Автор: Редько Тамара Анатольевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУООШ №14 Населённый пункт: Краснодарский край, Успенский район, с. Новоурупское Наименование материала: статья Тема: Формы работы на уроке. Раздел: начальное образование
Формы работы на уроке.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой
изменение целей современного образования.
Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из
каждого
ученика
субъекта
собственной
жизни,
т.е.
человека
способного
самостоятельно
ставить
перед
собой
те
или
иные
задачи
и
находить
оптимальные средства и способы их решения. ( Слайд 3 )
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в
активную работу на уроке создают групповые формы работы.
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: ( Слайд 4 )
- возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени,
чем при фронтальном обучении;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее
чувствуют себя в школе;
-
возрастают
познавательная
активность
и
творческая
самостоятельность учащихся;
-
меняется
характер
взаимоотношений
между
детьми
(исчезают
безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- возрастает сплочённость класса;
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход
к
учащимся
(учитывать
их
склонности,
способности,
темп
работы
при
делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по
трудности).
Для начала мы должны разобраться, что такое группа. ( Слайд 5)
Группа
-
это
собрание
людей,
включённых
в
познавательно-
координированную
деятельность,
сознательно
или
бессознательно
подчинённую общей цели.
Благодаря групповой работе дети учатся: ( Слайд 6 )
- Формулировать свою точку зрения.
- Выяснять точки зрения своих партнеров.
- Обнаружить разницу точек зрения.
- Разрешать разногласия с помощью логических аргументов.
- Быть справедливыми и толерантными.
Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в
активную
работу
на
уроке
создают
групповые
формы
работы. При
организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто
сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах
рождаются
споры,
обсуждаются
разные
варианты
решения,
идёт
взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И
что
особенно
важно,
групповая
форма
работы
позволяет
решить
задачу
индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие
детей
ради
выявления
и
реализации
индивидуальных
возможностей
и
потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения,
реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Технологический
процесс
групповой
работы
складывается
из
следующих элементов: ( Слайд 7-8 )
1. Подготовка к выполнению группового задания:
-постановка познавательной задачи (проблемной ситуации);
-инструктаж о последовательности работы;
-раздача дидактического материала по группам.
2. Групповая работа:
-знакомство с материалом, планирование работы в группе;
-распределение заданий внутри группы;
-индивидуальное выполнение задания;
-обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;
-обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения,
обобщения);
-подведение итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных
учебных
задач;
каждая
группа
получает
определенное
задание
(либо
одинаковое,
либо
дифференцированное)
и
выполняет
его
сообща
под
непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная
групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся
одинакового
для
всех
задания,
а
дифференцированная
-
выполнение
различных заданий разными группами. ( Слайд 9 )
Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст -
повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний
лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?».
При изучении произведения по чтению первая группа рисует
обложку
для
книжки
или
главного
героя,
вторая
группа-
подбирает
пословицы,
которые
отражают
основную
мысль
произведения,
третья-
готовит чтение по ролям.
В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов
работы, обращение за советом друг к другу.
Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с
максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные
возможности
каждого
члена
группы,
в
зависимости
от
содержания
и
характера предстоящей работы.
Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала,
по содержанию.
Дети, работая группами:
- решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения;
-составляют план произведения, инсценируют;
-готовят коллективный пересказ,
-пишут продолжение рассказа;
-разгадывают кроссворды, головоломки.
Организационная структура групповых способов обучения может быть
комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую
(когда один обучает многих), парную, индивидуальную.
Положительные
моменты
при
использовании
групповых
технологий
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими
выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную
тему.
Следовательно,
идет
активная
работа
по
формированию
речевых
навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою
точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.
2)
Ребята
занимаются
конкретным,
интересующим
их
делом,
а
не
повторной
работой,
результаты
которой
уже
достигнуты.
Следовательно,
сохраняется интерес к познанию.
3)
Развивается
самостоятельность,
повышается
работоспособность,
вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же –
повышается творческий потенциал.
4) Знания усваиваются прочнее. ( Cлайд 10 )
Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой
работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и
мастерства учителя.
Основные противопоказания при организации групповой работы:
(Слайд 11)
1) Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться,
кроме совместной беспомощности.
2) Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня
вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им
сесть вместе.
3) Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не
позволяйте
себе
ни
малейших
проявлений
неудовольствия
ни
в
индивидуальных, ни тем более публичных оценках.
4) Нельзя занимать совместной работой детей более 10 – 15 минут урока
в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к
повышению утомляемости.
5) Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы,
дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе
товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в
полный
голос.
Но
бороться
мягко,
помня,
что
младшие
школьники,
увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю.
6) Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой
работе.
Работу в парах начинаем вводить с первого класса.
В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание
ф р о н т а л ь н о й и
инд ивид уа льной
формы
ра б от ы.
С п е ц и ф и ка
образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том,
что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным
уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики.
Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать
дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
(Слайд 11 )
После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам,
начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе
главным
становится
выработка
умения
договориться,
умения
общаться.
Знакомимся
с
правилами
общения:
как
сидеть
за
партой,
при
разговоре
смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как
соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно
слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В
детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к
доске и на примере показываем , как нужно работать.
Например:
Русский язык.
Задание на доске: Лиса, дом, игрушка, кот, дерево, медведь.
- Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на
вопросы кто?, а какие на вопрос что?
Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета.
- Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку
зрения.
Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз
спросить:
- Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.
Так
постепенно
приучаем
учеников,
вырабатываем
умения
и
навыки
работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно.
Следующий этап:
1.
Научить
тренироваться
в
парах
(таблица
сложения,
устный
счёт,
взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по
вариантам
с
последующей
взаимопроверкой). Тренаж
предполагает
наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры
друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале
урока).
2.
Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной
теме, ставить вопросы и раскрывать их:
- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала.
-Скажи напарнику, как ты его понял.
Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них.
-
Задайте
друг
другу
по
два
любых
вопроса
к
прочитанному
или
услышанному тексту и ответьте на них.
- Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные
на доске – что? почему? для чего?- и задайте их друг другу.
Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются
фронтально, всем классом.
Упражнения
в
учебнике
расположены
так,
что
часто
предлагаются
несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в
парах,
дети
проходят
учебный
материал
быстрее
и
качественнее.
У
них
повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не
только ученика, но и учителя.
Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала,
так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе, на
любом виде урока.
Первое, чему нужно научить ребят – это проверять друг друга. Проверять
можно
ответ,
ход
решения,
правильность
и
красоту
письма,
домашнее
задание и т. д.
При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические
карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму.
Эффективно
проходит
повторение
и закрепление
учебного
материала.
Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются
так,
что
они
дополняют
друг
друга,
включая
все
вопросы
повторения.
Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к
доске и выслушать их.
( слайд 13 )
Одним из главных условий качественной
работы группы, пары
является
наличие
взаимопонимания
между
членами
группы
или
пары,
умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.
При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ
товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к
ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся правильно
говорить,
строить свои ответы, доказывать. Ребёнок может делать в этот
момент
то,
что
в
другое
время
не
разрешается
–
свободно
общаться
с
товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как
дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются
не
отвлекаться,
общаются только
по
теме
урока.
Есть
дети,
которые
стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников
стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает
их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При
групповой
форме
работы
зажатые
дети
раскрываются,
у
них
появляется
уверенность
в
собственных
силах.
Обучаясь
в
парах ,
дети
понимают
материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению,
возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во
взаимоотношениях
между
детьми;
исчезает
безразличие;
сплоченность
класса резко возрастает,
они учатся анализировать свою работу и работу
одноклассников, определять причину неудач и
успехи, становятся более
сплоченными и дружными.
Выводы : ( слайд 14)
групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;
улучшается успеваемость;
формируется мотивация учения и обучения;
научить можно каждого;
соблюдается дифференцированный подход;
работа в группе, в паре помогает ребенку проявить себя,
укрепляется дружба;
улучшаются межличностные отношения;
устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Доклад
на тему:
« Формы
работы
на уроке»