Автор: Скрыпникова Елена Васильевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МКОУ Пузевская СОШ
Населённый пункт: село Пузево, Бутурлиновский район, Воронежская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Использование различных методов и приёмов обучения на уроке экономики по ФГОС"
Раздел: полное образование
План проекта урока по теме «Рынок и его функции»
Цели урока:
а) Образовательная.
Сформировать у учащихся понятие рынок, рассмотреть принципы функционирования рынка.
б) Развивающая.
Способствовать развитию мышления при обсуждении функций рынка; способствовать развитию речи, обогащению и
усложнению словарного запаса при формировании новых понятий (рынок, рыночные отношения, и т.д.).
в) Воспитательная.
Способствовать развитию чувства коллективизма при работе в группах, «Я – позиция» при обсуждении материала,
способствовать формированию отношений доброжелательного взаимодействия продавца и покупателя на рынке.
Планируемые результаты:
Предметные:
Узнают понятия рынок, рыночные отношения.
Узнают о принципах функционирования рынка, смогут объяснять роль конкуренции на рынке; смогут объяснять
основные принципы регулирования рыночной экономики.
Метапредметные:
Учатся анализировать информацию об экономике.
Учатся аргументировать свою точку зрения при обсуждении экономических вопросов.
Продолжают учиться работать в группе для выполнения заданий.
Личностные:
формируют уважение к правам и свободам человека на рынке.
формируют чувство ответственности за свои экономические решения.
формируют взаимоотношения честности и справедливости при взаимодействии на рынке.
Тип урока: комбинированный.
Ресурсы:
учебник обществознания для 8 класса (Боголюв Л. Н., Лазебникова А. Ю.),раздаточный материал,
презентация.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Организационный
момент
Приветствие учащихся, проверка присутствущих
Приветственное слово учителю.
Проверка знаний и
умений
Вспомним:
1.
Что такое экономика?
Ответы детей:
1.
Экономика (от греч.oiros-дом, хозяйство и nomos-
правило, закон)
- это хозяйство конкретной страны, включающее
определенные отрасли и виды производства;
-это правила ведения хозяйства;
- это наука о законах развития хозяйства и способах
его рационального ведения;
-это научная дисциплина,
изучающая какую-либо
область хозяйственной жизни общества.
2.
2.
Какова роль экономики в жизни общества?
3.
Что такое потребности человека? Какие бывают
потребности?
4.
Как
называются
блага,
имеющиеся
в
распоряжении общества в большем количестве,
чем величина потребности в них.
5.
Как называются блага, произведённые людьми и
имеющиеся
в
распоряжении
общества
в
ограниченном количестве.
3.ПОТРЕБНОСТИ
– это нужда в чем-либо необходим
для
поддержания жизнедеятельности и развитияличности.
Пища, общение с другими людьми, сон, воздух,
признание со стороны других людей, познание, труд,
температурный
комфорт,
успех
в
делах,
занятия
музыкой
4.Свободные (морская
вода,
солнечный
свет,
лесной
воздух)
5.Экономические (телефон, костюм, квартира).
Целеполагание
Мотивация
Сейчас я вам раздам текст (прил1.) где не хватает слов
и вам нужно будет вставить пропущенные слова. И
после чего кто – то из вас прочтет, что у него
получилось, но сразу правильно это или нет я вам
говорить не буду. В конце урока вы сами проверите
правильно ли вы вставили слова или же нет.
Получают
текст,
вставляют
пропущенные
слова,
зачитывают получившийся текст
Изучение нового
материала
(работа с понятием)
слайд 1
слайд 2
слайд 3
Действительно тема нашего урока «Рынок и его
функции», запишем план по которому будем изучать
эту тему.
Учащимся задается вопрос:
- Что такое рынок?
В
современной
неоклассической
экономической
литературе наиболее часто используется определение
рынка,
данное
французским
экономистом
А.Маршаллом (1842-1924г.). «Рынок – это не какая-
либо конкретная рыночная площадь, на которой
продаются и покупаются предметы, а в целом
всякий район, где сделки покупателей и продавцов
друг с другом свободны, что цены на одни и те же
товары
имеют
тенденцию
легко
и
быстро
выравниваться».
Внимательно
рассмотрите
картинку
на
экране.
Объясните, что она обозначает?
Английский экономист У.Джевонс (1835-1882г.) в
Дети записывают тему и план в тетрадь.
- рынок - это место, где люди в качестве продавцов и
покупателей находят друг друга.
Записывают одно из понятий в тетрадь.
Высказывают свои предположения
.
слайд 4
слайд 5
слайд 6
слайд 7
качестве
основного
критерия
определения
рынка
выдвигает «тесноту взаимосвязей между продавцами и
покупателями. Он считает, что рынок представляет
собой всякую группу людей, вступающих в тесные
деловые отношения и заключающие сделки по
поводу любого товара»
Понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-
первых,
в
собственном
смысле
рынок
(market)
означает сбыт, который осуществляется в сфере
обмена, обращения. Во-вторых, рынок- это система
экономических
отношений
между
людьми,
охватывающих
процессы
производства,
распределения, обмена и потребления.
Он
выступает
в
качестве
сложного
механизма
функционирования
экономики,
основанного
на
использовании разнообразных форм собственности,
товарно-денежных
связей
и
финансово-кредитной
системы.
Необходимо понять, что такое рыночные отношения.
Чтобы вы могли ответить на этот вопрос, я предлагаю
вам выполнить задание №1 в раздаточных материалах.
Задание №1: необходимо из предложенных различных
вариантов
отобрать
те,
которые
подходят
для
характеристики рыночных отношений (прил.2).
Знакомятся с текстом, выбирают варианты, озвучивают
результаты.
- отношения, связанные с арендой предприятия и других
структур экономики, когда взаимосвязь между двумя
субъектами осуществляется на рыночной основе;
-
обменные
процессы
совместных
предприятий
с
зарубежными фирмами;
слайд 8
слайд 9
слайд 10
- Основываясь на результатах вашей работы сделаем
вывод:
- экономика, основанная на принципах свободного
предпринимательства,
многообразия
форм
собственности на средства производства, рыночного
ценообразования,
договорных
отношений
между
хозяйствующими
субъектами,
ограниченного
вмешательства
государства
в
хозяйственную
деятельность называется…
Чтобы экономика стала именно рыночной, большое
значение
имеет
выбор
условий,
обеспечивающий
введение цивилизованных рыночных отношений.
3)
Условия
ведения
цивилизованных
рыночных
отношений
Такие условия можно разделить на две группы.
Первая
–
связана
с
введением
общих
условий
хозяйствования, обеспечивающих рыночные связи:
-
реализация многообразных форм собственности
(частной,
кооперативной,
акционерной,
государственной).
-
демократизация
производства
при
сохранении
- процесс найма и использования рабочей силы через
биржу труда;
-
кредитные
отношения
при
выдаче
кредитов
под
определенный процент;
- процесс функционирования рыночной инфраструктуры
управления, включающей в себя товарные, фондовые,
валютные биржи и другие подразделения.
- Рыночной экономикой
записывают в тетрадь
слайд 11
слайд 12
государственных регуляторов.
- создание рыночной инфраструктуры (которая
объединяет три основных элемента: рынок товара и
услуг; рынок факторов производства; финансовый
рынок
)
Вторая
–
связана
с
разработкой
правового
законодательства
и
принятия
экономических
положений
по
переходу
на
рыночные
методы
хозяйствования.
- требуются четкие меры по формированию и
обладанию многообразными формами собственности,
не
допускающими
расхищения
и
нерационального
использования.
-
преодоление
дефицита
через
структурную
перестройку приоритетных отраслей в экономике.
- превращение экономики в открытую систему с
привлечением иностранного капитала и созданием
смешанных предприятий.
Сущность рынка наиболее полно проявляется в
его функциях.
4) Функции рынка:
Важнейшие их них:
-
функция
саморегулирования
товарного
производства
(при
росте
спроса
на
товар
производители
расширяют
масштабы
своего
производства
и
повышают
цены.В
результате
производство сокращается);
- стимулирующая функция (при понижении цен
производители сокращают производство, внедряют
новую технику, технологии);
-
функция
установления
общественной
значимости произведенного продукта и затрат
труда
(действует
в
условиях
бездефицитного
Закрепление
материала
производства);
-
регулирующая
функция
(с
помощь
рынка
устанавливаются основные микро- и макропропорции в
экономике, в производстве и обмене);
-
демократизация
хозяйственной
жизни,
реализация принципов самоуправления (с помощью
рыночных
рычагов
воздействия
происходит
освобождение
общественного
производства
от
экономических нежизнеспособных его элементов, и за
счет
этого
осуществляется
дифференциация
товаропроизводителей).
Для того, чтобы выяснить, насколько вы поняли
материал, я предлагаю вам ответить на вопросы:
1.
-
Место,
где
люди
в
качестве продавцов и
покупателей находят друг друга.
- Что значит понятие рыночная экономика?
2.Выберите единственно правильный из четырех
вариантов ответа.
Господин Сидоров хочет продать выращенные им
помидоры как можно дороже, а госпожа Бубликова
хочет их купить как можно дешевле. В рыночной
экономике этот вопрос решается:
А) в результате конкуренции.
Б) в результате установления правительством цен на
помидоры.
В) в результате вмешательства избирателей.
Г) с позиций физической силы сторон, участвующих в
сделке
.
3.
Чем характеризуется рыночная экономика:
А) господством частной собственности.
Б) разрешением вопросов «что?», «как?» и «для кого?» с
помощью механизма цен.
В) отсутствием вмешательства государства в экономику.
Г) всем вышеперечисленным.
4. Специализация:
А) повышает производительность труда.
Б) снижает производительность труда.
В) не оказывает никакого влияния на производительность
труда.
Г) препятствует развитию обмена.
Выполните задания в раздаточных материалах.
5. Заполните таблицу (прил.3)
6. В раздаточных материалах, в задании предлагается
соотнести функцию и ее характеристикой. .(прил.4)
7.Работа в парах: в раздаточном материале приведите
примеры функций рынка.(прил.5)
Рефлексия
Проверьте тексты, которые мы заполняли в начале
урока и заполните таблички, которые находятся у вас
на партах.( прил. 6)
Проверяют свои тексты, выявляют ошибки, оценивают
свои работы
Домашнее задание
Знать понятия рынок, рыночные отношения, рыночная
экономика.
Уметь давать характеристику каждой функции рынка.
Приложение 1
Задание вставьте пропущенное слово:
_________ — это система экономических отношений между продавцом и покупателем, которая позволяет совершать
обмен необходимыми ресурсами. Благодаря разделению труда людям приходится обмениваться продукцией друг с
другом, ведь ________ — это то, что возникает из-за ограниченности человеческих ресурсов. Когда один человек не
может самостоятельно производить все, что ему нужно, ему приходится обменивать товары — это рождает _________.
_____выполняет ряд _____________ в экономике:
- сводит покупателей и продавцов для заключения сделки;
- на нем свободно устанавливается цена на товары и услуги;
- с помощью конкуренции он избавляется от неэффективных участников, приводя их к банкротству;
- его активность предоставляет информацию о состоянии экономики. Большое количество сделок и активность говорят
о развитии экономики и наоборот.
Приложение 2
Необходимо их предложенных различных вариантов отобрать те, которые подходят для характеристики рыночных
отношений.
Предложенные варианты:
а) государственная собственность на ресурсы;
б) отношения, связанные с арендой предприятия и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя
субъектами осуществляется на рыночной основе;
в) централизованное планирование;
г) обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;
д) фиксированные цены и унифицированная зарплата;
е) процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включающей в себя товарные, фондовые,
валютные биржи и другие подразделения;
ж) прямое распределение экономических ресурсов;
з) процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;
и) кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент.
Приложение 3
Приложение 4
Соотнести функцию рынка и с ее характеристикой
1. функция
саморегулирования
товарного производства
А)при
понижении
цен
производители
сокращают
производство,
внедряют
новую
технику, технологии
2. стимулирующая функция
Б)с помощь рынка устанавливаются основные
микро- и макропропорции в экономике, в
производстве и обмене
3. Функция установления
общественной значимости
произведенного продукта и затрат труда
В)с помощь рынка устанавливаются основные
микро- и макропропорции в экономике, в
производстве и обмене
4. регулирующая функция
Г)при росте спроса на товар производители
расширяют масштабы своего производства и
повышают цены. В результате производство
сокращается
5.демократизация
хозяйственной
жизни,
реализация принципов самоуправления
Д)действует
в
условиях
бездефицитного
производства
Ответы: 1-г; 2-а, 3-д, 4-в, 5-б
Приложение 5
ИНФОРМАЦИОННАЯ ФУНКЦИЯ РЫНКА:
Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с
избытком.
ПРИМЕРЫ:
РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЫНКА:
Цены помогают устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам
хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей.
ПРИМЕРЫ:
СТИМУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЫНКА:
Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать
прибыль и даже терпят убытки. Поэтому для частного предприятия снижение издержек является вопросом его выживаемости в условиях
рыночной экономики. Рынок стимулирует технический прогресс.
ПРИМЕРЫ:
САНИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЫНКА:
Рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает
зеленый свет более предприимчивым и эффективным.
ПРИМЕРЫ
Приложение 6
Оцените свою работу!
Задание
Понятие
рынок
Функции
рынка
Задание
5
Задание
6
Оценка(1-5)
Общая
оценка
Самый
активный
участник