Автор: Куршаева Аминат Хасановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ детский сад "Солнышко" Населённый пункт: Московская область г. Котельники Наименование материала: Проект Тема: "Зимующие птицы" Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко»
ПРОЕКТ
«ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ»
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Воспитатель:
КуршаеваА.Х.
2016 г
Проект «Зимующие птицы»
Тип
проекта:
информационно-творческий.
Участники
проекта:
дети
средней
группы,
воспитатели
группы
Срок
реализации
проекта: краткосрочный. Формы работы: игровая, познавательная,
продуктивная, работа с родителями
Проблема:
Недостаточные
представления
детей
о
зимующих
птицах.
Цель: Формирование экологических знаний о зимующих птицах и
ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: 1. Пополнить
предметно - развивающую среду по теме проекта. 2. Расширить
кругозор детей о зимующих птицах. 3. Способствовать развитию
творческих и интеллектуальных способностей воспитанников. 4.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Этапы реализации проекта: I этап – подготовительный II этап –
основной ( практический) III этап- заключительный
I этап – подготовительный Обсуждение цели, задачи с детьми и
родителями.
Создание
необходимых
условий
для
реализации
проекта.
Перспективное
планирование
проекта.
Разработка
и
накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной ( практический) Внедрение в воспитательно –
образовательный
процесс
эффективных
методов
и
приёмов
по
расширению знаний дошкольников о зимующих птицах.
Домашнее
задание
родителям,
Рекомендации
на
совместные
прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм,
развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о
зимующих
птиц.
Отгадывание
загадок
про
зимующих
птиц.
Рассмотреть
зимующих
птиц
на
иллюстрациях
в
книгах
и
журналах, принести книги в детский сад.
Содержание
работы
в
процессе
реализации
проекта.
Игровая
деятельность
Дидактические
игры:
«Один-много»,
«Назови
ласково», «Счёт птиц», «Четвертый лишний», "Угадай птицу по
описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», « Узнай по голосу», «Что
едят птицы». Н/и «Домино» (птицы), «Разрезные картинки», Лото.
Лабиринт
Зимующие
птицы.
Сюжетно-ролевые
игры:
«Птичий
двор». Театрализация: «Где обедал воробей».
Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
«Домино» (птицы)
«Разрезные картинки»
Подвижные игры «Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и
перелетные птицы», «Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Познавательная деятельность: Формирование целостной картины
мира.
Тема:
«Зимующие
птицы»
Цели:
рассказать
детям
о
зимующих птицах, объяснить причину их перелетов (перелетные,
зимующие);
учить
отвечать
на
вопросы
полными
ответами,
способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам.
ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Беседы: «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится
о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц»,
«Как дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не
подкармливать птиц зимой».
Наблюдение
за
птицами
зимой:
Наблюдение
за
синицей,
наблюдение
за
зимующими
птицами,
наблюдение
за
вороной,
наблюдение за снегирем, наблюдение за голубями, наблюдение за
синичкой.
Труд: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Коммуникация:
Чтение
рассказов:
И.
Тургенева
«Воробей»,
М.
Горького
«Воробьишко»,
Н.
Рубцова
«Воробей»
и
«Ворона».
Сухомлинского «О чём плачет синичка», просмотр презентаций:
"Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я
спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих
птицах;
обсуждение
пословиц,
поговорок,
отгадывание
загадок;
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное
творчество:
Рисование
«Синички».
Цель:
развивать интерес и положительное отношение к нетрадиционной
технике рисования – ладошками.
Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»: Цель: учить лепить
птиц из целого куска по мотивам народной глиняной игрушки.
Аппликация
«Снегирь».
Цель:
учить
передавать
особенности
строения,
окраски
снегиря
приёмом
силуэтного
вырезания.
Музыка: Аудиозапись «Голоса птиц». Музыкально - дидактическая
игра «Птицы и птенчики», муз. и сл. Е. Тиличеевой
Работа с родителями: Консультации для родителей: «Как и из чего
можно
сделать
кормушку
для
птиц».
Индивидуальные
беседы:
«Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?
III этап - заключительный Оформление результата проекта в виде
презентации. Организация и участие родителей выставке «Лучшая
кормушка
для
птиц».
Проведение
итогового
мероприятия
«Праздник птиц».
Результаты
реализации
проекта.
Расширен
кругозор
детей
о
зимующих птицах. Улучшилась предметно – развивающая среда:
литературой,
фотографиями,
иллюстрациями,
стихотворениями,
рассказами
о
птицах,
загадками,
презентациями
о
зимующих
птицах. У детей сформировалась любознательность, творческие
способности,
познавательная
активность,
коммуникативные
навыки. Воспитанники и их родители приняли активное участие в
оказании помощи птицам в трудных зимних условиях
Отчёт
Актуальность
проекта:
в
современных
условиях
проблема
экологического
воспитания
дошкольников
приобретает
особую
остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства
происходит
становление
человеческой
личности,
формирование
начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в
детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить
беречь окружающий мир.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники
проекта:
д ети
сред н ей
г руп п ы ,
р о д и т е л и
воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: краткосрочный (1 месяц).
Тема проекта «Зимующие птицы» выбрана мной не случайно.
Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям
пользу
и
радость.
В
холодное
время
года
доступной
пищи
становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает.
Иногда естественный корм становится практически недоступным,
поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы,
педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников
видеть
это,
пополняя
представления
о
зимующих
птицах,
их
повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с
миром природы.
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и
ответственного, бережного отношения к ним.
Задачи:
Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.
Расширить кругозор детей о зимующих птицах.
Способствовать
развитию
творческих
и
интеллектуальных
способностей воспитанников.
Привлечь воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных
зимних условиях.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный.
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
Создание необходимых условий для реализации проекта.
Перспективное планирование проекта.
Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический).
Внедрение
в
воспитательно-образовательный
проце сс
эффективных
методов
и
приёмов
по
расширению
знаний
дошкольников о зимующих птицах.
III этап – заключительный.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Организация и участие родителей выставке «Лучшая кормушка для
птиц».
Проведение итоговое мероприятия «Праздник птиц».
Родителям сообщается тема недели и дается домашние задание:
1. Рекомендации на совместные прогулки.
Совместно с ребенком сделать кормушку.
Подсыпая корм, развивать словарный запас ребенка.
2. Заучивать стихотворения о зимующих птицах.
3. Отгадывать загадки про зимующих птиц.
4.
Рассмотреть
зимующих
птиц
на
иллюстрациях
в
книгах
и
журналах, принести книги в детский сад.
5. Рассматривая с детьми книги, поставила цель, что всю неделю
будем говорить о зимующих птицах. С помощью детей составили
план реализации проекта. Дети запланировали узнать о птицах из
фильмов, энциклопедий, презентаций и т.д.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
1. Игровая деятельность:
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театрализация.
Подвижные игры.
Упражнения на дыхание.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук.
2. Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
ФЭМП.
3. Беседы.
4. Наблюдение за птицами зимой.
5. Труд.
6. Коммуникация.
7.Творческое рассказывание.
8. Художественное творчество:
Рисование.
Лепка из пластилина.
Аппликация.
9. Музыка.
10. Работа с родителями.
Ожидаемый результат.
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Развитие у детей любознательности, творческих способностей,
познавательной активности, коммуникативных навыков.
Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в
трудных зимних условиях.
« Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не
обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь,
иногда
радуясь
друг
другу,
как
члены
одной
большой семьи. Кто из них кому больше нужен –
человек птицам или птицы человеку? Но выживет
ли человек, если на Земле не останется птиц».
Э.Н. Голованова
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный
Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями. Создание
необходимых условий для реализации проекта. Перспективное
планирование проекта. Разработка и накопление методических
материалов по проблеме.
II этап – основной ( практический)
Внедрение в воспитательно–образовательный процесс
эффективных методов и приёмов по расширению знаний
дошкольников о зимующих птицах.
Домашние задание родителям Рекомендации на совместные
прогулки. Совместно с ребенком сделать кормушку. Подсыпая корм,
развивать словарный запас ребенка. Заучивание стихотворений о
зимующих птиц. Отгадывание загадок про зимующих птиц.
Рассмотреть зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и
журналах, принести книги в детский сад.
Содержание работы в процессе реализации проекта.
Игровая деятельность Дидактические игры:
«Один-много», «Назови ласково», «Счёт птиц», «Четвертый
лишний», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что
ест», « Узнай по голосу», «Что едят птицы». Н/и «Домино» (птицы),
«Разрезные картинки», Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
Сюжетно-ролевые игры: «Птичий двор». Театрализация: «Где
обедал воробей».
Лото. Лабиринт Зимующие птицы.
«Разрезные картинки»
Подвижные игры
«Снегири», «Воробушки и кот», «Зимующие и перелетные птицы»,
«Воробушки и автомобиль», «Совушка».
Познавательная деятельность:
Формирование целостной картины мира.
Тема: «Зимующие птицы»
Цели: рассказать детям о зимующих птицах, объяснить причину их
перелетов (перелетные, зимующие); учить отвечать на вопросы
полными ответами, способствовать воспитанию заботливого
отношения к птицам.
ФЭМП Тема: «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?»
Беседы:
«Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о
птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как
дети с родителями заботятся о птицах зимой?».
Решение проблемной ситуации: «Что может произойти, если не
подкармливать птиц зимой».
Наблюдение за птицами зимой:
Наблюдение за синицей, наблюдение за зимующими птицами,
наблюдение за вороной, наблюдение за голубями.
Труд: изготовление кормушек, чистка кормушек, подкормка птиц.
Коммуникация: Чтение рассказов: И. Тургенева «Воробей», М.
Горького «Воробьишко» + просмотр мультфильма, Н. Рубцова
«Воробей» и «Ворона». Сухомлинского «О чём плачет синичка»,
просмотр мультфильма «Высокая горка», просмотр презентаций:
"Зимующие птицы", "Кормушки". Творческое рассказывание «Как я
спас птичку». Заучивание и чтение стихотворений о зимующих
птицах; обсуждение пословиц, поговорок, отгадывание загадок;
рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц.
Художественное творчество:
Рисование «Синички».
Цель: развивать интерес и положительное отношение к
нетрадиционной технике рисования – ладошками.
Лепка из пластилина «Учимся лепить птиц»:
Цель: учить лепить птиц из целого куска.
Аппликация «Снегирь».
Цель: учить передавать особенности строения, окраски снегиря
приёмом силуэтного вырезания. Музыка: Аудиозапись «Голоса
птиц». Музыкально - дидактическая игра «Птицы и птенчики», муз.
и сл. Е. Тиличеевой
Работа с родителями:
Консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».
Индивидуальные беседы: «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему
недели?
III этап - заключительный
Оформление результата проекта в виде стенгазеты. Организация
выставки «Лучшая кормушка для птиц». Проведение итогового
мероприятия «Праздник птиц».
Результаты реализации проекта.
Расширен кругозор детей о зимующих птицах. Улучшилась
предметно – развивающая среда: литературой, фотографиями,
иллюстрациями, стихотворениями, рассказами о птицах, загадками,
презентациями о зимующих птицах. У детей сформировалась
любознательность, творческие способности, познавательная
активность, коммуникативные навыки. Воспитанники и их
родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в
трудных зимних условиях