Автор: Лозовая Наталья Геннадьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "Черноотрожский д/с" Населённый пункт: Оренбургская обл., с. Чёрный Отрог Наименование материала: Педагогический проект Тема: Проект "Цветок здоровья" Раздел: дошкольное образование
Подготовила: Лозовая Н.Г., воспитатель
1 квалификационной категории
2014/2015 уч.год
Режи
м дня
Рацио
нальн
ое
питан
ие
Двига
тельн
ая
актив
ность
Соблюд
ение
Личной
гигиен
ы
Закал
ивани
е
Черед
овани
е
актив
ности
и
отдых
а
ЗО
Ж
Аннотация
Актуальность. Статистика утверждает, что здоровье дошкольника зависит
на 20% от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т.
е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% -
от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые
50% здоровья мы, родители и педагоги, повлиять не можем, то другие 50%
мы можем и должны помочь своим детям научиться сохранять своё здоровье.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных ситуациях ведь дети могут
оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной
задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все,
чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.
Практическая значимость. Проект направлен на расширение
представлений о здоровье и здоровом образе жизни, на осмысление детьми
старшего дошкольного возраста необходимости беречь здоровье. В проекте
учитываются особенности психологического развития детей 5-6 лет,
выражающиеся в способности к самоконтролю над привычками,
формированием привычки к здоровому образу жизни, совершенствованием
культурно-гигиенических навыков.
Инновационная
направленность. С
помощью
проектной
деятельности
воспитатель
создаёт
условия
позволяющие
детям
самостоятельно
или
совместно со взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его
эксперимент альным,
поисковым
путём,
анализировать
его
и
преобразовывать.
Степень распространения. В рамках МДОБУ «Черноотрожский детский сад
«Солнышко»
общеразвивающего
вида
с
приоритетным
осуществлением
физического развития воспитанников»
Паспорт проекта
Содержание
Пояснения
Название
проекта
«Цветок Здоровья»
Вид, тип проекта
Кол л е кт и в н ы й ,
т в о рч е с к и й ,
о т к р ы т ы й ,
оздоровительный, долгосрочный.
Участники
Воспитатели
старшей группы:
Лозовая Н.Г.,
Долгушина Л.К.,
родители, дети
старшей группы (5
- 6 лет),
музыкальный
руководитель,
руководитель
физического
воспитания.
Масштаб
2014/2015 учебный год (сентябрь - май)
Проблема
Проблема воспитания здорового поколения приобретает
в настоящее время все большее значение. На ухудшение
здоровья влияют многие факторы, в том числе и
неправильное отношение населения к своему здоровью
и здоровью своих детей:
Родители вместе с детьми проводят все свободное
время у телевизоров и компьютеров, а не на
свежем воздухе.
Невнимание родителей к здоровому образу жизни
в семье.
Педагогическая безграмотность родителей по
применению оздоровительных технологий в
домашних условиях.
Обоснование
проблемы
- повышение заболеваемости детей в холодный период
года;
- малоподвижный образ жизни дошкольников;
- неосведомленность родителей о важности совместной
двигательной деятельности с детьми;
-недостаточность знаний родителей о физических
навыках и умениях детей данного возраста;
- нежелание родителей организовывать двигательную
деятельность с детьми.
Цель
Пополнить знания детей о ЗОЖ, вызвать желание
расти здоровыми и крепкими.
Повысить
стремление
родителей
использовать
двигательную
деятельность
с
детьми
для
формирования основ здорового образа жизни.
Задачи
Для воспитателей:
В процессе игр, бесед, практических действий, решение
проблемных ситуаций, убеждать, просвещать детей и их
родителей вести здоровый образ жизни.
Для родителей:
•
Повышение педагогической культуры родителей.
•
Валеологическое просвещение родителей в
создании экологической и психологической среды
в семье.
•
Включение родителей в воспитательно-
образовательный процесс.
Для детей:
•
Продолжать знакомить со здоровым образом
жизни.
•
Развивать умение слушать художественные
произведения, эмоционально отзываться о нем.
•
Научить детей применять полученные знания и
умения на практике.
•
Формировать у детей любовь к спорту с детства.
Ожидаемые
результаты
Для детей:
•
Появится желание оздоравливаться.
•
Научатся
внимательно
слушать
литературные
произведения, вникать в его смысл, эмоционально
на него отзываться.
•
Расширяется знание детей о методах и способах
оздоровления.
•
Появится
желание
заниматься
разными
видами
спорта
Для родителей:
•
Произойдет привлечение к процессу совместной
деятельности с детьми и как следствие, сближение
между ними и педагогами группы.
•
Здоровый
образ
жизни
станет
о сновным
показателем в воспитании детей, как компонент
полноценного формирования личности.
Для воспитателей:
•
Усовершенствуются
знания
об
оздоровлении
детей.
Трансляция
проекта
Создание медиа-коллекции электронной
презентации по темам: «Спорт», «ЗОЖ», «ОБЖ»
для дальнейшего использования в
образовательном процессе.
Изготовление дидактической настольно -
печатной игры «Будь здоров!».
Фото – выставка «Мы за здоровый образ жизни!»
Этапы реализации проекта
Название
этапа
Сроки
выполнения
Содержание
1.Подгото-
вительный
этап.
Сентябрь –
октябрь 2014г.
1.
Теоретический анализ состояния проблемы
в
научно-методической
л и т е р ату р е ,
материалов
передового
педагогического
опыта
взаимодействия
с
с е м ь е й
п о
проблеме здоровья;
2.
Оценить
собственные
возможности
и
ресурсы в решении проблемы;
3.
Выявить
организационно-педагогические
условия
по
приобщению
к
здоровому
образу жизни родителей.
2.Основной
этап.
Ноябрь – май
2014/2015 гг.
1.
Разработка сценариев непосредственной
образовательной деятельности.
2.
Разработка серий консультаций и анкет
для родителей по здоровьесберегающим
технологиям.
3.
Организация и проведение мероприятий,
направленных на осуществление
воспитательно-образовательного процесса
в налаживании тесной взаимосвязи между
родителями, детьми и педагогами
(пропаганда здорового образа жизни).
3.Заверша-
ющий этап.
Май 2015 год
1. Подготовить итоговый отчет по проекту.
Девиз проекта
Здоровье—это драгоценность (и при этом единственная)
ради которой действительно стоит не только не
жалеть времени, сил, трудов и всяческих благ, но и
пожертвовать ради него частицей самой жизни,
поскольку жизнь без него становится нестерпимой и
унизительной.
М. Монтень.
Пояснительная записка.
Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна
и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей?
Каким образом способствовать формированию физической культуры
ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо
начинать?
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента
физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет
интенсивное развитие органов и становление функциональных систем
организма, закладываются основные черты личности, формируется характер.
Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических
навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в
систематических занятиях физической культурой и спортом. Многие
философы, ученые отводили и отводят в ряду ценностей жизни первое место
здоровью. В.Вересаев, известный русский врач и писатель, так оценивал
здоровье: «…с ним ничего не страшно, никакие испытания, его потерять –
значит потерять все…».
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду
являются формирование у них представлений о здоровье как одной из
главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги
должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только
полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых
лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за
него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по
сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Выбор темы вызван тем, что к физическому развитию и воспитанию детей
дошкольного возраста стоит подходить со всей серьёзностью: ни для кого не
секрет, что здоровье детей из-за больших нагрузок и малоподвижного образа
жизни ухудшается с каждым годом, и нет никаких тенденций, что условия
жизни малышей будут меняться к лучшему в ближайшее время. Поэтому
воспитатель должен закладывать азы физической подготовки и формировать
у детей стимул к занятиям физкультурой и спортом, да и просто к активному
образу жизни.
Содержание работы
Работа с детьми
Работа с родителями
Сроки
Чтение сказки Г. Немкиной, М.
Савки «История феи
Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Анкетирование родителей
«Физкультура и семейное
воспитание»
Сентябрь
Беседа с детьми «Наши верные
друзья».
Консультация «Как поддержать
здоровье в осенний период».
Октябрь
Физкультурно-оздоровительная
работа: гимнастика после сна,
дыхательная гимнастика,
гимнастика для глаз, утренняя
гимнастика.
Физкультурные кружки:
«Здоровейка - Неболейка»,
«Весёлые движения»
Ежедневно
По сетке
НОД
Сюжетно-ролевые игры
«Повара. Здоровое питание»,
«Супермаркет», «Магазин:
отделы овощной и
кондитерский?» «Семья: сюжет
«Готовим обед».
Дидактические игры:
«Огород», «Фрукты-овощи»,
«Полезно или нет?», «Во саду
ли, в огороде?»
Консультация «Влияние музыки на
оздоровление детей»
Анкетирование родителей :
«Здоровый образ жизни».
Октябрь
Ноябрь
Чтение сказки Г. Немкиной, М.
Савки «История феи
Витаминки» ЮНИСЕФ, 2009
Консультация «Точечный массаж».
Групповое родительское собрание
«Закаливание в семье»
Декабрь
Мультимедийная презентация
для детей «Предметы личной
гигиены», «Личная гигиена».
Консультация «Как гулять с
пользой для здоровья».
Январь
Занятия по разделу программы
«Ребенок и окружающий мир»:
«Глаза – главные помощники
человека», «Овощи», «Чтобы
Подготовка детей к занятиям:
заучивание стихов, загадок о
здоровье, об овощах, фруктах.
Октябрь -
декабрь
уши слышали».
Организация фотогазеты «Мы - за
здоровый образ жизни».
Февраль
Изготовление дидактической
настольно-печатной игры «Будь
здоров!»
Консультация «Весна без
авитаминоза».
Март
Праздник «Зимняя Олимпиада»
Музыкально-спортивное
развлечение, посвящённое Дню
Защитника Отечества
Досуг ко дню Космонавтики
По
календарю
Познавательное занятие
«Дорога к доброму здоровью»
Консультация «О пользе
босохождения».
Апрель
Список используемых источников.
1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду М.: Сфера, 2003 – 88 с.
2. Белая К.Ю., Зимонина В.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников:
конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста»
М.: Просвещение, 2000 – 94 с.
3. Глазырина Л.Д. Физическая культура дошкольникам: программа и
программные требования М.: 1999 – 144 с.
4. Зимонина В.А. Воспитание ребёнка – дошкольника. Расту здоровым.
М.;ВЛАДОС,2003-304 с
5. Колабанов В.В. Валеология – СПб: Деан, 2001
6. Моргунова О.Н. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ. Воронеж,
2005 – 127 с.
7. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного
возраста М.: 2004
8.“Сценарии оздоровительных досугов” М.Д. Картушина
9. “Беседы о здоровье” Т.А. Шорыгина
10.Кудрявцев В.Г., Егоров Б.Б. «Развивающая педагогика оздоровления»т
М.2000.
Результаты проекта.
Оценка результатов проекта для :
Детей:
Вырос интерес к различным видам спорта.
Появилась заинтересованность детей быть здоровыми, меньше болеть.
Стали самостоятельно пользоваться физкультурным оборудованием.
Научились оценивать поступки героев, выбирать оптимальный вариант для
решения проблемы.
Научились внимательно слушать художественные произведения разных
жанров.
Родителей:
Произошло сближение с детьми и педагогами групп, появился интерес к
событиям, происходящим в детском саду.
Воспитателей:
После проведенного проекта желание продолжать работу в данном
направлении, появилась не только у педагогов данной группы, но и у
педагогов других групп.
Появились новые знания об оздоровлении детей дошкольного возраста.
Укрепились отношения с родителями.
Приложение № 1
Фотогазета «Мы за здоровый образ жизни»
Приложение № 2
Подготовила: Лозовая Н.Г.,
Воспитатель 1 квалификационной категории
Тема: "Глаза - главные помощники человека"
Задачи: Дать детям представления о том, что глаза являются одним из
основных органов чувств человека; познакомить со строением глаза;
привести к пониманию, что зрение необходимо беречь. Развитие и
активизация словаря, памяти.
Материал: Четыре конверта с разрезными картинками; зеркала по
количеству детей; предметы для игры и иллюстрации, ширма; рисунок глаза
и гимнастика для глаз.
Ход НОД:
1. - Ребята, доктора из страны "Здоровячков" просили познакомить вас с
помощниками человека. Сегодня мы с вами будем играть, и узнавать, какие
же у человека есть помощники. Такие помощники есть у каждого из вас. Кто
они? Узнаем немного позже.
- Посмотрите, в коробочке лежат: (цветы). Да, это цветы, но они разделены на
части. Сейчас одну из этих частей возьмет тот, кто назовет части головы или
лица. При помощи их вы найдете себе пару и место за столами.
Игра "Какой " (узнают предмет с открытыми и закрытыми глазами).
Здесь за ширмой есть предметы. Все сейчас получать свой,
Но первой Катя подойдет. Предмет возьми, осмотри
И скажи - он какой? Когда предметы легко узнаются? (открытыми глазами)
- И не могут быть узнаны? (когда глаза закрыты)
- Что же помогает узнать предметы, действия, содержание картинок? (глаза)
- Кто же наши помощники? Да глаза - главные помощники человека.
- Ребята, видеть глазами, означает пользоваться зрением. Что мы можем
благодаря зрению? (ответы детей)
- Конечно, благодаря зрению мы можем видеть все, что есть вокруг нас,
различать и узнавать предметы, отмечать их качества и любоваться красотой
природы во все времена года.
2. - А сейчас повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие у вас
красивые глазки! Как говорят о глазах, чтобы передать их красоту?
(прекрасные, ясные, лучистые, чистые, нежные, заботливые, добрые,
ласковые, счастливые, веселые:) Сколько ласковых и нежных слов вы
назвали.
- Какого цвета бывают глаза? Что умеют делать наши глазки? (плакать,
смеяться, щуриться, смотреть, грустить, закрывать, открывать, мигать)
- Если человек грустит, какие у него глаза? (грустные; злится - злые; сердится
- сердитые; удивляется - удивленные; думает - задумчивые; веселится -
веселые)
- Вот видите, какими разными могут быть глаза у человека и у вас тоже.
Физкультминутка.
3. - Ребята, мы с вами узнали, что помощниками человека являются : глаза.
Глаза наши устроены очень сложно. Мы познакомимся с той частью глаза,
которую нам видно (рассматривание плаката с глазом). Что же можно
обнаружить в глазу, рассматривая его. Можно увидеть цветной кружочек. Это
радужка. У всех людей она разного цвета, т.е. по радужке мы определяем цвет
глаз. Посмотрите в зеркала и определите цвет своих глаз (работа с
зеркалами).
- В середине радужки есть черная точка. Это зрачок. Зрачок, регулируя
количество цвета в глазу, может сужаться, сжиматься и расширяться. Если в
глаз проникает сильный свет, зрачок сужается. Если света недостаточно -
зрачок расширяется. И от этого меняется форма глаза - узкие или
раскрываются полностью (примеры из жизни).
- Снаружи глаз защищен твердой прозрачной оболочкой. Эта оболочка
называется роговицей.
- Ребята, когда человек смотрит только одним глазом, он меньше видит.
Например, если смотрим правым глазом и видим только с правой стороны. И
видим больше и лучше, если смотрим двумя глазами (проверяем).
- Вот поэтому глазки надо беречь.
- Ребята, природа уже заботливо оберегает наши глаза. Ведь брови, ресницы,
веки даны нам не только для красоты. Они защищают глаза, как вы думаете
от чего? (от пыли, ветра, пота, воды, яркого света:)
- Брови задерживают капельки пота и воды, стекающие со лба, и не дают им
попасть в глаза. От пыли спасают ресницы, если попадает пыль, соринки в
глаза их смывает слеза. Если рядом с глазом появляется опасный предмет,
веко закрывает глаз.
- Но чтобы сохранить глаза и зрение этой защиты недостаточно. Сейчас мы
рассмотрим картинки, подумаем и решим, что для глаз полезно, а что вредно.
Игра "Полезно - вредно". Я буду спрашивать, а вы давать ответ, говоря:
"Это вредно, или это полезно".
4. - Молодцы! Ребята, делать гимнастику для глаз - это тоже полезно. Вы
скоро пойдете в школу, будете много писать. Читать. Как только
почувствуете, что глаза устали, сразу начинайте делать такие упражнения для
глаз (показ).
Гимнастика для глаз.
- Ребята, доктора из страны Здоровячков вам каждому передают эти
иллюстрации. Чтобы хорошо запомнили гимнастику для глаз и не забывали,
что полезно, а что вредно для глаз. И еще они прислали новую игру "Это я,
это я, это все мои друзья" (играют).
Итог. - Молодцы, ребята! Не забывайте, помните - наши глаза драгоценные
для нас, и мы просто обязаны беречь их. Никто не позаботится о них лучше,
чем вы сами. "Если глазки сберегу, сам себе я помогу, я здоровье сберегу!"
Подготовила: Лозовая Н.Г.,
Воспитатель 1 квалификационной категории
Тема: "Чтобы уши слышали".
Задачи. Закрепить знания детей о зрении; познакомить детей со строением
уха и с основными правилами ухода за ушами; расширить и активизировать
словарь детей по данной теме; совершенствовать речь в форме диалога (при
показе детьми сценки) работа над выразительностью исполнения; развивать
память, слуховое внимание, речевой слух, остроту слуха.
Материал. Нарисованный Незнайка; иллюстрации по уходу за ушами на
каждого ребенка; предметы, игрушки, ширма, косынка для игр; плакат с
картинками; схема уха.
Ход НОД:
1. - Ребята, у нас сегодня гости. И вместе с гостями пришел кто? Конечно это
Незнайка! Ребята, у Незнайки есть друзья, и они живут в стране Здоровячков.
А вы знаете, что это за страна? (ответы детей) А наш Незнайка пока не может
жить в такой стране. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Конечно,
ребята, Незнайка ничего не знает о своем организме и не умеет заботиться о
своем здоровье. Но мне, кажется, что мы с вами сможем помочь незнайке.
Согласны, или нет? (ответы детей)
2. - Незнайка, на прошлом занятии мы с ребятами узнали, что главными
помощниками человека являются (глаза). Глаза - орган чего? (зрения).
Давайте вспомним и расскажем Незнайке, что же мы можем благодаря
зрению? (ответы детей). А какого цвета глаза у Незнайки? (синие). По какой
части глаза вы определили цвет? (по радужке)
- Ребята, Незнайкины друзья подарили ему вот такой плакат с картинками, но
он не знает, для чего его подарили. Давайте мы посмотрим на плакат и
попробуем объяснить Незнайке. (дети рассказывают). Этот плакат и картинки
подсказывают Незнайке, что надо беречь зрение. С помощью хорошего
зрения мы воспринимаем большую часть окружающего мира. Не забывай про
этот плакат и береги зрение!
3. - А сейчас мы с вами будем снова играть, и узнавать других помощников
человека.
- А ты, незнайка, внимательно смотри, что дети будут делать, слушай и
запоминай, о чем будут говорить.
Игра "Назови, не ошибись"
- Я буду подходить к вам и дотрагиваться до разных частей тела, кто
правильно назовет часть тела и количество, тот сядет на стульчик.
Игра "Узнай предмет по звуку"
- Вот ширма, за нею спрятались предметы. Их мы будем узнавать по звукам.
Должно быть тихо - тихо, чтобы лучше услышать и определить к какому
предмету относится звук.
- Кто догадается, руки в замочек сложите. (Можно вызвать несколько детей
сказать воспитателю тихо, чей звук они услышали).
Игра "Угадай, чей голосок?"
"Вокруг домика хожу
И в окошечки гляжу.
К одному я подойду
И тихонько позову.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя, узнай!"
- Как же вы узнали голоса детей, к какому предмету относится звук? (мы
услышали). Что же вам помогло узнать? (уши). Уши - это орган слуха. (дети
повторяют)
- Вы слушали, услышали, и вам помогал слух!
- Какую же пользу приносит человеку слух, где какие звуки слух помогает
услышать? (например, дома, на улице...)
- Да, ребята, с помощью слуха человек слышит все те звуки, которыми
наполнен наш мир (окружающий)
- А особенно важно для человека слышать речь других людей. Ведь с
помощью слов мы общаемся друг с другом, передаем свои мысли, знания.
Физминутка.
4. - А вот как получается, что человек слышит. Как устроено наше ухо. Мы
сейчас познакомимся - рассмотрим.
- Видимая часть органа слуха - наружная ушная раковина. Она определяет,
откуда, т.е. с какой стороны поступает звук или звуки. Дальше слуховые
сигналы поступают во внешний слуховой проход. Ушная раковина и слуховой
проход образуют наружное ухо. Дальше сигналы попадают в среднее ухо,
состоящее из барабанной перепонки - это плотная кожистая перепонка, и
трех косточек. Затем звуки поступают во внутреннее ухо. От внутреннего уха
сигналы поступают в нервы и потом в мозг. Там сигналы превращаются в
понятные для человека слова и звуки.
- Ребята, на ушной раковине находится много точек, которые невидимыми
ниточками связаны со всеми нашими органами (сердце, печень, желудок, и
т.д.).
- Поэтому хорошо делать самомассаж ушных раковин. Мы с вами умеем
делать, давайте Незнайку научим.
Оздоровительная минутка. (самомассаж ушей)
"Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу."
5. - Орган слуха - это уши. С помощью ушей мы различаем голоса животных,
шум дождя, журчание ручейка, музыку и человеческую речь.
- Заткните уши ватой. Что произошло? (ответы детей). Сразу исчезли все
звуки, вы перестали слышать.
- Чтобы уши не болели, и слух всегда оставался хорошим, нужно знать и
выполнять основные правила. Что это за правила? Вы сейчас, глядя на
картинки, сами расскажите.
Защищать уши от холода и сильного ветра;
Защищать уши от шума;
Не ковырять в ушах;
Не допускать попадания воды в уши;
Не сморкаться сильно;
Если уши заболели - обращайся к врачу!
- А еще, ребята, чтобы слух был хорошим, надо уметь правильно чистить
уши. Сейчас подойдите к этому столу и выберите те предметы, которыми
можно чистить уши (дети объясняют).
- Если вы, ребята, за своими ушами будете ухаживать правильно, тогда вам не
придется обращаться к врачу.
6. - Ребята, ваш слух улавливает громкие звуки, тихую, спокойную речь, а
может ли ваш слух улавливать шепот? Мы с Незнайкой сейчас проверим
остроту вашего слуха.
Игра "Глухой телефон"
(слова: игрушка, мышка:)
- Молодцы, ребята, хороший у вас слух. Правда, Незнайка? (да) Слух
большая ценность для человека. Не забывайте и берегите его!!!
7. - Ребята, кроме человека, у кого еще есть орган слуха? (у животных) А
зачем животным хороший слух? Уши помогают животным поймать добычу,
спастись от врагов, найти друг друга. А вы знаете у кого из животных
хороший слух? (ответы детей). Конечно, известно, что лучше слышат звери, у
которых большие уши. (Заяц, олени, лоси, косули)
- Вот видите, как важно иметь хороший слух не только человеку, но и
животным.
- А теперь скажите, с какими помощниками человека мы познакомились?
(зрение и слух)
- Правильно. Незнайка, на следующем занятии мы с детьми продолжим
знакомство с нашим организмом. И тебя приглашаем.
Подготовила: Лозовая Н.Г.,
Воспитатель 1 квалификационной категории
Тема: "Дорога к доброму здоровью"
Программное содержание: формировать представление о здоровье, как
одной из главных ценностей жизни; выделить правила навыков культурно-
гигиенического поведения; определить и закрепить полученные знания о
значении витаминов, навыков гигиены; выделить компоненты здоровья
человека и установить их взаимосвязь; воспитывать интерес к здоровому
образу жизни; создать радостное настроение.
Предшествующая работа: просмотр иллюстраций на тему "Мое здоровье -
мое богатство", чтение книги "Мойдодыр" К. Чуковского, чтение и занятие по
Г. Остеру "Вредные привычки", беседы "Что такое здоровье".
Материал к занятию: иллюстрации к полезным и вредным привычкам,
кукла "Доктор Айболит", ширма, письмо, кукла-микроб, собачка с
телеграммой.
Ход занятия:
Воспитатель приглашает детей занять свои места перед ширмой.
Воспитатель:
Мы живем в стране большой, щедрой и богатой!
И не жалко ничего ей для вас, ребята!
Стадионы новые дарят вам не зря!
Чтобы мы здоровыми выросли, друзья!
Чтобы каждый стал смелей
И хорошими делами помогал стране своей!
У нас бассейны, стадионы, забота Родины огромна.
Наше государство заботится о том, чтобы все дети страны были здоровыми!
И вот сегодня наш театр приглашает вас отправиться в путь по дороге к
доброму здоровью.
Воспитатель заходит за ширму и начинается представление.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы попадем в волшебную страну "Здоровье".
Только вы ответьте мне:
Путь к загадочной стране,
Где живет здоровье ваше,
Все ли знают? Дружно скажем…
Дети отвечают "Да".
Воспитатель:
Но дорога не проста:
Из-за каждого куста
Может недруг появиться -
Вам придется с ним сразиться.
За ширмой раздается шум.
Воспитатель:
Добрый врач, бывалый врач,
Чуть услышит детский плач
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
Появляется доктор Айболит.
Айболит: (беспокойно) Здравствуйте, ребята! Вы не подскажете, правильно
ли я попал к вам. Я так спешил! Я так бежал! Что даже адрес потерял! Но я
слышал, что где-то ребята подготовительной группы детского сада собрались
в прекрасную страну "Здоровье"!
Дети отвечают, что Айболит пришел по адресу.
Айболит:
Нынче к доброй медицине
Путь спешу я показать!
Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы.
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело.
Чтобы громче пелись песни,
Жить чтоб было интересней!
Воспитатель: Доктор Айболит, мы очень рады, что ты пришел к нам на
помощь. Это очень хорошо, что у нас будет такой прекрасный экскурсовод по
стране "Здоровье".
Айболит: Ребята, а вы знаете, что такое здоровье?
Ответы детей.
Айболит : Правильно, ребята! Это зарядка, это розовые щечки, это когда мы
сильные, ловкие, смелые и веселые, это когда мы дружим с витаминами,
употребляем в пищу лук, чеснок, морковь и свеклу.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, чтобы быть здоровым, нужно не только
кушать витамины и быть сильным! Нужно еще знать и выполнять правила
личной гигиены и нормы культуры поведения.
Айболит:
Посмотрите на ребят:
Не сутулятся сидят.
Все умыты, все опрятны
И, наверно, аккуратны?
Воспитатель: Ребята, о чем это Айболит начал с нами разговор? Кто знает,
как правильно сидеть на стуле во время занятий и за столом?
Дети отвечают: спинки должны быть прямые, ноги стоят под стулом, а
руки сложены за столом перед грудью.
Воспитатель: А для чего это нужно?
Дети: Чтобы спины наши были прямые, красивые, чтобы не было
искривления осанки (позвоночника).
Айболит: Ребята, а вы знаете, как нужно вести себя во время еды?
Ответы детей
Воспитатель: Для чего нужно так вести себя за столом?
Ответы детей: чтобы не подавиться во время еды
Айболит:
Итак, ложки держат аккуратно?
Быстро, дружно все съедают?
Корки на пол не бросают?
Чай на стол не проливают?
Воспитатель: Потому что точно знают:
(вместе с детьми)
"Кто ест красиво, глядит счастливо".
"Когда я ем, я глух и нем"
Айболит: Ай, да молодцы! Ребята, а когда я к вам спешил, по дороге
встретил одну девочку, которая, как мне показалось, никогда не видела себя в
зеркале. Она узнала, что я спешу к вам, и передала для вас вот это письмо.
Воспитатель: (берет письмо от Айболита и читает) Адрес: детский сад,
старшая группа, ребятам, которые отправляются в страну "Здоровье"
(полезные советы для чистюль). (Открывает письмо и читает) Я думаю, что
мои советы помогут вам по дороге к вашему здоровью:
Никогда не мойте руки
Шею, уши и лицо…
Это глупое занятье
Не приводит ни к чему.
Вновь испачкаются руки, шея, уши и лицо,
Так зачем же тратить силы,
Время попусту терять?
Айболит: Ребята, а вы как думаете? Для чего мы с вами умываемся? Может
быть, вы узнали, чей совет вы получили? Как зовут эту девочку?
Дети: Грязнуля!
Воспитатель: Полезный она дала нам совет?
Ответы детей
А зачем моется человек? Поверьте, ребята, причин для этого у человека очень
много! Он может мыться весь, целиком, а может мыть отдельно лицо, руки,
ноги, нос, уши, да хоть вообще один палец. А почему?
Ответы детей. Воспитатель уточняет:
- Грязная одежда, грязная кожа - слабое здоровье.
- Ну кто захочет дружить с грязнулей?
На улице оборачиваются люди.
Можно заболеть и приобрести заболевание.
Человек хуже слышит из-за грязи в ушах.
Дома постоянно наказывают родители.
Айболит: Ой-ой-ой, ребята! А с вами может такое случится?
Ответы детей.
Айболит: А ведь в грязи живут микробы, навредят тебе они.
Появляется микроб.
Микроб:
Говорят, что от микробов все болезни,
Это чушь и ерунда.
А самое опасное на свете:
Мыло, полотенце и вода.
Кто боится мыла?
Ах, какой он милый!
Кто не моет даже рук,
Значит нам он брат и друг.
Воспитатель:
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто!
Так опрятны, аккуратны,
Что смотреть на нас приятно.
Ребята, давайте прогоним микроба! Уходи отсюда и никогда здесь не
появляйся!
Прогоняют микроба.
Воспитатель: Дети, а давайте передадим доктору письмо для этой девочки с
такой запиской:
"Нам тебя, грязнуля, жалко!
Дарим мыло и мочалку!"
Айболит: Вот, ребята, вы поняли, как необходимо мыться человеку. А кто из
вас знает, что нужно делать, чтобы зубы не портились?
Дети не успевает ответить, раздается стук в дверь и над ширмой
появляется собачка с телеграммой в зубах.
Воспитатель берет телеграмму и читает:
"Привет, привет мои друзья! А вот и я спешу напомнить о себе. Я страшная, я
нудная, я сильная Зубная боль. Я всегда появляюсь там, где не чистят зубы,
где не любят зубной порошок, едят много сладостей. Я люблю детей, которые
грызут карандаши, ручки, колют зубами орехи. Вот уж теперь вы от меня не
спрячетесь! Сейчас у вас у всех зубы заболят, и никуда вы не попадете!"
Айболит: Подождите, подождите, ребята! Нам необходимо попасть в страну
"Здоровье". Вы знаете, как нужно бороться с зубной болью. Расскажите, что
нужно делать, чтобы не болели зубы. Ну-ка отгадайте загадку:
Волосистою головкой
В рот она влезает ловко.
И считает зубы нам
По утрам и вечерам.
(Зубная щетка)
Воспитатель:
Это наша помощница для рта. А еще мы знаем что:
нельзя грызть зубами орехи,
не открывать зубами бутылки,
не есть одновременно горячую и холодную пищу,
есть больше овощей и фруктов,
полоскать рот после еды,
чистить зубы утром и вечером перед сном, а также после сладкого,
и обязательно не забудь: раз в полгода сходить с мамой к зубному
врачу, даже если у тебя ничего не болит.
Айболит :
Откровенно вам скажу:
Славный вы народ, ребята,
Никогда у вас в саду
Не едят немытых ягод.
Чистят зубы, моют уши
Мыло в глаз не попадает,
Щетка десны не дерет
Но, ребята, все это конечно хорошо, что вы умыты, уши чистые, руки чистые.
Но ведь микробы живут не только не только на руках.
Воспитатель: Что еще, ребята, нам помогает быть чистыми и опрятными.
Для этого у нас есть еще помощница. Отгадайте загадку:
Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком
(Расческа)
Айболит: А вы любите причесываться?
Дети: Да!
Айболит:
Но нет приятнее занятья,
Чем в носу поковырять
Всем ужасно интересно,
Что там спряталось внутри
А кому смотреть противно,
Тот пускай и не глядит.
Воспитатель: Что-то, Айболит, ты путаешь. Ребята, разве можно трогать
нос и ковырять его?
Ответы детей.
Каждый маленький ребенок знает, что в носу ковырять некрасиво и
неприлично, можно поранить носик, и пойдет кровь. Наши дети знают, что
это опасно для здоровья.
Айболит: (пританцовывает и поет): Если хочешь быть здоров - закаляйся!
Воспитатель: Айболит, что с тобой?
Айболит: Ребята, мы с вами не заметили, как оказались в прекрасной стране
"Здоровье, где не нужны пилюли, где путь открыт для витаминов. Если
хочешь быть здоров - закаляйся! Крепким стать нельзя мгновенно: закаляйся
постепенно!
Айболит подает воспитателю дерево здоровья, на котором развешаны
витамины (фрукты)
Воспитатель:
Со здоровьем дружен спорт:
Стадион, бассейн, корт,
Зал, каток - везде вам рады.
Станут мышцы ваши тверды.
Только помните, ребята
Каждый день свой непременно
Начинайте с физзарядки.
И скажем дружно мы тогда:
"Здоровье в порядке -
Спасибо зарядке!"
Дети делают шуточный комплекс упражнений.
Воспитатель: Молодцы! Устали? Вот какой, оказывается, трудный путь
преодолели мы с вами к стране "Здоровье". Мы узнали много интересного и
полезного, мы благодарим доктора Айболита, что помог нам справиться с
трудностями в пути. А сейчас вам страна "Здоровье" дарит витамины!
Раздает витамины.
В.: Дорогие ребята! Согласитесь, приятно чувствовать себя здоровым,
бодрым и веселым! Ведь как говорили древние греки: «В здоровом теле —
здоровый дух».
Немало пословиц и поговорок о здоровье сложено и русским народом.
Например, такие: «Здоровье дороже золота» или «Здоровье ни за какие
деньги не купишь».
Задумывались ли вы о том, что у нашего здоровья немало добрых и верных
друзей?*
Взрослый поддерживает обсуждение, поощряя творческую активность
ребенка.
Давайте вместе подумаем, что помогает человеку быть здоровым.
Правильно! Прохладная чистая вода, которой мы умываемся, обливаемся или
обтираемся по утрам. Она закаляет наш организм, прогоняет сон, очищает
кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы.
Второй наш друг — это утренняя зарядка.
Под звуки бодрой ритмичной музыки мы идем быстрым шагом, бежим,
приседаем, делаем наклоны назад, вперед, вправо и влево, берем мяч, обруч
или скакалку.
После утренней зарядки повышается настроение, появляется аппетит, ведь
зарядка, регулируя работу всех органов, помогает включиться в дневной
ритм.
Как вы думаете, что еще помогает нам быть здоровыми?
Верно! Теплые солнечные лучи и свежий воздух. Особенно полезный воздух
в хвойных, сосновых и еловых борах. Этот воздух — настоящий
целительный настой, благоухающий ароматами смолы и хвои.
И в лиственных лесах, и в борах в воздухе содержится много фитонцидов —
особых летучих веществ, убивающих вредных микробов. Фитонциды — тоже
паши друзья!
Представьте себе лентяя, который редко моет руки, не стрижет ногти. Дома у
него ПЫЛЬНО и ГРЯЗНО, На кухне — горы немытой посуды, крошки и
объедки. Вокруг них вьются мухи-грязнухи. Как вы считаете, заботится ли
этот человек о своем здоровье?
Верно! Не заботится!
Ведь и немытые руки, и грязь под ногтями могут стать причиной многих
опасных заразных болезней — желтухи или дизентерии: Эти болезни так и
называют — «болезнями грязных рук».
А мух в старину не зря величали «вредными птичками». Летая по помойкам,
свалкам, выгребным ямам, а потом залетая в дома, они переносят на своих
лапках опасных микробов, которые могут вызывать болезни.
Надеюсь, вы поняли: чтобы быть здоровым, нужно следить за чистотой,
умываться и мыть руки с мылом, чистить зубы и стричь ногти. Убирать свою
комнату и мыть посуду. Ведь недаром говорится: «Чистота — залог
здоровья».
Я знаю немало ребятишек, которые не любят соблюдать режим дня. До
поздней ночи они сидят перед экраном телевизора или компьютера, а утром
встают вялыми, бледными, невыспавшимися, забывая замечательное
правило: «Рано в кровать, рано вставать — горя и хвори не будете знать!»
А ведь режим дня — прекрасный друг нашего здоровья! Если мы всегда в
одно и то же время встаем с кровати, завтракаем, обедаем, ужинаем, ходим на
прогулку, ложимся спать, то у нашего организма вырабатывается
определенный биологический ритм, который помогает сохранять здоровье и
бодрость.
Но мы с вами забыли еще об одном нашем преданном друге — о движении.
Давайте подумаем, может ли быть здоровым человек, который ведет
неподвижный образ жизни и большую часть времени сидит в кресле или
лежит на диване?
Верно! Не может!
А почему? Его мышцы, сердце не тренируются. Он не дышит свежим
воздухом, ему не хватает солнечных лучей и кислорода.
Малая подвижность ослабляет здоровье!
А движение, особенно на свежем воздухе, делает нас сильными, ловкими,
закаленными!
Велосипед, самокат, роликовые коньки... Как чудесно мчаться на них по
дорожкам, вдоль цветов и густой травы.
Лето дарит нам не только тепло и солнечный свет, но и возможность купаться
в речке или озере, играть в футбол, волейбол и другие подвижные веселые
игры на улице.
А зимой, когда все белым-бело, деревья и кусты наряжаются в пушистые
снежные тулупы, можно кататься на лыжах и санках, играть в хоккей или
кружиться на коньках вокруг сияющей огнями ели.
Физические упражнения в детском саду, занятия физкультурой в школе,
посещения спортивных секций помогают нам укреплять здоровье, закаляют
тело и волю, делают нас смелыми и сильными.
Я хочу здоровым быть —
Буду с лыжами дружить.
Подружусь с закалкой,
С обручем, скакалкой,
С теннисной ракеткой.
Буду сильным, крепким!
Ответь на вопросы
1. Каких друзей нашего здоровья ты знаешь? Расскажи о них.
2. Какие водные процедуры ты делаешь по утрам?
3. Делаешь ли ты ежедневно утреннюю зарядку? Чем она полезна?
4. Почему грязнули и неряхи часто болеют?
5. Соблюдаешь ли ты режим дня? Чем он тебе помогает?
6. Что дарит нам движение?
7. Какие подвижные игры тебе нравятся?
8. Почему полезно ходить на прогулку в лес или парк?
Отгадай загадку
Его бьют, а он не плачет,
Только прыгает и скачет. (Мяч.)
Высоко волан взлетает,
Легкий и подвижный он.
Мы с подругою играем
На площадке в... (Бадминтон.)
Стоят игроки друг против друга,
Сетка меж ними натянута туго,
Бьют по мячу и красиво, и метко,
И оживает в руках их ракетка. (Теннис.)
Выполни задание
Нарисуй и раскрась: мяч, волан для игры в бадминтон, теннисную ракетку,
скакалку, спортивный обруч.
* Здесь и далее после вопроса, поставленного и выделенного в тексте, детям
даются время для обдумывания, возможность самостоятельно
сформулировать ответ.