Автор: Туманова Елена Ивановна Должность: учитель математики Учебное заведение: МОАУ средняя общеобразовательная школа №7 имени А.А.Пономарева Населённый пункт: город Лабинск, Краснодарский край Наименование материала: конспект урока Тема: 5 класс, "Треугольники" Раздел: среднее образование
Тип и особенности: урок открытия и изучения новых знаний через экспериментальную проверку, с помощью
наблюдений. Урок в форме эвристической беседы
Оборудование: компоненты УМК «Сферы. Математика. 5-6», проектор, компьютер, интерактивная доска (ИД), на
каждой парте 2 транспортира, 2 циркуля, 2 линейки, 2 карандаша, ластик, листы нелинованной бумаги; по 1 листу с
изображенными треугольниками различных видов (3), заготовленные таблицы обработки результатов экспериментов.
На столе учителя лежат заготовленные плашки-фиксики и распечатки проектного задания на дом.
Этапы урока
Задачи этапа
Визуальный ряд
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые
УУД
Организации
Определить
цель занятия
На доске дата и название
т е м ы :
« В и д ы
треугольников. Периметр»
Н а
с тол а х
у ч а щ и х с я
открыт
учебник
с.
116
«Вы
узнаете»
(учитель
просит
вначале
урока
открыть)
-
Ребята,
мы
уже
с
вами
изучили
вопрос о том, какими бывают углы.
Кто может напомнить?
- Углы бывают прямыми,
острыми и тупыми
Целеполагание,
предметная
рефлексия
(повторение
ранее
изученного)
- А каким инструментом мы можем
измерять
углы.
Чем
отличаются
величины прямого, острого и тупого
угла?
-
С
п о м о щ ь ю
транспортира.
-
Прямой
угол
равен
90
градусам
- Острый меньше, а тупой
– больше 90 градусов.
-
Слева
на
странице
учебника
116
обозначена
цель
сегодняшнего
занятия
–
понять,
как
отличают
треугольники по видам углов в них.
Как
вы
считаете,
какими
будут
их
названия?
Читают рубрику.
Отвечают:
- тупоугольные,
- прямоугольные
- остроугольные.
1
Актуализации
з н а н и й
и
умений
Продемонстри
ровать
необходимость
знания
точного
определения
З а г о т о в л е н н ы е
в
л а б о р а т о р и и
Э П
различного
в ида
( п о
углам)
треугольников
- Совершенно верно, однако многие
из
вас
могут
предполагать,
что
в
остроугольном все углы - какие?
в тупоугольном – все углы какие?
а в прямоугольном – все углы какие?
острые,
тупые,
прямые.
Прогнозирование
и
саморегуляция
на
о с н о в е
л о ж н о й
аналогии.
Формирование
представления роли
п р и м е р а
д л я
подтверждения или
опровержения
предположения
Деформируются
треугольники
и
в
них
меняются величины углов
-
Давайте
проведём
эксперимент,
р а с с м о т р и м
д е ф о р м а ц и и
треугольника
так,
чтобы
все
углы
стали одного вида, что наблюдается?
В
одном
треугольнике
углы
могут
быть
вс е
острыми,
а
тупой
или
прямой
угол
в
одном
треугольнике может быть
только один
- Может кто-то построит треугольник
хотя бы с двумя тупыми углами?
-
если
хотя
бы
один
треугольник
нарисуете с двумя тупыми углами, то
этого достаточно для доказательства
существования
тупо-тупоугольных
треугольников.
На
нелинованной
бумаге
чертят
Целеполагания
Объяснение
материала
Флеш-определение
ЭП
стр.
117
классификации
треугольников по углам.
-
Д а ва й т е
с
п ом о щ ь ю
п ау з ы
прослушаем
определения
каждого
вида и отметим особенности. Какие
вы можете назвать?
-
Ту п оу гол ь н ы е
и
прямоугольные
в
своем
о п р е д е л е н и и
и м е ю т
выражение «имеет тупой»
или «имеет прямой угол»,
а в остроугольном – «все
углы острые».
Р а б о т а
с
определениями,
с
контрпримерами.
Р а б о т а
с
гипотезами.
Анализ
р еч е вы х
конструкций
2
-
А
можно
ли
в
определении
остроугольного
аналогично
тупо-
и
прямоугольным заменить слово «все»
на
слово
«имеет»
острый
угол?
Объясните,
почему
можно
или
нельзя?
- Нет, нельзя! Так как у
тупоугольного
треугольника есть острый
угол,
но
тогда
т а ко й
треугольник
будет
еще
н а з ы в а т ь с я
и
остроугольным.
Применение
ранее
изученного,
повторение
(измерение
углов
транспортиром
) в новой теме.
Демонстрация
этапов
проведения
эксперимента
На
до ске
п о я в л я е т с я
надпись «Есть гипотеза!»
и рубрика
«В фокусе» учебника стр.
117.
О т в е т и м
н а
в о п р о с
э к с п е р и м е н т о м
п о
проверке гипотезы: Сумма
углов треугольника равна
180 градусам.
На
до ске
п о я в л я е т с я
надпись:
« с у м м а
у г л о в
треугольника
равна
180
градусам»
Ребята, если два тупых угла с разных
сторон отрезка не пересекаются, то
давайте
попробуем
объяснить
этот
факт. Для этого нам поможет теория,
а точнее утверждение, которое верно,
но мы с вами проверим его все-таки
практически.
Итак, есть гипотеза, что сумма углов
треугольника
равна
180
градусам.
Проведем эксперимент.
Слушают,
принимают
цель - проверить гипотезу.
Формирование
необходимости
теоретического
обоснования
(объяснения)
или
практической
проверки
факта,
утверждения,
свойства.
Развитие
навыка
сотрудничества.
Лаборатория
ЭП
«Вы
узнаете»
и
таблица
на
доске
угол
треу
А
В
С
1
2
3
К
ИД
вызываются
два
человека.
Один будет проводить эксперимент с
помощью э-циркуля, а второй - его
описывать
и
обрабатывать.
А
остальные работают в парах.
Учитель раздаёт каждой паре по три
треугольника и одной таблице.
Работают в парах.
У
доски
с
помощью
э-
транспортира,
на
партах
обычным измеряют углы;
д р у г о й
у ч е н и к
–
записывает и складывает.
3
Рефлексия
Показать
способ
аргументиров
ания
ссылкой
н а
в е р н ы й
факт
-
Ребят а,
многие
из
вас
п р и
и з м е р е н и и
у гл о в
д о п у с к а л и
погрешности (плюс-минус несколько
г р а д у с о в ) ,
т е м
н е
м е н е е ,
большинство
измерений
нашу
гипотезу
подтвердили,
что
сумма
углов
треугольника
равна
180
г р а д у с а м ,
к т о
м ож е т
т е п е р ь
объяснить, почему не может быть два
тупых угла в одном треугольнике?
- Если бы у треугольника
были два тупых угла, то
они
в
сумме
уже
давали
бы больше 180 градусов, а
как
известно
(мы
это
проверили),
в
любом
треугольнике сумма углов
равна 180 градусам.
Доказательство
от
противного,
с в е д е н и е
к
противоречию
известного факта.
Работа в парах.
- То есть, если в треугольнике есть
хотя бы один тупой или прямой угол,
то все остальные углы должны быть
острыми.
Тогда
для
того,
чтобы
о п р е д е л и т ь
( д о к а з а т ь )
в и д
треугольника, какой угол достаточно
измерить?
- Наибольший из углов.
4
Использование
нового
а л го р и т м а
и
приведение
аргументов
Применение
ранее
изученного,
применение
(построение
отрезков
ц и р к у л е м
и
л и н е й к о й )
в
новой теме.
Актуализиров
ать
необходимость
выполнения
правдоподобн
ы х ,
т о ч н ы х
построений
На
интерактивной
доске
п о я в л я е т с я
с л а й д
с
и з о б р а ж е н и е м
т р е х
отрезков,
изображенных
по отдельности и
треугольник со сторонами,
равными этим отрезкам.
П о д
и з о б р а ж е н и е м
надпись:
« П о с т р о и т ь
треугольник
по
т р е м
сторонам!»
-
Я
вам
сейчас
покажу,
как
с
помощью
циркуля
и
л и н е й к и
построить треугольник со сторонами
заданной
длины
(Показывает
на
доске).
- Постройте аналогично треугольник
со сторонами:
а) (1, 2,3); б) (2, 3, 4);
в) (3, 4, 5); г) (4,5,6).
-
Е с л и
к а к о й - т о
с л у ч а й
н е
п о л у ч а е т с я ,
п р о п у с к а й т е ,
приступайте к другому заданию.
- Каждому треугольнику определите
название
(по
углам)
и
объясните,
почему вы так сделали.
- Для этого дам подсказку: напротив
большей
стороны
всегда
лежит
больший угол, достаточно измерить
только его.
Строят, чертят.
Измеряют
больший
угол,
о п р е д е л я ю т
в и д
треугольника:
а) отрезок
б) тупоугольный
в) прямоугольный
г) остроугольный
Формирование
регуляторного
опыта:
прогнозирование,
оценивание.
Наблюдение,
сравнительный
анализ.
Выполнять
практическую
р а б о т у
с
использованием
нового
теоретического
факта.
Н а д п и с ь
н а
д о с к е :
«Периметр треугольника –
это сумма длин всех его
сторон»
рис. 7.7. стр. 118, учебник
надпись: «Определите вид
каждого из треугольников:
BKE,
DCK.
Н а й д и т е
периметр»
- Повторите определение периметра
фигуры
и
выполните
з а д а н и е ,
написанное на доске. Помните, что
длины некоторых отрезков мы можем
найти только примерно!
(Вызывает
к
доске
желающих,
помогает).
Все работают в тетрадях,
а
вызванные
к
д о с ке
у ч е н и к и
р а б о т а ю т
с
помощью Э-линейки.
Постановка
эксперимента
( э т а п
н е
обязателен
для
всех)
Применение
ранее
изученного,
повторение
(построение
На
ИД
нарисованы
три
равные
окружности.
В
к а ж д о й
о к р у ж н о с т и
вписан
треугольник:
в
первую остроугольный, во
- Начертите с помощью циркуля три
окружности. Постройте произвольно,
аналогично как на доске, вписанные
в
о к р у ж н о с т и
т р е у г о л ь н и к и
различных
видов.
Проверьте
себя,
П и ш у т
в
т е т р а д я х
«Треугольник - прямоугол
ьный,
больший
угол
–
прямой.
Или
Развитие морально-
этического
сознания на основе
проверки.
5
окружности
циркулем)
вторую – тупоугольный, в
третью - прямоугольными
треугольники (нарисованы
з а р а н е е
у ч и т е л е м
с
помощью
Э-лаборатории
гиперссылка рубрики
«Вы узнаете»).
Н а
д о с к е
н а д п и с ь :
«Треугольник
–
это
тело
геометрии,
окружность
–
ее душа!»
определите
вид
т р еу гол ь н и ка ,
доказав это измерением наибольшего
угла.
(Вызывает трех добровольцев к доске
по
очереди
помогает,
обсуждает
с
классом
проблемы
и
результаты
выполнения.)
-
П од п и ш и т е
п од
р и с у н к а м и
д о ка з ат е л ь с т ва
п р а в и л ь н о с т и
построений.
«Треугольник - тупоугольн
ый,
больший
угол
равен
135 градусам.
Информирован
ия о домашней
работе
Обеспечение
понимания
детьми
цели,
содержания
и
способов
выполнения
домашнего
задания.
Т р и
о к р у ж н о с т и
(пронумерованы
№ 1 ,
№2,
№3),
в
каждой
из
к о т о р ы х
п о
т р и
треугольника
одного
вида (пронумерованы
№1.1, №1.2, №1.3;
. №2.1, №2.2, №2.3;
. №3.1, №3.2, №3.3;
и
нарисованы
заранее
учителем
с
помощью
Э-
лаборатории
гиперссылка
рубрики
«Вы узнаете»).
-
На
дом
задание
–
начертить
три
окружности.
В
каждой
из
них
построить
по
три
треугольника
одного вида. Составить таблицу для
занесения
результатов
измерения
наибольших
углов
и
для
записи
выводов.
Выдвинуть
гипотезу
о
расположении
центра
описанной
окружности
относительно
контура,
границ треугольника.
(К т о
н е
п о н я л , перечертите
аналогичные с доски или учитель
дает заготовленные свои).
Записывают задание
(если на уроке разбирался
аналогичный
эксперимент)
Развитие
навыков
н а х о ж д е н и я
з а
закономерностей.
З н а к о м с т в о
с
табличными
способами
систематизации.
6
Сестра-Треа
Ребята,
мы
с
вами
будем
четыре
урока
изучать
самые
главные
ф и г у р ы :
т р е у г о л ь н и к и
и
четырехугольники.
Через
три
урока вы должны сдать задания,
в ы п о л н е н н ы е
в
т е т р а д и -
т р е н а ж е р е ,
н ом е р а
з а д а ч ,
которых
приведены
на
двух
человечках: сестре Треа и братце
Квадро.
Мне
на
проверку
выполненные
задания
вы
можете
сдавать
с
завтрашнего
дня.
Если
задание
выполнено верно, то вы можете
закрасить
часть
человечка,
на
которой написан номер задания.
Ц е л ь
-
р а с к р а с и т ь
в с е г о
человечка к концу изучения всей
темы.
Д е ж у р н ы е
р а з д а ю т
рисунки
(если
на
класс
з а к у п л е н ы
т е т р а д и -
тренажеры)
Планирование
и
прогнозирование,
самоопределение
через выбор
7
1 ) В подарок маме (бабушке) нужно
из треугольных лоскутков (всего
–
б о л ь ш е
д е с я т и )
с ш и т ь
(выкроить)
квадратной
формы
прихватку-хваталку на кухню.
2) Для того, чтобы к задней стороне
прихватки
пристрочить
каждый
треугольный
лоскутик,
надо
подсчитать общую длину ниток
(в см). Для этого надо посчитать
периметр каждого треугольника-
лоскутка
в
см
и
мм,
сложить
значения и округлить до целого
числа см.
3) В одной катушке ниток – десять
метров,
сколько
таких
катушек
надо купить, чтобы пристрочить
все
лоскутки
по
периметру
к
прихватке-хваталке.
(Считать,
без учета петель захвата и т. п.)
Д е ж у р н ы е
р а з д а ю т
инструкцию задания
П р и о б щ е н и е
к
заботливому
о т н о ш е н и ю
к
близким.
Эстетическое
восприятие
геометрических
форм.
Р а б о т а
с
инструкцией.
Применение знаний
в
р е ш е н и и
практической
задачи. Округление
по смыслу.
Рефлексии
Инициировать
предметную
рефлексию
На
партах
открыты
стр.
11 6 - 11 7
у ч е б н и к а , на
э к р а н е
т о ж е -рубрика
«Вопросы и задания»
- На какой из вопросов «Вы узнаете»
вы получили ответ сегодня на уроке,
а
н а
ка к и е
в о п р о с ы
р а з д е л а
«Вопросы
и
задания»
вы
можете
теперь ответить.
Указывают,
читают
и
отвечают на вопросы
рубрики (3, 5 сверху)
Д а в а т ь
о ц е н к у
проделанной
работе,
оценивать,
целесообразность,
объяснять причины
успехов и неудач.
-
Из
рубрики
«Вы
узнаете»:
как
различают треугольники по их видам
Если все углы острые, то
остроугольный, если есть
п р я м о й
у г о л ,
т о
прямоугольный, если есть
тупой, то тупоугольный
8
Из
рубрики
«Вопросы
и
задания»:
Н а й д и т е
н а
р и с у н к е
7 . 4
треугольники:
а) остроугольные;
б) тупоугольные;
в) прямоугольные
а) 3; 4
б) 2; 5
в) 1; 6; 7.
Приложения к уроку.
Домашнее задание 1.Отсроченное
Приложение к эксперименту на уроке
угол
№ треугольника
угол А
угол В
угол С
сумма
углов
1
2
3
Приложение к эксперименту дома
угол
№ окружности и
треугольника
Наибольший угол
Тип
треугольник
а
Центр
окружн
ости
9
Домашнее задание 2. Проектное.
1 ) Представьте,
что
в
подарок
маме
(бабушке)
нужно
из
треугольных лоскутков (всего – больше десяти) сшить
квадратной
формы
прихватку-хваталку
на
кухню.
Сделайте выкройку к следующему уроку.
2) Для того, чтобы к задней стороне прихватки пристрочить
каждый треугольный лоскутик надо посчитать общую
длину ниток (в см). Для этого надо посчитать периметр
каждого
треугольника-лоскутка
(в
см
и
мм),
сложить
значения и округлить до целого числа см.
3) В одной катушке ниток – десять метров. Сколько таких
катушек надо купить, чтобы пристрочить все лоскутки по
периметру
к
прихватке-хваталке.
Считать
без
учета
петель захвата и т. п.
№1.1,
№1.2
№1.3
№2.1
№2.2
№2.3
№3.1
№3.2
№3.3
Сестра-Треа