать в группе;
- уметь рационально использовать учебное время;
- уметь применять полученные знания на практике, при выполнении графиче-
ских работ;
- уметь организовывать свою работу;
- уметь самостоятельно принимать решения;
-быть готовым к анализу своих достижений;
- быть восприимчивым к новым методам и технологиям.
3. Профессиональные компетенции
1. Уметь читать и выполнять сборочные чертежи крепежных изделий (соеди-
нения болтом, винтом, шпилькой, дюбелем).
2. Уметь читать и выполнять чертежи неразъемных соединений (сварных,
паяных, клеевых).
3. Уметь читать сборочные чертежи и составлять спецификации на изделия.
Структура построения занятий по модулю 5
Сборочные чертежи. Разъемные соединения.
Подмодуль 5.1. (4 часа)
№
подмо-
дуля
Тема
Цели
Задачи
Организационные
формы
Методы
обучения
Методы
контроля
Средства
обучения
Задания для
самостоятельной
работы
5.1.
Виды соеди-
нений.
Соединения:
болтом,
шпилькой,
винтом.
Разъемные
соединения:
шпонкой.
штифтом,
шплинтом.
Иметь перво-
начальные
знания о СБ
чертежах.
Научиться чи-
тать и выпол-
нять чертежи
с использова-
нием стан-
дартных дета-
лей. Научить-
ся нести от-
ветственность
за результат
своей работы.
Узнать условные
обозначения
резьбовых соеди-
нений: болтом;
шпилькой; вин-
том.
Выработать уме-
ние работать со
справочной ли-
тературой.
Научиться навы-
кам самостоя-
тельного добыва-
ния знаний по
справочной ли-
тературе. Приоб-
рести навыки вы-
полнения СБ чер-
тежей.
1. Анализ получен-
ных ранее знаний.
2. Лекционный ма-
териал.
3.Конспектиро -
вание.
4. Самостоятельная
работа с методиче-
ским пособием.
5. Подбор справоч-
ных данных.
6. Чтение чертежей
соединений резь-
бой.
Частично-поис-
ковый.
Ориентация на
профессио-
нально-созида-
тельную деятель-
ность.
1.Проверка
конспекта.
2. Тест.
3.Проверка
практичес-
ких и гра-
фических
работ.
1. Плакаты
2. Иллюст-
рированное
пособие.
3.Образцы
работ.
4. Набор
деталей и
сборочных
единиц.
1.Оформление
практических
работ.
2. Подготовка
к тестированию.
Структура построения занятий по модулю 5
Сборочные чертежи. Неразъемные соединения.
Подмодуль 5.2 (4часа)
№
подмо-
дуля
Тема
Цели
Задачи
Организационные
формы
Методы
обучения
Методы
контроля
Средства
обучения
Задания для
самостояте-
льной работы
5.2.
Неразъемные
соединения.
Сборочные
чертежи.
Спецификация.
Иметь первоначальные
сведения о СБ чертеже.
Научиться читать и вы-
полнять сборочные чер-
тежи на примере сварно-
го соединения. Умение
выполнять и заполнять
таблицу «Специфика-
ция». Научиться нести
ответственность за ре-
зультат своей работы.
Узнать условные
обозначения со-
единений: свар-
ных; паяных;
клеевых; с помо-
щью заклепок.
Выработать уме-
ние работать со
справочной ли-
тературой.
Научиться навы-
кам самостоя-
тельного добыва-
ния знаний по
справочной ли-
тературе. Приоб-
рести навыки вы-
полнения СБ чер-
тежей.
1. Анализ получен-
ных ранее знаний.
2. Лекционный ма-
териал.
3.Конспектиро -
вание.
4. Самостоятельная
работа с методиче-
ским пособием.
5. Подбор справоч-
ных данных.
6.Чтение чертежей
неразъемных со-
единений:
сваркой, пайкой;
клеем.
Частично-поис-
ковый.
Ориентация на
профессио-
нально-созида-
тельную деятель-
ность
1.Проверка
конспекта.
2. Тест
3.Проверка
практичес-
ких работ.
4. Опрос
студентов.
1. Плакаты
2. Иллюст-
рированное
пособие.
3.Образцы
работ.
4. Набор
деталей и
сборочных
единиц.
1.Оформление
практических
работ.
2. Подготовка к
тестированию.
Структура построения занятий по модулю 5
Сборочные чертежи
подмодуль 5.3. (16 часов)
№
подмо-
дуля
Тема
Цели
Задачи
Организационные
формы
Методы
обучения
Методы
контроля
Средства
обучения
Задания для
самостояте-
льной работы
5.3
Эскизы к
СБ черте-
жам.
Чтение и
деталирова-
ние СБ чер-
тежей.
Иметь первоначаль-
ные знания о СБ чер-
теже. Научиться чи-
тать и выполнять чер-
тежи с использовани-
ем стандартных дета-
лей, различных видов
соединений. Научить-
ся читать и выполнять
эскизы к сборочным
чертежам. Научиться
нести ответственность
за результат своей ра-
боты.
Узнать
условные
обозначе-
ния резьбо-
вых, разъ-
емных и
неразъем-
ных соеди-
нений.
Научиться
узнавать
конструк-
цию дета-
лей и уметь
ее передать
в чертеже.
Выработать
навыки
самостоя-
тельного
добывания
знаний по
справочной
литературе.
1. Анализ получен-
ных ранее знаний.
2. Лекционный ма-
териал.
3.Конспектиро -
вание.
4. Самостоятельная
работа с методиче-
ским пособием.
5. Подбор справоч-
ных данных.
6. Чтение СБ чер-
тежей
7. Выполнение эс-
кизов деталей по
СБ чертежу.
Частично-поис-
ковый.
Ориентация на
профессио-
нально-созида-
тельную деятель-
ность.
1. Проверка
конспекта.
2. Проверка
практичес-
ких и гра-
фических
работ.
3. Проверка
письменных
ответов на
материалы
теста.
1. Плакаты.
2. Иллюст-
рированное
пособие.
3.Образцы
работ.
4. Набор
деталей и
сборочных
единиц.
1.Оформление
практических
работ.
2. Подготовка
к чтению чер-
тежей, в виде
устных и пись-
менных отве-
тов.
УРОВЕНЬ ОЦЕНКИ
Требования к процедуре оценки – структурный компонент спецификации модуля, описыва-
ющий каким образом студент должен доказать, что он достиг диагностируемых результатов
обучения.
Оценка достижения обучающимся планируемых результатов обучения производится инди-
видуально.
Обучающийся должен выполнить итоговые задания самостоятельно, при минимальной по-
мощи преподавателя. Обучающий может обсуждать с преподавателем способы выполнения
различных вариантов построений, но для прохождения финальной оценки достаточно будет
продемонстрировать свое умение на выполнении одним вариантом. В случае отрицательно-
го отчета по результатам модуля обучающийся может представить доказательство своей
компетенции, но при другом варианте выполнения задания. Для этого обучающемуся отво-
дится дополнительное время после прохождения модуля.
Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»
«Сборочные чертежи» - 4 часа
( подмодуль 5.1 Разъемные соединения)
Элементы подмодуля
5.1
Конспек-
тирование
Практические занятие
Тест
Чтение черте-
жей
Всего бал-
лов по под.
модулю
№ практических занятий
39
41
Спе-
цифи
ка-
ция
Готов-
ность к
уроку
Дис
ци-
пли
на
1
2
3
5.1 Виды соединений.
Разъемные соедине-
ния.
Резьбовые соедине-
ния.
3
8
8
-
2
2
-
-
2
5
30
Критерии оценок по модулю 5
от 30 до 27 баллов оценка 5 (отлично)
от 26 до 22 баллов оценка 4 (хорошо)
от 21 до 16 баллов оценка 3 (удовлетворительно)
ниже 15 баллов оценка 2(неудовлетворительно)
Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»
«Общие сведения о сборочных чертежах» -
4часа
( подмодуль 5.2 Неразъемные соединения)
Элементы подмодуля 5.2
Конспекти-
рование
Практические занятия
Тест
Дисциплина
Всего
баллов
по под.
модулю
5.2
№ практических занятий
43
45
46
Специфи-
кация
Чтение
чертежей
1
2
3
Общие сведения о СБ черте-
жах на примере «Неразъем-
ных соединений».
Спецификация.
Эскизы деталей, рабочие чер-
тежи.
4
4
4
4
2
10
-
3
3
2
36
Критерии оценок по модулю 5. подмодулю 5.2
от 36 до 32баллов оценка 5(отлично)
от 31 до 25 баллов оценка 4(хорошо)
от 24 до 19 баллов оценка 3(удовлетворительно)
от 18 и ниже оценка 2(неудовлетворительно)
Критерии оценки результатов освоения «Модуля 5»
«Чтение и деталирование СБ чертежей» -
16 часов
( подмодуль 5. 3 Деталирование сборочного чертежа)
Элементы подмоду-
ля
5.3.
Конспектиро-
вание
Практические работы
Тест
Чтение
чертежей
Дисцип-
лина
Всего
баллов
№ практических занятий
49
50
51
52
53
1
2
3
Чтение и деталиро-
вание СБ чертежей
3
4
4
4
4
6
-
-
3
4
2
34
Критерии оценок по модулю 5 подмодуля 5.3
от 34 до 30 баллов оценка 5 (отлично)
от 29 до 24 баллов оценка 4 (хорошо)
от 23 до 18 баллов оценка 3 (удовлетворительно)
ниже 17 баллов оценка 2 (неудовлетворительно)
Элементы подмодуля 5.3.
Чтение и деталирование СБ чертежей
ЗАНЯТИЯ С № 37-54
ГРУППА № Э-26
Ф.И.О.
студентов
Конспектиро-
вание
Практические работы
Тест
Чтение
чертежей
Дис-
цип-
лина
Всего
баллов
по под.
модулю
5.3
Оценка
№ практических занятий
49
50
51
52
53
1
2
3
1
Петров С.К.
3
4
4
4
4
6
-
-
3
4
2
34
5
2
Байгельдин В.Б.
2.5
3
3
4
2.5
4
-
-
2
3.5
1.5
26
4
3
Аймбет Р.П.
2.2
3
2.8
3.2
4
3.5
-
-
2.5
3.0
1.5
26
4
4
Калишев А.Б.
2.0
3.1
4
3.6
3.4
4
2.8
2.9
2
28
4
5
Сергеева Т.В.
3
4
4
4
4
5
2,5
4
1.5
32
5
6
Шакишева А.Н.
1.2
2.8
3
2.6
3
2.6
1.5
2
1.3
20
3
7
8
9
10
11
12
13
14
Критерии оценок по модулю 5 подмодуля 5.3
от 34 до 30 баллов оценка 5 (отлично)
от 29 до 24 баллов оценка 4 (хорошо)
от 23 до 18 баллов оценка 3 (удовлетворительно)
ниже 17 баллов оценка 2 (неудовлетворительно)
Проектирование модуля 4
Модуль 4.
Основы
машиностроительного черчения
26 часа
Подмодуль 4.1.
12 часов
Подмодуль 4.2.
6 часов
Подмодуль 4.3.
8 часов
Теоретический блок.
Прослушивание
материала, конспектирование,
визуальное восприятие
модулей, плакатов,
иллюстраций.
Практический блок.
- осознание цели обучения;
- понимание сущности проблемы;
- ориентирование на
самостоятельную работу;
- формирование компетенций.
Графический блок.
- выполнение графических
работ № 10;
- контрольная работа № 11;
- графическая работа № 12;
- графическая работа № 13;
- графическая работа № 14;
- графическая работа № 15.
Контролирующий
блок.
- тесты;
- конспектирование;
- выполнение контрольных
работ;
- выполнение упражнений;
- выполнение графических
работ.
Проектирование модуля 6
Модуль 6
Чертежи и схемы по
специальности
(
26
часов)
Подмодуль 6.1.
Элементы строительного
черчения
(8 часов)
Подмодуль 6.2.
Схемы электрические
принципиальные
(8 часов)
8 часов
12 час.
6 часов
Подмодуль 6.3.
Нанесение
электропроводки
(10 час.)
8 часов
Теоретический блок.
Прослушивание
материала, конспектирование,
визуальное восприятие
модулей, плакатов,
иллюстраций.
Практический блок.
- осознание цели обучения;
- понимание сущности проблемы;
- ориентирование на
самостоятельную работу;
- формирование компетенций.
Графический блок.
- выполнение практических
работ к занятиям
- № 57;
- № 58;
- № 60;
- № 61;
- № 64;
- № 65.
Контролирующий