Напоминание

НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: " Игры, игрушки. Детский сад ". " Звук [С]".


Автор: Храмова Татьяна Михайловна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: детский сад "Петушок" г. Нефтегорска
Населённый пункт: Самарская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: " Игры, игрушки. Детский сад ". " Звук [С]".
Раздел: дошкольное образование





Назад





ПРЕДИСЛОВИЕ
ФГОС дошкольного образования – нововведение, которое впервые закрепило за дошкольным образованием статус полноправного, более того - исходного, базового уровня образовательной системы. Принятый ФГОС снимает многие опасения, связанные с перспективой «стандартизации» дошкольного образования. Дошкольное образование может развиваться, лишь развивая: в стандарте оба вектора увязаны воедино. * Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребёнка. Однако личность ребёнка не может формироваться без постоянного общения с взрослым. Педагоги должны научить детей выражать свои мысли чистым литературным языком, свободно пользоваться разговорной (диалогической) и монологической речью. Полноценная речь – необходимое условие обучения в школе. Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих разделов образовательной работы в детском саду. Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование ею с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так, в 4 – 5 лет, дети могут самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. Весь процесс коррекционного обучения имеет чёткую коммуникативную направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в непосредственное общение. Важно научить детей применять отработанные речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать полученные навыки в различных видах деятельности. *Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой?// Дошкольное воспитание. 2014. №5. 1
НОД по развитию речи является основной формой коррекционного обучения, и предназначаются для систематического развития всех компонентов речи и подготовки к школе. Основными задачами НОД являются:  Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы и явления окружающей действительности, что даёт возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребёнка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.  Формирование правильного произношения звуков; р а з в и т и е фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения слов различной звуко – слоговой структуры; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.  Обучение детей самостоятельному высказыванию. На о снове сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительно сти, в л о го п ед и ч е с ко й последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ – описание. НОД по развитию речи строится с учётом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики. Логопеду следует чётко:  Определить тему и цель занятий;  Выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые дети должны усвоить в активной речи;  Отобрать лексический и грамматический материал с учётом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей;  Обозначить основные этапы занятия, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность; 2
 Обеспечить постепенное усложнение речевых и речемыслительных заданий;  Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей;  При отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития дошкольника, потенциальные возможности для развития мыслительной деятельности, сложных форм восприятия, воображения;  Предусмотреть приёмы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;  Включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«

Игры, игрушки. Детский сад ». « Звук [С]».

Цель
: активизация, расширение словаря и закрепление основных грамматических категорий по данной теме; Интеграция образовательных областей:
Задачи:

1)

(«Речевое развитие»)
 Закреплять предметный, глагольный словарь, словарь признаков;  Закреплять притяжательные прилагательные;  Закреплять антонимы;  Закреплять согласование прилагательных с существительными;  Закреплять навыки образования существительных родительного и винительного пад. единственного числа;  Закреплять правильную артикуляцию звука [С];  Развивать фонематический слух;  Активизировать словарь по данной теме;
2)

(«Социально-коммуникативное развитие»)
 Развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередь, быть доброжелательным, обобщать имеющийся опыт в форме устного текста;
3) («Художественно-эстетическое развитие»)
 Разучивать стихотворение «Сон», используя технологию мнемотехники;
Методы и приемы:
- наглядные; - словесные;
Материалы и оборудование:
иллюстративный материал Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной; стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад»; групповые и индивидуальные игрушки детей; мнемотаблица «Сон»;
Формы организации совместной деятельности
4

Детская

деятельность

Формы и методы организации совместной

деятельности
Двигательная двигательные паузы; Игровая Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактически), творческие игры (сюжетные,) ; Коммуникативная Беседы, речевые ситуации, словесные игры, вопросы; Восприятие (художественной литературы и фольклора
)
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание,
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность логопеда Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
I.
1.
Приветствие
Логопед читает стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад»
Садик
– это второй дом, Мы здесь дружно
все
живём. Праздники
встречаем,

Спим
, поём, играем, буквы изучаем, Очень
скоро
подрастём. И
все
в школу мы пойдём. Дети слушают Познакомились со стихотворением. Детям понятно, о чём пойдёт речь. 5

II.
2.
Основная часть
Игра «Вопросы–ответы» - О чём это стихотворение? - Наш детский сад, какой? - Что вы любите делать в нашем детском саду? - В какие игры вы любите играть? - Что нужно, для того, чтобы игра проходила весело и интересно? - Какие игрушки у вас любимые? - Кто работает в нашем детском саду? - Чему вас учат в детском саду? - Кто знакомит вас со звуками и буквами? О нашем
садике.

Красивый
, родной,
весёлый,
уютный Играть, заниматься. (Дети перечисляют любимые игры) Для этого нужны игрушки. (Дети называют свои любимые игрушки) Заведующая,
воспитатели,
логопеды, няни,
медсестра
, прачка, повар, физ. рук., музыкальный руководитель и т.д. Нас учат играть, петь, танцевать,
рисовать
, клеить, вырезать,
считать
, знакомят с буквами и звуками и т.д. Логопед В процессе беседы дети закрепляют предметный, глагольный словарь, словарь признаков. Вспоминают и закрепляют артикуляцию звука [С]. 6
- Сейчас я назову артикуляцию звука, а вы должны догадаться, какой это звук. (Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбки, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка. Это звук [С] 3. - Я предлагаю вас поиграть со мной в игры вместе с вашими игрушками и обращать внимание на звук [С], который будет сегодня с нами дружить.
Игра 1. «Чья игрушка?»

-
Назови игрушку, указав, кому она принадлежит.
Игра 2. «Скажи

наоборот»

(
в игре используют игрушки) - Закончи предложение:
Ослик
мягкий…
Самосвал
тяжёлый… Дети выслушивают предложение логопеда. Это
Сашин самосвал
. Это
Сонина

скакалка
. а
совочек
твёрдый. а
самолёт
лёгкий. Они нацелены на нужный лад. Закрепляют притяжательные прилагательные. Закрепляют антонимы 7

Автобус
новый… - А сейчас мы подвигаемся, а потом продолжим играть с нашими игрушками.
Динамическая пауза.

Игра 3. «Из чего,
а
скакалка старая
Утром я скакал и днём, Палка моя, палочка, (приседают) Ты была моим конём, Палочка-скакалочка! (показывают, какие у коня ушки) Вдаль я на коне скакал, Палка, моя палочка (топают ножками) Чуть коня я не загнал, Палочка-скакалочка! (делают хватательные движения) Говорят, что я устал, Палочка-скакалочка. (вытирают лоб) Я ведь только подгонял… Ты устала, палочка! (приседают) Подвигались, отдохнули. Закрепляют 8

какой?»
( в игре используют игрушки) - Закончи предложение:
Автобус
из металла Дом из
пластмассы

Ослик
из плюша…
Самосвал
из дерева… Кукла
Соня
из резины…
Игра 4 «Что без чего?»

-
Давайте с вами представим, что когда нас не было в группе, через открытое окно влетел Карлсон. Он случайно сломал игрушки, потому что не знал, как с ними играть. Итак, что мы с вами увидим.
Игра 5 «Почини

игрушку»
- Вам жаль игрушки? - Давайте им поможем. А для этого нам нужно их починить. металический
пластмассовый
плюшевый деревянный резиновая
Самосвал
без кузова.
Ослик
без уха.
Самолёт
без крыла.
Парусник
без
паруса.

Автобус
без
колеса
. - Да. согласование прилагательных с существительным и Закрепляют существительные родительного падежа единственного числа Дети закрепляют навыки образования существительных 9

III

.
- Вы мне в этом поможете?
Самосвалу
приделаем…
Ослику
пришьём…
Самолёту
приделаем…
Паруснику
приделаем…
Автобусу
приделаем…
Игра 6 « Поймай слово».
- Сейчас я перечислю игрушки, с которыми мы играли, а вы должны поймать (хлопнуть в ладоши) только то слово, в котором есть звук [С]. Итак: кукла,
самосвал,
пирамида,
ослик
,
самолёт
, мяч,
автобус,

детская посуда,
автомобиль,
парусник,
лото,
скакалка,
лего.
Прощание,

-
На прощание мне хочется предложить вашему вниманию небольшое стихотворение «Сон», которое поможет вам чётко и правильно произносить звук [С]. А также поможет вам - Поможем. - кузов - ухо - крыло
- парус
-
колесо
Дети хлопают в ладоши, услышав слово со звуком [С]. в винительном падеже Развивается фонематический слух и память. 10
быстро и правильно разучивать наизусть стихотворения.
Сон.
Спят спокойно Соня, Саня, Кот и пес во сне сопят, Засыпает сом с усами, На суку совята спят.
Мнемотаблица

I.
Спят спокойно Соня, Саня,
II.

И
Дети разучивают стихотворение. Развивается правильная артикуляция звука [С]. Развивается память, художественный вкус. 11
Кот и пес во сне сопят,
III.
Засыпает сом с усами,
IV.
На суку совята спят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию речи может осуществляться как на специально организованных занятиях, так и вне их (на прогулке, во время режимных процессов и т.д.) Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у детей интерес к занятиям, поэтому проводит их надо в увлекательной игровой форме. Задания должны быть доступны детям и располагаться в порядке нарастающей сложности.
Ожидаемые результаты:
12
В процессе работы дети закрепят:  предметный, глагольный словарь, словарь признаков;  притяжательные прилагательные;  антонимы;  согласование прилагательных с существительными;  навыки образования существительных родительного и винительного пад. единственного числа;  правильную артикуляцию звука [С];  фонематический слух;  словарь по данной теме;  умение слушать партнёра, реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередь, быть доброжелательным, обобщать имеющийся опыт в форме устного текста;  Разучат стихотворение «Сон», используя технологию мнемотехники;
Список литературы:
1. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушения речи; Программа дошкольных образовательных учреждения компенсирующего вида для детей с нарушением речи, Москва «Просвещение» 2010г. 2. Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой?// Дошкольное воспитание. 2014. №5. 3. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред. О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001. 4. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР (Альбом 1, 3), ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2010. 13


В раздел образования