Автор: Фоменко Елена Николаевна
Должность: учитель физики
Учебное заведение: МБОУ "Калининская СОШ"
Населённый пункт: с Калинино, Усть-Абаканский район, Республика Хакасия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект урока на тему "Диффузия"
Раздел: среднее образование
Разработка урока физики по теме «Диффузия»
Возрастная категория: обучающиеся 7 класса.
Компетенции ЕНГ формируемые в процессе урока: научное объяснение явлений, включая:
применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений; использование и создание
объяснительных моделей;
понимание основных особенностей естественнонаучного исследования,включая:
выдвижение объяснительных гипотез и предложение способов их проверки; предложение
или оценка способов научного исследования данного вопроса.
интерпретация данных и использованиенаучных доказательств для получения выводов,
включая: анализ, интерпретацию данных и получение соответствующих выводов;
преобразование одной формы представления данных в другую;и другое
Планируемые результаты обучения
Метапредметные
Овладеть регулятивными УУД на примерах решения задач;
уметь выражать свои мысли и
высказывать их при решении задач.
Частные предметные:
объяснять физический смысл понятий.
Общие предметные:применять знания при объяснении различных ситуаций; анализировать
полученные числовые результаты;
Личностные: сформировать познавательный интерес к изучению физики, расширить свой
политехнический кругозор.
Технические средства: мультимедийный проектор
Дитература: 1. Физика 7. Перышкин А.В
2.
Тесты по физике. Чеботарева А.В.
Тема: Диффузия
Цель урока: формирование знаний о явлении диффузии;
Задачи:
Предметные. Объяснить явление диффузии и зависимость скорости ее протекания от
температуры, привести примеры диффузии в окружающем мире, объяснить роль явления
диффузии в природе.
Метапредметные.Создать условия для развитие навыка организации учебной деятельности,
самоконтроля.
Личностные. Создать условия для развитие познавательного интереса, самостоятельности в
приобретении знаний и практических умений.
Эпиграф к уроку
«Науку всё глубже постигнуть стремись, познанием вечного жаждой томись. Лишь первых
познаний блеснёт тебе свет, узнаешь: предела для знания нет.» Фирдоуси
ХОД УРОКА
I.
Организационный момент.
II.
Выдвижение проблемы и привлечение учащихся к ее решению.
Сегодня дети урок мы начнем с просмотра видео.............., это явление о котором идет речь
называется «Диффузия» (тему урока записываем в тетрадь) так же ответим на
вопросы(вопросы записаны на доске)
Что такое диффузия
Выяснить, как она происходит
От чего она зависит
Где применяется (
Итак начнем нашу работу! Давайте обсудим просмотренный фрагмент
Высказывания учащихся. Итак вы говорили о молекулах.
• Давайте вспомним что такое молекула?
• Что вы знаете о молекулах?
Все ваши версии основаны еще на одном предположении. Как вы думаете на
каком? ( Наводящие вопросы: молекулы проникли, молекулы перемешались. В каком случае
это возможно? Итак, мы пришли к выводу, что в результате непрерывного и беспорядочного
движения молекулы перемешиваются)
Формулируем определение и записывают в тетрадь. Явление самопроизвольного
перемешивания веществ называется диффузией.
Рассмотренный фрагмент демонстрирует диффузию в газах. Как вы думаетк, а возможна ли
диффузия в других агрегатных состояниях
Высказывания учащихся. ( Конечно, возможно и т.п)
Демонстрация опыта: в воду капнем раствор марганцовки и пронаблюдаем, что
произойдет при этом.
Учащиеся: (вода окрасится)
Как вы думаете почему это происходит? ( молекулы марганцовки перемешались с
молекулами воды)
Мы еще раз убедились, что молекулы движутся и проникают между молекулами.
Выдвижение новой проблемы.
Выясним будет ли зависеть скорость протекания диффузии от температуры и от рода
вещества.
Демонстрация опытов.
1. В два стакана наливаем одинаковое количество воды разной температуры и опускаем
пакетики чая, также замеряем время.
Формулируем вывод: скорость диффузии зависит от температуры. Чем выше температура,
тем быстрее идет диффузия.
2. Диффузия в газах(Ароматизированная свеча)
Зажигаем ароматизированную свечу(соблюдая технику безопасности) и формулируем
задание детям. Замерить время за которое запах свечи достигнет вашей парты( по итогам
вычисляем скорость диффузиии) Мы с вами получили значение скорости протекания
диффузии, а ученые- физики получили 653 м/с почему так расходятся результаты (ответы уч-
ся)
Формулируем вывод. В скорость протеканиии диффузии в газах больше, чем в жидкостях.
Мы опытным путем доказали, что молекулы движутся и способны проникать в
промежутки между молекулами другого вещества. А как же обстоит дело с твердыми телами.
Возможна ли диффузия в твердых телах.
Смотрим фрагмент или сообщение о диффузии золота в свинце. (заранее готовит один из
учащихся).
Итак, мы проделали ряд опытов, в результате которых мы получили следующие
выводы (на доске вывешены вывода на основе проделанных опытов):
В ходе диффузии молекулы каждого из соприкасающихся веществ проникают в
промежутки между молекулами другого вещества.
Диффузия возможна во всех агрегатных состояниях вещества
Чем быстрее будут двигаться молекулы соприкасающихся веществ, тем быстрее
происходит диффузия.
А где же диффузия вокруг нас? Вот несколько практических примеров распространения
диффузии из повседневной жизни
Просмотр презентациии Д иффузия – примеры вокруг нас
III. Первичное закрепление изученного материала.
а)Устный опрос учащихся.
1. На каком явлении основана засолка огурцов, рыбы и других продуктов?
2. Почему чай заваривают именно горячей водой?
3. Почему мокрую окрашивающуюся ткань нельзя оставлять на белой ткани?
4. При разборке старых строений, части которых скреплялись кое-где болтами ,
обнаружилось что эти части невозможно открутить, т. к. они срослись с болтами.
Ответы коментируются учителем, объясняя явление.
б) выполнение заданий (задания на формирование ЕНГ)
1. Взаимодействие молекул вещества – это
1)Их отталкивание друг от друга
2)Их притяжение друг к другу
3) Их диффузия
4) Притяжение или отталкивание в зависимости от расстояния между ними.
2.Какое из названных явлений – диффузия?
1) Увеличение промежутков между молекулами при растяжении тела
2) Притяжение и отталкивание молекул
3) Проникновение молекул одного вещества между молекулами другого вещества
4) Перемешивание вещества
3. Замедлить диффузию можно, если
1) Нагреть контактирующие тела
2) Охладить тела
3) Сильно прижать их друг к другу
4) Переставить тела с одного стола на другой
4. «Старуха Изергиль», 1895 г., Максим Горький
Максим Горький (28.03.1868–18.06.1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Один из
самых значительных и известных в мире русских писателей и мыслителей.
«…Воздух был пропитан острым запахом моря и жирными испарениями земли, незадолго до
вечера обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу бродили обрывки туч, пышные,
странных очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма, сизые и пепельно-голубые, там
– резкие, как обломки скал, матово-чёрные или коричневые…»
1)Сколько разных воспоминаний, ярких незабываемых эмоций, связано у многих из нас с
морем!
2) С чем сравнить особый неповторимый запах моря?
3)Какое пояснение с точки зрения физики при этом Вы можете сделать?
5.
Айвазовский Иван
Константинович (Ованнес Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно известный русский
художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
С поверхности морей и океанов непрерывно испаряется вода. Вместе с ней в атмосферу
ежегодно поступает несколько сотен тысяч тонн йода, некоторое количество борной кислоты,
фосфатов и, очевидно, других химических веществ. Во время сильных ветров чёткая граница
между поверхностью моря и атмосферой разрушается. Ветер вместе с брызгами и пеной
уносит соль, гумус, детрит, которые потом частично выпадают на суше и… вместе с йодом
принимают участие в создании неподражаемой симфонии запаха моря… А дирижируют этим
волшебным оркестром____________________________( записать и объяснить какие
физические явления упоминаются в описании)
Домашнее задание. § 10. Вопросы после § 10 (устно).
Итоги урока, выставление оценок
Приложение
Критерии оценивания:
1.
Взаимодействие молекул вещества – это
1) Их отталкивание друг от друга
2) Их притяжение друг к другу
3) Их диффузия
4) Притяжение или отталкивание в зависимости от
расстояния между ними.
Учащиеся, достигшие 1
уровня, имеют:
- ограниченные знания,
которые могут применять
только в знакомых ситуациях.
Они могут давать очевидные
объяснения, которые явно
следуют из имеющихся
данных.
0 баллов – нет правильного
объяснения явления. 1 балл –
выбран верный ответ.
2.
Какое из названных явлений – диффузия?
1) Увеличение промежутков между молекулами
при растяжении тела
2) Притяжение и отталкивание молекул
3) Проникновение молекул одного вещества между
молекулами другого вещества
4) Перемешивание вещества
Учащиеся, достигшие 2
уровня, могут:
- давать возможные
объяснения в знакомых
ситуациях на основе
адекватных научных знаний;
- делать выводы на основе
простых исследований;
- устанавливать прямые
связи и буквально
интерпретировать результаты
исследований или
технологические решения.
Критерии оценивания:
0 баллов – нет правильного
объяснения явления. 1 балл –
выбран верный ответ.
3.
Замедлить диффузию можно, если
1) Нагреть контактирующие тела
2) Охладить тела
3) Сильно прижать их друг к другу
4) Переставить тела с одного стола на другой
Учащиеся, достигшие 3
уровня, могут:
- выявить ясно
сформулированные научные
проблемы в некоторых
ситуациях;
- отобрать факты и знания,
необходимые для объяснения
явлений;
- применять простые модели
или исследовательские
стратегии;
- интерпретировать и
напрямую использовать
естественнонаучные понятия
из различных разделов
естествознания;
- формулировать короткие
высказывания, используя
факты;
- принимать решения на
основе естественнонаучных
знаний.
4.
«Старуха Изергиль», 1895 г., Максим Горький
Максим Горький (28.03.1868–18.06.1936) – русский
писатель, прозаик, драматург. Один из самых
значительных и известных в мире русских писателей
и мыслителей.
«…Воздух был пропитан острым запахом моря и
жирными испарениями земли, незадолго до вечера
обильно смоченной дождём. Ещё и теперь по небу
бродили обрывки туч, пышные, странных
очертаний и красок, тут – мягкие, как клубы дыма,
сизые и пепельно-голубые, там – резкие, как обломки
скал, матово-чёрные или коричневые…»
Сколько разных воспоминаний, ярких незабываемых
эмоций, связано у многих из нас с морем! С чем
сравнить особый неповторимый запах моря?
И какое пояснение с точки зрения физики при этом
Вы можете сделать?
Учащиеся, достигшие 4
уровня, могут:
- эффективно анализировать
различные ситуации и
проблемы, в которых явно
проявляются отдельные
явления, и от них требуется
сделать вывод о роли науки
или технологии;
- выбрать или обобщить
объяснения, основанные на
знаниях различных разделов
естествознания и технологии,
и связать эти объяснения
напрямую с отдельными
аспектами жизненных
ситуаций;
- оценивать свои действия и
сообщать о своих решениях,
используя при этом
естественнонаучные знания и
обоснования.
Критерий оценивания:
0 баллов – нет правильного
ответа.
1 балл – представлен
правильный ответ на
поставленный вопрос, но его
обоснование не является
достаточным.
2 балла – представлен
правильный ответ на
поставленный вопрос, и
приведено достаточное
обоснование, не содержащее
ошибок.
5
Айвазовский Иван Константинович (Ованнес
Айвазян; 29.07.1817–02.05.1900) – всемирно
известный русский художник-маринист, баталист,
коллекционер, меценат.
С поверхности морей и океанов непрерывно
испаряется вода. Вместе с ней в атмосферу ежегодно
поступает несколько сотен тысяч тонн йода,
некоторое количество борной кислоты, фосфатов и,
очевидно, других химических веществ. Во время
сильных ветров чёткая граница между поверхностью
моря и атмосферой разрушается. Ветер вместе с
брызгами и пеной уносит соль, гумус, детрит,
которые потом частично выпадают на суше и…
вместе с йодом принимают участие в
создании неподражаемой симфонии запаха моря… А
дирижируют этим волшебным
оркестром конвекция и диффузия.
Или
Если в одном конце комнаты пролить некоторое
количество пахучей и летучей жидкости, то через
несколько секунд её запах будет ощущаться в другом
конце комнаты. Не противоречит ли этот факт тому,
что средняя скорость молекул газа при комнатной
температуре больше скорости пули и составляет
несколько сотен метров в секунду?