Напоминание

Формы работы на уроке.


Автор: Редько Тамара Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУООШ №14
Населённый пункт: Краснодарский край, Успенский район, с. Новоурупское
Наименование материала: статья
Тема: Формы работы на уроке.
Раздел: начальное образование





Назад





Формы работы на уроке.
Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования. Цель развивающего обучения состоит в том, чтобы воспитать из каждого ученика субъекта собственной жизни, т.е. человека способного самостоятельно ставить перед собой те или иные задачи и находить оптимальные средства и способы их решения. (
Слайд 3
) Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При этом решается ряд учебных и воспитательных задач: (
Слайд 4
) - возрастает объём усваиваемого материала и глубина его понимания; - на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении; - ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе; - возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся; - меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность); - возрастает сплочённость класса; - учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности). Для начала мы должны разобраться, что такое группа. (
Слайд 5)
Группа - это собрание людей, включённых в познавательно- координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели. Благодаря групповой работе дети учатся: (
Слайд 6
) - Формулировать свою точку зрения. - Выяснять точки зрения своих партнеров. - Обнаружить разницу точек зрения. - Разрешать разногласия с помощью логических аргументов. - Быть справедливыми и толерантными. Наиболее благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога. И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода в условиях массового обучения (взаимодействие
детей ради выявления и реализации индивидуальных возможностей и потребностей). Ученики учатся обсуждать задачу, намечать пути ее решения, реализовать их на практике и представлять найденный совместно результат.
Технологический

процесс

групповой

работы

складывается

из

следующих элементов:
(
Слайд 7-8
) 1. Подготовка к выполнению группового задания: -постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); -инструктаж о последовательности работы; -раздача дидактического материала по группам. 2. Групповая работа: -знакомство с материалом, планирование работы в группе; -распределение заданий внутри группы; -индивидуальное выполнение задания; -обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; -обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения); -подведение итогов группового задания. 3. Заключительная часть. -сообщение о результатах работы в группах; -анализ познавательной задачи, рефлексия; -общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи. Класс делится на группы (пары, тройки и др.) для решения конкретных учебных задач; каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Однородная групповая работа предполагает выполнение небольшими группами учащихся одинакового для всех задания, а дифференцированная - выполнение различных заданий разными группами. (
Слайд 9
) Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Осень пришла», вторая группа – текст - описание «Осенний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю осень?». При изучении произведения по чтению первая группа рисует обложку для книжки или главного героя, вторая группа- подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья- готовит чтение по ролям. В ходе работы поощряется совместное обсуждение хода и результатов работы, обращение за советом друг к другу. Состав группы непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализоваться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы. Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию. Дети, работая группами: - решают, составляют задачи,
- ищут наиболее рациональный способ решения; -составляют план произведения, инсценируют; -готовят коллективный пересказ, -пишут продолжение рассказа; -разгадывают кроссворды, головоломки. Организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую (когда один обучает многих), парную, индивидуальную.
Положительные

моменты

при

использовании

групповых

технологий
1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы. 2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. 3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал. 4) Знания усваиваются прочнее. (
Cлайд 10
) Однако в ней есть и некоторые минусы. Хотя ведущую роль в групповой работе играют учащиеся, её эффективность во многом зависит от усилий и мастерства учителя.
Основные противопоказания при организации групповой работы:

(Слайд 11)
1) Недопустима пара из двух слабых учеников: им нечем обмениваться, кроме совместной беспомощности. 2) Детей, которые по каким-то причинам отказываются работать сегодня вместе, нельзя принуждать к общей работе, а завтра можно предложить им сесть вместе. 3) Если кто-то пожелал работать в одиночку, разрешите ему отсесть; не позволяйте себе ни малейших проявлений неудовольствия ни в индивидуальных, ни тем более публичных оценках. 4) Нельзя занимать совместной работой детей более 10 – 15 минут урока в 1 классе и более половины урока во 2 классе – это может привести к повышению утомляемости. 5) Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы, дети должны обмениваться мнениями, высказывать своё отношение к работе товарища. Бороться надо лишь с возмущёнными выкриками, с разговорами в полный голос. Но бороться мягко, помня, что младшие школьники, увлёкшись задачей не способны к полному самоконтролю. 6) Нельзя наказывать детей лишением права участвовать в групповой работе.

Работу в парах начинаем вводить с первого класса.
В качестве подготовительной работы на уроках имеет место сочетание ф р о н т а л ь н о й и инд ивид уа льной формы ра б от ы. С п е ц и ф и ка образовательного и воспитательного процесса в нашей школе состоит в том, что мы не делим детей на классы с разным уровнем подготовки, с разным уровнем развития. В одном классе сидят сильные, слабые и средние ученики. Поэтому задания для индивидуальной работы на карточках надо давать дифференцированно (по уровню трудности, по объёму учебного материала).
(Слайд 11
) После того как дети научатся работать по индивидуальным карточкам, начинают учиться работать в парах «учитель - ученик». В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем , как нужно работать.
Например:
Русский язык. Задание на доске: Лиса, дом, игрушка, кот, дерево, медведь. - Посоветуйтесь в парах и решите, какие из записанных слов отвечают на вопросы кто?, а какие на вопрос что? Когда дети готовы они поднимают сигнальную карту зелёного цвета. - Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения. Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить: - Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать. Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно. Следующий этап: 1. Научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой). Тренаж предполагает наличие карточек с примерами и ответами, по которым дети задают примеры друг другу и проверяют правильность ответов (устный счет 5 минут в начале урока). 2. Обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их:
- Расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала. -Скажи напарнику, как ты его понял. Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. - Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответьте на них. - Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего?- и задайте их друг другу. Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом. Упражнения в учебнике расположены так, что часто предлагаются несколько однотипных упражнений с одинаковыми заданиями. Работая в парах, дети проходят учебный материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к этим упражнениям, ведь они выступают в роли не только ученика, но и учителя. Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроле знаний, т.е. на любом этапе, на любом виде урока. Первое, чему нужно научить ребят – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д. При изучении нового материала учитель может заготовить дидактические карточки. Дети работают по знакомому им алгоритму. Эффективно проходит повторение и закрепление учебного материала. Учитель готовит дидактические карточки, причем обе карточки составляются так, что они дополняют друг друга, включая все вопросы повторения. Закончить повторение можно фронтальной работой: вызвать любую пару к доске и выслушать их. (
слайд 13
) Одним из главных условий качественной работы группы, пары является наличие взаимопонимания между членами группы или пары, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог. При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся правильно говорить, строить свои ответы, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всём классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется
уверенность в собственных силах. Обучаясь в парах , дети понимают материал быстрее и качественнее. У них повышается интерес к учению, возрастает глубина понимания учебного материала; меняется характер во взаимоотношениях между детьми; исчезает безразличие; сплоченность класса резко возрастает, они учатся анализировать свою работу и работу одноклассников, определять причину неудач и успехи, становятся более сплоченными и дружными.
Выводы
: (
слайд 14)
 групповые приёмы работы приобщают к важным навыкам жизни;  улучшается успеваемость;  формируется мотивация учения и обучения;  научить можно каждого;  соблюдается дифференцированный подход;  работа в группе, в паре помогает ребенку проявить себя,  укрепляется дружба;  улучшаются межличностные отношения;  устанавливается психологический комфорт в коллективе.
Доклад на тему: « Формы работы на уроке»


В раздел образования