Автор: Беломестнова Мария Гавриловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: Город Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Тема: " Значение патриотического воспитания в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование
Доклад на тему:
«Патриотическое воспитание
дошкольников».
Подготовила: Воспитатель:
Беломестнова Мария Гавриловна
М
БДОУ 14, город Амурск
С О Д Е Р Ж А Н И Е
1. Формирование патриотизма.
2. Цели и задачи патриотического воспитания.
3. Реализация программы патриотического воспитания.
Введение
Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей,
направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических
убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического
воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,
преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного
образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно
много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку
чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и
гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и
желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый
комплекс задач:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- расширение представлений о славных городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно
образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту они воспитывают в ребенке не
только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
1. Формирование патриотизма
Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его
лежит формирование патриотизма как личностного качества.
В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине,
активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее
достижениям и проблемам.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание
имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста
определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих
людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как
сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью
окружающего мира.
От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит
все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты
характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни
этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке,
играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях
людей, среди которых он живет.
Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей
в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование
в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам
национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание
эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к
окружающим.
Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста формирование у
них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к
окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,
любознательность.
Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
раскрывается следующим образом:
- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-
прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,
народным играм.
- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной,
семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями;
- с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и
настоящего времени, достопримечательностями;
- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок
проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в
связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.
2. Цели и задачи патриотического воспитания
Реализация патриотического воспитания направлена на решение следующих задач:
1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы в данном
направлении.
2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к
истории своей семьи.
3. Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за
принадлежность к гражданам России.
4. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской
Федерации герба, Гимна, Флага.
5. Воспитывать личность гражданина-патриота.
Главной целью данной работы является создание оптимальных условий для всестороннего
развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы
образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире,
отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери,
бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна своего дома и
детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все
это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления
еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой
маленький человек.
Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание
истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека,
воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и
талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и
будущему своего народа.
Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:
в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную
отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира
в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через
формирование предпосылок морального развития ребёнка
в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через
развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного
отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и
творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей
действительности.
Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного
целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Работа эта требует
творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна
личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний, и не будучи
патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.
Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное
самоопределение.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью
души ребёнка, началом продолжающим личность.
В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с
музыкальным. Проведение музыкальных тематических занятий со слушанием песен
военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств,
положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.
В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего
государства.
Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор
– одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и
привязанности к родной земле, языку, культуре.
Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,
поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились
особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности,
представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и
ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном
языке, родной природе. Главное, отбирая данные пословицы, необходимо учитывать,
чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста.
В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся
славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным
событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую
жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить
себе, что их родной город или село является частью страны, Родины.
Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому
другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.
Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.
3. Реализация программы патриотического воспитания
Работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем
направлениям:
1. Работа с детьми.
2. Работа с родителями.
3. Методическое сопровождение.
Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:
1. Знакомство с родным селом, его историей.
2. Знакомство с родным краем и Россией.
3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.
4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.
5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.
В процессе реализации работы с детьми используются: игры – занятия, игры –
развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной
литературы.
Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.
Воспитатели организуют предметно-развивающую среду: подготавливают подборку
художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений.
В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине сродни чувству
любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство
защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как
таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей
педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к
своей стране.
На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить
в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и
культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут
соотечественниками.