Напоминание

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС


Автор: Ананьева Людмила Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "Уразовская СОШ №1" Валуйского района Белгородской области
Населённый пункт: п.Уразово
Наименование материала: статья
Тема: ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Раздел: полное образование





Назад




ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК

СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Ананьева Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Уразовская СОШ №1»

Валуйского района Белгородской области

Одной из важных особенностей работы учителя в условиях внедрения

ФГОС второго поколения становится необходимость реализации системно-

деятельностного подхода к преподаванию. При таком подходе главным

становится развитие у учащихся умений самостоятельного приобретения и

применения знаний в соответствии с личностными целями и потребностями,

решение актуальных проблем. Большое значение в этом случае отводится

формированию у учащихся способов деятельности, применяемых как в

рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных

жизненных ситуациях.

Для того чтобы ученик на уроке не был ограничен пассивной ролью

слушателя и зрителя, учителю необходимо создавать условия для развития

мышления, творческого воображения, интуиции, речи; умений объяснять и

рассуждать.

С

позиции

системно-деятельностного

подхода

уровень

образования определяется не объемом знаний, а способностью решать

проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Поэтому

основным непосредственным результатом образовательной деятельности

становится формирование ключевых компетенций, то есть способности

обучающихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности и

достигать

результатов

в

личной

и

профессиональной

жизни.

На

формирование

социально-значимых

качеств

личности

ориентирована

технология

проблемного

обучения.

Постановка

учебной

проблемы,

формулирование темы, выдвижение и проверка гипотезы, поиск решения

обеспечивают развитие интеллекта и творческих способностей и воспитание

активной

личности,

способной

самостоятельно

критически

мыслить,

вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение

других людей. Проблемное обучение позволяет не давать информацию в

готовом виде, а открывать новое знание самостоятельно, следовательно,

более осознанно.

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной

мотивации, а также формированию УУД, является создание проблемных

ситуаций на уроке. Цель создания проблемной ситуации – осознание и

решение этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и

учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим

направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в

процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения

проблемных задач.

Для введения учащихся в проблемную ситуацию при постановке

учебной задачи на уроках русского языка можно использовать различные

приемы. Приведем примеры наиболее эффективных из них.

Прием

«Предъявление двух мнений о проблеме». При выполнении подобных

заданий происходит актуализация мыслительной деятельности. Ученик

стремится понять природу чужой ошибки, учится видеть ошибкоопасное

место и избегать подобного.

Пример № 1. Тема «Спряжение глагола» (5 класс). Поспорили два

пятиклассника: какого спряжения глагол сидеть. Сергей утверждает: «Глагол

сидеть первого спряжения, так как оканчивается на –еть и не входит в число

глаголов-исключений». Миша считает: «Второго спряжения, так как в

ударных личных окончаниях глаголов пишется буква и». Как вы считаете,

кто из них прав? Объясните, почему Сергей ошибся.

Пример № 2. Тема «Неопределенная форма глагола» (5 класс). На

доске запись: играл – сказал, читает – рисует, прочитает – напишет, ходить –

беречь, лететь – показать. Задание учителя: выберите основание для

классификации глаголов и проведите ее. Что интересного заметили? Что вас

удивило? В ходе анализа этих примеров учащиеся приходят к выводу, что у

глаголов

ходить

беречь,

лететь

показать

нельзя

определить

грамматическое значение числа и времени.

Прием «Введение в смущение». Этот прием позволяет более четко

определить границы способа действия, ведет к пониманию учеником

природы его ошибки.

Пример № 1. Тема «Правописание приставок пре- и при-» (5 класс).

Учащимся предлагается игра «Прятки с приставками». В ходе игры дети

анализируют слова, находят среди них слова с приставками пре- и при-,

отмечают слова, где пре- и при- являются частью корня. (Например:

президент, преинтересный, приставка, привет, приятный, пристанционный,

пример, приход).

Пример № 2. Тема «Правописание приставок на з- и с-» (5 класс). В

упражнении, наряду со словами, содержащими изучаемую орфограмму,

даются слова искра, история, где ис- является частью корня, а также слова

сбить, сдать, в которых приставка подчиняется правилу единообразного

написания морфем. Дети должны обратить на это внимание и объяснить

написание.

Следует отметить, что использование проблемных ситуаций на уроках

русского языка позволит учителю сделать процесс обучения отвечающим

требованиям

системно-деятельностного

подхода.

Работа

в

данном

направлении

способствует

активизации

познавательной

деятельности

учащихся,

развитию

самостоятельности

мышления,

языкового

чутья,

пробуждению интереса к предмету, повышению мотивации учения.

Литература

1. Асмолов, А.Г. и др. Формирование универсальных учебных действий в

основной школе: от действия к мысли. Система заданий [текст] / А.Г.

Асмолов и др. – М.: Просвещение, 2010. 159 с.

2. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [текст] /

А.М. Матюшкин. – М.: Директ-Медиа, 2008. 392 с.

3. Махмутов, М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории [текст] /

М.И. Махмутов. – М.: Педагогика, 1975. 368 с.



В раздел образования