Напоминание

"Коммуникативная компетентность современных специалистов и менеджеров"


Автор: Павлова Анна Геннадьевна
Должность: студентка 3 курса заочной формы обучения направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа "Управление в сфере образования"
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет "НИУ БелГУ"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативная компетентность современных специалистов и менеджеров"
Раздел: высшее образование





Назад




«Коммуникативная компетентность современных специалистов и

менеджеров»

Эффективность работы и уровень взаимоотношений в современном

мире все больше зависят от способностей людей взаимодействовать друг с

другом.

Формирование

коммуникативной

компетентности

является

важнейшим аспектом успешного речевого общения на личностном уровне.

Это позволяет людям взаимодействовать с другими людьми в различных

сферах жизни, таких, как повседневная, образовательная, производственная и

культурная, используя разнообразные системы знаков.

Одним

из

особо

важных

и

значимых

качеств

в

сфере

профессионального

взаимодействия

специалистов

считается

наличие

коммуникативной

компетентности.

Коммуникативная

компетентность

менеджера становится неоценимым аспектом его общей профессиональной

компетентности, поскольку он одновременно выполняет функции социолога,

психолога и аналитика.

По

мнению

американского

антрополингвиста

Д. Хаймса

(1972),

способность

использовать

язык

в

процессе

общения

обеспечивается

усвоением правил грамматики. Именно этот ученый и ввел впервые термин

«коммуникативная компетентность» [1, с. 498].

По

мнению

известного

российского

социального

психолога

Л. А. Петровской, коммуникативную компетентность можно определить как

способность решать ряд коммуникативных задач, таких, как постановка

целей общения, оценка ситуации, учет коммуникативных намерений и

стратегий партнера [5, с. 154]. Л. А. Петровская также выделяет несколько

ключевых компонентов эффективного общения, к которым относятся

поддержание постоянного стремления к общению с другими, умение

внимательно слушать, испытывать эмоции, воздерживаться от перебивания

собеседника, умелое разрешение сложных конфликтов, знание норм, правил

и этикета межличностного общения.

1

Коммуникативная

компетентность

включает

в

себя

различные

компоненты, в том числе коммуникативные процессы, коммуникативные

качества,

коммуникативные

навыки,

личностные

качества

и

коммуникативное взаимодействие. Последнее включает в себя развитие

личного и профессионального опыта взаимодействия с другими людьми, что

позволяет человеку эффективно функционировать как в профессиональной,

так и в социальной среде в соответствии со своими возможностями и

социальным положением.

Социальная мобильность специалиста, связанная с изменениями,

происходящими в обществе, зависит от присущих личности свойств,

влияющих, таким образом, на коммуникативную компетентность в целом.

В процессе приобретения коммуникативной компетенции можно

выделить множество источников, в том числе, опыт, накопленный в

народной культуре в социально-нормативном контексте, понимание языков

общения, а также взаимодействия между людьми в различных условиях – в

повседневной жизни, в деловой среде и т.п. Более того, Г. А. Холматова

отмечает, что значительную роль в формировании коммуникативной

компетентности также играют восприятие искусства, накопленные знания,

общая эрудиция и научные методы обучения общению [7, с. 67].

В

целом

подчеркнем

еще

раз,

что

проблемы,

связанные

с

коммуникативной компетентностью менеджера, приобретают все большее

значение как в теории, так и на практике, в современных рыночных условиях

ведения бизнеса. На современном рынке труда профессия менеджера

изменилась как по характеру профессиональной деятельности, так и по

занимаемой должности. Сейчас коммуникативная компетентность стала

неотъемлемой частью профессиональных обязанностей менеджера. Люди

посредством

эффективного

общения

могут

улучшить

свои

профессиональные способности, внести вклад в рост и успех своей

организации и ее среды, а также способствовать своему личностному и

профессиональному росту.

2

Важнейшими

навыками

современного

менеджера

являются

налаживание эффективного взаимодействия с подчиненными, обучение и

развитие персонала, убеждение его в важности достижения целей. Без

навыков личного общения ничего из этого было бы невозможно. Менеджер

должен иметь профессиональную и психологическую подготовку. Кроме

того, эти характеристики имеют решающее значение для менеджеров,

работающих в сети различных коммуникационных связей и учитывающих

специфику их работы.

Развитие коммуникативной компетентности является основной задачей

подготовки

квалифицированных

менеджеров.

Коммуникативная

компетентность

является

не

только

важнейшим

атрибутом

профессионального

менеджера,

но

и

приоритетным

аспектом

его

профессиональной

пригодности [2,

с. 25].

Таким

образом,

важность

коммуникативного образования заключается в подготовке современных

специалистов, обладающих необходимыми навыками для эффективного

общения.

Современный этап процесса управления однозначно требует от

менеджера профессиональных знаний в различных областях, таких, как

психология личности, педагогика, теория коммуникации, социология и т.д.

Иными

словами,

акцент

делается

на

развитии

коммуникативной

компетентности, которая включает в себя способность [4, с. 88]:

– понимать и ориентироваться в различных моделях поведения

человека внутри группы;

– устанавливать и поддерживать личный авторитет;

– развивать уникальный стиль построения отношений с другими

людьми;

– влиять на людей и убеждать их;

– организовать общение между участниками таким образом, чтобы

способствовать удовлетворению и эффективной совместной деятельности.

3

Для того, чтобы добиться успеха в этой области, менеджеру

необходимо развить несколько важнейших способностей. Во-первых, важно

иметь самосознание, которое включает в себя полное осознание своих

мотивов, целей, возможностей общения и моделей поведения. Во-вторых,

нужно обладать способностью понимать мысли и эмоции других. Это влечет

за собой понимание их желаний, целей, мотиваций и уникальных элементов

их поведения. Наконец, необходимо обладать умением предвидеть и

понимать динамичный характер отношений. Это предполагает точное

восприятие контекста общения, распознавание развивающихся связей внутри

него, оценку собственного влияния на процесс общения и понимание

коренных причин любых возникающих трудностей.

В сферу профессионального общения менеджера входят различные

формы, такие, как деловая встреча, презентация, брифинг, конференция и

деловые переговоры. Кроме того, для делового общения используются

технические средства, такие как телефон, электронная почта, видеосвязь, а

также форумы и блоги в Интернете.

Адаптируясь

к

требованиям

современной

управленческой

роли,

коммуникативная компетентность становится незаменимой составляющей,

включающей широкий спектр навыков и способностей, имеющих решающее

значение для успешного вербального и невербального взаимодействия.

Следовательно, менеджер должен, прежде всего, обладать мастерством

общения, без которого невозможно сформировать умения, связанные с

работой с людьми и управлением ими [6, с. 219].

Одной из основных целей профессионального общения менеджера

является

достижение

взаимопонимания

с

различными

специалистами.

Коммуникативную компетентность, по мнению А. А. Брыжинской, можно

рассматривать как комплексное качество субъекта социального управления,

основанное

на

разумном

общении [3,

с. 62].

Для

этого

необходимо

интегрировать

две

составляющие:

умение

организовать

4

социокоммуникативное управленческое пространство и умение учитывать

особенности внутриорганизационного общения.

Создание условий для формирования каждого сотрудника как субъекта

деятельности,

общения

и

познания

является

основной

функцией

коммуникативной

деятельности

менеджера.

Коммуникативная

компетентность менеджера строится на нескольких целях. Во-первых, это

эффективное получение или передача информации, необходимой для

успешного выполнения функциональных и должностных обязанностей. Во-

вторых, это влияние на поведение людей, их состояние, их отношение к

целям, задачам организации и другим сторонам ее деятельности. В-третьих,

это удовлетворение собственной потребности в общении.

Эффективные навыки межличностного общения и коммуникативные

способности менеджера являются ключевыми факторами успеха. Благодаря

своим навыкам руководитель может получить надежную поддержку внутри

организации, способствовать профессиональному росту и развитию, помочь

другим в карьерном росте. Коммуникативная компетентность менеджера –

это комплексное свойство, объединяющее его знания и умения в области

управления и коммуникации.

Выводы,

которые

можно

сделать

на

основе

предоставленной

информации, заключаются в том, что коммуникативная компетентность

менеджера играет важную роль в достижении успеха и развитии в сфере

управления.

Чтобы

быть

успешным

менеджером

среднего

звена

в

конкурентной среде,

важно научиться участвовать в межличностных

взаимодействиях

в

своей

управленческой

роли

и

брать

на

себя

ответственность за свои действия. От современных менеджеров требуется не

только обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями для

решения коммуникативных задач в своей профессиональной сфере, но и

активно проявлять инициативу. Позитивное стремление совершенствовать

коммуникативные навыки и расширять профессиональный опыт – важное

качество для таких руководителей.

5

Для

того,

чтобы

эффективно

выполнять

свои

обязанности,

современным

менеджерам

необходимо

обладать

важным

навыком

коммуникативной компетентностью. Это включает в себя различные

аспекты,

такие,

как

постановка

целей

и

задач,

делегирование

ответственности, мотивация и обратная связь, а также контроль за

деятельностью сотрудников. Способность вести конструктивные беседы и

эффективно взаимодействовать в деловых ситуациях имеет решающее

значение для решения всех этих вопросов и проблем.

Однако,

оценка

коммуникативной

компетентности

менеджера

учитывает

и

ряд

других

критериев.

К

ним

относятся

способность

сотрудничать без агрессии или враждебности по отношению к конкретным

лицам и способность действовать эффективно. Это также предполагает

умение управлять собственной возможной агрессией или неприязнью, быть

тактичным и уметь общаться с людьми на всех иерархических уровнях.

Ключ к достижению этих целей лежит в личностной культуре

коммуникативной деятельности. Современный менеджер должен обладать

способностью

передавать

знания,

давать

советы,

поддерживать

профессиональный рост коллег. Менеджеры также должны иметь высокий

уровень готовности делиться информацией. Эрудиция и конкретные знания,

которыми они обладают, позволяют менеджерам выступать в качестве

авторитетных источников информации. Более того, современные менеджеры

должны обладать способностью эффективно доносить до своих подчиненных

стратегические вопросы на обсуждение, устанавливать взаимопонимание и

взаимодействие с различными социальными группами и отдельными

людьми.

6

Список источников

1.

Андросова,

И. В. Структура

и

модель

коммуникативной

компетентности менеджера / И. В. Андросова. – 2015. – № 9 (89). – С. 498-

500.

2.

Атаджанова

Б. Т. Формирование

профессионально-

коммуникативной компетенции будущего специалиста // Вестник науки и

образования. 2019. №19-2 (73). С. 24-29/

3.

Брыжинская

А. А. Роль

коммуникативной

компетентности

в

разрешении споров и конфликтов // Международный журнал гуманитарных и

естественных наук. – 2023. – №11-1. – С. 59-67/

4.

Воробьева

М. А.,

Садовникова

Н. О.

Исследование

коммуникативной

компетентности

руководителей

в

инклюзивном

взаимодействии // Инновационное развитие профессионального образования.

– 2023. – №3 (39). – С. 88/

5.

Петровская Л. А. Компетентность в общении. Коммуникативно-

психологический тренинг. – М.: Высшая школа, 2008. – 457 с.

6.

Согачева

О. В. Теория

и

практика

коммуникационного

менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные

науки. – 2013. – № 3. – С. 219-221.

7.

Холматова

Г. А. Коммуникативная

компетентность

в

системе

профессиональной подготовки специалиста // ORIENSS. – 2024. – №1. –

С. 66-76/

7



В раздел образования