Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя.
Автор: Туманов Виктор Викторович Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ "Харбалахский детский сад "Кэскил" Населённый пункт: Республика Саха (Якутия), Таттинский улус Наименование материала: Методическая разработка Тема: Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя. Раздел: дошкольное образование
музыкального руководителя.
В практике работы музыкального руководителя использование
информационно-коммуникационных технологий является необходимым
средством повышения качества воспитательно-образовательного процесса.
Использование ИКТ с детьми осуществляется в непосредственно
образовательной музыкальной деятельности и индивидуальной работе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса
перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать
непосредственно образовательную музыкальную деятельность интересной,
насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе
элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий
интерес у детей к учебному процессу. Организация непосредственно
образовательной деятельности (НОД) по освоению детьми образовательной
области «Музыка» основной общеобразовательной программы с
применением информационно-коммуникационных технологий в сочетании с
традиционными методами обучения, на мой взгляд, улучшает результат
образования, и помогает решить ряд задач:
• сделать материал доступным для восприятия не только через слуховые
анализаторы, но и через зрительные;
• существенно расширить понятийный ряд музыкальных тем, делая их
доступными и понятными детям;
• обогатить методические возможности организации совместной
деятельности педагога и детей, придать ей современный уровень с учетом
ФГОС;
• активизировать творческий потенциал ребёнка, способствовать воспитанию
интереса к музыкальной культуре;
• развить интегративные качества дошкольника.
К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий,
которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и
эффективно использовать информационно-коммуникационные технологии,
поэтому приходится самостоятельно осваивать этот новый вид деятельности,
разрабатывать авторские мультимедийные учебно-методические пособия,
презентации, музыкально-дидактические игры с аудиоприложением.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких
видов музыкальной деятельности в детском саду: слушания музыки, пения,
музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр.
Средства новых информационных технологий включаются во все виды
музыкальной деятельности.
Так, в разделе «Восприятие музыки» используются мультимедийные
презентации. С этой целью создан целый ряд мультимедийных презентаций в
программе Power Point в соответствии с комплексно-тематическим
планированием по освоению детьми младшего и старшего дошкольного
возраста образовательной области «Музыка» основной общеобразовательной
программы.
Мультимедиа презентации позволяют обогатить процесс эмоционально-
образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное
произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания
музыкальное произведение, зрительное восприятие изучаемых объектов
позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.
Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов,
в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей,
развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.
Мультимедийные презентации очень гармонично вписываются в праздник,
как часть утренника.
Используя мультимедийные презентации, в первую очередь, необходимо
позаботиться о соблюдении санитарно-гигиенических норм, а именно очень
важно, чтобы расстояние до экрана составляло не менее 50 см, изображение
было чёткое. При создании электронной презентации необходимо определить
стиль презентации, подобрать фон, обработать иллюстрации, и конечно самое
важное помнить, что материал должен быть доступен для ребёнка.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического
воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже
предполагает использование информационно-коммуникационных
технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является
понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому мною создана
картотека электронных иллюстрации и презентаций к различным песням,
требующим пояснения к тексту. Работая над качеством исполнения песен,
звукоизвлечением, используются видеоролики с участием детей:
записывается на видеокамеру исполнение детьми песни, затем совместно с
детьми просматривается на большом экране через проектор и обсуждается.
Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений,
различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога,
выразительно исполнять движения. Качественному исполнению
танцевальных композиций способствует просмотр специально созданных
видеороликов.
Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применением
ИКТ.
Использование информационных технологий помогает педагогу повышать
мотивацию обучения детей и приводит к целому ряду положительных
следствий:
• психологически облегчает процесс усвоения материала детьми;
• возбуждает живой интерес к предмету познания;
• расширяет общий кругозор детей;
• возрастает уровень использования наглядности на занятиях;
Использование информационных технологий в образовании дает
возможность существенно обогатить, качественно обновить воспитательно-
образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность. Таким
образом, информатизация системы образования предъявляет новые
требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Педагог
должен не только уметь пользоваться компьютером и современным
мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные
ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности,
учитывая индивидуальные и возрастные особенности современных детей.