Автор: Валишина Наталья Андреевна
Должность: Заместитель директора по УПР
Учебное заведение: ГАПОУ "Педагогический колледж" г. Орска
Населённый пункт: Оренбургская область, город Орск
Наименование материала: Профессиональное образование
Тема: Педагогические условия формирования практического опыта студентов
Раздел: среднее профессиональное
П
ЕДАГОГИЧЕСКИЕ
УСЛОВИЯ
РАЗВИТИЯ
ТВОРЧЕСКИХ
СПОСОБНОСТЕЙ
СТУДЕНТОВ
ПЕДКОЛЛЕДЖА
Н.А. Валишина
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение «Педагогический колледж» г.Орска,
заместитель директора по УПР,
преподаватель специальных дисциплин
Современный этап развития общества в качестве приоритетного направления
образовательного
процесса
выделил
проблему
творческого
развития
личности.
Соответственно актуализируется проблема развития творческих способностей, являющихся
существенным аспектом развитой творческой личности.
В науке к настоящему времени накоплен значительный фонд знаний, необходимый для
постановки и решения исследуемой проблемы (Б.Г. Ананьев, В. Брушлинский, В. В.
Давыдов, Л. В. Занков, В.Г. Рындак, Б.М.Теплов, В. Д. Шадриков и другие).
Актуальность данной проблемы объясняется, прежде всего, противоречием между
необходимостью
организации
творческого
развития
студентов
и
недостаточной
разработанностью педагогических условий, недостаточной подготовленностью учителя к
решению данной проблемы.
Придерживаясь точки зрения В. Л. Андреева, «творческие способности» мы
рассматриваем, как «синтез свойств и особенностей личности, характеризующих степень их
соответствия требованиям определенного вида творческой деятельности и обусловливающая
их уровнем ее результативности».
Способности не даны человеку в готовом виде. Творческие способности развиваются в
деятельности, но деятельность должна быть творческой (В. И. Андреев, И. Я Лернер, П. И.
Пидкасистый). Для этого необходима организация соответствующих
педагогических
условий.
Под педагогическими условиями мы понимаем условия, которые сознательно
создаются в учебном процессе и которые должны обеспечить наиболее эффективное
формирование и протекание нужного процесса.
Принципиальное
значение
для
исследования
имеет
концепция
детерминации
индивидуально-психического развития человека внутренними и внешними факторами
(С.Л.Рубинштейн), на основе которой были определены внешние (объективные) и
внутренние (субъективные) условия развития творческих способностей студентов.
Целью
создания
внешних
(объективных)
условий
являются
организация
и
стимулирование процесса развития творческих способностей, уточнение способностей
управления данным процессом. К этой группе условий относится:
1) максимальное раскрытие возрастных способностей обучающегося;
2) диалогическое взаимодействие;
3) сотворчество педагога и обучающегося;
4) создание творческой атмосферы;
5) создание ситуаций творческого поиска.
Цель
создания
внутренних
(субъективных)
условий
–
развитие
личностных,
психологических механизмов творческих способностей обучающегося.
В эту группу входят условия:
1) эмоционально-ценностное отношение к творческой деятельности;
2) готовность к самореализации, становлению творческой индивидуальности;
3) способность к эмпатии.
Многолетние педагогические наблюдения позволили нам выявить позитивное влияние
вышеуказанных условий на развитие творческих способностей студентов.
Библиографический список
1.
Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития/В. Андреев – Казань,
1994.- 237 с.
2.
Мижериков, В.А. Словарь-справочник по педагогике/В. Мижериков – М.: ТЦ
Сфера, 2004.- 448 с.
3.
Рындак, В.Г. Творчество. Краткий педагогический словарь/В. Рындак –
Оренбург: Издательство ОГАУ, 2001. – 108 с.