НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: " Игры, игрушки. Детский сад ". " Звук [С]".
Автор: Храмова Татьяна Михайловна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: детский сад "Петушок" г. Нефтегорска Населённый пункт: Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: НОД в старшей группе компенсирующей направленности на тему: " Игры, игрушки. Детский сад ". " Звук [С]". Раздел: дошкольное образование
ПРЕДИСЛОВИЕ
ФГОС дошкольного образования – нововведение, которое
впервые
закрепило за дошкольным образованием статус полноправного, более того
-
исходного, базового уровня образовательной системы. Принятый ФГОС снимает
многие опасения, связанные с перспективой
«стандартизации» дошкольного
образования.
Дошкольное
образование
может
развиваться,
лишь
развивая:
в
стандарте оба вектора увязаны воедино. *
Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности
ребёнка.
Однако
личность
ребёнка
не
может
формироваться
без
постоянного
общения с взрослым. Педагоги
должны научить детей выражать свои мысли
чистым
литературным
языком,
свободно
пользоваться
разговорной
(диалогической)
и
монологической
речью.
Полноценная
речь
–
необходимое
условие обучения в школе.
Развитие речи детей, начиная с раннего возраста, является одним из ведущих
разделов
образовательной
работы
в
детском
саду.
Общение
ребёнка
с
окружающими
формируется
постепенно:
оно
включает
понимание
речи
и
активное
пользование
ею
с
учётом
правильного
грамматического
и
фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи
детей
предъявляются
разные.
Так,
в
4
–
5
лет,
дети
могут
самостоятельно
составлять
небольшие
рассказы,
пересказывать
несложные
тексты,
осознанно
пользоваться словами с обобщающим значением.
Весь процесс коррекционного обучения имеет чёткую коммуникативную
направленность. Усваиваемые элементы языковой системы должны включаться в
непосредственное
общение.
Важно
научить
детей
применять
отработанные
речевые операции в аналогичных или новых ситуациях, творчески использовать
полученные навыки в различных видах деятельности.
*Кудрявцев В. Образование до школы: какой ценой?// Дошкольное воспитание. 2014. №5.
1
НОД по развитию речи является основной формой коррекционного обучения, и
предназначаются
для
систематического
развития
всех
компонентов
речи
и
подготовки к школе. Основными задачами НОД являются:
Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать
предметы и явления окружающей действительности, что даёт возможность
уточнить
и
расширить
запас
конкретных
представлений
ребёнка;
формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков
словообразования
и
словоизменения;
умение
употреблять
простые
распространённые предложения и некоторые виды сложных синтаксических
структур.
Формирование
правильного
произношения
звуков;
р а з в и т и е
фонематического слуха и восприятия; закрепление навыков произнесения
слов
различной
звуко
–
слоговой
структуры;
подготовка
к
усвоению
элементарных навыков звукового анализа и синтеза.
Обучение
детей
самостоятельному
высказыванию.
На
о снове
сформированных навыков использования различных типов предложений у
детей
вырабатывается
умение
передавать
впечатления
об
увиденном,
о
событиях
окружающей
действительно сти,
в
л о го п ед и ч е с ко й
последовательности пересказывать
содержание сюжетных
картин и их
серий, составлять рассказ – описание.
НОД по развитию речи строится с учётом требований как общей дошкольной,
так и специальной педагогики.
Логопеду следует чётко:
Определить тему и цель занятий;
Выделить предметный и глагольный словарь, словарь признаков, которые
дети должны усвоить в активной речи;
Отобрать лексический и грамматический материал с учётом темы и цели
занятия,
этапа
коррекционного
обучения,
индивидуального
подхода
к
речевым и психическим возможностям детей;
Обозначить
основные
этапы
занятия,
показав
их
взаимосвязь
и
взаимообусловленность;
2
Обеспечить
постепенное
усложнение
речевых
и
речемыслительных
заданий;
Включить в занятие разнообразные игровые и дидактические упражнения с
элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями
товарищей;
При отборе программного материала учитывать зону ближайшего развития
дошкольника,
потенциальные
возможности
для
развития
мыслительной
деятельности, сложных форм восприятия, воображения;
Предусмотреть приёмы, обеспечивающие при индивидуальном подходе к
детям вовлечение их в активную работу и познавательную деятельность;
Включить в занятие регулярное повторение усвоенного речевого материала;
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3
План-конспект непосредственно образовательной деятельности
«
Игры, игрушки. Детский сад ». « Звук [С]».
Цель :
активизация,
расширение
словаря
и
закрепление
основных
грамматических категорий по данной теме;
Интеграция образовательных областей:
Задачи:
1)
(«Речевое развитие»)
Закреплять предметный, глагольный словарь, словарь признаков;
Закреплять притяжательные прилагательные;
Закреплять антонимы;
Закреплять согласование прилагательных с существительными;
Закреплять
навыки
образования
существительных
родительного
и
винительного пад. единственного числа;
Закреплять правильную артикуляцию звука [С];
Развивать фонематический слух;
Активизировать словарь по данной теме;
2)
(«Социально-коммуникативное развитие»)
Развивать диалогическую речь: умение слушать партнёра, реагировать на
высказывание
сверстника,
соблюдать
в
беседе
очередь,
быть
доброжелательным, обобщать имеющийся опыт в форме устного текста;
3) («Художественно-эстетическое развитие»)
Разучивать стихотворение «Сон», используя технологию мнемотехники;
Методы и приемы:
- наглядные;
- словесные;
Материалы и оборудование: иллюстративный материал Т.Б. Филичевой, Г.В.
Чиркиной; стихотворение Ларисы Зиминой «Детский сад»;
групповые и индивидуальные игрушки детей; мнемотаблица «Сон»;
Формы организации совместной деятельности
4
Детская
деятельность
Формы и методы организации совместной
деятельности
Двигательная
двигательные паузы;
Игровая
Игровые ситуации, игры с правилами ( дидактически),
творческие игры (сюжетные,) ;
Коммуникативная
Беседы, речевые ситуации, словесные игры, вопросы;
Восприятие
(художественной
литературы и
фольклора )
Рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание,
Логика образовательной деятельности
№ Деятельность логопеда
Деятельность
воспитанников
Ожидаемые
результаты
I.
1.
Приветствие
Логопед читает
стихотворение Ларисы
Зиминой «Детский сад»
Садик – это второй дом,
Мы здесь дружно все
живём.
Праздники встречаем,
Спим , поём, играем,
буквы изучаем,
Очень скоро подрастём.
И все в школу мы пойдём.
Дети слушают
Познакомились со
стихотворением.
Детям понятно, о
чём пойдёт речь.
5
II.
2.
Основная часть
Игра «Вопросы–ответы»
- О чём это
стихотворение?
- Наш детский сад, какой?
- Что вы любите делать в
нашем детском саду?
- В какие игры вы любите
играть?
- Что нужно, для того,
чтобы игра проходила
весело и интересно?
- Какие игрушки у вас
любимые?
- Кто работает в нашем
детском саду?
- Чему вас учат в детском
саду?
- Кто знакомит вас со
звуками и буквами?
О нашем садике.
Красивый , родной,
весёлый, уютный
Играть, заниматься.
(Дети перечисляют
любимые игры)
Для этого нужны
игрушки.
(Дети называют свои
любимые игрушки)
Заведующая,
воспитатели,
логопеды, няни,
медсестра , прачка,
повар, физ. рук.,
музыкальный
руководитель и т.д.
Нас учат играть, петь,
танцевать, рисовать ,
клеить, вырезать,
считать , знакомят с
буквами и звуками и
т.д.
Логопед
В процессе беседы
дети закрепляют
предметный,
глагольный
словарь, словарь
признаков.
Вспоминают и
закрепляют
артикуляцию звука
[С].
6
- Сейчас я назову
артикуляцию звука, а вы
должны догадаться, какой
это звук. (Кончик языка
упирается в нижние
передние зубы. Губы
растянуты, как при
улыбки, и не закрывают
зубов. Зубы сомкнуты или
сближены. Воздух
выдувается с силой
посередине языка.
Это звук [С]
3.
- Я предлагаю вас
поиграть со мной в игры
вместе с вашими
игрушками и обращать
внимание на звук [С],
который будет сегодня с
нами дружить.
Игра 1. «Чья игрушка?»
- Назови игрушку, указав,
кому она принадлежит.
Игра 2. «Скажи
наоборот»
( в игре используют
игрушки)
- Закончи предложение:
Ослик мягкий…
Самосвал тяжёлый…
Дети выслушивают
предложение
логопеда.
Это Сашин самосвал .
Это Сонина
скакалка .
а совочек твёрдый.
а самолёт лёгкий.
Они нацелены на
нужный лад.
Закрепляют
притяжательные
прилагательные.
Закрепляют
антонимы
7
Автобус новый…
- А сейчас мы
подвигаемся, а потом
продолжим играть с
нашими игрушками.
Динамическая пауза.
Игра 3. «Из чего,
а скакалка старая
Утром я скакал и
днём,
Палка моя, палочка,
(приседают)
Ты была моим конём,
Палочка-скакалочка!
(показывают, какие у
коня ушки)
Вдаль я на коне
скакал,
Палка, моя палочка
(топают ножками)
Чуть коня я не загнал,
Палочка-скакалочка!
(делают хватательные
движения)
Говорят, что я устал,
Палочка-скакалочка.
(вытирают лоб)
Я ведь только
подгонял…
Ты устала, палочка!
(приседают)
Подвигались,
отдохнули.
Закрепляют
8
какой?»
( в игре используют
игрушки)
- Закончи предложение:
Автобус из металла
Дом из пластмассы …
Ослик из плюша…
Самосвал из дерева…
Кукла Соня из резины…
Игра 4 «Что без чего?»
- Давайте с вами
представим, что когда нас
не было в группе, через
открытое окно влетел
Карлсон. Он случайно
сломал игрушки, потому
что не знал, как с ними
играть. Итак, что мы с
вами увидим.
Игра 5 «Почини
игрушку»
- Вам жаль игрушки?
- Давайте им поможем. А
для этого нам нужно их
починить.
металический
пластмассовый
плюшевый
деревянный
резиновая
Самосвал без кузова.
Ослик без уха.
Самолёт без крыла.
Парусник без паруса.
Автобус без колеса .
- Да.
согласование
прилагательных с
существительным
и
Закрепляют
существительные
родительного
падежа
единственного
числа
Дети закрепляют
навыки
образования
существительных
9
III
.
- Вы мне в этом
поможете?
Самосвалу приделаем…
Ослику пришьём…
Самолёту приделаем…
Паруснику приделаем…
Автобусу приделаем…
Игра 6 « Поймай слово».
- Сейчас я перечислю
игрушки, с которыми мы
играли, а вы должны
поймать (хлопнуть в
ладоши) только то слово,
в котором есть звук [С].
Итак: кукла, самосвал,
пирамида, ослик ,
самолёт , мяч, автобус,
- На прощание мне
хочется предложить
вашему вниманию
небольшое стихотворение
«Сон», которое поможет
вам чётко и правильно
произносить звук [С]. А
также поможет вам
- Поможем.
- кузов
- ухо
- крыло
- парус
- колесо
Дети хлопают в
ладоши, услышав
слово со звуком [С].
в винительном
падеже
Развивается
фонематический
слух и память.
10
быстро и правильно
разучивать наизусть
стихотворения.
Сон.
Спят спокойно Соня,
Саня,
Кот и пес во сне сопят,
Засыпает сом с усами,
На суку совята спят.
Мнемотаблица
I.
Спят спокойно Соня,
Саня,
II.
И
Дети разучивают
стихотворение.
Развивается
правильная
артикуляция звука
[С].
Развивается
память,
художественный
вкус.
11
Кот и пес во сне
сопят,
III.
Засыпает сом с
усами,
IV.
На
суку совята спят.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Работа по формированию речи может осуществляться как на специально
организованных
занятиях,
так
и
вне
их
(на
прогулке,
во
время
режимных
процессов и т.д.) Важно создать положительный эмоциональный фон, вызвать у
детей интерес к занятиям, поэтому проводит их надо в увлекательной игровой
форме.
Задания
должны
быть
доступны
детям
и
располагаться
в
порядке
нарастающей сложности.
Ожидаемые результаты:
12
В процессе работы дети закрепят:
предметный, глагольный словарь, словарь признаков;
притяжательные прилагательные;
антонимы;
согласование прилагательных с существительными;
навыки образования существительных родительного и винительного пад.
единственного числа;
правильную артикуляцию звука [С];
фонематический слух;
словарь по данной теме;
умение
слушать
партнёра,
реагировать
на
высказывание
сверстника,
соблюдать в беседе очередь, быть доброжелательным, обобщать имеющийся
опыт в форме устного текста;
Разучат стихотворение «Сон», используя технологию мнемотехники;
Список литературы:
1.
Филичева
Т.Б.,
Чиркина
Г.В.
Коррекция
нарушения
речи;
Программа
дошкольных
образовательных
учреждения
компенсирующего
вида
для
детей с нарушением речи, Москва «Просвещение» 2010г.
2.
Кудрявцев
В.
Образование
до
школы:
какой
ценой?//
Дошкольное
воспитание. 2014. №5.
3.
Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников. / Под ред.
О.С. Ушаковой. – М.: Издательство института психотерапии, 2001.
4.
Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР
(Альбом 1, 3), ООО «Издательство ГНОМ и Д», 2010.
13