Автор: Гришанова Ольга Петровна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОУ "Ново-Девяткинская Сош №1" Населённый пункт: Новое Девяткино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Организация слухового внимания на уроках музыки Раздел: среднее образование
В учебном процессе учитель, как известно, выступает посредником
между школьниками, с одной стороны, и учебным материалом,
составляющим содержание предмета, - с другой. Задача преподавателя
заключается поэтому в такой организации процесса, чтобы учащиеся усвоили
это содержание, приобрели необходимые знания, умения и навыки, успешно
и гармонично развивались. Успех в работе преподавателя зависит от его
умения моделировать ход обучения и предвидеть его результаты.
Постижение школьниками серьезного искусства – процесс сложный.
Чтобы войти в мир этого искусства, нужен провожатый, и притом умелый,
нужны благоприятные условия. Прекрасное должно пробуждать в ученике
доброе, нравственное. Именно поэтому воспитание слушательской культуры
превращается в наши дни из проблемы чисто эстетической в проблему
нравственную и социальную. «Когда я слышу сказочные звуки музыки, -
пишет в своем сочинении «Как и когда я открыл для себя мир музыки» 14-
летний Андрей Яценко, - меня волнуют и наполняют очень хорошие мысли и
чувства. Сердце мое мне подсказывает в этот момент, что человек должен
быть добрым, мягким и нежным к людям, которые его окружают в том
прекрасном мире, в котором мы еще существуем. Всем этим я обязан и
бесконечно благодарен музыке, которую я так полюбил».
Умение слушать серьезную музыку следует рассматривать как результат
воспитания и опыта. Его значение в музыкальном развитии детей хорошо
раскрыл Д. Кабалевский в программе по музыке для общеобразовательных
школы: «Активное восприятие музыки – основа музыкального воспитания в
целом, всех его звеньев. Толька тогда музыка сможет выполнить свою
эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся
по-настоящему ее слышать… Более того, можно смело сказать, что не
умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо ее
исполнять… а все знания почерпнутые на уроках, останутся при этом
пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию
подлинного музыкального искусства. Способность слышать музыку во
многом определяет и ее знание, и овладение умением ее исполнять.
Какие же методы обучения помогают развить слуховую
наблюдательнось? Это прежде всего: наглядные методы обучения; это –
демонстрация музыки, наблюдение за звучащей музыкой по нотам,
обращение к изобразительным средствам. Применение на уроках умело
подобранных изобразительных иллюстраций, а это могут быть
разнообразные фотоматериалы, репродукции, портреты, слайды,
презентации, значительно повышает активность восприятия учебного
материала, будь то биография,, события музыкальной жизни или
произведения композиторов. Как показывает мой опыт работы с детьми и
подростками, слуховое восприятие музыки, подкрепленное
изобразительными средствами наглядности, оказывается более ярким,
глубоким и запоминающимся. Дать увидеть – это помочь услышать. Только
благодаря наглядности (иллюстрациям) в классе можно «увидеть» облик
Баяна, Черномора, Наины, Варлаама, сказочных персонажей из
«Снегурочки».
Основная задача в организации слухового внимания– это наличие
интереса. Общение с искусством несостоятельно вне интереса. Только через
интерес лежит путь к его познанию. И от того, насколько удается
заинтересовать школьников музыкой, зависит успех музыкального
воспитания в целом. Например, хорошо подготовить внимание школьников к
восприятию музыки может служить предисловие к «Лунной сонате» Л.
Бетховена, которое сделал Д. Кабалевский: «Вслушайтесь в эту музыку…
Вслушайтесь не только своим слухом, но и своим сердцем…». Еще пример:
история создания песни Александрова «Священная война», интонационное
сходство хора «Вставайте, люди русские» С. Прокофьева и песни
Александрова «Священная война», история создания «Попутной песни» М.
Глинки и т. д.
Умение слушать, однако, окажется далеко не полным, если учащиеся не
научатся воспринимать музыку эмоционально. «Развитой слух помогает
наслаждаться музыкой», - сказал А. Майкапар. Переживание музыки не что
иное, как проникновение в ее жизненное содержание. Отсутствие
эмоциональной отзывчивости есть проявление эстетической глухоты, которая
свидетельствует о несформированности или запущенности духовных
интересов в сфере серьезного искусства. Ярко эмоционально окрашены
слова В. И. Ленина об «Аппасионате»: «изумительная, нечеловеческая
музыка», эти слова заставляют вспомнить высказывание самого Бетховена:
«Музыка должна высекать огонь из сердца человека».
Необходимо помнить, что, когда делается слуховой анализ
музыкального произведения, ввиду малого слухового опыта детей
однократного прослушивания музыкального фрагмента является
недостаточным для того, чтобы иметь возможность, вслушиваясь, что-либо
выявить в музыке, объяснить ее выразительные средства. И тот
преподаватель, который плохо владеет фортепиано и потому мало или почти
совсем не демонстрирует музыку в процессе разбора, вынужден слуховой ее
анализ подменять абстрактным теоретизированием (использование
звукозаписи при этом затруднено и не может заменить демонстрацию на
фортепиано; к тому же она исключает возможность приема «наведения на
слух»). Музыка низводится в лучшем случае до роли иллюстратора слов,
тогда как задача преподавателя сделать так, чтобы все объяснения и
характеристики, связанные с образным содержанием произведения,
опирались на слуховое восприятие, чтобы слова комментировали
услышанную музыку, а не наоборот.
В заключение можно сказать, что необходимо рассматривать
деятельность учащихся в процессе слухового восприятия как развивающую
их интеллектуальные и эстетические чувства, которые способствуют
формированию музыкального сознания, росту творческих способностей и
общей музыкальной культуры.