Советы логопеда. Тренинг по формированию фонематических процессов у детей 5-6 лет
Автор: Секретова Олеся Юрьевна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 1" Населённый пункт: город Рязань Наименование материала: Советы логопеда. Тренинг по формированию фонематических процессов Тема: Советы логопеда. Тренинг по формированию фонематических процессов у детей 5-6 лет Раздел: дошкольное образование
Советы логопеда. Тренинг по формированию фонематических процессов
у детей 5-6 лет
Подготовила Секретова Олеся Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ «Детский
сад № 1» города Рязани
К фонематическим процессам относят: фонематический слух (способность
выделять, воспроизводить, различать звуки речи), фонематическое
восприятие (процесс восприятия на слух определенных фонем, независимо
от позиционных призвуков), фонематический анализ (мысленный процесс
выделения отдельных фонем), фонематический синтез (мысленный процесс
соединения частей в целое), фонематические представления (звуковые
образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не
действующих на его органы чувств).
Сформированность фонематических процессов – необходимое условие для
успешного обучения детей грамоте и предупреждения вторичных речевых
нарушений, а также вероятности возникновения дислексии и дисграфии.
Работа по формированию фонематических процессов включает:
- формирование фонематического слуха и восприятия;
- развитие операций звукового анализа и синтеза;
- формирование фонематических представлений.
При этом нужно учитывать следующие положения:
1. Умение опознавать и различать звуки речи. Это требует от ребёнка
перестройки отношения к собственной речи, направленности его внимания
на внешнюю, звуковую сторону. Детей нужно специально обучать операциям
звукового анализа и синтеза, не полагаясь на то, что они спонтанно ими
овладеют.
2. Исходными единицами речи должны быть слова, поскольку звуки –
существуют лишь в составе слова, из которого путём специальной операции
они выделяются при анализе.
3. Операции звукового анализа и синтеза, на основе которых формируются
умения и навыки осознанного опознания и дифференциации фонем,
соединения их в слово, проводятся в начале работы на материале с правильно
произносимыми детьми звуками. После того как дети научатся узнавать тот
или иной звук в слове, определять его место среди других звуков, отличать
один от другого, можно перейти к другим видам операций, опираясь на
умения, сложившиеся в процессе работы над правильно произносимыми
звуками.
4. Работу по формированию восприятия неправильно произносимых звуков
нужно проводить так, чтобы собственное неправильное произношение
ребёнка не мешало ему. Для этого в момент осуществления операций
звукового анализа нужно ребёнка максимально ограничивать или исключить
собственное его проговаривание, перенеся всю нагрузку на слуховое
восприятие материала.
5. Проговаривание ребёнка желательно подключать на последующих
занятиях, когда возникает необходимость сравнения его собственного
произношения с нормированным.
Сложное взаимодействие функций, участвующих в формировании
фонематических представлений, требует расчленённого поэтапного
формирования как полноценного артикулирования звуков, так и их
восприятия. В первую очередь у детей уточняется артикуляционная основа
для дальнейшего развития фонематического восприятия и звукового анализа.
Дифференциации звуков на всех этапах уделяется большое внимание.
Каждый звук, после того как достигнуто его правильное произношение,
сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими
звуками (первый этап дифференциации).
Вначале дети овладевают наиболее простыми формами фонематического
восприятия в заданиях, типа: «Угадай, что за звук…», «Поймай звук» (в ряду
других звуков), «Эхо» (повторение слов и звуков вслед за логопедом), «Звук
играет в прятки» (определяют наличие заданного звука в слове), «Покажи
картинку» (на парах картинок-паронимов), «Назови лишний звук».
В процессе формирования навыков фонематического анализа и синтеза
используются следующие задания:
- «Услышь одинаковый звук в слогах»;
- «Назови первый звук»;
- «Найди последний звук»;
- «Где спрятался звук?» (в начале слова, в середине или конце слова);
- «Сосчитай звуки в слове»;
- «Собери слово из слогов»;
- «Собери слово из звуков»;
- «Исправь ошибки Незнайки» (логопед читает строчки стихотворения, дети
находят слово, в котором допущена ошибка):
На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок.
При дальнейшем формировании фонематических процессов гласные и
согласные звуки заменяются фишками красного и синего цветов, семафоры,
а при усвоении детьми мягкости согласных звуков - зеленые фишки.
Задания с использованием фишек соответствующих цветов:
- «Собери схему слова»;
- «Определи, какой звук»;
- «Подбери схему к слову» и др.
Полезна игра «Рассели по домикам»: ребенку предлагается расселить
картинки по домикам (красный, синий и зеленый домики), в зависимости от
того, на какой звук начинается картинка.
При формировании фонематических представлений используются
следующие виды заданий:
- «Подбери слово на заданный звук»;
- «Придумай слово с тремя звуками»;
- «Отхлопать столько звуков, сколько звуков в заданном слове»;
- «Какой звук пропустили в слове»;
- Игры на оппозиционные звуки, типа «Назови, какой звук издает предмет на
картинке…» - прокололась шина – ШШШ, насос – ССС и т.д.; «Назови слово,
добавь один звук, чтобы получилось новое» и др.