Автор: Ананьева Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: п.Уразово
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: полное образование
ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК
СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Ананьева Людмила Васильевна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Уразовская СОШ №1»
Валуйского района Белгородской области
Одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения
ФГОС второго поколения становится необходимость реализации системно-
деятельностного подхода к преподаванию. При таком подходе главным
становится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и
применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями,
решение актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится
формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в
рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных
жизненных ситуациях.
Для того чтобы ученик на уроке не был ограничен пассивной ролью
слушателя и зрителя, учителю необходимо создавать условия для развития
мышления, творческого воображения, интуиции, речи; умений объяснять и
рассуждать.
С
позиции
системно-деятельностного
подхода
уровень
образования определяется не объемом знаний, а способностью решать
проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Поэтому
основным непосредственным результатом образовательной деятельности
становится формирование ключевых компетенций, то есть способности
обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности и
достигать
результатов
в
личной
и
профессиональной
жизни.
На
формирование
социально-значимых
качеств
личности
ориентирована
технология
проблемного
обучения.
Постановка
учебной
проблемы,
формулирование темы, выдвижение и проверка гипотезы, поиск решения
обеспечивают развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание
активной
личности,
способной
самостоятельно
критически
мыслить,
вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение
других людей. Проблемное обучение позволяет не давать информацию в
готовом виде, а открывать новое знание самостоятельно, следовательно,
более осознанно.
Одним из эффективных средств, способствующих познавательной
мотивации, а также формированию УУД, является создание проблемных
ситуаций на уроке. Цель создания проблемной ситуации – осознание и
решение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и
учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим
направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в
процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения
проблемных задач.
Для введения учащихся в проблемную ситуацию при постановке
учебной задачи на уроках русского языка можно использовать различные
приемы. Приведем примеры наиболее эффективных из них.
Прием
«Предъявление двух мнений о проблеме». При выполнении подобных
заданий происходит актуализация мыслительной деятельности. Ученик
стремится понять природу чужой ошибки, учится видеть ошибкоопасное
место и избегать подобного.
Пример № 1. Тема «Спряжение глагола» (5 класс). Поспорили два
пятиклассника: какого спряжения глагол сидеть. Сергей утверждает: «Глагол
сидеть первого спряжения, так как оканчивается на –еть и не входит в число
глаголов-исключений». Миша считает: «Второго спряжения, так как в
ударных личных окончаниях глаголов пишется буква и». Как вы считаете,
кто из них прав? Объясните, почему Сергей ошибся.
Пример № 2. Тема «Неопределенная форма глагола» (5 класс). На
доске запись: играл – сказал, читает – рисует, прочитает – напишет, ходить –
беречь, лететь – показать. Задание учителя: выберите основание для
классификации глаголов и проведите ее. Что интересного заметили? Что вас
удивило? В ходе анализа этих примеров учащиеся приходят к выводу, что у
глаголов
ходить
–
беречь,
лететь
–
показать
нельзя
определить
грамматическое значение числа и времени.
Прием «Введение в смущение». Этот прием позволяет более четко
определить границы способа действия, ведет к пониманию учеником
природы его ошибки.
Пример № 1. Тема «Правописание приставок пре- и при-» (5 класс).
Учащимся предлагается игра «Прятки с приставками». В ходе игры дети
анализируют слова, находят среди них слова с приставками пре- и при-,
отмечают слова, где пре- и при- являются частью корня. (Например:
президент, преинтересный, приставка, привет, приятный, пристанционный,
пример, приход).
Пример № 2. Тема «Правописание приставок на з- и с-» (5 класс). В
упражнении, наряду со словами, содержащими изучаемую орфограмму,
даются слова искра, история, где ис- является частью корня, а также слова
сбить, сдать, в которых приставка подчиняется правилу единообразного
написания морфем. Дети должны обратить на это внимание и объяснить
написание.
Следует отметить, что использование проблемных ситуаций на уроках
русского языка позволит учителю сделать процесс обучения отвечающим
требованиям
системно-деятельностного
подхода.
Работа
в
данном
направлении
способствует
активизации
познавательной
деятельности
учащихся,
развитию
самостоятельности
мышления,
языкового
чутья,
пробуждению интереса к предмету, повышению мотивации учения.
Литература
1. Асмолов, А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в
основной школе: от действия к мысли. Система заданий [текст] / А.Г.
Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010. 159 с.
2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [текст] /
А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. 392 с.
3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [текст] /
М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. 368 с.