Автор: Гришанова Ольга Петровна Должность: учитель музыки Учебное заведение: МОУ "Ново-Девяткинская СОШ №1" Населённый пункт: Новое Девяткино Наименование материала: Методическая разработка Тема: Образы природы в музыке Раздел: среднее образование
Методическая разработка урока музыки в 5 классе по теме: «Образы
природы в музыке».
Цель урока: познакомить с живописной музыкой Э. Грига и М. Мусоргского.
Задачи урока:
Предметные: распознавать отличительные особенности русской музыки;
Метапредметные: умение анализировать, сравнивать, сопоставлять;
Личностные: воспитывать чувство красоты – природы, музыки, поэтического
слова.
Оборудование и средства обучения: компьютер, экран, проектор, слайды,
компьютерная презентация, фортепиано, портреты Э. Грига, М. Мусоргского.
Музыкальный материал: Э. Григ, пьеса «Утро» из сюиты «Пер Гюнт», М.
Мусоргский, Вступление к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке»,
Георгий Струве, песня «Моя Россия». Учитель: Ребята, мы с вами на прошлых
уроках говорили, что есть такие музыкальные произведения, которые можно
не только слушать, но еще и как бы «видеть» на экране нашего воображения
(но для этого необходимо очень внимательно слушать музыку).
Поэтому сейчас мы послушаем одно из таких произведений, а затем
ответим на вопрос: «Какие зрительные образы вызвала в нашем
воображении эта музыка?»
Звучит: Э. Григ, пьеса «Утро» (фрагмент).
Дети: Музыка рисует картину постепенного пробуждения природы.
Учитель: А какая именно картина, расскажите подробнее?
Дети: - поднимается солнце, оно пробивается сквозь облака;
- «слышно» нежное щебетанье птиц (форшлаги у флейты в высоком
регистре);
- слышен шелест ветра в листве;
- пастух играет на свирели (мелодия напоминает пастуший наигрыш).
Учитель: Да, совершенно верно; а кто автор этой музыки? (Э. Григ).
Ребята, а как выдумаете, какая сегодня будет тема урока? (Дети: «
Картины природы в музыке», «Музыкальная живопись»).
Учитель: Один из композиторов, который хорошо «рисовал» звуками
музыки картины природы, был норвежский композитор (дети смотрят на
портрет и говорят имя композитора). Он был подлинно народным
композитором, гордостью Норвегии. Его музыка всегда отличалась
искренностью, задушевностью и теплотой.
А сейчас еще раз послушаем пьесу «Утро» и представим, что мы
находимся в Норвегии и любуемся ее северными красотами. (Звучит пьеса
«Утро», слайды с видами Норвегии).
А сейчас мы послушаем музыку другого композитора, музыка которого
всегда вызывала у слушателей ярко «зримые» картины, и скажем, а что
именно «нарисовала» эта музыка?
( «Рассвет на Москве-реке» М. Мусоргского, фрагмент).
Дети: Музыка о природе, это - утро, рассвет, лето или весна.
Учитель: А какое название вы дали бы этой пьесе?
(Дети: «Утро», «Восход солнца»).
Учитель: Да, это действительно утро и пьеса называется «Рассвет на
Москве-реке». Еще раз послушаем и подумаем, что можно увидеть?
Дети: Постепенно восходящее солнце, всплески спокойно текущей реки,
просыпающийся город.
Учитель: А что можно услышать? Почему мы слышим город?
Дети: крики петухов, перекличку стражников, удары колокола.
Учитель: Споем на слог «ля» основную мелодию, что она нам
напоминает? ( русскую народную песню – звучит широко и привольно, как
бы рисует необъятные русские просторы).
Учитель: Меняется мелодия или нет?
Дети: Мелодия повторяется несколько раз, но в измененном виде и звучит
постепенно более светло и празднично.
Учитель: Да, борясь с уходящей ночью, наступает новый день.
- А чем эта мелодия отличается от мелодии Э. Грига?
Дети: Широтой, распевностью, задушевностью.
Учитель: А какой композитор написал эту музыку – русский или зарубежный?
Да, действительно! Эту музыку написал русский композитор (слайд: портрет
М. Мусоргского).
Модест Мусоргский жил в 19 веке. Его музыку называют гениальной. Он не
только любил свою Родину, но он очень любил и родную природу. В своем
творчестве М. Мусоргский очень точно «рисовал» образы природы, и мы с
вами в этом, я думаю, сегодня убедились.
Учитель: ребята, сейчас мы с вами внимательно всмотримся в картины
природы (слайды) и определим, какие из них созвучны музыке М.
Мусоргского, а какие музыке Э. Грига.
«Рассвет на Москве-реке», так назвал композитор М. Мусоргский свое
произведение.
А можно было назвать эту музыку просто «Рассвет на реке», не давая
названия реки?
Дети: Да, можно! Даже еще лучше совсем коротко: «Рассвет».
Учитель: И правда! Как определить? Москва-река это, или Волга? А может
быть маленькая речушка? Это ведь невозможно! А главное – и не нужно!
Дело не в том, где все происходит. Главное в другом. Главное в том, что это р
а с с в е т, н а ч а л о! Именно начало чего-то нового, пришедшее на смену
старому.
(Повторное слушание оркестрового вступления «Рассвет на Москве-
реке», с просмотром видеофильма).
Рефлексия.
Учитель: Таким образом, слушая сегодня музыку норвежского
композитора Э. Грига и русского композитора М. Мусоргского, смогли мы
«увидеть» зрительно то, о чем нам хотели рассказать композиторы?
Дети: Да.
Учитель: Что сближает этих двух композиторов?
Дети: То, что они любят родную природу и в своем творчестве очень
точно, каждый своим языком, рисуют ее образы.
Учитель: В завершение урока, мы споем песню, которая рассказывает о
красоте нашей русской природы и о нашей Родине. Написал эту песню
современный композитор Георгий Струве, она называется «Моя Россия».
(Дети исполняют песню – на экране презентация, изображающая природу
родного края, а также слова).
Домашнее задание: Подобрать стихи о природе и в классе прочитать; чтобы
стихи соответствовали прозвучавшей в классе музыке.