Авторы: Пидюрова Анжелика Яковлевна, Бозылева Олеся Викторовна
Должность: Учитель истории
Учебное заведение: МБОУ СОШ №22
Населённый пункт: г.Абакан Республика Хакасия
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Знаешь ли ты право?"
Раздел: полное образование
Методическая разработка внеклассного мероприятия по праву: «Знаешь ли ты право?»
Цели и задачи:
Расширение правовых знаний, формирование в неформальной игровой обстановке у
школьников
правовой культуры; развитие логического мышления, коммуникативных способностей;
воспитание гражданских качеств и уважение к законам страны.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Задания командам: придумать название и эмблему, подготовить по 2 вопроса команде соперников
из области права.
Право существует для пользы человечества
(Латинское изречение)
Ведущий: Приветствие участникам, болельщикам и гостям. Эпиграф нашего турнира «Право
существует для пользы человечества» (латинское изречение). Действительно право в нашей жизни
играет большую роль, оно подобно компасу для путника, который заблудился в лесу и является
ориентиром в нашей жизни.
Условия турнира: В правовом турнире принимают участие 2 команды: 10класс (название
команды) и команда 11 класса (название команды), болельщики команд, жюри. Игра состоит из 5
туров. По результатам турнира побеждает та команда, которая набирает больше очков за верные
ответы. Болельщики принимают участие в игре, получая баллы за верные ответы в пользу своей
команды.
Для проведения турнира нам необходимо выбрать жюри:
1 тур «Всякая всячина».
Команды должны ответить на 10 вопросов, каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.
Если затрудняетесь с ответом, скажите слово «дальше»
№
1команда
2 команда
1
Кто является главой государства в РФ?
(Президент)
Когда была принята Конституция РФ?
(12.12.1993)
2
С какого возраста наступает
правоспособность? (с рождения)
Систематизированный сборник законов в
какой-либо области права? (кодекс)
3
Высшая ценность согласно
Конституции РФ?
(человек, его права и свободы)
Добровольный союз мужчины и женщины,
целью которой является создание семьи? (брак)
4
Имя Богини правосудия? (Фемида)
Как называется тайное хищение имущества?
(кража)
5
Лицо, не достигшее 18 лет?
(несовершеннолетний)
НПА, обладающий высшей юридической
силой? (Конституция)
6
Система общеобязательных социальных
норм, охраняемых силой государства?
(право)
Юрист, защищающий чьи- либо интересы
(адвокат)
7
Отдельный
гражданин
как
субъект
гражданского права? (физическое лицо)
Возраст, с которого начинается уголовная
ответственность? (с 14 лет)
8
Независимый суд, состоящий из
граждан? (суд присяжных)
Общественно-опасное виновное деяние,
запрещенное нормами уголовного права?
(преступление)
9
Правоохранительный орган, который
надзирает за соблюдением законов?
(прокуратура)
Лицо, которое обращается в суд за защитой
своего права? (истец)
10
Способность лица иметь субъективные
права и нести юридические
обязанности? (правоспособность)
Мера государственного принуждения,
назначаемая по приговору суда? (наказание)
2тур - «Кто есть кто? (Конкурс оценивается в 4 балла, по 1 баллу за каждую правильно указанную
позицию)
Рассмотрите одно преступление (кражу) и определи роль каждого в преступлении.
Гражданин Иванов проживал в многоэтажном доме. На одной лестничной площадке с ним
жила состоятельная семья Бабушкиных. Они каждое лето вместе с детьми уезжали отдыхать к
морю, попросив одну из знакомых присмотреть за квартирой, поливать цветы. Гражданин Иванов
заметил, что девушка, которая смотрит за квартирой приходит каждый день в одно и то же время
(около 18.00 часов) и где-то через 20-30 минут уходит. Он рассказал о своём наблюдении одному из
старых знакомых – гражданину Петрову, ранее судимому за кражу. Его это заинтересовало. Также
Иванов поведал о том, что в квартире много ценного. Петров сначала не соглашался, но Иванов
убедил его, что если всё хорошо спланировать никто ни о чём не узнает. В итоге Петров пообещал
подыскать людей для совершения данного преступления. Он вспомнил, что в городе есть ещё два
человека, Сидоров и Мартынов, которые освободились из мест лишения свободы в один день с ним.
Петров отправился навестить их. Пообещав им 50% от украденной суммы, Петров вернулся домой
и стал обдумывать план ограбления. Сидоров и Мартынов от такого предложения не смогли
отказаться. В итоге он остановился на том, что нужно во дворе дома дождаться ухода девушки,
затем двум его знакомым подняться на нужный этаж, открыть отмычкой, которую он им
предоставил, замок, собрать всё самое ценное и тихо уйти. Преступление было исполнено по
намеченному плану.
(Для решения задачи команды получают раздаточный материал: см. Приложение 1)
Пока команды решают юридическую задачу, проводится конкурс болельщиков
Игра болельщиков «И в шутку и всерьез».
(По 1 баллу добавляется за каждый правильный ответ в пользу команд болельщиков)
1.Балда из сказки А.С. Пушкина «Сказание о попе и его работнике Балде». нанявшись на работу к
попу, он реализовал свое право на… (на труд)
2.Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк» украв жар-птицу нарушил право на…
(владение имуществом)
3.Бременские музыканты, выступая на городской площади реализовывали право на …
(творчество)
4.Полицейский из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло,
нарушив его право н… (неприкосновенность жилища)
4. Размышляя в конце жизни о том, в чем же действительно заключается его слава, Наполеон
Бонапарт пришел к выводу, что это вовсе не сорок выигранных им сражений. Настоящую славу,
считал полководец, принес ему один юридический документ. Как он назывался? (Гражданский
кодекс).
5. В развитых странах, известных своим вниманием к правам человека, эти люди подвергаются
дискриминации в разных областях публичной жизни. Им часто отказывают в приеме на работу, не
пускают в общие вагоны поездов и в салоны самолетов, не разрешают посещать рестораны и даже
пивные. Их нельзя показывать в кино, в телепередачах. В некоторых странах им даже не разрешают
появляться на городских улицах. Кто эти люди? (курильщики).
6. Какие права были дарованы крестьянам указом от 19 февраля 1861 «Об отмене крепостного
права» (гражданские права)
4 тур «Реши ситуацию»
(Каждый правильный ответ оценивается 2 баллами)
Сейчас командам будут предложены сюжеты из фильма «Двенадцать Стульев». Нужно
внимательно посмотреть на экран, и определить, какое правонарушение совершено и к какой
отрасли права оно относится. (На мероприятии использовались материалы электронного
приложения к пособию «Основы гражданского образования»)
(Ведущий должен комментировать ответы команд)
5тур. «Ты мне, я тебе»
Сейчас команды должны задать по 2 вопроса друг другу, которые они должны были
приготовить.
Жюри подводит итоги.
Ребята, стремитесь к знанию прав и законов, их соблюдению, ведь от вас зависит шаг к
строительству правового государства.