Автор: Булгакова Светлана Александровна
Должность: преподаватель дисциплины "Основы патологии"
Учебное заведение: ГАОУ СПО РК "Крымский медицинский колледж"
Населённый пункт: город Симферополь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание профессионально-личностных качеств будущих специалистов СПО"
Раздел: среднее профессиональное
Воспитание профессионально-личностных качеств будущих
специалистов СПО.
Образование – одно из важнейших условий существования и
устойчивого развития современной цивилизации. Многие международные
организации
объявили XXI век
–
веком
качества.
Высокое
качество
образования
является
одним
из
важнейших
факторов
обеспечения
конкурентоспособности выпускников средних профессиональных учебных
заведений.
В современном обществе растут и ужесточаются требования к
профессиональной подготовке специалистов. Жесткая конкуренция на рынке
труда
требует
от
каждого
сотрудника
максимальной
отдачи
и
ответственности. Многие исследователи отмечают, что планка растет с
каждым годом: работодатель тратит все больше времени на отбор
кандидатов,
стараясь
просмотреть
весь
рынок.
Сбор
рекомендаций,
согласование условий работы может занять месяцы.
Перед каждым работодателем стоит задача найти специалиста, который
действительно способен справляться с порученной ему работой. Такому
сотруднику недостаточно обладать необходимым образованием и исполнять
должностные инструкции – он должен уметь справляться с возможными
внештатными ситуациями, уметь расположить к себе людей или быть
способным пойти на риск. Часто предприятия сталкиваются с кадровыми
проблемами – сложно определить какими именно профессионально важными
личностными качествами должен обладать соискатель.
Профессионально важные качества будущего специалиста – это те его
индивидуальные особенности, что способствуют формированию у человека
положительного отношения к своей профессии и людям, с которыми он
работает,
стремления
к
личностному
росту,
профессиональному
совершенствованию.
Некоторые
специалисты
обращают
внимание
на
структуру
профессиональных
качеств
как
ключевой
критерий,
обеспечивающий
формирование профессиональной пригодности субъекта. Так, Е.А. Климов
выделяет «пять основных слагаемых системы профессионально ценных
качеств»:
1. Гражданские качества – идейный моральный облик человека как члена
коллектива, общества.
2. Отношение к труду, профессии, интересы и склонности к данной области
деятельности.
3. Дееспособность, которая образуется качествами, важными во многих и
разных видах деятельности (широта ума, его глубина, гибкость и др.).
4. Единичные, частные, специальные способности. Это такие личные
качества,
которые
важны
для
данной
работы,
профессии
или
для
относительно узкого их круга.
5. Навыки, привычки, знания, опыт.
Профессионально значимые качества формируются в ходе учебно-
воспитательного процесса под влиянием внешних условий, которые могут
ускорить этот процесс и сделать его более успешным. Независимо от
специализации и характера будущей профессиональной деятельности любой
начинающий специалист должен обладать фундаментальными знаниями,
профессиональными умениями и навыками. Немаловажное значение имеет
опыт творческой, исследовательской и самостоятельной деятельности,
позволяющий будущему специалисту определить свою позицию по тому или
иному профессиональному вопросу, проблеме.
Профессиональное образование переживает сегодня период серьезных
преобразований. Идет поиск как нового содержания обучения, так и
инновационных форм его реализации в учебном процессе. Обществу нужен
специалист,
не
только
обладающий
функциональной
готовностью
к
профессиональной деятельности, но и сформированный как творческая
личность. Педагогическая практика подтверждает, что профессионально
значимые качества можно развивать. Необходимо создавать такие условия,
чтобы обучение переходило в самообучение, воспитание в самовоспитание, а
личность – из состояния развития в фазу творческого саморазвития.
Следовательно,
формировать
профессионально
значимые
качества
необходимо еще на этапе обучения и подготовки к профессиональной
деятельности в системе СПО.
Вопрос о формировании профессиональных качеств выпускников,
связанный с современным этапом научно-технического прогресса, является
одним
из
важнейших
в
системе
профессионального
образования.
Работодателями
обозначено
формирование
заказа
на
качество
профессионального образования не столько в формате знаний выпускников,
сколько в терминах способов профессиональной деятельности: знание новых
информационных технологий; наличие кругозора, в основе которого лежат
общеобразовательные знания; мобильность в общении; готовность молодых
специалистов к «командной» работе; умение налаживания социальных
связей;
опыт
работы
с
информацией;
сознательная
потребность
к
непрерывному самообразованию. Речь идет об особых образовательных
результатах
системы
среднего
профессионального
образования
–
профессиональных компетенциях.
До недавнего времени феномен компетентности соотносили более всего
со
сферой
профессионального
образования.
Всегда
было
ясно,
что
компетентность
не
тождественна
прохождению
курса,
а
связана
с
некоторыми дополнительными предпосылками развития специалиста, его
собственным творческим потенциалом и качеством образования, которое он
получил. Компетенции дают цель обучения и развития обучающихся
учреждений профессионального образования, которая может помочь в
осуществлении: объективной оценки необходимости обучения и развития;
разработки структуры деятельности; выбора эффективных видов обучения и
развития; оценки обучения, т.е. ее соответствия назначенным целям;
управления продвижения к цели обучения и развития обучающихся
учреждений
профессионального
образования.
Профессиональная
компетентность отдельной личности фактически определяет ее судьбу,
возможность
активного
включения
в
новую
систему
общественных
отношений и ценностей в соответствии с современными требованиями.
Особое значение для разработки дидактической системы обучения
имеет модель выпускника, которая позволяет более полно учитывать
особенности и специфику будущей профессиональной деятельности. Ее
ядром
выступает
совокупность
профессионально
значимых
качеств
выпускника, что позволяет трансформировать общие цели и содержание
образования в дидактические цели, реализуемые в программах учебных
дисциплин.
В
профессиональном
образовании,
нацеленном
на
интересы
обучающегося, любая изучаемая дисциплина строится в ориентации на
функции будущего специалиста. Изучаемые науки должны способствовать
становлению
многомерного
взгляда
обучающегося
на
будущую
профессиональную деятельность. Внедрение компетентностного подхода в
учебный процесс предполагает разработку интегрированных учебных курсов,
в
которых
предметные
области
соотносятся
с
различными
видами
компетентности,
расширение
в
структуре
учебных
программ
по
общеобразовательным
дисциплинам
межпредметного
компонента
(межпредметные задачи, которые не могут быть решены средствами одного
предмета). Межпредметные связи находят отражение в самом содержании
обучения и учитываются при разработке учебных планов и программ,
учебников, учебных и методических пособий. Эта сторона межпредметных
связей определяет подход к отбору и расположению учебного материала
таким образом, чтобы знания, полученные обучающимися при изучении
одного или нескольких предметов, являлись базой для усвоения других
предметов. Кроме того, проявление межпредметных связей происходит
непосредственно
в
процессе
обучения,
где
связи
устанавливают
преподаватели при изучении учебного материала.
Используя
модель
выпускника
как
свод
требований,
которые
предъявляет реальная практика к будущему специалисту и которые должны
найти соответствующее отражение в учебном процессе, возможно построить
модель осуществления межпредметных связей, которая позволила бы, с
одной стороны, выделить характерные черты такого осуществления и, с
другой стороны, являлась составной частью (и, следовательно, развитием)
общей модели подготовки квалифицированных рабочих и тем самым была
бы связана с конечной целью подготовки обучающихся в учебных
заведениях профессионального образования.
Межпредметные связи как дидактический принцип оказывают большое
влияние на многие стороны учебного процесса: способствуют повышению
уровня знаний, навыков и умений, и их систематизации, формированию
многопрофильных
знаний
и
умений
как
основы
профессиональной
деятельности, формированию основ научного мировоззрения.
В области профессионального образования можно выделить четыре
основных группы учебных предметов: предметы обособленные, то есть те,
при изучении которых нет надобности получать информацию из других
учебных дисциплин; они не являются также источниками информации для
других предметов; предметы, дающие информацию другим дисциплинам;
предметы,
принимающие
информацию,
т.е.
при
изучении
которых
необходимо использовать информацию из других дисциплин и которые, в то
же время, сами служат источником информации. Каждый учебный предмет
имеет свои, присущие ему научные или специально-технические понятия,
составляющие основу профессиональных знаний.
Одной из характерных особенностей образовательного процесса в
системе СПО является его практикоориентированность: большой объем
производственных практик и активное использование деловых игр. В
образовательном процессе это наиболее сильный фактор, влияющий на
формирование профессионально важных качеств личности специалиста и,
следовательно, на отношение студентов к ним. Это обусловлено тем, что
студенты получают возможность оценить необходимые качества в условиях
реальных производственных ситуаций или в условиях, непосредственно их
моделирующих.
Деловая игра может сделать информацию о профессиональной
деятельности более значимой, благодаря включению обучающихся в
знакомство с профессией через исполнение роли. Изменяется статус
студента: из пассивного слушателя и зрителя он становится активным
участником производственного процесса.
Достоинством деловой игры является то, что она позволяет создать
имитационную модель производственных отношений, включить студентов в
эти отношения посредством конкретного содержания, которое реализуется
при исполнении определенных ролей, взятых на себя студентами. Замена
реальных производственных отношений моделью позволит:
-
во-первых,
познакомить
студентов
практически
с
любым
видом
профессиональной деятельности, так как при определенных условиях модель
создать можно, а включить студента в профессиональную деятельность
реального производства не представляется возможным;
- во-вторых, имея дело с моделью, понимая ее условность, студенты
получают возможность смелее принимать решения, варьировать их, в данном
случае метод «проб» и «ошибок» не приведет к реальной остановке
конвейера, что может иметь место, например, на производственной практике
в цехе, в то же время модель, хотя и упрощена, но адекватна реальному
производственному процессу;
- в-третьих, деловая игра дает возможность рассмотреть и оценить
достаточно много возможных альтернатив выбора профессии.
Сегодня в
обществе усилена потребность в высококвалифицированных кадрах как в общем во
все времена, которые имеют прочные знания, уважительно относятся к своему
делу, ориентируются на профессионально значимые и культурные ценности.
Большая часть наших студентов, пришедшая на обучение, имеет базовое
образование 9 классов и возраст 15-16 лет, это говорит о том, что они находятся
собственно в стадии детства. Увеличивается продолжительность жизни, нет
конфликтов
похожих
на
период
Второй
мировой
войны,
когда
детство
заканчивалось в 14 лет, а у многих детей и ранее, теперь во всем мире стадия
детства длится до 21года. Это период формирования и становления мировоззрения
личности. Упустив данный этап развития человека, подменив полноценное
воспитание семьи, учебного заведения и коллектива, той среды учебного заведения
в которой обитает молодой человек, общества в целом, можно получить то, что в
семье из-за подросткового возраста с «ребенком» не могут найти общий язык,
собственно интересы взрослых могут не совпадать с интересами их ребенка, а
окружающее общество может быть совсем не идеальным, как подчас говорят
«плохая компания», и все обучение будет потрачено в пустую. Из нормального
подростка вырастет здоровый тунеядец, с корочкой, но без знаний и умений. А это
потраченное время, бюджетные деньги ушедшие на содержание учебного
заведения, зарплату преподавателей, стипендию студента и собственно самое
плохое - отсутствие конечного результата, нет того специалиста на которого
рассчитывали, а зачем тогда все это. Заинтересовать подростка, перенаправить его
на совершение общественно полезных дел, включая будущую работу, пусть за
деньги, желательно за достойную оплату труда, но для блага людей и общества в
целом.
Сегодняшний студент представляет собой весьма противоречивую личность с
одной стороны, он под влиянием демократизации общества стал намного
свободнее и независимее с одной стороны, а с другой его общеобразовательная
подготовка и культурный уровень резко снизились. В процессе обучения могут
быть реализованы практически все направления воспитательного воздействия.
Блоки
дисциплин,
достаточно
полно
представленных
в
учебных
планах
специальности, дают возможность получения:
•
нравственного,
эстетического,
физического,
правового,
гражданского,
экономического воспитания (гуманитарный блок);
• умственного, экологического воспитания (блок естественнонаучных дисциплин);
• трудового - во время производственной практики и непосредственно в учебном
процессе, как в аудитории, так и при выполнении самостоятельной работы.
Важнейшая задача учебного заведения помочь человеку адаптироваться в новых
условиях,
найти
свое
место
в
сложной
системе,
осмыслить
и
принять
ответственность за свое профессиональное становление и развитие.
Воспитание профессионалов не ограничивается усвоением специальных знаний и
умений. Большое значение имеет его мировоззренческое мышление, система
ценностей,
которые
определяют
его
отношение
к
назначению
выбранной
профессии, к требованиям, специфике и условиям профессиональной деятельности.
Все это достаточно успешно развивается на основе общей культуры человека.
Профессиональное
воспитание
неразрывно
связано
с
общим
культурным
развитием личности.
Поскольку представление о будущей профессии является самым устойчивым
мотивом всей деятельности обучаемого как на занятии, так и вне его,
осведомленность преподавателя в области практических интересов студентов
позволяет стимулировать их интерес к изучению специальных дисциплин.
Поэтому одна из главных задач преподавателя – поддерживать интерес к предмету.
В наше время очень сложно поддерживать интерес студентов посредством
проведения традиционных занятий. Для этого преподаватель должен не только
знать свой предмет, но и искать новые методические приемы, позволяющие
развивать познавательный интерес студентов к учебе.
Какой бы способ ни избрал преподаватель, от него в любом случае требуется
владение определенными знаниями в данной профессиональной области, желание
усовершенствовать процесс преподавания, заинтересованность в практическом
применении
студентами
знаний,
профессионализм,
творческий
подход
к
осуществлению учебного процесса.
Профессиональное воспитание –это последовательное движение студента как
личности к выбранной им же самим цели. Результатом данного движения является
получение
системы
профессиональных
ценностей
и
идеалов
будущим
специалистом, наращивание его духовных потребностей, мотивов, ценностей в
социальном плане, формирующих будущего специалиста.
Профессиональное воспитание как сознательная и целенаправленная деятельность
специалиста по совершенствованию своей личности должно рассматриваться,
прежде всего, с точки зрения содержания того, что должно совершенствоваться.
Будущий специалист ставит перед собой цель как можно лучше подготовиться к
предстоящей
профессиональной
деятельности.
Следовательно,
задачей
профессионального воспитания личности будущего специалиста должно быть
формирование профессионально значимых качеств его личности, включая как
мировоззрение, так и физическое здоровье. Профессиональное самовоспитание
является следствием, продолжением, условием и результатом эффективного
профессионального воспитания.
Оторвать профессиональное самовоспитание от объективных социальных условий
немыслимо. Оно связано с нравственными, трудовыми задачами и социально-
педагогическими
требованиями.
Особое
значение
в
профессиональном
самовоспитании имеет высокая требовательность к себе, стремление осознать
недостатки своей профессиональной деятельности. Научно-теоретический анализ и
экспериментальные данные свидетельствуют о том, что систематическое и
последовательное профессиональное самовоспитание начинается после того, как
будущий специалист получает основательную подготовку, ближе знакомится с
требованиями, своеобразными особенностями своей специальности и т. д.
Содержание
профессионального
воспитания
не
исчерпывается
задачами
практического
освоения
профессии.
Получивший
определенную
профессиональную квалификацию специалист только в том случае сможет пройти
путь к профессионалу, если его профессиональное становление включало в себя не
только приобретение навыков и умений, но и формирование духовных качеств и
установок, позволяющих ему решать актуальную личностную проблему перехода к
активной, самостоятельной, творческой и ответственной профессиональной роли.
Профессиональное воспитание достигает своего апогея тогда, когда личностные
качества человека переплетаются с профессионально значимыми качествами
специалиста.
Следовательно,
необходимо
активизировать
познавательную
и
практическую деятельность на основе выявленных интересов, склонностей,
способностей обучающихся в процессе формирования профессиональных
качеств студента. Все эти качества необходимо развивать при обучении в
образовательном учреждении. Современный специалист должен владеть не
только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и
определенными
навыками
творческого
решения
практических
задач,
постоянно
повышать
свою
квалификацию,
быстро
адаптироваться
к
изменяющимся условиям.
Формирование имиджа профессии.
Имидж медицинского работника является одним из ключевых факторов в
оценке его профессионализма и качества предоставляемой медицинской
помощи. Он включает в себя внешний вид, профессиональные навыки,
этические принципы и отношение к пациентам.
Внешний вид медицинского работника играет важную роль в формировании
первого впечатления о нем. Он должен быть аккуратным, опрятным и
соответствовать требованиям профессиональной этики. Чистая и аккуратная
одежда, ухоженная прическа и умеренный макияж – все это способствует
созданию доверительной атмосферы и профессионального имиджа.
Профессиональные навыки медицинского работника также играют важную
роль в формировании его имиджа. Это включает в себя знание и умение
применять современные методы диагностики и лечения, а также умение
общаться с пациентами. Медицинский работник должен быть компетентным
и уметь проявлять эмпатию и сочувствие к пациентам.
Этические принципы также являются важной составляющей имиджа
медицинского работника. Он должен соблюдать принципы
конфиденциальности и уважать права пациентов. Кроме того, медицинский
работник должен быть честным и ответственным, выполнять свои
обязанности с высокой степенью профессионализма.
Отношение медицинского работника к пациентам также имеет важное
значение для его имиджа. Он должен быть внимательным,
доброжелательным и готовым помочь пациентам в любой ситуации.
Качество обслуживания и отношение к пациентам являются основными
критериями оценки профессионализма медицинского работника.
Внешний вид медицинского работника должен быть аккуратным и
соответствовать требованиям профессиональной этики.
Профессиональные навыки медицинского работника включают знание и
умение применять современные методы диагностики и лечения, а также
умение общаться с пациентами.
Этические принципы, такие как соблюдение принципов конфиденциальности
и уважение прав пациентов, являются важной составляющей имиджа
медицинского работника.
Отношение медицинского работника к пациентам должно быть
внимательным, доброжелательным и готовым помочь в любой ситуации.
Медицинский работник- это публичная профессия, которая связана с
авторитетом среди населения, профессиональная успешность определяется
благоприятным имиджем. Формирование имиджа медицинского работника
направлено на создание определенного имиджа и образа. При построении
имиджа должны соблюдаться следующие моменты: высокий уровень
профессиональной компетентности, умение контролировать свои эмоции,
речь, манера общения в целом, вежливость, письменная грамотность,
внешний
вид,
униформа.
Основным
и
главным
элементом
имиджа
медицинской сестры является его униформа, внешний вид. Создание
профессионального имиджа должно быть осознанным действием, опираясь
на исторические данные медицины. Прежде всего, это профессионализм,
нравственность и эмпатия, при этом создание имиджа требует значительных
сил, времени, вплоть до материальных вложений, в то время как потеря
авторитета может произойти мгновенно. Создание имиджа в медицине
основывается
на
«подлинном
Я»
личности,
осознание
своей
индивидуальности
и
профессионализма.
Самосовершенствование
медицинского работника должно стоять на передовом уровне, непрерывное
улучшение имиджа, адаптация к соответствующему контингенту пациентов.
Каждый
день
необходимо
работать
над
своими
недостатками
и
анализировать свое поведение Главная задача медицинского работника
состоит в том, чтобы оказать квалифицированную медицинскую помощь
пациенту.