Автор: Никуличева Галина Валерьевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУ СШ №5 Населённый пункт: г. Фролово, Волгоградская область Наименование материала: статья Тема: "Интерактивное обучение в начальной школе" Раздел: начальное образование
Вступление.
Интерактивное обучение на современном этапе развития общества
рассматривается как одно из направлений интеллектуального развития
обучающегося.
Именно в начальной школе закладываются основы интеллектуальной
культуры,
формируются
азы
информационной
и
компьютерной
грамотности,
демонстрируются
пути
самостоятельного
получения
необходимых
знаний,
формируется
умение
творчески
работать
с
информацией.
Наиболее
целесообразным
решением
в
российской
начальной
школе
сегодня
является
смешанное
обучение,
т.е.
интерактивное обучение, скомбинированное с другими обучающими
методами.
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать
координатором
информационного
потока.
Следовательно,
учителю
необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными
технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом
развития общества, а знания – предметом относительным и ненадежным, так
как быстро устаревают и требуют в информационном обществе постоянного
обновления,
становится
очевидным,
что
современное
образование
–
это
непрерывный процесс.
Одной из главных задач, стоящих перед учителем начальной школы,
является расширение кругозора, углубление знаний об окружающем мире,
активизация
умственной
деятельно сти
детей,
развитие
р еч и .
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в
нашей
стране
наложили
отпечаток
на
развитие
личности
современного
ребёнка. Сегодня в традиционную схему «учитель – ученик – учебник»
вводится новое звено – компьютер, а в школьное сознание – интерактивное
обучение. Одной из основных частей информатизации образования является
использование
информационных
технологий
в
образовательных
дисциплинах.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке
целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе
первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными
компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с
их
помощью
информацию
для
дальнейшего
самообразования.
Для
реализации
этих
целей
возникает
необходимость
применения
в
практике
работы учителя начальных классов разных стратегий обучения
младших
школьников,
и,
в
первую
очередь,
использование
информационно-
коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.
Использование смешанного обучения на различных уроках в начальной
школе
позволяет
развивать
умение
обучающихся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира;
овладевать
практическими
2
способами
работы
с
информацией;
развивать
умения,
позволяющие
обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием интерактивных технологий позволяют сделать их
более интересными, продуманными, мобильными.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе.
Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень
важно
строить
их
обучение,
применяя
как
можно
больше
качественного
иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только
зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится
яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего,
должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся,
успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому
развитию
ребенка.
Следовательно,
интерактивное
обучение
должно
выполнять
определенную
образовательную
функцию,
помочь
ребёнку
разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а, не в коем
случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный
элемент
учебного
процесса,
а
не
основной.
Учитывая
психологические
особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна
быть чётко продумана и дозирована.
3
Основная часть.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения
средств
наглядности,
часто
возникают
проблемы.
Где
найти
нужный
материал
и
как
лучше
его
продемонстрировать?
На
помощь
пришёл
компьютер.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже
невозможно представить себе современную школу.
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает
обучающимся
ориентироваться
в
информационных
потоках
окружающего
мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать
умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных
технических средств.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее
обучение
ребёнка,
и
это
налагает
особую
ответственность
на
учителя
начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования
являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где
ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для
дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе.
Сегодня она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе
- местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить
активность,
самостоятельность,
сохранить
познавательную
активность
и
создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный
мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие.
В процессе изучения, многообразного применения и использования
средств
ИКТ
формируется
человек,
умеющий
действовать
не
только
по
образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из
максимально
большего
числа
источников;
умеющий
её
анализировать,
выдвигать гипотезы, строить модели, экспериментировать и делать выводы,
принимать решения в сложных ситуациях.
В процессе применения интерактивного обучения происходит развитие
обучающихся и их подготовка к свободной и комфортной жизни в условиях
информационного общества, в том числе:
-
развитие
наглядно-образного,
наглядно-действенного,
теоретического,
интуитивного, творческого видов мышления; - эстетическое воспитание за
счёт
использования
возможностей
компьютерной
графики,
технологии
мультимедиа;
- развитие коммуникативных способностей;
- формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать
варианты
решений
в
сложной
ситуации
(использование
ситуационных
компьютерных
игр,
ориентированных
на
оптимизацию
деятельности
по
принятию решения);
- формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку
информации.
4
Интерактивное
обучение приводит к интенсификации всех уровней
учебно-воспитательного процесса, обеспечивая:
-
повышение
эффективности
и
качества
процесса
обучения
за
счёт
реализации средств ИКТ;
-
обеспечение
побудительных
мотивов
(стимулов),
обуславливающих
активизацию познавательной деятельности;
- углубление метапредметных связей за счёт использования современных
средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении
задач из различных предметных областей.
Компьютер выступает в роли персонального помощника человека,
отвечающего
практически
всем
органам
чувств
человека.
Относительно
беспроблемное
сращивание
компьютера
с
различными
техническими
средствами
(телефон,
радио,
видео-
и
фотосредствами,
диагностической
аппаратурой
и
т.д.)
обеспечивает
компьютерный
слух,
зрение,
осязание,
способность речевого воспроизведения.
Я более пяти лет использую в своей работе интерактивное обучение,
внедряю его в образовательный процесс, и мною накоплен определённый
опыт по использованию ИКТ в учебном процессе.
Моя практика использования информационных технологий показывает,
что при условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках
традиционного
урока
появляются
неограниченные
возможности
для
индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Они открывают детям доступ к нетрадиционным источникам
информации,
повышают
эффективность
самостоятельной
работы,
предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и
закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально
новые
формы
и
методы
обучения.
Происходит
существенное
изменение
учебного
процесса,
переориентирование
его
на
развитие
мышления,
воображения
как
основных
процессов,
необходимых
для
успешного
обучения;
обеспечивается
эффективная
организация
познавательной
деятельности учащихся.
При использовании интерактивного обучения мне стало легче
осуществлять
личностно-ориентированный
подход
к
обучающимся,
появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.
В работе я использую готовые мультимедийные продукты и
компьютерные
обучающие
программы,
создаю
собственные
презентации,
проекты, использую средства сети Интернет, готовлю уроки в программе
Mimio, использую систему голосования MimioVote, а также документ –
камеру MimioView в учебной и внеклассной работе.
Такой урок, с элементами интерактивного обучения вызывает у
детей эмоциональный отклик, в том числе и у самых инфантильных или
гиперактивных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем
д о б и т ь с я
п р и
ф р о н т а л ь н о й
р а б о т е
с
к л а с с о м .
Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления
5
учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание
мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского
как "представление".
Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и
запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30%
увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким
образом,
облегчение
процесса
восприятия
и
запоминания
информации
с
помощью
ярких
образов
-
это
основа
любой
современной
презентации.
Я нахожу нужную информацию, затем переработав и размножив её,
устанавливаю на все компьютеры и предлагаю детям самостоятельно с ней
поработать в парах, группах, индивидуально, используя индивидуальный и
дифференцированный подход в обучении, предложив учащимся разные виды
заданий:
провести
исследование,
выбрать
главное,
составить
схему,
презентацию, заполнить таблицу.
Неоценимую помощь в работе оказывает сеть Интернет. Другой
способ получения информации - непосредственно из Интернета прямо на
уроке. Я сама заранее нахожу в Интернете нужный материал, а на уроке
открываю его. Работа происходит в форме диалога по изученному материалу.
Обучающиеся моего класса уже умеют самостоятельно пользоваться
Интернетом, выбирать нужную информацию, сохранять её и использовать в
своей дальнейшей работе при составлении презентаций или разработке и
выполнении разных видов проектов.
Использование интерактивного оборудования на уроке уже давно не
только
привычная
презентация
с
некоторыми
дополнительными
возможностями.
Грамотное
использование
правильно
подобранного
комплекта
интерактивных
устройств
позволяет
принципиально
изменить
методологию преподавания, обеспечить активное и заинтересованное участие
каждого
ученика
во
всем,
что
происходит
на
уроке.
Педагоги
получают
широкие возможности для групповой работы, а используемый дидактический
материал становится ярче и нагляднее. Важно, что учителя могут значительно
экономить свое время и силы — как при подготовке уроков, так и при
обработке проверочных работ и тестов. Интерактивное обучение открывает
новые
возможности
в
образовательном
процессе:
реализует
принцип
наглядности
как
по
отношению
к
отдельному
ученику,
так
и
к
целому
коллективу
учащихся,
вовлеченному
в
процесс
обучения,
повышает
мотивацию
обучающихся.
Результатом
внедрения
и
интенсивного
использования
интерактивных
технологий
становится
существенное
повышение
эффективности
работы
педагогов,
уровня
и
качества
знаний
учеников.
Система тестирования MimioVote™ позволяет проектировать тесты
всевозможных
типов
и
видов
(в
том
числе,
используя
поставляемые
шаблоны),
обеспечивает
импорт
готовых
тестовых
наборов
сторонних
разработчиков
и
тестов,
созданных
ранее
для
иных
систем
голосования.
Принципиальным
достижением
является
то,
что
я
получаю
широкие
6
возможности
автоматической
проверки
тестов,
анализа
накопленных
результатов и подготовке отчетов как по конкретному ученику, так и по
классу,
благодаря
ведению
журнала
тестирований.
Можно
мгновенно
увидеть общий результат голосования при помощи диаграммы, а также
конкретно по каждому ученику. Это помогает мне скорректировать
работу по теме и вовремя провести анализ ошибок обучающихся.
Пульты для ответов спроектированы таким образом, что работать с ними
ученикам не только удобно и понятно, но и увлекательно. Они автоматически
заряжаются и нумеруются при хранении. Доступность кнопок ответа на
пульте
определяется
типами
вопросов
и
прекрасно
индицируется,
что
упрощает работу учеников и уменьшает вероятность случайных ошибок.
Документ-камера MimioView специально разработана для интерактивного
обучения. Система дает возможность получать, сохранять и распространять
видео
в
реальном
времени,
изображения
плоских
и
объемных
объектов.
Конструкция камеры позволяет легко выравнивать документы, получать стоп-
кадры и записывать аннотации к видеоизображениям. MimioView помогает
мне при фронтальной проверке работ обучающихся, а также позволяет
снимать фото и записывать видео. Таким образом, на уроке я просто
показываю заранее записанный ролик, который при необходимости могу
остановить или какой – то эпизод показать повторно.
Современное,
интерактивное
обучение
(от
англ.
interaction
—
взаимодействие)
построено
на
взаимодействии
обучающегося
с
учебным
окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта,
при
этом
учащийся
становится
полноправным
участником
учебного
процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. При
такой форме организации познавательной деятельности учебный процесс
протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются
вовлеченными
в
него.
По
сравнению
с
традиционным
обучением
в
интерактивном
меняется
взаимодействие
педагога
и
обучающегося:
активность
педагога
уступает
место
активности
обучающихся.
Педагог
не
дает
готовых
знаний,
но
побуждает
обучающихся
к
самостоятельному поиску, и задачей учителя становится создание условий
для
их
инициативы.
А
интерактивные
технологии
позволяют
создавать
новейшие обучающие программы, оказывающие дополнительную поддержку
обучающимся в освоении учебных программ и развитии познавательной
деятельности.
Совмещая
их,
можно
добиться
многократного
повышения
эффективности образовательного процесса.
Я думаю, что именно в начальных классах очень важна роль ИКТ в
формировании операционного стиля мышления, который рассматривается
здесь в виде совокупности таких фундаментальных навыков и умений, как
планирование
структуры
действий,
поиск
информации,
структурирование
общения,
построение
информационных
моделей,
инструментирование
деятельности.
Большое
значение,
на
мой
взгляд,
имеет
воспитание
позитивного
восприятия
компьютера
как
помощника
в
учёбе,
как
7
инструмента творчества, самовыражения и развития. Работа с ИКТ должна
научить
ребенка
практической
работе
с
информацией
на
ПК.
Освоив
компьютер
в
начальной
школе,
дети
смогут
затем
использовать
его
как
инструмент
своей
деятельности
и
в
других
классах,
у
них
не
вызовут
затруднений предметные уроки с применением компьютера.
Ребёнок становится ищущим, жаждущим знаний, неутомимым,
творческим, настойчивым и трудолюбивым.
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я
детям предлагаю творческие задания, которые могут выражаться:
в составлении кроссворда, ребуса по теме,
в изготовлении учебного пособия;
в подготовке различных творческих сообщений;
в изготовлении презентаций и др.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют
возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им
предстоит
самостоятельно
добывать,
анализировать
и
передавать
другим
информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться -
важная задача современной начальной школы.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет
мне решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний.
Я
включаю
в
процесс
обучения
ещё
и
аудио,
и
видео
средства,
для
реализации
не
только
принципа
наглядности,
но
и
значительному
повышению интереса к учёбе.
Видео,
как
средство
информации,
играет
немалую
роль
в
развитии
и
обучении детей. Наиболее часто я его использую на уроках окружающего
мира,
изобразительного
искусства,
литературного
чтения.
Смена
ярких
кадров,
изображающих
картины
природы,
исторические
события
или
исторические
места,
залы
музеев,
картинные
галереи,
экранизации
художественных
произведений
даёт
простор
детской
фантазии,
мечте,
вызывает желание поделиться увиденным, высказать своё мнение. И вместе
всё это ненавязчиво обогащает ребёнка новыми знаниями, вызывает желание
узнать больше, искать новые источники познания.
Научив детей слушать, я предлагаю записи образцового чтения
небольших по объёму литературных произведений. Это обучает моих детей
выразительному
чтению,
умению
прочувствовать
настроение,
определить
характер героев.
Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах
маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать
такие же чувства и у других.
На уроках русского языка аудио средства я использую при подготовке к
сочинению по картине, по наблюдениям. Музыка переносит детей в мир
творчества, обогащает их новыми выразительными средствами.
Использование ИКТ преобразит преподавание традиционных учебных
предметов,
оптимизирует
процессы
понимания
и
запоминания
учебного
8
материала, а главное - поднимет на неизмеримо более высокий уровень
интерес детей к учёбе.
Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной
подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ИКТ, я
продумываю
последовательность
технологических
операций,
формы
и
способы подачи информации на большой экран.
Заключение.
9
Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе
достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста,
м ы
д о л ж н ы
п о м н и т ь
з а п о в е д ь
« Н Е
Н А В Р Е Д И ! »
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной
информации
на
уроке
имеет
положительный
эффект,
но
есть
уроки,
на
которых
достаточно
показа
таблиц
или
репродукции
картины.
В
таком
случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное,
н
е
ц
е
л
е
с
о
о
б
р
а
з
н
о
.
Психолого-педагогические исследования в классе показали, что
использование
возможностей
ИКТ
в
начальной
школе
способствует:
-повышению мотивации к учению,
-повышению
эффективности
образовательного
процесса
за
счёт
высокой
степени наглядности,
-активизации
познавательной
деятельности,
повышению
качественной
успеваемости школьников,
-развитие наглядно-образного, информационного мышления,
-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,
-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,
-повышению уровня комфортности обучения.
Все этопозволяет говорить о повышении качества работы учителя.
Уроки с использованием информационных технологий не только
расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени
повышают
творческий
и
интеллектуальный
потенциал
обучающихся.
Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики,
стоит учить его как можно чаще излагать собственные мысли, в том числе и с
помощью
информационных
технологий.
Использование
информационных
технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя
любому из обучающихся, при этом формы работы выбирает для себя сам
ученик.
Я уверена, что использование информационных технологий может
преобразовать
преподавание
традиционных
учебных
предметов,
рационализировав
детский
труд,
оптимизировав
процессы
понимания
и
запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизменно более
высокий уровень интерес детей к учебе.
Итак, мы видим, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс
направлен на развитие логического и критического мышления, воображения,
самостоятельности. Дети заинтересованы, приобщены к творческому поиску;
и не только дети, но и их родители тоже.
Литература
10
Атапина Т.В. Мультимедийные дидактические средства на уроках русского
языка. «Начальная школа» №4 2009г.
Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при обучении
орфографии. «Начальная школа». №9 2009г
Ефимов В.Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий
в начальном образовании школьников. «Начальная школа» . №2 2009г
Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры
младших школьников. «Начальная школа». №11 2008г.
Могилёв
А.В.
Интернет-проекты
в
системе
образования.
Справочник
заместителя директора школы. №8 2008г.
Молокова
А.В.
Информационные
технологии
в
традиционной
начальной
школе. Начальное образование №1 2003.г
Попов Р.Ф. К вопросу об использовании информационных технологий в
процессе
обучения
младших
школьников
английскому
языку.
«Начальная
школа». № 4 2006г
Смолкина
Е.В.
Исследовательская
деятельность
учащихся
как
средство
реализации личности в образовательном пространстве. «Начальная школа»
№2 2007г
Хирьянова И.С. Проектная деятельность с использованием информационных
технологий Управление начальной школой № 3 2009г
Хуснетдинова М.К. Развитие проектных компетенций младших школьников.
«Начальная школа». №1 2009г.
1 . Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-
коммуникационных средств. //Москва, НИИ школьных технологий. – 2005. –
С. 54 – 112.
2 . Селевко
Г.
К.
Современные
образовательные
технологии.
//Москва,
«Народное образование». – 1998. – С. 114 – 119.
3 . Программы четырёх летней начальной школы. //Москва, Академкнига /
Учебник. – 2005. – С. 163 – 180.
4 . Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная
школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 30 – 32.
5 . Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная
школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.
6. Колесникова Ю. А. Первое место - компьютеру. //Начальная школа плюс
До и После. – 2007. - №7. – С. 34 – 37.
7. Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До
и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.
8. Горячев А. В. Программа по информатике и ИКТ для начальной школы в
образовательной системе «Школа 2100». //Информатика и образование. –
2007. - №10. – С.3 – 13.
9 . Карпова
С.
В.
Урок
математики
в
1-ом
классе
с
использованием
информационных технологий. //Практика административной работы в школе.
– 2005. - №2. – С. 50 – 53.
11