Напоминание

Открытый урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"


Автор: Чернухина Ольга Александровна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МКОУ Валгусская СШ имени И.М. Марфина
Населённый пункт: с. Валгуссы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»

Цели урока:

деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные

действия при изучении типов химических реакций.

предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения,

реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать

знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по

числу и составу продуктов и реагентов реакции.

Планируемые образовательные результаты урока

личностные: убеждаются в познаваемости мира.

метапредметные

:

регулятивные:

умение

планировать

и

регулировать

свою

деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;

коммуникативные: готовность получать необходимую информацию,

продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;

познавательные

:

умение

определять

понятия,

устанавливать

аналогии, строить логические

рассуждения и делать выводы,

производить

поиск

информации,

анализировать

и

оценивать

её

достоверность.

предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки

классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения,

обмена», «закон сохранения массы веществ».

Тип урока:

1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала,

последовательного изучения ключевых вопросов темы.

2. По способу организации: синтетический урок

3. По ведущему методу обучения: проблемный урок

Метод обучения

1. Основной: урок-исследование

2.Дополнительные: самостоятельная работа, работа с приложениями,

взаимоконтроль

Основные вопросы урока:

1)

Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов

2)

Реакции соединения.

3)

Реакции разложения.

4)

Реакции замещения.

5)

Реакции обмена.

Оборудование: учебник, приложения, дидактический материал, таблица

растворимости, реактивы для лабораторного опыта: штатив с пробирками,

спиртовка, пробиркодержатель, спички, медная проволока, гранулы цинка,

растворы: сульфат меди, гидроксид натрия.

Ход урока

:

Организационный момент

-- Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте

глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.

(На фоне музыки)

Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого

прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.

Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и

лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение

птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит,

воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы

спокойны и неподвижны, как это тихое утро.

А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо

отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы

поработаем на протяжении всего урока.

Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей

жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои

свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться

использовать полученные знания во благо.

-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным

миром химических реакций.

Актуализация

На экране кластер “Химические реакции”

-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен.

Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера находится основное

понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят

стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам

необходимо охарактеризовать химические реакции.

-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или

нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по

химическому составу или строению вещества (продукты реакции).

-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью

химического уравнения)

-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись

химической реакции с помощью формул и математических знаков)

-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения?

(закон сохранения массы веществ)

-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую

реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)

-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)

-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с

помощью коэффициентов)

-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции?

(образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение

теплоты, появление запаха)

Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по

кластеру.

Овал “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся еще не знают этой

информации

-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Но мы не

знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая

тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие

тетради.

-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать реакции? (Для

изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими

уравнениями)

-- Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что

если

неверно

составлено

уравнение,

не

правильно

расставлены

коэффициенты задача будет решена неверно.

-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда?

(научиться классифицировать химические реакции)

-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы

заносите в оценочные листы. В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и

вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на

листах.

Работа у доски

На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и

предлагает выполнить задание.

-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в

химических реакциях.

Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.

1.

Al + CuCl

2

→ AlCl

3

+ Cu

2.

N

2

+ O

2

→ NO

3.

P + O

2

→ P

2

O

5

4.

NaOH + H

3

PO

4

→ Na

3

PO

4

+ H

2

O

5.

H

2

O → H

2

+ O

2

6.

Al

2

O

3

+ HCl→ AlCl

3

+ H

2

O

2 ученика работают у доски, уравнивая по 3 реакции

-- Остальным учащимся предлагаю выполнить задание на карточке №1,

ответив вопрос:

Карточка №1

Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций?

(Нужно ответить ДА или НЕТ)

Схемы химических реакций

Да/Нет

Ca + Cl

2

→ CaCl

2

2C + O

2

→ 2CO

Fe(OH)

2

→ FeO + H

2

O

CaCO

3

→ CaO + CO

2

2Zn + HCl → ZnCl

2

+ H

2

Fe + CuCl

2

→ Cu + FeCl

2

Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит

на экран.

Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)

-- У всех совпало с ответом?

-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель

выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)

-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1

уравнение – 1 балл (максимально – 6 баллов)

-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите

ошибки.

-- Сколько типов реакций вы можете здесь выделить? ( 4 типа)

-- Назовите номера реакций, которые вы отнесете к одному и тому же

типу. (1 реакция – 1 тип, 2,3,8 – второй тип, 5 – третий тип, 4,6,7 -

четвертый тип)

(учитель на доске обводит цветным мелом разные типы)

Учитель выводит на экран реакции, разделенные на типы:

Реакции соединения

N

2

+ O

2

→ NO

P + O

2

→ P

2

O

5

Al + O

2

→ Al

2

O

3

Реакции замещения

Al + CuCl

2

→ AlCl

3

+ Cu

Реакции разложения

H

2

O → H

2

+ O

2

Реакции обмена

NaOH + H

3

PO

4

→ Na

3

PO

4

+ H

2

O

Al

2

O

3

+ HCl→ AlCl

3

+ H

2

O

KOH +H

2

SO

4

→ K

2

SO

4

+ H

2

O

Изучение нового материала

--

Химические

реакции

можно

классифицировать

по

различным

признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа

химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первой

схеме, что происходит с веществами? (соединяются),

реакции так и

называются реакции соединения. Следующий тип, обратный предыдущему.

Какая особенность этих реакций? (вещества распадаются) Или разлагаются

- реакции разложения. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное

вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из

атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Что

необычного вы заметили в последнем типе реакций? (вещества меняются

своими составными частями) Реакции так и называются - обмена.

Учитель делит учащихся на 4 варианта и предлагает выполнить задание

тренажерной карты (дидактический материал № 8)

-- А сейчас, на отдельном листочке бумаги, выполните задание: не

переписывая реакции, под номерами укажите тип химической реакции.

-- Обменяйтесь листочками друг с другом и сравните ответы с эталоном.

Ответы:

1 вариант

1. реакция соединения

2. реакция замещения

3. реакция замещения

4. реакция замещения

5. реакция соединения

6. реакция обмена

7. реакция обмена

8. реакция обмена

9. реакция соединения

2 вариант

1. реакция замещения

2. реакция соединения

3. реакция замещения

4. реакция обмена

5. реакция соединения

6. реакция обмена

7. реакция замещения

8. реакция обмена

9. реакция разложения

-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в

оценочный лист. Максимально – 9 баллов.

-- А сейчас возьмите приложение №1 (Таблица «Типы химических

реакций»). Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. В ней описаны типы

химических реакций, написаны правила составления уравнений каждого

типа. На протяжении урока вы будете работать с этой таблицей, занося в

свободные ячейки уравнения химических реакций.

На экране записана схема: NaOH + CuSO

4

-- Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция? (обмен) В

таблице запишите реагенты и закончите уравнение химической реакции.

-- Посмотрите по правилам протекания реакций обмена, возможна ли эта

реакция? (Да) Почему? (образуется осадок)

Учитель выводит на экран продукты реакции.

2NaOH + CuSO

4

= Сu(OH)

2

↓+ Na

2

SO

4

-- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте,

убедимся, на практике проведя эксперимент. Правила ТБ Помните, при

работе со щелочами, аккуратно обращайтесь с реактивами.

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.

-- Какие изменения вы наблюдаете? (Появление осадка синего цвета)

Вывод: Таким образом, произошла реакция обмена, т. к. в ней принимали

участие два сложных вещества, в результате образовались два новых

вещества.

Учитель выводит на экран схему:

Cu(OH)

2

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную

реакцию? (разложения)

-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.

t

Cu(OH)

2

→ CuO + H

2

O

-- Оксид меди, это осадок черного цвета. Давайте убедимся, что реакция

разложения протекает при нагревании. Для этого возьмите пробирку, в

которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель,

проведите нагревание.

--Напомните мне правила работы со спиртовкой. (Сначала прогреваем всю

пробирку, а затем нагреваем раствор; нагревание проводим в верхней части

пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.)

Учащиеся

проводят

опыт

“разложение

гидроксида

меди

(II)”,

наблюдают за происходящими изменениями.

– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на

стенках пробирки капли воды)

Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного

сложного вещества образовалось два новых вещества.

Учитель выводит на экран схему:

Сu + O

2

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную

реакцию? (соединения)

-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.

2Сu + O

2

= 2CuO

-- Какого цвета оксид меди? (черный) Давайте убедимся в этом.

--

Проведем

реакцию.

Прокалите

колечко

медной

проволоки

над

зажженной спиртовкой. (УЧИТЕЛЬ НАПОМИНАЕТ ПРАВИЛА РАБОТЫ

СО СПИРТОВКОЙ)

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за происходящими изменениями.

-- Что вы наблюдаете? (образование черного налета)

Вывод: Таким образом, произошла реакция соединения, т. к. из двух

веществ образовалось одно новое вещество.

Учитель выводит на экран схему:

CuSO

4

+ Zn →

-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную

реакцию? (замещения)

-- Допишите реакцию, ориентируясь на правила написания в таблице. Что

выделяется в результате реакции? (чистая медь красно-коричневого цвета)

CuSO

4

+ Zn = ZnSO

4

+ Cu

-- Проведем опыт. В пробирку опустим гранулу цинка и прильем раствор

сульфата меди.(ПРАВИЛА ТБ)

Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.

-- Какие изменения происходят? (Гранула цинка покрывается налетом –

медью)

Вывод: Таким

образом,

произошла

реакция

замещения,

в

которой

участвовало простое и сложное вещество, получены два новых вещества.

Закрепление

-- Ребята, посмотрите внимательно на экран, определите тип реакции и

выберите лишнее. Почему?

Третий лишний.

1 группа

4P+5O

2

→2P

2

O

5

Fe+S=FeS

2HgO→2Hg+O

2

-- А сейчас возьмите карточку №2 и выполните задания самостоятельно

Карточка №2

1. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции,

расставьте коэффициенты:

а) ? + H

2

SO

4

= Al

2

(SO

4

)

3

+ H

2

б) Mg + ? = MgO

в) Na

2

O

+ ? = NaOH

г) Zn + ? = ZnО

2.

Определите правую часть уравнения реакции по его левой части.

Левая часть уравнения

Правая часть уравнения

А. Сu(OH)

2

=

Б. Сu + S =

1)

Cu + H

2

O

2)

CuS

3)

CuO + H

2

O

3. Найдите ошибки в предложенных реакциях, укажите их количество и

исправьте.

а) H

2

+ O

2

= H

2

O – реакция соединения

б) 2KCl + AgNO

3

= KNO

3

+ AgCl↓ – реакция обмена

в) Mg(OH)

2

+ HNO

3

= Mg(NO

3

)

2

+ 2H

2

O – реакция обмена

г) Cu + HCl = CuCl

2

+ H

2

– реакция замещения

-- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу.

Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 10

баллов

-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и

определите отметки за урок.

Учитель выводит критерии отметок:

25-20 – отметка «5»

19-13 – отметка «4»

12-6 – отметка «3»

-- Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?

Подведение итога и рефлексия

Учитель подводит итог урока

-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?

-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить

тип химической реакции?

-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?

Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,

В тебе я атом заместил, мы подружились даже.

И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)

Нас было много, мы соединились,

В одно большое вместе превратились.

Такое процесс объединения – реакция … (соединения)

Когда два сложных вещества в реакцию вступают,

Меняются фрагментами (себя не обижают),

И происходят с ними тут простые перемены

Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)

Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное

состояние:

-- Покажите, что вы нарисовали.

-- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.

--

Домашнее

задание:

1)

конспект

(приложение

№1),

выполнить

упражнение

письменно (карточка №3)

2) Учебник «Химия -8» § 30,31.

3) Выполнить творческий проект по любой теме:

1.

Химические реакции в природе

2.

Химические реакции в быту

Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат

А4)

Карточка №3

Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте

коэффициенты, укажите типы реакций

Тип реакции

Уравнение реакции

а) CuCl

2

+ Zn

б) Fe(OH)

2

в) KI + Pb(NO

3

)

2

г) Ca + O

2

-- Спасибо за работу на уроке!



В раздел образования