Автор: Павлова Анна Геннадьевна
Должность: студентка 3 курса заочной формы обучения направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование магистерская программа "Управление в сфере образования"
Учебное заведение: Белгородский государственный национальный исследовательский университет "НИУ БелГУ"
Населённый пункт: г. Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Коммуникативная компетентность современных специалистов и менеджеров"
Раздел: высшее образование
«Коммуникативная компетентность современных специалистов и
менеджеров»
Эффективность работы и уровень взаимоотношений в современном
мире все больше зависят от способностей людей взаимодействовать друг с
другом.
Формирование
коммуникативной
компетентности
является
важнейшим аспектом успешного речевого общения на личностном уровне.
Это позволяет людям взаимодействовать с другими людьми в различных
сферах жизни, таких, как повседневная, образовательная, производственная и
культурная, используя разнообразные системы знаков.
Одним
из
особо
важных
и
значимых
качеств
в
сфере
профессионального
взаимодействия
специалистов
считается
наличие
коммуникативной
компетентности.
Коммуникативная
компетентность
менеджера становится неоценимым аспектом его общей профессиональной
компетентности, поскольку он одновременно выполняет функции социолога,
психолога и аналитика.
По
мнению
американского
антрополингвиста
Д. Хаймса
(1972),
способность
использовать
язык
в
процессе
общения
обеспечивается
усвоением правил грамматики. Именно этот ученый и ввел впервые термин
«коммуникативная компетентность» [1, с. 498].
По
мнению
известного
российского
социального
психолога
Л. А. Петровской, коммуникативную компетентность можно определить как
способность решать ряд коммуникативных задач, таких, как постановка
целей общения, оценка ситуации, учет коммуникативных намерений и
стратегий партнера [5, с. 154]. Л. А. Петровская также выделяет несколько
ключевых компонентов эффективного общения, к которым относятся
поддержание постоянного стремления к общению с другими, умение
внимательно слушать, испытывать эмоции, воздерживаться от перебивания
собеседника, умелое разрешение сложных конфликтов, знание норм, правил
и этикета межличностного общения.
1
Коммуникативная
компетентность
включает
в
себя
различные
компоненты, в том числе коммуникативные процессы, коммуникативные
качества,
коммуникативные
навыки,
личностные
качества
и
коммуникативное взаимодействие. Последнее включает в себя развитие
личного и профессионального опыта взаимодействия с другими людьми, что
позволяет человеку эффективно функционировать как в профессиональной,
так и в социальной среде в соответствии со своими возможностями и
социальным положением.
Социальная мобильность специалиста, связанная с изменениями,
происходящими в обществе, зависит от присущих личности свойств,
влияющих, таким образом, на коммуникативную компетентность в целом.
В процессе приобретения коммуникативной компетенции можно
выделить множество источников, в том числе, опыт, накопленный в
народной культуре в социально-нормативном контексте, понимание языков
общения, а также взаимодействия между людьми в различных условиях – в
повседневной жизни, в деловой среде и т.п. Более того, Г. А. Холматова
отмечает, что значительную роль в формировании коммуникативной
компетентности также играют восприятие искусства, накопленные знания,
общая эрудиция и научные методы обучения общению [7, с. 67].
В
целом
подчеркнем
еще
раз,
что
проблемы,
связанные
с
коммуникативной компетентностью менеджера, приобретают все большее
значение как в теории, так и на практике, в современных рыночных условиях
ведения бизнеса. На современном рынке труда профессия менеджера
изменилась как по характеру профессиональной деятельности, так и по
занимаемой должности. Сейчас коммуникативная компетентность стала
неотъемлемой частью профессиональных обязанностей менеджера. Люди
посредством
эффективного
общения
могут
улучшить
свои
профессиональные способности, внести вклад в рост и успех своей
организации и ее среды, а также способствовать своему личностному и
профессиональному росту.
2
Важнейшими
навыками
современного
менеджера
являются
налаживание эффективного взаимодействия с подчиненными, обучение и
развитие персонала, убеждение его в важности достижения целей. Без
навыков личного общения ничего из этого было бы невозможно. Менеджер
должен иметь профессиональную и психологическую подготовку. Кроме
того, эти характеристики имеют решающее значение для менеджеров,
работающих в сети различных коммуникационных связей и учитывающих
специфику их работы.
Развитие коммуникативной компетентности является основной задачей
подготовки
квалифицированных
менеджеров.
Коммуникативная
компетентность
является
не
только
важнейшим
атрибутом
профессионального
менеджера,
но
и
приоритетным
аспектом
его
профессиональной
пригодности [2,
с. 25].
Таким
образом,
важность
коммуникативного образования заключается в подготовке современных
специалистов, обладающих необходимыми навыками для эффективного
общения.
Современный этап процесса управления однозначно требует от
менеджера профессиональных знаний в различных областях, таких, как
психология личности, педагогика, теория коммуникации, социология и т.д.
Иными
словами,
акцент
делается
на
развитии
коммуникативной
компетентности, которая включает в себя способность [4, с. 88]:
– понимать и ориентироваться в различных моделях поведения
человека внутри группы;
– устанавливать и поддерживать личный авторитет;
– развивать уникальный стиль построения отношений с другими
людьми;
– влиять на людей и убеждать их;
– организовать общение между участниками таким образом, чтобы
способствовать удовлетворению и эффективной совместной деятельности.
3
Для того, чтобы добиться успеха в этой области, менеджеру
необходимо развить несколько важнейших способностей. Во-первых, важно
иметь самосознание, которое включает в себя полное осознание своих
мотивов, целей, возможностей общения и моделей поведения. Во-вторых,
нужно обладать способностью понимать мысли и эмоции других. Это влечет
за собой понимание их желаний, целей, мотиваций и уникальных элементов
их поведения. Наконец, необходимо обладать умением предвидеть и
понимать динамичный характер отношений. Это предполагает точное
восприятие контекста общения, распознавание развивающихся связей внутри
него, оценку собственного влияния на процесс общения и понимание
коренных причин любых возникающих трудностей.
В сферу профессионального общения менеджера входят различные
формы, такие, как деловая встреча, презентация, брифинг, конференция и
деловые переговоры. Кроме того, для делового общения используются
технические средства, такие как телефон, электронная почта, видеосвязь, а
также форумы и блоги в Интернете.
Адаптируясь
к
требованиям
современной
управленческой
роли,
коммуникативная компетентность становится незаменимой составляющей,
включающей широкий спектр навыков и способностей, имеющих решающее
значение для успешного вербального и невербального взаимодействия.
Следовательно, менеджер должен, прежде всего, обладать мастерством
общения, без которого невозможно сформировать умения, связанные с
работой с людьми и управлением ими [6, с. 219].
Одной из основных целей профессионального общения менеджера
является
достижение
взаимопонимания
с
различными
специалистами.
Коммуникативную компетентность, по мнению А. А. Брыжинской, можно
рассматривать как комплексное качество субъекта социального управления,
основанное
на
разумном
общении [3,
с. 62].
Для
этого
необходимо
интегрировать
две
составляющие:
умение
организовать
4
социокоммуникативное управленческое пространство и умение учитывать
особенности внутриорганизационного общения.
Создание условий для формирования каждого сотрудника как субъекта
деятельности,
общения
и
познания
является
основной
функцией
коммуникативной
деятельности
менеджера.
Коммуникативная
компетентность менеджера строится на нескольких целях. Во-первых, это
эффективное получение или передача информации, необходимой для
успешного выполнения функциональных и должностных обязанностей. Во-
вторых, это влияние на поведение людей, их состояние, их отношение к
целям, задачам организации и другим сторонам ее деятельности. В-третьих,
это удовлетворение собственной потребности в общении.
Эффективные навыки межличностного общения и коммуникативные
способности менеджера являются ключевыми факторами успеха. Благодаря
своим навыкам руководитель может получить надежную поддержку внутри
организации, способствовать профессиональному росту и развитию, помочь
другим в карьерном росте. Коммуникативная компетентность менеджера –
это комплексное свойство, объединяющее его знания и умения в области
управления и коммуникации.
Выводы,
которые
можно
сделать
на
основе
предоставленной
информации, заключаются в том, что коммуникативная компетентность
менеджера играет важную роль в достижении успеха и развитии в сфере
управления.
Чтобы
быть
успешным
менеджером
среднего
звена
в
конкурентной среде,
важно научиться участвовать в межличностных
взаимодействиях
в
своей
управленческой
роли
и
брать
на
себя
ответственность за свои действия. От современных менеджеров требуется не
только обладать необходимыми знаниями, навыками и умениями для
решения коммуникативных задач в своей профессиональной сфере, но и
активно проявлять инициативу. Позитивное стремление совершенствовать
коммуникативные навыки и расширять профессиональный опыт – важное
качество для таких руководителей.
5
Для
того,
чтобы
эффективно
выполнять
свои
обязанности,
современным
менеджерам
необходимо
обладать
важным
навыком
–
коммуникативной компетентностью. Это включает в себя различные
аспекты,
такие,
как
постановка
целей
и
задач,
делегирование
ответственности, мотивация и обратная связь, а также контроль за
деятельностью сотрудников. Способность вести конструктивные беседы и
эффективно взаимодействовать в деловых ситуациях имеет решающее
значение для решения всех этих вопросов и проблем.
Однако,
оценка
коммуникативной
компетентности
менеджера
учитывает
и
ряд
других
критериев.
К
ним
относятся
способность
сотрудничать без агрессии или враждебности по отношению к конкретным
лицам и способность действовать эффективно. Это также предполагает
умение управлять собственной возможной агрессией или неприязнью, быть
тактичным и уметь общаться с людьми на всех иерархических уровнях.
Ключ к достижению этих целей лежит в личностной культуре
коммуникативной деятельности. Современный менеджер должен обладать
способностью
передавать
знания,
давать
советы,
поддерживать
профессиональный рост коллег. Менеджеры также должны иметь высокий
уровень готовности делиться информацией. Эрудиция и конкретные знания,
которыми они обладают, позволяют менеджерам выступать в качестве
авторитетных источников информации. Более того, современные менеджеры
должны обладать способностью эффективно доносить до своих подчиненных
стратегические вопросы на обсуждение, устанавливать взаимопонимание и
взаимодействие с различными социальными группами и отдельными
людьми.
6
Список источников
1.
Андросова,
И. В. Структура
и
модель
коммуникативной
компетентности менеджера / И. В. Андросова. – 2015. – № 9 (89). – С. 498-
500.
2.
Атаджанова
Б. Т. Формирование
профессионально-
коммуникативной компетенции будущего специалиста // Вестник науки и
образования. 2019. №19-2 (73). С. 24-29/
3.
Брыжинская
А. А. Роль
коммуникативной
компетентности
в
разрешении споров и конфликтов // Международный журнал гуманитарных и
естественных наук. – 2023. – №11-1. – С. 59-67/
4.
Воробьева
М. А.,
Садовникова
Н. О.
Исследование
коммуникативной
компетентности
руководителей
в
инклюзивном
взаимодействии // Инновационное развитие профессионального образования.
– 2023. – №3 (39). – С. 88/
5.
Петровская Л. А. Компетентность в общении. Коммуникативно-
психологический тренинг. – М.: Высшая школа, 2008. – 457 с.
6.
Согачева
О. В. Теория
и
практика
коммуникационного
менеджмента // Гуманитарные, социально-экономические и общественные
науки. – 2013. – № 3. – С. 219-221.
7.
Холматова
Г. А. Коммуникативная
компетентность
в
системе
профессиональной подготовки специалиста // ORIENSS. – 2024. – №1. –
С. 66-76/
7