Напоминание

Исполнительское искусство на саксофоне. Актуальные проблемы, причины и их решения


Автор: Богомол Илья Михайлович
Должность: преподаватель отдельной дисциплины (специальный инструмент - деревянные духовые инструмент)
Учебное заведение: ФГКПОУ "Московское военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта В.М. Халилова" Министерства обороны Российской Федерации
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Исполнительское искусство на саксофоне. Актуальные проблемы, причины и их решения
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЕ ИСКУССТВО НА САКСОФОНЕ.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИЧИНЫ И ИХ РЕШЕНИЯ

Исполнительская практика на саксофоне уже насчитывает чуть более 180 лет. А.

Сакс,

как

изобретатель

и

первый

педагог

по

классу

саксофона,

конечно

же,

имел

представления

о

конструктивных

особенностях и

тонкостях исполнительства.

Но,

со

временем, учитывая техническое развитие инструмента за счёт увеличения количества

клапанов, рычагов и механизмов, появился целый ряд дополнительных трудностей. Также

нельзя не учесть стремительное развитие музыки в целом – неоклассицизм, авангард и

более современные направления, требующие от музыканта не только базовых умений, но

и знаний и навыков о продвинутых исполнительских техниках.

Всвязи

с

этим,

ведущие

преподаватели,

имеющие

за

плечами

колоссальный

исполнительский

и

педагогический

опыт,

очень

охотно

делятся

секретами

игры

на

саксофоне на мастер-классах и творческих встречах. Исходя из этого, в данной работе

собраны все аспекты мастерства от таких мастеров, как:

Маргариты Шапошниковой, Алексея Волкова, Сергея Колесова (Россия), Кеннета Тзе,

Конни Фриго (США), Жана-Мари Лондейкса, Клода Делянгла, Жана-Ив Формо, Жульена

Пети, Жана-Пьера Бараглиоли, Жана-Дени Миша, Кристиана Вирта, Сильвиана Молизо,

Жиля Трезо (Франция), Арно Борнкампа (Нидерланды), Даниэля Готье, Корюна Асатряна,

Аси Фатеевой (Германия), Маркуса Вайса, Фабрицио Манкузо (Швейцария) и Нобуя

Сугавы (Япония).

Для

более

комфортного

ориентирования

в

исполнительских проблемах

данная

работа полностью построена в виде таблицы, состоящей из трёх колонок, где обозначена

сама проблема, её возможная причина появления и пути решения. В ней даётся множество

ценных практических рекомендаций, касающихся постановки амбушюра, дыхания, звука,

штрихов, технических приёмов и т.д.

Следует обратить внимание на один важный момент. Там, где идет речь о фразе

(или пассажах), имеется в виду любая музыкальная последовательность, над которой в

данный

момент

работает

музыкант,

будь

то

отрывок

из

гаммы,

этюда

или

художественного произведения.

И. Богомол

ПРОБЛЕМА

ВОЗМОЖНАЯ

ПРИЧИНА

РЕШЕНИЕ

1. Базовая техника

Позиция при игре

Напряжённая

мимика

Подмена понятия

концентрации

Выпустите немного воздуха

через нос непосредственно перед

атакой. Сохраняйте расслабленное

состояние бровей и ушей во время

игры.

Замещение

понятия

безопасности

Старайтесь при игре держать

голову макушкой вверх, представляя,

что

вас

вытягивает

воображаемой

нитью.

Развивайте активное

слушание

для

того,

чтобы

научиться

отделять

осознанное

действие

от

физического.

Плечи поднимаются

наверх

Неполное дыхание

Проследите за ощущением

объёма

в

теле,

поддерживая

чувство

«взмаха крыла» в руках.

Левая рука

слишком много

двигается, описывая

в воздухе круги

Замена фразировки

Необходимо следить

за балансом саксофона в пространстве:

– большой палец правой руки толкает

инструмент влево и вперёд;

большой

палец

левой

руки

делает

движение вправо и вперёд.

– гайтан ровно удерживает саксофон.

Постоянно

двигаются ноги

Потеря

стабильной

пульсации

Поиграйте

на

инструменте

во

время

ходьбы,

двигаясь

при этом

по

кругу

(как при дефиле на параде).

Музицируйте при ходьбе на месте

Теперь

попробуйте

представить

эти

движения внутри себя, не двигаясь при

этом и не отрывая ступни от пола.

Пальцы правой

руки ставятся

слишком плоско

Незнание

развития

техники пальцев

Возьмите

шарик

для

пин-понга

и

удерживайте

его

в

ладони,

чтобы

поймать нужные ощущения.

Введите в свою каждодневную

практику

занятия

на

фортепиано,

стремясь к точности звукоизвлечения и

округлости в пальцах.

Кладите подушечки пальцев

чётко

в

середину

ямки

клапанов

на

саксофоне.

Заблокированные

колени

Потеря

центра

тяжести

при

постановке корпуса

Выдвиньте левую ногу

немного

вперёд

для

того,

чтобы

почувствовать амортизацию в

нижних конечностях.

Амбушюр

Подбородок

поднимается вверх

Нижняя

губа

чересчур вывернута

Без инструмента указательным

пальцем подверните нижнюю губу на

зубы.

Постарайтесь найти баланс

между состоянием собранной нижней

губы

(правильное

положение)

и

слишком

напряжённой

губы

(неправильное положение).

Теперь поднесите мундштук к губам.

Проверьте наличие ямки на

подбородке

(перед

зеркалом

или

с

помощью указательного пальца).

Пережаты уголки

губ

Зажим

исключительно

вертикальный

Без инструмента пропойте

максимально

длинно,

не

концентрируясь

только

на

одной

высоте

звука,

гласные

в

следующей

последовательности:

«Ааа-Ооо-Ууу-Ююю-Иии-Эээ-Ааа»

Возьмите инструмент и

воспроизведите в него те же гласные с

утрированными

внутренними

движениями (язык, нёбо) и внешними

(челюсть, губы, зубы).

Сделайте амбушюр как

можно более гибким для того, чтобы

проинтонировать ре малой октавы на

фортепиано.

* Это упражнение поможет ощутить

свободу не только в амбушюре, но и в

гортани

(горле),

т.к.

игра

на

саксофоне

и

пение

связаны

между

собой

и

значительно

влияют

на

качество исполнения.

Надуваются щёки

Внутренние

мышцы

слишком вялые

Попробуйте одновременно

прикусить язык и щёки.

Постарайтесь сохранить это

ощущение во время игры.

Слишком жёсткий и

напряжённый

амбушюр

Основное

положение

амбушюра зажато

Позанимайтесь над

музыкальным

материалом,

используя

мелкое

вибрато,

даже

на

коротких

длительностях.

Дыхание

Неправильная

техника

из-за

различных

сопутствующих

факторов

Удерживайте баланс между

положением мундштука (его степенью

закрытости) и тяжестью трости.

Не хватает дыхания

Неполный вдох

Проследите за положением

спины при взятии дыхания:

Без

инструмента

выполните

вдох,

подняв руки в стороны, и выдохните,

опустив их.

– Сделайте то же самое, не поднимая

рук: в этом случае хорошо ощутима

работа спины.

– Используйте этот тип дыхания теперь

с инструментом.

Практикуйте

такой

вдох

при

игре

произведений,

встав

спиной

к

стене,

стремясь в дальнейшем отойти от неё

во время вдоха.

Проконтролируйте

положение живота во время вдоха:

– Для этого, лёжа на спине и положив

руку на живот, сделайте спокойный и

естественный

вдох

и

выдох.

Стремитесь

осознать

и

усилить

ощущение активного дыхания.

В

течение

как

минимум

одной

недели занимайтесь исключительно на

f, чтобы

развить силу выдоха.

– Займитесь

спортом

для

тренировки

выносливости

(плавание, бег и др.).

Неправильная

техника

из-за

различных

сопутствующих

факторов

Удерживайте баланс между

положением

мундштука

(его

степени

закрытости) и лёгкости трости.

Переизбыток

дыхания

Нарушение

процесса

дыхания

Исполните на саксофоне

первую

фразу,

затем

спойте

вторую,

далее сыграйте третью фразу, спойте

четвертую и т. д. Такое чередование

должно обеспечить естественный цикл

дыхания,

который

соответствует

индивидуальному

объёму

лёгких

каждого

конкретно

взятого

исполнителя.

Это

упражнение

дополнительно

способствует

появлению

плавного

звуковедения

и

весьма

изобретательной интерпретации.

Следите

во

время

исполнения

упражнения за нюансами, используя в

качестве ориентира динамику mf и при

пении

обычную

громкость

своего

голоса (как при разговоре).

Звук

Шип в звуке

Слишком

тяжёлая

трость

Выберите такую трость,

которая даёт ощущение лёгкости и с

которой можно брать начало звука без

помощи языка и свободно играть без

зажима следующее упражнение:

*

Без

перехода

в

октаву

(фр.

sans

l'octave á l'émission) Имеется в виду без

обертона второй октавы в начале звука.

Нижняя

губа

недостаточно

собрана

Необходимо почувствовать

собранность

губы.

Для

этого

нужно

следовать следующей схеме:

– Начните выдыхать в инструмент без

звука (мундштук расположен во рту,

но амбушюр полностью расслаблен).

– Во время выдоха постепенно начните

поднимать верхнюю челюсть, пока не

добьётесь чистого звучания.

– Поэкспериментируйте,

поднимая

и

опуская

челюсть,

контролируя

её

положение:

Слишком расслабленная нижняя губа =

шип в звуке.

Слишком

напряжённая

губа

=

металлический призвук.

Звук становится

слишком широким,

«грубым» в нижнем

регистре

Отсутствие

центра

в звуке

Без саксофона почувствуйте

изменение объёма в полости рта при

переходе

от

тёплого

дыхания

к

холодному при произнесении гласных

«Ааа-Ооо-Ююю».

Теперь повторите всё то же

самое, но с инструментом.

Следите за тем, чтобы в

инструмент попадал именно

холодный воздух. Так звук будет более

собранным и центрированным.

Слишком много

высоких частот в

звуке

Чересчур

лёгкая

трость

Выберите такую трость,

которая даст ощущение сопротивления

и,

без

изменения

положения

амбушюра,

сыграйте

следующее

упражнение:

Отсутствие

дыхательного

центрирования

и

неправильное

его

распределение,

компенсирующееся

слишком

сильным

зажимом

Возьмите мундштук в его

основании, опустив подбородок ниже.

Играйте только в нюансе f для того,

чтобы закрепить эту

новую позицию

мундштука во рту.

Проконтролируйте интонацию

(ноты

высокого

регистра

часто

интонационно очень высоки).

Плесневелая

трость

(появление

на

ней

потемнений)

Игра на одной трости должна

занимать не более 15 дней, иначе на

ней забиваются поры, удерживающие

воду (конденсат).

Слишком

много

тёплого

воздуха,

направляемого

в

инструмент

См. пункт «Отсутствие

дыхательного

центрирования

и

неправильное

его

распределение,

компенсирующееся

слишком сильным зажимом».

Жаркое или холодное

помещение

для

занятий /

выступлений

Если это случилось на

концерте,

то

не

пытайтесь

замаскировать проблему, вместо этого

подумайте, как избавиться от лишней

воды

(конденсата).

Постарайтесь

убрать её в паузах.

Движение языка, из-

за которого

появляются примеси

в звуке

Уменьшите движения

языка, работая над медленным

его ходом перед появлением ноты.

В звуке много

конденсата

(«воды»)

Движения в челюсти

во время артикуляции

Отработайте штрих деташе только на

мундштуке.

Если

интонация

изменяется во время артикуляции, то

это означает, что челюсть двигается в

процессе игры, совершая жевательные

движения.

Устраните

эту

проблему

сначала

отдельно

на

мундштуке,

а

затем на инструменте.

Дрожание в звуке

Не хватает

стабильной

воздушной струи

Отработайте упражнение:

На

p выдыхайте в инструмент,

как

в

горлышко

бутылки:

при

этом

сосредоточьтесь на

непрерывности

воздушного

потока,

а

не его на давлении.

Не допускайте любые

ненужные сокращения мимики, но при

этом разрешается улыбаться глазами!

Недостаточно

округлый звук

У

исполнителя

нет

чёткого

представления

о

тембре

Возьмите фа-диез первой

октавы

с

помощью

аппликатуры

Tf

(звук,

взятый

этим

способом,

становится

более

открытым)

и

попытайтесь

распространить

этот

тембр по всему нижнему регистру.

Теперь сыграйте ре второй

октавы стандартной аппликатурой.

Затем исполните ноту до

боковым способом, используя

Тс-рычаг.

Звук будет высокочастотным:

Это упражнение поможет исполнителю

почувствовать

тембральную

разницу,

которая присуща разным регистрам.

Трость выгнулась или

слишком лёгкая

Протестируйте все свои

трости,

пронумеруйте

их

в

соответствии с качеством.

В звуке

присутствует

металлический

призвук

Слишком

зажатая

нижняя челюсть

При игре на инструменте

представляйте

себе,

что

звук

за

мундштуком

становится

максимально

широким.

Соберите уголки губ вокруг

мундштука.

Это

положение

способствует ослаблению зажима.

Крепко зафиксируйте

верхнюю

челюсть

на

мундштуке,

чтобы

уменьшить

давление

нижней

челюсти на трость.

См. пункт «Шип в звуке.

Нижняя губа недостаточно собрана».

Постановка звука

Непрослушиваемая

артикуляция

Пропойте ля первой октавы,

сначала

предслыша

её

внутренне,

а

затем сыграйте.

Теперь проинтонируйте ноту

на

полтона

ниже,

представив

изначально

её

своим

внутренним

слухом,

а

затем

воспроизведите

исходную ноту ля.

Слишком тяжёлая

атака в нижнем

регистре (слышен

призвук октавы или

дуодецимы)

Нижняя

челюсть

слишком

сильно

зажимается

Необходимо поймать

ощущение,

что

воздух

направляется

вниз мундштука.

Направляйте уголки губ в

центр

(это

способствует

ослаблению

зажима).

Перераспределите опору

на верхнюю челюсть, чтобы сбросить

напряжение с нижней.

Не хватает

внутреннего объёма

Выдыхайте в инструмент

очень свободно и без звука (без

давления на трость). Уменьшите объём

горла,

для

этого

постепенно

приблизьте язык

и нижнюю

челюсть

ближе

к

нёбу,

пока

дыхание

не

«превратится» в звук.

Челюсть

нарушает

положение

языка,

заставляя

его

оставаться всё время

наверху нёба

При атаке используйте

преимущественно

слог

«Та»,

а

не

«Ту/Тю».

Повышенное

напряжение

в

горле / гортани

Для освобождения от

чувства

скованности

в

горле

придерживайтесь следующей схемы:

– Сделайте глубокий вдох через рот,

наблюдая за тем, как воздух свободно

проходит

через

горло / гортань.

Проследите за ощущениями лёгкости и

открытости.

Прежде

чем

издать

звук,

снова

вдохните,

контролируя,

чтобы

на

выдохе

он

оставался

таким

же

«открытым».

Язык находится не в

тонусе

и

не

обеспечивает

достаточного

давления воздуха, что

влияет

на

атаку

в

нижнем регистре

Для решения этой проблемы

необходимо осознать, что

давление и скорость воздушной струи

приводят

к

возникновению

так

называемого

эффекта

«турбулентности».

Появление звука

нечёткое

Воздух в инструмент

поступает

слишком

медленно

Выдыхайте в инструмент без

звука

(без

давления

на

трость)

для

того,

чтобы

выровнять

скорость

воздушного

потока.

Далее

воспроизведите

звук

обычным

способом. Постепенно убирайте

дыхание (шип) в начале звука, следуя

такому порядку:

Здесь

согласной

«F (Ф)»

показана

подача воздуха в инструмент без звука.

Атака звука

слишком жёсткая

или слишком

мягкая

Недостаточный

баланс посылаемого в

инструмент

воздуха

и языка

Ускорьте движение выдоха и

плотно прижмите язык к трости. Звук

при этом останавливается, образуя, так

называемую, «перевёрнутую» ноту.

Таким

образом,

получается

«звук-

наоборот»,

действующий

не

по

принципу

правильной

артикуляции

«Тууу», а появляющийся от обратного:

«Фуут», где согласная «Ф» – это выдох

в инструмент без звука.

Теперь удерживайте

полученное

положение,

которое

является

позицией

игры

непосредственно

перед

атакой.

Продолжайте

сохранять

воздушное

давление и затем резко уберите язык с

трости.

Постепенно уменьшайте

диапазон

движения

языка,

сохраняя

при этом его тонус.

При атаке

слышится сильный

«стук» языка

Акустические

особенности

инструмента

Для исполнения точной

артикуляции

в

нижнем

регистре

сыграйте для сравнения ту же ноту, но

в верхнем. И наоборот: при громком

соприкосновении

языка

в

верхнем

регистре

исполните

тоже

самое,

но

октавой

ниже,

сравнивая

при

этом

звучание.

Слишком

напряжённая мимика

Оставайтесь в положении

«перевёрнутого»

звука

(см.

пункт

«Недостаточный баланс посылаемого в

инструмент

воздуха

и

языка»).

Давление воздуха находится в режиме

ожидания, а язык «закрывает» трость.

Выдохните немного в

инструмент, «расправив» крылья носа.

Такое

положение

расслабляет

всю

остальную часть лица.

Соедините эти движения с

обычным способом

воспроизведения

звука, следя

за

тем,

чтобы

поза при

игре оставалась открытой.

Слышны «помехи»,

«шум» языка при

атаке

Язык

отходит

от

трости

слишком

далеко

Уменьшите амплитуду

движения, работая только с кончиком

языка, а не с его серединой.

Легато

Большие, широкие

интервалы

«трещат»

(образуется лишний

призвук)

Соединение

нот

разного регистра

не

подготовлено

(понятие

звуковой

позиции)

Сыграйте следующий

интервал:

Теперь

исполните

вторую

ноту

в

интервале,

ища

при

этом

ощущение идеального соединения.

Сыграйте вновь фа-диез,

сохраняя

внутреннее

ощущение

нахождения в точке 1, далее выполните

соединение с нотой си.

Воспроизведите

первую

ноту,

расположите

объёмы

полости рта так, как если бы вы пели,

находясь в точке 2. Для этого можете

специально

немного

исказить

звук,

затем

воспроизведите

интервал

целиком.

Интервалы с

использованием

ноты соль второй

октавы «скрипят»

(образуется

призвук)

Безымянный

палец

левой руки

опаздывает

Отработайте интервал на

опускание безымянного пальца и его

соединения с другими.

Постепенно начните

уменьшать разрыв между пальцами,

пока они не встанут максимально

компактно друг к другу.

В быстром

движении переход в

другую октаву

неточный, нечёткий

Исполнитель

не

вовремя

перестраивает

интервал

Предвосхитите поднятие

октавного

клапана.

Для

большей

точности

выберите

момент

нажатия

ритмично в долю:

* Имейте

в

виду

(фр.

pour

entendre);

поднимайте

октавный

клапан

(фр.

Lever la clef d’octave).

Плохая техника

Проверьте соотношение между нотами

до-диез,

си

и

си-бемоль

с

минимальными движениями в пальцах.

Нет

достаточного

контакта

между

соединениями пальцев

и поддержкой выдоха

Необходимо развивать чувство

«сцепления»

со

звуком,

работая

над

интервалами

в

медленном

темпе

на

глиссандо,

не

спеша

открывая

и

закрывая

клапаны.

Внимательно

следите

за

давлением

воздуха

и

гибкостью,

пластичностью

амбушюра

в момент, когда звук может прерваться.

Пассажам в нижнем

регистре не хватает

ловкости

Интервалы

не

соединяются

Добавьте интенсивность

выдоха

на

той

ноте,

которая

будет

предшествовать

появлению

звука

в

нижнем регистре.

Пассажи в верхнем

регистре

недостаточно

ловкие

Неверное

положение

рук

Проследите за положением

плеча, локтя, запястья, мизинца правой

и левой руки.

Обратите

внимание,

что

С

-рычаг

следует брать средним пальцем.

Проверьте, чтобы:

– C

-рычаг оставался на уровне 4-го

клапана (нота фа);

С

/ С

-рычаг

наиболее

близко

располагался к 1-му клапану (нота си);

C

-рычаг,

нажимаемый

средним

пальцем,

максимально

близко

находился ко 2-му клапану (нота до).

Держите

пальцы

округлёнными

и

компактными.

Штрих легато

звучит пусто,

недостаточно

протяжно и

«безжизненно»

Не хватает давления

воздуха

Помните о том, что легато

образуется

путём

выдоха

между

звуками.

Для упражнения:

Сыграйте

первую

ноту

со

своим

обычным выдохом.

– Затем доведите это давление воздуха

до максимума.

Потом

извлеките

следующую

ноту,

оставаясь

в

том

же

напряжении.

Постепенно смягчите выдох.

Представьте себе, что воздух,

попадая

в

инструмент

как

бы

«натирает»

внутренние

стенки

саксофона

до

такой

степени,

что

отталкивается от них.

Легато получается

технически, но не

музыкально, не

свободно

Исполнитель играет

короткими фразами

Думайте о музыкальном

предложении как о подъёме и спуске к

финальной

ноте,

которая

становится

истинным окончанием фразы.

Смотрите

на

строение

музыкального

текста

в

целом,

более

крупно,

масштабно.

Воздушный столб

«разделяется» на

фрагменты в

зависимости от

количества

сыгранных нот

Выдохните без звука рядом с

мундштуком (не прикасаясь к нему),

проводя пальцами по инструменту.

Постарайтесь

сохранить

единство

дыхания

и

независимость

движения

пальцев

в

момент игры.

Пропадает

фразировка в

медленном темпе

Измените пульсацию: во

фразе,

где

в

основе

лежат

четверти,

сыграйте

её

половинными,

потом

целыми нотами.

Теперь возьмите более

подвижный

темп

(для

ясности

ощущений)

и

затем

замедлите

его,

постепенно

сохраняя

впечатление

«растянутости» времени.

Деташе

Слишком

медленное и

неповоротливое

деташе

Проблема

неправильного

распределения

воздуха

Для

начала

исполните

пассаж

на

легато,

ощущая

сопротивление

воздушной струи (как бы «надавливая»

на каждую ноту выдохом). Затем снова

воспроизведите тот же пассаж, но уже

штрихом

стаккато,

концентрируясь

только

на

процессе

управления

дыханием.

Фразируйте

пассажи,

активно

поддерживая

их

выдохом

до

самого

окончания.

Язык работает сам

по себе (отдельно)

Сыграйте упражнение № 1:

– Воспроизведите

«перевёрнутый»

звук (см. пункт «Атака звука слишком

жёсткая

или

слишком

мягкая.

Недостаточный баланс посылаемого в

инструмент воздуха и языка»):

– Повторите это упражнение, но теперь

удлините

звучание

ноты

в

конце,

чтобы

освободить

имеющееся

давление воздуха в теле:

– Воспроизведите и повторите звук

(сыграйте

его

два

раза)

на

деташе,

убедившись

в

том,

чтобы

выдох

наполнял инструмент с энергией:

Сыграйте

звук

в

конце

три

раза,

затем

четыре,

следя

за

активностью

посылаемого в инструмент воздуха.

Упражнение № 2:

На

удобной

для

вас

ноте

воспроизведите

атаку,

сосредоточившись только на движении

языка назад.

Далее

очень

быстро

удвойте

этот

звук

(«Ту-ту»),

всегда

контролируя

положение

языка

при

обратном

движении.

– Утройте ноту на максимальной для

вас скорости, следя за тем, как язык

«отступает» назад.

Не задумывайтесь об этом движении,

оно основывается на рефлексе.

Сыграйте

деташе

четыре,

пять

раз

подряд,

следя

за

ощущениями

при

движении языка:

Затем

увеличьте

количество

повторяющихся нот:

– После этого расставьте акценты на

слабых

долях,

чтобы

отрегулировать

моторные

функции

языка

и,

таким

образом,

его

активизировать,

как

показано в примере:

Звук «трещит» при

быстром деташе

Подбородок

поднимается или

опускается

при каждом

движении языка

Воспроизведите серию деташе

только

с

помощью

мундштука.

Если

интонация

«плывёт»

во

время

движений

языка,

то

это

значит,

что

челюсть

опускается

или

поднимается

при каждом прикосновении к трости.

Устраните

эту

проблему,

сначала

занимаясь

только

на

мундштуке,

а

затем возьмите инструмент.

При атаке работает

только кончик языка

Воспроизведите слог «Тэ»,

следя за тем, чтобы язык прикасался к

верхним зубам, а не к нёбу. Повторите

то

же

самое,

но

уже

на

мундштуке,

перенеся

ощущения

положения

верхних зубов на трость.

Неодинаковое

деташе

Язык при атаке

слишком плоский и

отходит далеко

назад

Без инструмента прикусите

кончик языка, оставляя его основную

часть внизу. Произнесите слог «Тэ», не

меняя позицию. Воспроизведите то же

самое,

но

теперь

на

мундштуке,

контролируя положение языка.

Язык переходит на

автоматические

движения

Поработайте с одной нотой,

делая accelerando. Начинайте с очень

медленного

темпа

и

старайтесь

не

подвергнуться

инерции

движения.

Постоянно оттягивайте момент, когда

ускорение

теряет

свою

«естественность»:

Не получается игра

шестнадцатыми в

диапазоне между

четвертью, равной

100, и четвертью,

равной 120

Работа пальцев и

языка не

скоординирована

Поймайте ощущения игры

деташе

«пальцами».

Убедитесь,

что

подушечки

располагаются

точно

внутри перламутровых ямок клапанов.

Качество деташе в

разных регистрах

отличается

Акустические

особенности

инструмента

Возьмите за ориентир

точность

исполнения

штриха

в

высоком регистре на примере ноты ре:

Удар языка по

трости искажает

звук

Язык прикасается к

трости в

неправильном месте

Без инструмента произнесите

в

полный

голос

слог

«Тэ».

Затем

перенесите

эти

ощущения

на

мундштук и после на инструмент.

Интонация

Исполнитель играет

ноты, не интонируя

их

Транспонируйте фразы, чтобы

не привыкать к определенной высоте

звуков, развивайте свой слух.

Не хватает точного

попадания в интервал

Работайте с интервалами и их

«обратной стороной»:

Также играйте:

«Размытая»,

нечёткая интонация

Широкие интервалы

интонируются с

трудом

Расположите все ноты

исполняемой вами фразы в одну октаву

(амбитус).

Как

только

правильная

интонация

будет

найдена,

снова

сыграйте её в обычном виде, держа в

ушах «сокращённую» версию.

Пример:

Уменьшите интервалы до:

Не хватает

тонкости,

изящества в

интонировании

Интонирование

поверхностно, ноты

между собой точно

не связываются

Выполните упражнение:

– Удерживайте ноту ля (на тюнере или

на фортепиано). Затем, не меняя силу

выдоха,

сыграйте

её

же,

постепенно

опуская интонацию на полтона ниже

(ля-бемоль).

– Сфокусируйте своё внимание на этой

минорной

секунде,

после

медленно

верните ля «на место», пока оба звука

(один – играемый вами, второй – на

тюнере

или

фортепиано)

точно

не

сольются.

Если

нота

ля

стала

слишком

открытой,

чем

обычно,

то

возьмите

меньше мундштука. Если ля слишком

зажата,

то

необходимо

взять

чуть

больше мундштука.

Недостаток

ощущения интонации

Упражнение:

Сыграйте

ноту ля,

направляя

свой

слух

прямо

«в

сердце»

звука,

представьте его «в увеличении».

Пропойте

ноту

мысленно,

с

максимальной

точностью.

При

этом

расположите объёмы полости рта так,

как будто вы действительно её поёте.

Сыграйте

ноту

быстро,

буквально

полсекунды, без напряжения.

В

резонансе,

который

следует

за

звуком,

можно

ощутить,

какого

он

характера: появляется чувство грусти

(слишком

низкая

интонация)

или

напряжения (слишком высокая).

Интонирование

фальшиво и

невыразительно

Гармоническая опора

или мелодические

центры искажены

Сыграйте фразу медленно, со

всеми

дополнительными

способами

аппликатуры.

Затем

попытайтесь

уловить

эту

интонацию

в

быстром

темпе,

без

корректирующей

аппликатуры.

Вибрато

Вибрато должно

соотноситься с

темпом исполняемых

произведений

(например, 4

колебания на 1 удар

метронома)

Меняйте темп в работе над

произведением.

Учитывайте при игре

различные функции вибрато, а именно:

усиление драматической кульминации,

ослабление

интенсивности

звучания,

успокоение,

имитация

речи,

орнаментика и т. д.

Варьируйте вибрато, его

скорость и амплитуду, в зависимости

от

выбранной

функции

из

предыдущего пункта.

Проблемы со звуком

Сыграйте гаммы медленно, с

вибрато на каждой ноте.

Скованное,

неестественное

вибрато

Исполнитель

применяет вибрато

только на

определённых звуках,

тем самым оно

кажется

спровоцированным

Мыслите вибрато как всегда

присутствующий

элемент

звука.

Не

нужно

специально

его

«запускать»,

необходимо

позволить

колебаниям

сделать

комфортную

амплитуду

движений.

Вибрато слишком

широкое,

тяжеловесное

Тренируйте вибрато на p. Чем

динамически

тише

получиться

исполнить

звук,

тем

меньше

будет

амплитуда колебаний при вибрато.

Звук получается

«рубленный»,

«топорный»

Движение

челюсти

вниз

недостаточно

поддерживается

выдохом

Чтобы поддержать

достаточное

давление

посылаемого

в

инструмент

воздуха

для

исполнения

вибрато,

необходимо

усилить

выдох

при опускании челюсти.

Напряжённость,

скованность

вибрато

Нижняя челюсть при

исполнении

вибрато

поднимается

слишком высоко

Сыграйте прямой звук без

вибрато,

запоминая

место

и

степень

нажима нижней губы на трость. После

этого добавьте вибрато, следя за тем,

чтобы нижняя челюсть при возвратном

движении

к

трости

заняла

своё

исходное положение, а не находилась в

её верхней точке.

Колебания вибрато

ощущаются «вне»

звука

Выполните упражнение на

одной ноте, чередуя ровное её звучание

и

вибрато.

Следите

за

лёгкостью

перехода от одного звука к другому.

Колебания

вибрато

неравномерны,

нет

возвратного

движения

Работайте над точной

симметрией при возвратном движении

(нижняя челюсть поднимается обратно

к трости). Постепенно ускоряя вибрато,

сохраните формулу:

1 колебание = 2 движения (1 движение

челюсти вниз и 1 движение вверх).

Вибрато имеет

«металлический»

призвук

Отсутствует

гибкость в амбушюре

Задействуйте всю внешнюю

часть

амбушюра,

чтобы

равномерно

собрать

губной

аппарат

и

предотвратить

его

чрезмерную

жёсткость.

Следите за тем, чтобы челюсть

не поднималась выше начальной

точки

(см. пункт

«Напряжённость,

скованность вибрато»).

2. Продвинутая техника

Фруллато

Звук перестаёт

появляться

Объёмы полости рта

слишком зажаты

Выдыхайте в инструмент

тёплый воздух, а не холодный.

Язык не двигается

при

воспроизведении

звука на саксофоне

Язык находится

чересчур впереди

Возьмите за ориентир

расположение языка, как при

произношении согласной «Л». Во

время выполнения техники язык

должен двигаться больше назад

относительной первоначальной

позиции («Л»), чем вперёд.

Звук не

произносится, когда

в ротовой полости

присутствует

мундштук

Язык находится

далеко от нёба

Следите за тем, чтобы нижняя челюсть

не слишком опускалась вниз. Думайте

больше

о

произношении

в

конце

гласной «Е», чем об «А».

«Рлрлрле», а не «Рлрлрла».

Фруллато

появляется после

звука

Техника

воспринимается как

украшение звука, а

не как единое целое

Начните со способа

исполнения

фруллато

(см.

главу

«Фруллато») без интенсивного выдоха,

тренируя

только

произношение

согласной

«Р»

или

технику

«полоскания горла». Поменяйте фокус

внимания,

думая

теперь

об

одновременном

появлении

звука

и

работе языка.

В нижнем регистре

фруллато не

прослушивается

Преобладает больше

звук, чем техника

Прикройте объёмы полости рта, чтобы

сосредоточиться на самом звуке. При

более центрированном, собранном

положении амбушюра эта техника

будет постепенно развиваться.

В высоком регистре

звук прерывается

Язык

дестабилизирует

воздушную струю

Раскройте

объёмы

ротовой

полости,

чтобы

воздух

свободно

проходил

в

инструмент.

Теперь

найдите

комфортную

пульсацию

(биение)

языка

при

произношении

согласной,

уменьшив его ход.

Фруллато долго не

удерживается

Отсутствует

сопротивление в

мышцах языка

Работайте над этой техникой

небольшими, но частыми дозами, тем

самым укрепляя мускулатуру языка.

Техника блокирует

верхний регистр

Слабый амбушюр

На мундштуке без эса

воспроизведите ровный звук, который

станет эталоном высоты тона. Добавьте

фруллато, следя за тем, чтобы высота

звука

всегда

оставалась

на

одном

уровне.

Слэп

Ломаются трости

Техника выполняется

на переднем крае

трости

Сделайте слэп как можно

дальше

от

кончика

трости,

ближе

к

лигатуре,

пока

не

почувствуете

реальное мышечное усилие языка.

Трости крошатся

Язык прислоняется к

трости не по длине

её волокон, а по

диагонали (по

скошенному краю)

Следите за контактом языка

с кончиком трости, а не с

её серединой.

Нижняя челюсть при

выполнении слэпа

слишком опускается

вниз

Держите интонацию

исполняемого

звука

в

высокой

позиции, немного выше, чем нужно.

В звуке

присутствуют

«помехи»

Объёмы ротовой

полости чересчур

открыты

Сначала отцентрируйте звук,

затем добавьте к нему слэп, стараясь

играть его без изменения в громкости.

Звук недостаточно

плотный

Используйте полную,

основную

аппликатуру

в

высоком

регистре. Измените её, если звук всё

также не берётся.

Выдох чересчур

центрирован

Думайте о широком слэпе и

тёплом

воздухе,

который

вы

направляете в инструмент.

Слэп пропадает в

высоком регистре

Трость не успевает

вибрировать

Максимально сократите время

прижатия трости к мундштуку.

Слэп медленный

Движение языка

слишком свободно

Отработайте момент

«блокировки»

трости

языком,

чтобы

при этом движении была задействована

именно задняя поверхность языка.

Перманентное дыхание

Поток воздуха

перекрыт

Взаимосвязь между

выпускаемым из щёк

воздухом

и вдохом через нос

не обеспечивается

достаточно быстро

Занимайтесь перманентным

дыханием без инструмента с помощью

упражнения

со

стаканом

воды

и

соломинкой:

– Выберите

соломинку

небольшого

диаметра

для

того,

чтобы

поймать

ощущение

выдоха с

сопротивлением,

которое

возникает

при

игре

на

саксофоне.

– Поместите соломинку в стакан

с водой и начните перманентно через

неё выдыхать.

Постоянно

контролируйте

непрерывность

выдыхаемого

потока

воздуха, наблюдая за равномерностью

образующихся в стакане пузырьков.

Звук прерывается

при взятии дыхания

через нос

При выдохе через рот

происходит

обратное движение

из-за вдоха через нос

Следите за тем, чтобы в конце

щёчного выдоха давление посылаемого

в

инструмент

воздуха

было

интенсивным.

Почувствуйте сочетание двух

противоположных фаз движения: вдох

носом

(назад)

против

толчка

выдоха

ртом (вперёд).

Звук начинает

дрожать при вдохе

носом

Амбушюр слишком

много двигается

Пробуйте освоить технику,

при

которой

язык

будет

совершать

движения «как поршень в шприце» для

того,

чтобы

выталкивать

воздух,

не

надувая при этом щёки.

Техника не

получается в

нижнем регистре

Недостаточное

давление

Ограничьте до минимума

открытие

рта,

предотвращая

таким

образом падение давления при выдохе.

Берите в щёки мало воздуха,

чтобы

выпустить

его

весь

за

минимальное количество времени.

Двойное и тройное деташе

Слишком мягкий

двойной язык на

длинных пассажах

Отсутствует тонус

в мускулатуре языка

Занимайтесь над штрихом

небольшими, но частыми «порциями»,

каждый день увеличивая время работы.

Сделайте обязательный

перерыв, если почувствуете усталость

в мышцах языка. Возобновите занятия

через несколько минут.

В высоком регистре

не прослушивается

штрих

Язык совершает

слишком большое

движение

При игре в высоком регистре

необходимо

смягчить

произношение

второй согласной. Вместо «К», следует

произносить «Г» или «Е».

Челюсть

расслабляется на

согласной «К»

Следите за сохранением

положения

амбушюра

в

работе

над

двойным

стаккато.

Высота

звука

изменяться не должна.

Нет достаточного

тонуса в штрихе в

нижнем регистре,

двойное стаккато

почти не

прослушивается

Согласная «К»

недостаточно

острая

При отработке штриха

акцентируйте своё внимание на второй

букве «К».

Начинайте с очень медленного

темпа,

используя

эту

согласную

для

«блокировки»

воздуха

следующим

образом:

Тэ К[---]э Тэ К [---]э

Гласная

«Е»

здесь

представлена

как

длина

исполняемого

звука,

а

пунктирными

линиями

показано

прекращение

подачи

воздуха

в

инструмент.

Увеличьте скорость, сохранив

ощущение

«блокировки»

воздуха

на

согласной «К».

Язык несинхронно

работает с пальцами

Язык и пальцы

двигаются

автоматически,

бесконтрольно

Занимайтесь над штрихом, играя не

только ровными чётными

шестнадцатыми (двойное стаккато), но

и неквадратными ритмическими

фигурами (тройное).

Субтон

1. С применением языка:

Конденсат (слюна)

в звуке

Скорость

посылаемого в

инструмент воздуха

недостаточна,

чтобы вытеснить

конденсат (слюну)

вперёд

Потренируйтесь над

переходом от обычной игры к субтону,

контролируя ощущение постоянного и

активного воздушного потока. Выдох

должен всегда быстро проходить через

весь инструмент.

Язык находится

слишком близко

к кончику трости и,

таким образом, не

даёт прохождению

конденсата (слюны)

Пробудите свои тактильные

ощущения

в

языке,

чтобы

хорошо

почувствовать контакт между тростью

и

языком.

Разместите

язык

точно

в

центре звучащей части трости.

В субтоне

прослушивается

шум дыхания

Недостаточное

давление выдоха

Сыграйте фа первой октавы и

сделайте

переход

от

обычного

звучания

ноты

к

её

субтону,

контролируя

постепенное

увеличение

давления

посылаемого

в

инструмент

воздуха

в

момент,

когда

язык

не

прикасается к трости. При выполнении

данной

техники

язык

«тормозит»,

«глушит» колебания трости, вибрацию

которой может компенсировать только

хорошее

давление воздуха.

2. С помощью подворачивания нижней губы:

Шип в звуке

Недостаточное

давление на нижнюю

губу

Чтобы поддерживать чистый

звук, губа должна плотно прилегать к

трости. Слишком сильное провисание

нижней

губы

делает

практически

невозможным контроль над качеством

исполняемого звука.

Пение в инструмент (двухголосное исполнение)

Голос недостаточно

хорошо

прослушивается

Пение

поддаётся

сопротивлению,

которое возникает в

инструменте

Спойте максимально громкий

звук в инструмент без воспроизведения

ноты на саксофоне. Затем сыграйте её,

делая

crescendo.

Старайтесь

удерживать уровень громкости голоса

независимо

от

того,

какой

звук

исполняется на инструменте.

Интонирование при

пении неточное,

произвольное

Исполнитель

не

может

чётко

сыграть

интервал,

который

образуется

между

звуком

саксофона и голосом

Уменьшите широкие

интервалы в одну октаву.

Работайте с голосом и звуком

саксофона сначала в унисон, а затем

постепенно увеличивайте диапазон.

Меняйте местами звуки:

сначала проинтонируйте одну и ту же

ноту голосом, потом воспроизведите её

на саксофоне.

Ярко выраженные

биения между

двумя звуками

Акустические

соотношения между

спетой и сыгранной

нотой

не тождественны, не

равны

При игре ноты на инструменте

постройте

от

неё

квинту

голосом.

Затем

на

глиссандо

постепенно

спускайтесь

к

основному

тону,

который

вы

исполняете

на

инструменте.

С

помощью

этого

упражнения

можно

научиться

контролировать

и

минимизировать

частоту биений, появляющихся между

двумя звуками.

При попытке спеть,

звук на саксофоне

«блокируется»

Горло зажимается

из-за чрезмерного

внутреннего давления

и без достаточной

поддержки дыхания

При пении постарайтесь

удержать

ощущение

зевка

в

ротовой

полости.

Сохраняйте

внутри

чувство

расслабленности и открытости.



В раздел образования