Напоминание

" Значение патриотического воспитания в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста "


Автор: Беломестнова Мария Гавриловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад 14
Населённый пункт: Город Амурск, Хабаровский край
Наименование материала: Статья о патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
Тема: " Значение патриотического воспитания в ДОУ для детей старшего дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему:

«Патриотическое воспитание

дошкольников».

Подготовила: Воспитатель:

Беломестнова Мария Гавриловна

М

БДОУ 14, город Амурск

С О Д Е Р Ж А Н И Е

1. Формирование патриотизма.

2. Цели и задачи патриотического воспитания.

3. Реализация программы патриотического воспитания.

Введение

Патриотическое воспитание процесс взаимодействия воспитателей и детей,

направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических

убеждений и устойчивых норм патриотического поведения. Целью патриотического

воспитания является воспитание убежденного патриота, любящего свою Родину,

преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного

образовательного учреждения. Следует подчеркнуть, что в настоящее время достаточно

много методической литературы по данному вопросу и это закономерно, поскольку

чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и

гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и

желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

Исходя из этого, в данном направлении воспитательной работы можно выделить целый

комплекс задач:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

- воспитание уважения к труду;

- развитие интереса к русским традициям и промыслам;

- расширение представлений о славных городах России;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно

образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту они воспитывают в ребенке не

только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и

сверстниками.

1. Формирование патриотизма

Патриотическое воспитание ребенка сложный педагогический процесс. В основе его

лежит формирование патриотизма как личностного качества.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине,

активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее

достижениям и проблемам.

На каждом возрастном этапе проявления патриотизма и патриотическое воспитание

имеют свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста

определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих

людей, представителей живой природы, наличие у ребенка таких качеств, как

сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью

окружающего мира.

От того, как они будут сформированы в первые годы жизни ребенка, во многом зависит

все его последующее развитие. В этот период начинают развиваться те чувства, черты

характера, которые незримо уже связывают его со своим народом, своей страной. Корни

этого влияния в языке народа, который усваивает ребенок, в народных песнях, музыке,

играх, игрушках, впечатлениях о природе родного края, о труде, быте, нравах и обычаях

людей, среди которых он живет.

Под патриотическим воспитанием детей мы понимаем взаимодействие взрослого и детей

в совместной деятельности и общении, которое направлено на раскрытие и формирование

в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам

национальной и региональной культуры, природе родного края, воспитание

эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к

окружающим.

Цель воспитания патриотизма у детей старшего дошкольного возраста формирование у

них потребности совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к

окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость,

любознательность.

Содержание патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

раскрывается следующим образом:

- приобщение детей к культурному наследию, праздникам, традициям, народно-

прикладному искусству, устному народному творчеству, музыкальному фольклору,

народным играм.

- знакомство с семьёй, историей, членами семьи, родственниками, предками, родословной,

семейными традициями; с детским садом, играми, игрушками, традициями;

- с селом, его историей, традициями, выдающимися горожанами, селянами прошлого и

настоящего времени, достопримечательностями;

- организация творческой продуктивной, игровой деятельности детей, в которой ребенок

проявляет сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в

связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

2. Цели и задачи патриотического воспитания

Реализация патриотического воспитания направлена на решение следующих задач:

1. Повысить педагогическую компетентность педагогов по организации работы в данном

направлении.

2. Ориентировать родителей на патриотическое воспитание детей путем прикосновения к

истории своей семьи.

3. Воспитывать любовь и уважение к своему селу, краю, Родине, гордость за

принадлежность к гражданам России.

4. Прививать чувство гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской

Федерации герба, Гимна, Флага.

5. Воспитывать личность гражданина-патриота.

Главной целью данной работы является создание оптимальных условий для всестороннего

развития нравственно-патриотического потенциала дошкольника.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы

образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире,

отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери,

бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна своего дома и

детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все

это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления

еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой

маленький человек.

Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание

истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека,

воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и

талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и

будущему своего народа.

Формирование любви к Родине нужно прививать с учетом возраста:

в младшем возрасте идёт через любовь к природе и через эмоциональную

отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира

в среднем возрасте проходит через познание мира человека, мира природы, через

формирование предпосылок морального развития ребёнка

в старшем дошкольном возрасте через познавательное отношение к миру, через

развитие основ экологической культуры, через закладывание основ уважительного

отношения к другим культурам, к своей Отчизне, через позицию созидателя и

творца, через эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающей

действительности.

Патриотическое чувство не возникает у людей само по себе. Это результат длительного

целенаправленного воспитания, начиная с самого раннего возраста. Работа эта требует

творческих усилий и поисков. Для успешного осуществления такой сложной задачи важна

личная заинтересованность педагога, постоянное пополнение своих знаний, и не будучи

патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине.

Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное

самоопределение.

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью

души ребёнка, началом продолжающим личность.

В дошкольном детстве патриотическое воспитание связано с эстетическим, в частности, с

музыкальным. Проведение музыкальных тематических занятий со слушанием песен

военных лет, о родной стороне способствует развитию у детей патриотических чувств,

положительных эмоций, вызывает интерес к обычаям, традициям, культуре своего народа.

В доступной форме можно знакомить дошкольников с историей создания нашего

государства.

Важное место среди них занимают произведения устного народного творчества. Фольклор

– одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и

привязанности к родной земле, языку, культуре.

Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы,

поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились

особенности черт русского характера, присущие ему нравственные ценности,

представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Понятным и

ценным в воспитании детей всех времен являются пословицы о Родине, матери, родном

языке, родной природе. Главное, отбирая данные пословицы, необходимо учитывать,

чтобы они были доступными пониманию детей дошкольного возраста.

В старших группах уже можно так строить работу, чтобы каждый ребенок проникся

славой родного края, почувствовал свою причастность к местным общественным

событиям. Чтобы дети, узнавая какие-то конкретные факты, наблюдая окружающую

жизнь, могли путём простейшего анализа, обобщения впечатлений лучше представить

себе, что их родной город или село является частью страны, Родины.

Духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому

другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально.

Он прямо связан с духовностью человека, её глубиной.

3. Реализация программы патриотического воспитания

Работа по данному направлению патриотического воспитания реализуется по трем

направлениям:

1. Работа с детьми.

2. Работа с родителями.

3. Методическое сопровождение.

Каждое из направлений связано между собой и включает в себя:

1. Знакомство с родным селом, его историей.

2. Знакомство с родным краем и Россией.

3. Знакомство с наиболее значимыми историческими событиями своей страны и народа.

4. Знакомство с былинными героями и их подвигами.

5. Знакомство с государственной символикой города, республики, стран.

В процессе реализации работы с детьми используются: игры – занятия, игры –

развлечения, праздники, художественные постановки, экскурсии, чтение художественной

литературы.

Формирование патриотических чувств проходит эффективно в тесной связи с семьёй.

Воспитатели организуют предметно-развивающую среду: подготавливают подборку

художественной литературы, разрабатывают конспекты занятий и сценарии развлечений.

В заключении, мне хотелось бы сказать, что чувство любви к Родине сродни чувству

любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство

защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как

таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей

педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к

своей стране.

На мой взгляд, суть патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить

в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и

культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут

соотечественниками.



В раздел образования