Напоминание

«Особенности патофизиологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня»


Авторы: Лукьянченкова Юлия Андреевна, Егорова Наталья Леонидовна
Должность: магистрант, кандидат педагогических наук
Учебное заведение: ФГБОУ ВО "КГУ"
Населённый пункт: город Курган
Наименование материала: научная статья
Тема: «Особенности патофизиологической базы речи у дошкольников с общим недоразвитием речи первого уровня»
Раздел: высшее образование





Назад




Ю. А. Лукьянченкова, Н.Л. Егорова

Курганский государственный университет, Курган

ОСОБЕННОСТИ ПАТОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ БАЗЫ

РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ

РЕЧИ ПЕРВОГО УРОВНЯ

Аннотация. В статье рассматривается патологическое развитие

психофизиологической

базы

речи

у

детей

с

нарушениями

речевой

деятельности. Раскрываются особенности коммуникативной функции

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Ключевые

слова:

вербальная

коммуникация,

дошкольники

с

общим недоразвитием речи, развитие коммуникации, коммуникативные

навыки.

Общее

недоразвитие

речи

обычно

является

следствием

резидуально-органического поражения мозга. По сравнению с детьми с

интеллектуальной

недостаточностью

у

детей

с

выраженной

речевой

патологией

в

основном

наблюдаются

остаточные

проявления

органического поражения центральной нервной системы – минимальная

мозговая дисфункция.

Все дети с недоразвитием речи начинают говорить достаточно

поздно, не раньше, чем в 3–4 года. Речь малопонятна, неправильно

оформлена — как с точки зрения лексики, так и фонетики и грамматики.

Вследствие того, что нарушена вербальная деятельность ребенка, у него

могут

наблюдаться

нарушения

памяти,

умственной

деятельности,

а

также отсутствуют познавательный интерес и внимание.

Как

отмечала

Приходько

О.Г.

для

детей

с

ОНР

1

уровня

характерна достаточно упрощенная речь. Часто они используют «лепет»

вместо слов или отдельные слова, которые не понятны вне ситуации.

Такие дети сильно жестикулируют, пытаются передать смысл своих

высказываний через язык мимики и жестов. Словарный запас ребенка с

данным уровнем ОНР очень беден и состоит из отдельных звуков или

их

сочетаний,

лепета

и

ограниченного

количества

обиходных

слов,

которые могут быть сильно искажены. Дети не в состоянии понять

смысл

многих

слов

и

грамматических

оборотов.

Многие

звуки

не

доступны для произношения, нарушен фонематический слух, то есть

ребенок не различает звуки. Артикуляция нечеткая, а произношения

звуков носит очень непостоянный характер [4].

У

дошкольников

с

общим

недоразвитием

речи

имеет место

нарушение

регуляции

произвольных

движений,

несформированность

координации тела в пространстве, задержка формирования схемы тела.

По мнению Коноваленко С.В., дети с ОНР испытывают затруднения в

удержании равновесия. У таких детей объем выполнения движений по

показу и по инструкции сильно ограничен. Нарушение координации

всех

видов

движений,

недостаточность

кинестетических

ощущений

приводят

детей к

затруднениям

в

формировании

навыков

чтения

и

письма,

что

сказывается

на

качестве

школьного

обучения,

сопровождается

снижением

работоспособности

и темпа

всех

видов

учебной

деятельности

вследствие

высокой

утомляемости

и

истощаемости[1].

Стремление к речевому общению может зависеть от первичной

интеллектуальной

сохранности

ребенка

(известно,

что

дети

со

сниженным интеллектом часто бывают говорливы, легко вступают в

контакт

с

окружающими,

хотя

этот

факт

формален),

личностных

особенностей ребенка, отношения со стороны окружающих, от сознания

ребенком своего дефекта и реакции.

У детей с ОНР отмечается

слабое

развитие мелкой моторики,

характеризующееся

двигательной

неловкостью,

малым

объёмом

движений, недостаточным темпом, переключаемостью движений руки.

По мнению Пискунова М.А., понимание речи ребенком напрямую

зависит от фонематического и зрительного восприятий. У всех детей с

недоразвитием

речи,

отмечаются

нарушения

фонематического

восприятия, причем наблюдается несомненная связь речеслухового и

речедвигательного

анализаторов.

При

этом

не

всегда

наблюдается

прямая

зависимость

между

нарушением

произношения

звуков

и

нарушением их восприятия. В ряде случаев наблюдается различение на

слух тех фонем, которые не противопоставлены в произношении, в

других

же

случаях

не

различаются

и

те

фонемы,

которые

дифференцируются

в

произношении.

Развитие

же

самого

фонематического слуха находится в прямой связи с развитием всех

сторон

речи,

что,

в

свою

очередь,

обусловлено

общим

развитием

ребенка [3].

Исследование зрительного восприятия позволяет сделать выводы о

том, что у дошкольников с речевой патологией данная психическая

функция

отстает

в

своем

развитии

от

нормы

и

характеризуется

недостаточной

сформированностью

целостного

образа

предмета.

Простое зрительное узнавание реальных объектов и их изображений не

отличается

у

этих

детей

от

нормы.

Нарушения

наблюдаются

при

усложнении

заданий

(узнавание

предметов

в

условиях

наложения,

зашумления). Так, дети с общим недоразвитием речи воспринимают

образ

предмета

в

усложненных

условиях

с

определенными

трудностями: увеличивается время принятия решения, дети неуверенны

в правильности своих ответов, отмечаются ошибки опознания.

Отстроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у

всех

детей.

Заметно

снижена

слуховая память

и

продуктивность

запоминания

по

сравнению

с

нормально

говорящими

детьми.

Дети

часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы

и

меняют

последовательность

предложенных

заданий.

Дети,

как

правило

не

прибегают

к

речевому

общению

с

целью

уточнения

инструкции.

Нарушения

структуры

деятельности,

неточное

и

фрагментарное восприятие инструкции связаны не только со снижением

слуховой

памяти,

но

и

с

особенностями

внимания.

Однако,

при

имеющихся

трудностях

у

детей

денной

категории

остаются

относительно

сохранными

возможности

смыслового

и

логического

запоминания, отмечал Лурия А.Р. [2]

Филичева

Т.Б.

[5]

говорила

о

том,

что

тесная

связь

между

нарушениями речи и другими сторонами психического развития детей

обусловливает некоторые специфические особенности их мышления. У

детей с недоразвитие речи на процесс и результаты мышления влияют

недостатки в знаниях и наиболее часто нарушения самоорганизации. У

них обнаруживается недостаточный объем сведений об окружающем, о

свойствах

и

функциях

предметов

действительности,

возникают

трудности в установлении причинно-следственных связей явлений.

Таким образом, исследователи особенностей патофизиологической

базы

у

детей

с

общим

недоразвитием

речи

показали,

что

для

большинства

таких

детей

характерно

нарушение

регуляции

произвольных

движений,

несформированность

координации

тела

в

пространстве,

задержка

формирования

схемы

тела,

затруднения

в

удержании равновесия. В целом коммуникативные возможности детей

с

выраженной

речевой

патологией

отличаются

заметной

ограниченностью и по всем параметрам значительно ниже нормы.

Библиографический список

1

Коноваленко

С.В.,

Кременецкая

М.И.

Развитие

психофизиологической

базы

речи

у

детей

дошкольного

возраста

с

нарушениями развития Изд. "Детство-пресс", 2019г.

2

Лурия А.Р. Мозг и психологические процессы. М.: «ИНФРА», 2000

г.- 485 с.

3

Пискунов

М.А.

Анатомо-физиологические

основы

и

терапия

косноязычия. Под ред. Н.М. Щелованова, Медгиз, 1962

4

Приходько О.Г. Речевое развитие детей с церебральным параличом и

система коррекционного воздействия. «Логопед в детском саду» № 6 (15),

2006. – с.14 – 18.

5

Филичева

Т.

Б.

и

др.

Основы

логопедии:

Учеб.

пособие

для

студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т. Б.

Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина



В раздел образования