Автор: Чернухина Ольга Александровна
Должность: учитель химии, биологии
Учебное заведение: МКОУ Валгусская СШ имени И.М. Марфина
Населённый пункт: с. Валгуссы
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Открытый урок по химии 8 класс "Типы химических реакций"
Раздел: среднее образование
Урок химии в 8 классе на тему «Типы химических реакций»
Цели урока:
деятельностная: сформировать познавательные универсальные учебные
действия при изучении типов химических реакций.
предметно-дидактическая: сформировать понятия: реакции соединения,
реакции разложения, реакции замещения, реакции обмена; сформировать
знание о признаках химических реакций, научить определять тип реакции по
числу и составу продуктов и реагентов реакции.
Планируемые образовательные результаты урока
личностные: убеждаются в познаваемости мира.
метапредметные
:
регулятивные:
умение
планировать
и
регулировать
свою
деятельность, владение основами самоконтроля и самооценки;
коммуникативные: готовность получать необходимую информацию,
продуктивно взаимодействовать со своими партнерами и учителем;
познавательные
:
умение
определять
понятия,
устанавливать
аналогии, строить логические
рассуждения и делать выводы,
производить
поиск
информации,
анализировать
и
оценивать
её
достоверность.
предметные: знать определения «типы химических реакций», «признаки
классификации реакций», «реакции соединения, разложения, замещения,
обмена», «закон сохранения массы веществ».
Тип урока:
1. По ведущей дидактической цели: урок изучения нового материала,
последовательного изучения ключевых вопросов темы.
2. По способу организации: синтетический урок
3. По ведущему методу обучения: проблемный урок
Метод обучения
1. Основной: урок-исследование
2.Дополнительные: самостоятельная работа, работа с приложениями,
взаимоконтроль
Основные вопросы урока:
1)
Типы химических реакций по числу и составу продуктов и реагентов
2)
Реакции соединения.
3)
Реакции разложения.
4)
Реакции замещения.
5)
Реакции обмена.
Оборудование: учебник, приложения, дидактический материал, таблица
растворимости, реактивы для лабораторного опыта: штатив с пробирками,
спиртовка, пробиркодержатель, спички, медная проволока, гранулы цинка,
растворы: сульфат меди, гидроксид натрия.
Ход урока
:
Организационный момент
-- Здравствуйте, ребята! Сядьте поудобнее, расслабьтесь. Теперь закройте
глаза и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно.
(На фоне музыки)
Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого
прекрасного озера. Слышны лишь ваше дыхание и плеск воды.
Солнце ярко светит, и это заставляет вас чувствовать себя все лучше и
лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы слышите пение
птиц и стрекотанье кузнечика. Вы абсолютно спокойны. Солнце светит,
воздух чист и прозрачен. Вы ощущаете всем телом тепло солнца. Вы
спокойны и неподвижны, как это тихое утро.
А теперь открываем глаза. Мы снова в школе, в этом кабинете, мы хорошо
отдохнули, у нас бодрое настроение. С таким же отличным настроением мы
поработаем на протяжении всего урока.
Всё, что нас окружает, состоит из веществ. Кажется, что они живут своей
жизнью, таинственной и непостижимой. Взаимодействуя, они изменяют свои
свойства и состав. И задача человека, изучив этот мир, постараться
использовать полученные знания во благо.
-- Сегодня мы продолжим знакомство с этим удивительным и волшебным
миром химических реакций.
Актуализация
На экране кластер “Химические реакции”
-- Ребята, перед вами кластер «Химические реакции». Он не закончен.
Давайте заполним пустые овалы. В середине кластера находится основное
понятие (отмечено зеленым цветом) – химические реакции. От него отходят
стрелки к желтым овалам, в них указаны признаки, по которым вам
необходимо охарактеризовать химические реакции.
-- Итак, что такое химические реакции - это превращение одного или
нескольких исходных веществ (реагентов) в отличающиеся от них по
химическому составу или строению вещества (продукты реакции).
-- Как мы можем отразить химическую реакцию на письме? (с помощью
химического уравнения)
-- А что такое химическое уравнение? В чем отличие от реакции? (запись
химической реакции с помощью формул и математических знаков)
-- Какой закон мы используем при составлении химического уравнения?
(закон сохранения массы веществ)
-- Сформулируйте этот закон (Масса веществ вступивших в химическую
реакцию равна массе веществ, образовавшихся в результате ее)
-- Кто открыл закон сохранения массы веществ? (М.В.Ломоносов в 1748г)
-- Как закон сохранения массы отображается в уравнении? (уравниваем с
помощью коэффициентов)
-- Скажите, какими признаками сопровождаются химические реакции?
(образование осадка или газа, изменение цвета, выделение или поглощение
теплоты, появление запаха)
Учитель открывает слайды по мере ответов учащихся. И подводит итог по
кластеру.
Овал “Типы реакций” остается пустыми, т.к. учащиеся еще не знают этой
информации
-- Ребята, мы с вами разобрали понятие химические реакции. Но мы не
знаем, какие типы химических реакций существуют. Как вы думаете, какая
тема нашего урока? (Типы химических реакций) Записываем тему в рабочие
тетради.
-- Как вы думаете, для чего нужно классифицировать реакции? (Для
изучения химических свойств веществ, которые характеризуем химическими
уравнениями)
-- Решать расчетные задачи по уравнениям, ведь вы уже убедились, что
если
неверно
составлено
уравнение,
не
правильно
расставлены
коэффициенты задача будет решена неверно.
-- Скажите, пожалуйста, что является результатом нашего труда?
(научиться классифицировать химические реакции)
-- Сегодня, по мере выполнения заданий, баллы за правильные ответы вы
заносите в оценочные листы. В конце урока, мы подсчитаем сумму баллов, и
вы получите отметки за работу на уроке. Напишите фамилию и имя на
листах.
Работа у доски
На доске написаны реакции. Учитель вызывает к доске 2 учащихся и
предлагает выполнить задание.
-- Вспомним, как реализуется закон сохранения массы веществ в
химических реакциях.
Задание. Расставить коэффициенты и объяснить.
1.
Al + CuCl
2
→ AlCl
3
+ Cu
2.
N
2
+ O
2
→ NO
3.
P + O
2
→ P
2
O
5
4.
NaOH + H
3
PO
4
→ Na
3
PO
4
+ H
2
O
5.
H
2
O → H
2
+ O
2
6.
Al
2
O
3
+ HCl→ AlCl
3
+ H
2
O
2 ученика работают у доски, уравнивая по 3 реакции
-- Остальным учащимся предлагаю выполнить задание на карточке №1,
ответив вопрос:
Карточка №1
Выполняется ли закон сохранения массы в следующих схемах химических реакций?
(Нужно ответить ДА или НЕТ)
Схемы химических реакций
Да/Нет
Ca + Cl
2
→ CaCl
2
2C + O
2
→ 2CO
Fe(OH)
2
→ FeO + H
2
O
CaCO
3
→ CaO + CO
2
2Zn + HCl → ZnCl
2
+ H
2
Fe + CuCl
2
→ Cu + FeCl
2
Учитель проверяет выполненные задания. Ответы на карточку №1 выводит
на экран.
Учащиеся сверяют свои ответы с эталоном (ответы «да» или «нет»)
-- У всех совпало с ответом?
-- Почему в некоторых уравнениях закон не сохраняется? (учитель
выводит на экран схемы с коэффициентами, учащиеся определяют ошибки)
-- Посчитайте количество правильных ответов и занесите в лист. 1
уравнение – 1 балл (максимально – 6 баллов)
-- Посмотрите, пожалуйста, на уравнения реакций на доске. Найдите
ошибки.
-- Сколько типов реакций вы можете здесь выделить? ( 4 типа)
-- Назовите номера реакций, которые вы отнесете к одному и тому же
типу. (1 реакция – 1 тип, 2,3,8 – второй тип, 5 – третий тип, 4,6,7 -
четвертый тип)
(учитель на доске обводит цветным мелом разные типы)
Учитель выводит на экран реакции, разделенные на типы:
Реакции соединения
N
2
+ O
2
→ NO
P + O
2
→ P
2
O
5
Al + O
2
→ Al
2
O
3
Реакции замещения
Al + CuCl
2
→ AlCl
3
+ Cu
Реакции разложения
H
2
O → H
2
+ O
2
Реакции обмена
NaOH + H
3
PO
4
→ Na
3
PO
4
+ H
2
O
Al
2
O
3
+ HCl→ AlCl
3
+ H
2
O
KOH +H
2
SO
4
→ K
2
SO
4
+ H
2
O
Изучение нового материала
--
Химические
реакции
можно
классифицировать
по
различным
признакам. По числу и составу исходных веществ выделяют 4 типа
химических реакций. Давайте подумаем, как они называются? В первой
схеме, что происходит с веществами? (соединяются),
реакции так и
называются реакции соединения. Следующий тип, обратный предыдущему.
Какая особенность этих реакций? (вещества распадаются) Или разлагаются
- реакции разложения. В третьем типе реакций - участвует простое и сложное
вещество, причем атомы простого вещества занимают место одного из
атомов сложного вещества, замещают его - реакции замещения. Что
необычного вы заметили в последнем типе реакций? (вещества меняются
своими составными частями) Реакции так и называются - обмена.
Учитель делит учащихся на 4 варианта и предлагает выполнить задание
тренажерной карты (дидактический материал № 8)
-- А сейчас, на отдельном листочке бумаги, выполните задание: не
переписывая реакции, под номерами укажите тип химической реакции.
-- Обменяйтесь листочками друг с другом и сравните ответы с эталоном.
Ответы:
1 вариант
1. реакция соединения
2. реакция замещения
3. реакция замещения
4. реакция замещения
5. реакция соединения
6. реакция обмена
7. реакция обмена
8. реакция обмена
9. реакция соединения
2 вариант
1. реакция замещения
2. реакция соединения
3. реакция замещения
4. реакция обмена
5. реакция соединения
6. реакция обмена
7. реакция замещения
8. реакция обмена
9. реакция разложения
-- Посчитайте число правильных ответов (1 реакция – 1 балл) и занесите в
оценочный лист. Максимально – 9 баллов.
-- А сейчас возьмите приложение №1 (Таблица «Типы химических
реакций»). Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. В ней описаны типы
химических реакций, написаны правила составления уравнений каждого
типа. На протяжении урока вы будете работать с этой таблицей, занося в
свободные ячейки уравнения химических реакций.
На экране записана схема: NaOH + CuSO
4
→
-- Как вы думаете, к какому типу относится данная реакция? (обмен) В
таблице запишите реагенты и закончите уравнение химической реакции.
-- Посмотрите по правилам протекания реакций обмена, возможна ли эта
реакция? (Да) Почему? (образуется осадок)
Учитель выводит на экран продукты реакции.
2NaOH + CuSO
4
= Сu(OH)
2
↓+ Na
2
SO
4
-- Мы с вами спрогнозировали результат данной реакции. Давайте,
убедимся, на практике проведя эксперимент. Правила ТБ Помните, при
работе со щелочами, аккуратно обращайтесь с реактивами.
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.
-- Какие изменения вы наблюдаете? (Появление осадка синего цвета)
Вывод: Таким образом, произошла реакция обмена, т. к. в ней принимали
участие два сложных вещества, в результате образовались два новых
вещества.
Учитель выводит на экран схему:
Cu(OH)
2
→
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную
реакцию? (разложения)
-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.
t
Cu(OH)
2
→ CuO + H
2
O
-- Оксид меди, это осадок черного цвета. Давайте убедимся, что реакция
разложения протекает при нагревании. Для этого возьмите пробирку, в
которой получен гидроксид меди (II), закрепите в пробиркодержатель,
проведите нагревание.
--Напомните мне правила работы со спиртовкой. (Сначала прогреваем всю
пробирку, а затем нагреваем раствор; нагревание проводим в верхней части
пламени, т. к. именно оно обладает самой высокой температурой.)
Учащиеся
проводят
опыт
“разложение
гидроксида
меди
(II)”,
наблюдают за происходящими изменениями.
– Какие изменения вы наблюдаете? (Появление черного осадка, а на
стенках пробирки капли воды)
Вывод: Таким образом, произошла реакция разложения, т. к. из одного
сложного вещества образовалось два новых вещества.
Учитель выводит на экран схему:
Сu + O
2
→
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную
реакцию? (соединения)
-- Запишите в карте продукты, ориентируясь на правила написания.
2Сu + O
2
= 2CuO
-- Какого цвета оксид меди? (черный) Давайте убедимся в этом.
--
Проведем
реакцию.
Прокалите
колечко
медной
проволоки
над
зажженной спиртовкой. (УЧИТЕЛЬ НАПОМИНАЕТ ПРАВИЛА РАБОТЫ
СО СПИРТОВКОЙ)
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за происходящими изменениями.
-- Что вы наблюдаете? (образование черного налета)
Вывод: Таким образом, произошла реакция соединения, т. к. из двух
веществ образовалось одно новое вещество.
Учитель выводит на экран схему:
CuSO
4
+ Zn →
-- Как вы думаете, к какому типу реакций можно отнести данную
реакцию? (замещения)
-- Допишите реакцию, ориентируясь на правила написания в таблице. Что
выделяется в результате реакции? (чистая медь красно-коричневого цвета)
CuSO
4
+ Zn = ZnSO
4
+ Cu
-- Проведем опыт. В пробирку опустим гранулу цинка и прильем раствор
сульфата меди.(ПРАВИЛА ТБ)
Учащиеся проводят опыт, наблюдают за образованием осадка.
-- Какие изменения происходят? (Гранула цинка покрывается налетом –
медью)
Вывод: Таким
образом,
произошла
реакция
замещения,
в
которой
участвовало простое и сложное вещество, получены два новых вещества.
Закрепление
-- Ребята, посмотрите внимательно на экран, определите тип реакции и
выберите лишнее. Почему?
Третий лишний.
1 группа
●
4P+5O
2
→2P
2
O
5
●
Fe+S=FeS
●
2HgO→2Hg+O
2
-- А сейчас возьмите карточку №2 и выполните задания самостоятельно
Карточка №2
1. Восстановите пропущенную запись, укажите тип химической реакции,
расставьте коэффициенты:
а) ? + H
2
SO
4
= Al
2
(SO
4
)
3
+ H
2
б) Mg + ? = MgO
в) Na
2
O
+ ? = NaOH
г) Zn + ? = ZnО
2.
Определите правую часть уравнения реакции по его левой части.
Левая часть уравнения
Правая часть уравнения
А. Сu(OH)
2
=
Б. Сu + S =
1)
Cu + H
2
O
2)
CuS
3)
CuO + H
2
O
3. Найдите ошибки в предложенных реакциях, укажите их количество и
исправьте.
а) H
2
+ O
2
= H
2
O – реакция соединения
б) 2KCl + AgNO
3
= KNO
3
+ AgCl↓ – реакция обмена
в) Mg(OH)
2
+ HNO
3
= Mg(NO
3
)
2
+ 2H
2
O – реакция обмена
г) Cu + HCl = CuCl
2
+ H
2
– реакция замещения
-- Обменяйтесь карточками, проверьте ответы одноклассников по образцу.
Посчитайте баллы 1 уравнение – 1 балл. Общая сумма баллов за задания: 10
баллов
-- Занесите баллы в оценочный лист и подсчитайте общую сумму баллов и
определите отметки за урок.
Учитель выводит критерии отметок:
25-20 – отметка «5»
19-13 – отметка «4»
12-6 – отметка «3»
-- Поднимите руку, у кого «5». А «4» есть?
Подведение итога и рефлексия
Учитель подводит итог урока
-- Ребята, как вы думаете, достигли ли мы цели урока?
-- Сможете ли вы по числу и составу реагентов и продуктов определить
тип химической реакции?
-- Сейчас еще раз проверим. О каких реакциях идет речь?
Ты было сложным, я простым, мы встретились однажды,
В тебе я атом заместил, мы подружились даже.
И сразу изменился мир: я сложным стал, а ты простым. (замещения)
Нас было много, мы соединились,
В одно большое вместе превратились.
Такое процесс объединения – реакция … (соединения)
Когда два сложных вещества в реакцию вступают,
Меняются фрагментами (себя не обижают),
И происходят с ними тут простые перемены
Такой процесс мы назовем реакцией … (обмена)
Учитель предлагает учащимся проанализировать свое эмоциональное
состояние:
-- Покажите, что вы нарисовали.
-- Сдайте, пожалуйста, оценочные листы.
--
Домашнее
задание:
1)
конспект
(приложение
№1),
выполнить
упражнение
письменно (карточка №3)
2) Учебник «Химия -8» § 30,31.
3) Выполнить творческий проект по любой теме:
1.
Химические реакции в природе
2.
Химические реакции в быту
Форма предоставления проекта: презентация, видео, фотоколлаж (формат
А4)
Карточка №3
Допишите практически осуществимые уравнения реакций, расставьте
коэффициенты, укажите типы реакций
Тип реакции
Уравнение реакции
а) CuCl
2
+ Zn
→
б) Fe(OH)
2
→
в) KI + Pb(NO
3
)
2
→
г) Ca + O
2
→
-- Спасибо за работу на уроке!