Автор: Рыбакова Оксана Валерьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Д/С "Колокольчик" Населённый пункт: п.Пурпе, ЯНАО Наименование материала: Методическая разработка Тема: "Возрастные особенности детей 5-6 лет" Раздел: дошкольное образование
Возрастная характеристика детей 5-6 лет
Физическое развитие
Продолжается
процесс
окостенения
скелета
ребенка.
Дошкольник
более
совершенно овладевает различными видами движений. Тело приобретает заметную
устойчивость.
Дети
к
6
годам
уже
могут
совершать
пешие
прогулки,
но
на
небольшие расстояния. Шестилетние дети значительно точнее выбирают движения,
которые
им
надо
выполнить.
У
них
обычно
отсутствуют
лишние
движения,
которые наблюдаются у детей 3-5 лет. В период с 5 до 6 лет ребенок постепенно
начинает
адекватно
оценивать
результаты
своего
участия
в
играх
соревновательного характера. Удовлетворение полученным результатом к 6 годам
начинает доставлять ребенку радость, способствует эмоциональному благополучию
и поддерживает положительное отношение к себе («я хороший, ловкий» и т.д.). Уже
начинают наблюдаться различия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков -
более прерывистые, у девочек – мягкие, плавные). К 6 годам совершенствуется
развитие мелкой моторики пальцев рук. Некоторые дети могут продеть шнурок в
ботинок и завязать бантиком. В старшем возрасте продолжают совершенствоваться
культурно-гигиенические
навыки:
умеет
одеться
в
соответствии
с
условиями
погоды, выполняет основные правила личной гигиены, соблюдает правила приема
пищи, проявляет навыки самостоятельности. Полезные привычки способствуют
усвоению основ здорового образа жизни.
Познавательно-речевое развитие
Общение
детей
выражается
в
свободном
диалоге
со
сверстниками
и
взрослыми, выражении своих чувств и намерений с помощью речевых и неречевых
(же стовых,
мимиче ских,
пантомимиче ских)
средств.
П р од ол ж а е т
совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно
воспроизводить
шипящие,
свистящие
и
сонорные
звуки.
Развивается
фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в
сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни. Совершенствуется грамматический
строй
речи.
Дети
используют
все
части
речи,
активно
занимаются
словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и
антонимы. Развивается связная речь: дети могут пересказывать, рассказывать по
картинке, передавая не только главное, но и детали.
В познавательной деятельности продолжает совершенствоваться восприятие
цвета,
формы
и
величины,
строения
предметов;
представления
детей
систематизируются. Дети называют не только основные цвета и их оттенки, но и
промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников.
К 6-ти годам дети легко выстраивают в ряд – по возрастанию или убыванию – до
десяти
предметов
разных
по
величине.
Однако
дошкольники
испытывают
трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются
с
несоответствием
формы
и
их
пространственного
расположения.
В
старшем
дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны
не
только
решить
задачу
в
наглядном
плане,
но
и
совершить
преобразования
объекта.
Продолжают
совершенствоваться
обобщения,
что
является
основой
словесно-логического мышления. 5-6 лет - это возраст творческого воображения.
Дети
самостоятельно
могут
сочинить
оригинальные
правдоподобные
истории.
Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.
Конструирование характеризуется
умением
анализировать
условия,
в
которых
протекает
эта
деятельность.
Дети
используют
и
называют
различные
детали деревянного конструктора. Могут заменять детали постройки в зависимости
от
имеющегося
материала.
Овладевают
обобщенным
способом
обследования
образца. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по
замыслу и по условиям. Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в
несколько раз (2, 4, 6 сгибов); из природного материала.
Социально-личностное развитие
Дети проявляют высокую познавательную активность. Ребенок нуждается в
содержательных контактах со сверстниками. Их речевые контакты становятся все
более длительными и активными. Дети самостоятельно объединяются в небольшие
группы
на
основе
взаимных
симпатий.
В
этом
возрасте
дети
имеют
дифференцированное
представление
о
своей
гендерной
принадлежности
по
существенным признакам (женские и мужские качества, особенности проявления
чувств). Ярко проявляет интерес к игре.
В игровой деятельности дети шестого года жизни уже могут распределять
роли
до
начала
игры
и
строят
свое
поведение,
придерживаясь
роли.
Игровое
взаимодействие
сопровождается
речью,
соответствующей
и
по
содержанию,
и
интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей,
отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты,
связанные
с
субординацией
ролевого
поведения.
Наблюдается
организация
игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия».
В игре дети часто пытаются контролировать друг друга - указывают, как должен
вести себя тот или иной персонаж. Ребенок пытается сравнивать ярко выраженные
эмоциональные
состояния,
видеть
проявления
эмоционального
состояния
в
выражениях,
жестах,
интонации
голоса.
Проявляет
интерес
к
поступкам
сверстников.
В
трудовой
деятельности освоенные
ранее
виды
детского
труда
выполняются качественно, быстро, осознанно. Активно развиваются планирование
и самооценивание трудовой деятельности. Художественно-эстетическое развитие
В
изобразительной
деятельности 5-6
летний
ребенок
свободно
может
изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы, состоящих из
частей разной формы и соединений разных линий. Расширяются представления о
цвете
(знают
основные
цвета
и
оттенки,
самостоятельно
может
приготовить
розовый и голубой цвет). Старший возраст – это возраст активного рисования.
Рисунки могут быть самыми разнообразными по содержанию: это жизненные
впечатления детей, иллюстрации к фильмам и книгам, воображаемые ситуации.
Обычно
рисунки
представляют
собой
схематичные
изображения
различных
объектов,
но
могут
отличаться
оригинальностью
композиционного
решения.
Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии
изображенного человека. Рисунки отдельных детей отличаются оригинальностью,
креативностью. В лепке детям не представляется трудности создать более сложное
по форме изображение. Дети успешно справляются с вырезыванием предметов
прямоугольной
и
круглой
формы
разных
пропорций.
Старших
дошкольников
отличает
яркая
эмоциональная
реакция
на
музыку.
Появляется
интонационно-
мелодическая ориентация музыкального восприятия. Дошкольники могут петь без
напряжения,
плавно,
отчетливо
произнося
слова;
свободно
выполняют
танцевальные
движения:
полуприседания
с
выставлением
ноги
на
пятку,
поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке и т.д. Могут импровизировать,
сочинять мелодию на заданную тему. Формируются первоначальные представления
о жанрах и видах музыки.