Автор: Ларкина Инна Петровна
Должность: преподаватель иностранных языков
Учебное заведение: АНО "ПОО медицинский колледж "Монада"
Населённый пункт: г.Евпатория
Наименование материала: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: по дисциплине «Основы латинского языка с медицинской терминологией»
Раздел: среднее профессиональное
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
внеклассного мероприятия по дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией»
«Знаток латинского языка»
«Per aspera ad astra»
I. Цель конкурса:- Повышение мотивации студентов к изучению латинского языка
Карта ТСО и наглядностей
№ пп
Вид
Наименование
1.
ТСО
1.
Мультимедийный проектор
2.
ПК, экран
2.
Наглядности
3.
Презентация «Знатоки латинского языка»
4.
Аудио запись песни В.Леонтьева «Не забывай»
5.
Аудио запись Дж. Верди «Триумфальный марш» из
оперы «Аида»
6.
Раздаточный материал: карточки с рецептами, карточки с
наименованиями лекарственных препаратов на латинском
языке, карточки с медицинскими терминами с корнем
«logia»,
карточки
с
заданиями
на
клиническую
и
фармацевтическому терминологии,
7.
Плакат с высказыванием:
In via est in medicina via sine lingua Latina
- непроходим путь в медицине без латинского языка.
8.
Юмористический плакат групп участников на
медицинскую тематику
ХРОНОКАРТА
№ п/ п
Содержание работы
Вре
мя в
мин
утах
1.
Вводная часть:
1.
Представление жюри
2.
Представление участников конкурса
2
2
2.
Основная часть:
1. Представление и приветствие команд
15
2. Разминка – игра-загадка о названиях заболеваний с суффиксом –
itis
15
3.
Конкурс на написание рецепта:
написать рецепт на латинском языке
исправить неправильно написанный рецепт
15
4. Конкурс на знание медицинских терминов с корнем «logia».
15
5. Конкурс капитанов
разгадывание кроссворда «Клиническая терминология»
10
6. Игра со зрителями «Загадки о лекарственных растениях»
10
7.
Конкурс на знание клинической терминологии:
объяснить значение клинических терминов;
10
8. Домашнее задание – юмористический плакат
10
9. Конкурс на знание фармацевтической терминологии «Скажи по-
латински».
10
III.
Заключительная часть:
1.
Номер художественной самодеятельности?
2.
Объявление и награждение победителей.
6
Итого:
120
СЦЕНАРИЙ КОНКУРСА.
Действующие лица:
1.
Ведущие – 2 человека
2.
Ассистенты – 2 человека
3.
«Эскулап»
4.
Сборная команда 1 – 5 человек
5.
Сборная команда 2 – 5 человек
6.
Группы поддержки команд
7.
Члены жюри –человек
Ведущий:
Дорогие друзья! Сегодня вы присутствуете на внеаудиторном мероприятии по дисциплине
«Основы латинского языка с медицинской терминологией», которое будет проходить в
форме конкурса на лично-командное первенство между сборными командами юношей и
девушек из числа учащихся групп 2 курса.
“Gaudeamus”
Gaudeamus igitur,
Juvenes dum sumus
Post jucundam juventutem
Post molestam senectutem
Nos habebit humus
Vivat Academia
Vivant professores!
Vivat membrum quodlibet
Vivat membra quaelibet
Semper sint in flore!
Ведущая:
Сам Эскулап пожаловал на наше состязание… (Звучит торжественный марш из
оперы «Аида». Входит Эскулап, медленно поднимается на возвышение)
Эскулап:
Когда-то в древние лета в Олимпе боги обитали,
И всенародный праздник там Олимпиадою назвали…
Ведущий:
И боги есть,
И есть богини,
Но состязания - не те…
Ведущая:
Мы соревнуемся в латыни –
Вниманье, знаньях, быстроте…
Эскулап:
…И четкости, и дисциплине, и аккуратности святой.
Всему научишься в латыни,
Коль мудрость ты познал науки той.
Ведущий:
Хороша была б жизнь ныне,
Если б не было латыни.
Все по-русски отвечай,
Ну не жизнь, а просто рай!
Ведущая:
Кто придумал сей язык:
Poly-, -oxy, hyper-, glyc?
Кто же это? В каком веке?
Эскулап:
То латиняне и греки…
Ведущий:
Все сидели и мудрили,
Чтобы мы латынь зубрили…
Ведущая:
Исключений всяких тьма,
Можно ведь сойти с ума!
Эскулап:
А рецепты?! Все как есть,
Без латыни не прочесть!
Ведущий:
Кому приставка hyper-, hypo-в голову вошла,
Терминология тому уж не страшна.
Ведущая:
Определить лучшего из соревнующихся предстоит нашему уважаемому жюри (представляет
членов жюри).
Задание на командное первенство оценивается по 5-балльной системе, задания на
личное первенство – жетонами (за каждый правильный ответ учащийся получает 1
жетон).
Ведущий:
А теперь слово предоставляется командам – участницам конкурса. Задание1
Ведущая:
Вам слово, команда 1! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз команды
на латинском языке, эмблема)
Ведущий:
Слушаем вас, команда 2! (Идёт представление команды: объявляется название и девиз
команды на латинском языке, эмблема)
Ведущая:
Напоминаем жюри, что этот конкурс оценивается по пятибалльной системе.
Эскулап:
Прекрасны ваши выступленья
И ваш совет «как дальше жить».
Но чтоб достигнуть уваженья
Задачи надобно решить.
Ведущая:
1.
Пока жюри подводят итоги конкурса, мы с командами проводим разминку: игру-
загадку на название болезней с суффиксом –itis. (Разминка не оценивается. Игру
проводят ведущие) Загадки о названиях заболеваний с суффиксом –itis:
Вспомним все вместе!
Знаменитый суффикс –ИТ о болезнях говорит:
Если насморк, нос сопит, разумеется … ринит.
Если кашель, грудь болит, может острый … трахеит,
А когда в груди хрипит, то хронический … бронхит.
Наш больной не ест, не спит, горло у него болит,
Вероятно, … фарингит, а может быть и … ларингит,
Ещё есть и … тонзиллит
Вдох и всё внутри болит, а послушаешь – шумит,
У больного плохой вид и потерян аппетит,
Будь внимателен - … плеврит!
Дисфагия и тошнит, кажется … эзофагит.
Всё едим мы в беспорядке, нет режима и порядка,
Пропадает аппетит, подозренье на … гастрит.
Боль в кишечнике, урчит, стул нарушен и частит,
Может острый … энтерит.
То понос, а то крепит, снижен резко аппетит,
Рвота и во рту горчит, то хронический … колит.
Может гастро … энтерит, а может энтеро … колит.
Если справа бок болит, у больного жёлтый вид,
Возникает и асцит, это, вроде, … гепатит.
Справа под ребром болит, исчезает аппетит, Может стать и холангит,
перфорацией грозит, Это что? … холецистит.
У больного бледный вид, резко в животе болит,
Нитевидно пульс стучит,
Диагноз Ваш? … перитонит.
Почки! Шутки в стороне, осторожен будь вдвойне, Коль анализ подтвердит, это
может и … нефрит.
Мочевой пузырь болит, это, кажется, … цистит.
Ночь без сна, спина болит, может быть … радикулит.
Коль к дождю сустав болит, припухает и скрипит,
Вероятно, то … артрит.
Невесёлый, скажем вид, если сердце заболит,
Может быть … эндокардит, иногда … миокардит,
Есть ещё … перикардит, и ещё … ревмокардит
Тот, кто знает суффикс –ИТ, термин верно говорит,
И диагноз подтвердит, Тот
болезни победит!
Ведущий:
Слово предоставляется жюри. ……….Спасибо
Ведущая:
Совсем недавно, в сей момент,
Пришел в аптеку документ,
Рецепт написан ляп и тяп.
Кто автор?
Эскулап:
Современный эскулап.
Ведущий:
Как нужно оформить рецепт?
Эскулап:
Без помарок и помет!
Ведущая:
А исправленья делать можно?
Эскулап:
Нет!
Ведущая: А сейчас конкурсанты продемонстрируют нам своё мастерство в написании
рецептов. Приглашаем по одному участнику от команды для написания рецептов на
латинском языке и еще по одному – для исправления неправильно написанного рецепта
с типичными ошибками, допускаемыми учащимися. Задание2
Ведущий:
Пока соревнующиеся выполняют задание, мы представляем вашему вниманию отрывок
из поэмы А.С. Пушкина
«Евгений Онегин»
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
Он рыться не имел охоты
В хронологической пыли
Бытописания земли;
Но дней минувших анекдоты
От Ромула до наших дней
Хранил он в памяти своей.
Ведущая:
Просим жюри оценить выполненные задания. Напоминаем, что этот конкурс
оценивается баллами.
Ведущий:
В это время команды выполняют задание на личное первенство: называют
медицинские термины с корнем «logia». Задание3 Это задание оценивается жетонами: за
каждый правильный ответ участник получает жетон. Жетоны необходимо сохранить до
конца состязаний.
(Ведущие читают поочередно задания командам, ассистенты раздают жетоны за
правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой
командой) Назвать медицинские термины с корнем «logia».
Карточка №1
Наука о закономерностях, возникновении и функционировании психики, ее
механизме и проявлении.(Psychologia)
Раздел
психиатрии,
изучающий
проявление,
этиологию
и
патогенез
хронического алкоголизма. (Narcologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний почек.(Nephrologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
(Cardiologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний нервной системы.(Neuropathologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний легких и дыхательных путей.
(Pulmonologia)
Раздел анатомии, изучающий суставные соединения костей.(Arthrologia)
Карточка №2
Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.
(Toxicologia)
Наука, изучающая действие лекарств и других биологически активных веществ
на организм человека.(Pharmacologia)
Наука,
изучающая
закономерности
развития
зародыша
и
его
тканей.
(Embriologia)
Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней.
(Pathologia)
Раздел
медицины
о
строении
и
функциях
пищеварительной
системы
человека. (Gastroenterologia)
Область
клинической
медицины,
изучающая вопросы
обезболивания
и
управления
жизненно
важными
функциями
во
время
хирургических
вмешательств. (Anaesthesiologia)
Ведущая:
Слово предоставляется жюри.(Объявляются итоги конкурса на рецептурные
задания)
Благодарим жюри!
Ведущий:
А теперь наступает время соревнования команд. Приглашаются капитаны для
разгадывания кроссворда «Клиническая терминология». Задание4
Пока капитаны выполняют задание, проведем игру со зрителями на разгадывание
загадок о лекарственных растениях.
4.Загадки о лекарственных растениях (фото на доске)
(для зрителей)
1.
Это растение в Древней Греции считалось символом печали, и
даже на праздничных пирах его вплетали в венки, чтобы помнить
о переменчивости жизни.
петрушка
2.
Семена этого растения завез в Америку Христофор Колумб с
экипажем на подошвах своей обуви, за что индейцы назвали это
растение «след белого человека». Семена этого растения завез в
Америку Христофор Колумб с экипажем на подошвах своей
обуви, за что индейцы назвали это растение «след белого
человека».
подорожник
3.
Корень этого растения имеет форму человеческого тела. Это
растение очень ценится на Востоке, там его называют «корнем
жизни».
женьшень
4.
Это растение завёз в Россию ПётрI и насильно заставлял крестьян
выращивать его на своих огородах. Крестьяне не знали, какую
часть растения можно употреблять в пищу, они употребляли
картофель
ягоды с куста и умирали. Сейчас это растение в России второй
хлеб.
5.
Хотя бы раз в жизни любая девушка гадала на лепестках этого
цветка о том, что «любит или не любит».
ромашка
6.
Средневековые кокетки закапывали экстракт этого растения в
глаза, от чего зрачки сильно увеличивались в размерах и не
суживались. Поэтому растение имеет такое название.
красавка
или
белладонна
7.
Из волокон этого растения героиня сказки Андерсена вязала
рубашки для своих заколдованных братьев, чтобы превратить их
из лебедей обратно в людей.
крапива
8.
Глядя на падение плода этого дерева, Ньютон открыл закон
всемирного тяготения.
яблоня
9.
Венок из веток этого растения древние греки и римляне надевали
на голову победителя.
лавр
10.
Настой этого растения действует на кошку так же, как водка на
человека.
валериана
11.
В средние века напиток из плодов этого растения употребляли с
перцем и сахаром. Сейчас его пьют с молоком и сахаром. Также в
средние века было запрещено употреблять кондитерские изделия,
в состав которых входило это растение, перед посещением
церкви.
какао
12.
Цветок – имя. В медицине используется дикорастущий вид. У
всех народов мира – символ любви.
Роза,
шиповник
Ведущий:
Пока жюри подводят итоги соревнования команд, конкурсанты продемонстрируют
свои знания клинической терминологии (оцениваются жетонами). Задание5
(Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают
жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой
командой.) 5.Объяснить значение клинических терминов.
Карточка №1
1. Гематология - haemathologia - это раздел медицины, изучающий кровь,
органы кроветворения, и заболевания крови
1.
Дистония – dystonia- это нарушение работы тонуса
2.
Гипогликемия – hypoglycaemia – пониженное содержание сахара в крови
3.
Флебэктомия – phlebectomia - операция по удалению варикозных вен
4.
Афагия – aphagia–отсутствие глотания
5.
Риноррагия – rhinorrhagia – кровотечение из носа
6.
Бронхоэктазия – bronchoectasia – расширение бронхов
7.
Отоларинголог – otorhinolaringologus – специалист по лечению заболеваний ухо,
горла, носа
Карточка №2
1. Этиология –etiologia– раздел медицины, изучающий причины и условия
возникновения болезней
1.
Патогенез – pathogenesis– механизм зарождения и развития болезни и
отдельных её проявлений
2.
Гипергликемия - hyperglycaemia –повышенное содержание сахара в крови
3.
Кольпотомия – colpotomia– рассечение стенки влагалища
4.
Термоплегия- thermoplegia– тепловой или солнечный удар
5.
Проктолог – proctologus– врач-специалист по заболеваниям прямой кишки
6.
Эзофагогастродуоденоскопия – oesophagogastroduodenoscopia–инструментальное
исследование пищевода, желудка и 12-ти перстной кишки
7.
Пиодермия – pyodermia–гнойничковые поражениякожи
Слово имеет жюри. (Объявляются итоги конкурса капитанов)Благодарим жюри!
Ведущая:
Конкурс «Живая скульптура»
Живая скульптура (пантомима)
Ведущий предлагает каждой команде пословицу или поговорку на латинском языке,
которую команда должна изобразить мимикой и жестами, «оживить» пословицу,
затем перевести ее на русский язык
Пословицы:
1. Amor et tussis non celatur (Любовь и кашель не скроешь)
2. Homo sapiens (Человек разумный)
3. Per aspera ad astra (Через тернии к звездам)
4. Mens sana in corpore sano (В здоровом теле – здоровый дух)
На выбор:
Изобразить пословицу.
Латинские пословицы:
Repetitio est mater studiorum.
Повторение – мать учения.
Non est medicina sine lingua Latina.
Непроходим путь в медицину без латинского языка.
Mens sana in corpore sano.
В здоровом теле здоровый дух.
Per aspera ad astra.
Через тернии к звёздам.
Citius, altius, portius
Быстрее, выше, дальше.
Labor corpus firmat.
Труд укрепляет тело.
Natura sanat, medicus curat morbos.
Природа исцеляет, врач лечит болезни.
Literarum radices amarae sunt, fructus jucundiores.
Корни наук горьки, плоды сладки.
Dum spiro spero.
Пока живу - надеюсь.
Medicus amicus et servus aegrotum est.
Врач – друг и слуга больного.
Amor et tussis non celatur.
Любовь и кашель не скроешь.
Homo sapiens.
Человек разумный
Festina lente
Не торопись, ничего не делай наспех
Nota bene
Обрати внимание, запомни
Alma mater
Учебное заведение, где учился
Alter ego
Второе я (близкий друг, единомышленник)
Memento mori
Помни о смерти
Ведущий:
И
снова
личное
первенство.
Конкурсанты
покажут
нам
свои
знания
в
фармацевтической терминологии и получат свои жетоны.
(Ведущие предъявляют поочередно задания участникам команд, ассистенты раздают
жетоны за правильные ответы и объявляют количество жетонов, полученных каждой
командой)
6. Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».
Карточка №1
По мере требования (надобности)–ex tempŏre
Разовая доза – pro dosi
Порошки для внутреннего употребления–pulveres pro usu interno
Смешай, пусть получится влагалищный шарик–Misce, (ut) fiat globules vaginalis
Выдай такие дозы числом 10–Da tales doses numero 10
Ядовитая доза–dosis toxica
Выдай в эластичных желатиновых капсулах – Da in capsulis gelatinosis elasticis
Вода для инъекций – Aqua pro injectionibus
Карточка №2
Через рот, через прямую кишку–per os, per rectum
Суточная доза – dosis pro die
Жидкая мазь для наружного применения – linimentum pro usu externo
Раствор глюкозы в ампулах – Solutio Glucosi in ampullis
Спиртовой раствор –Solutio spirituosa
Эфир для наркоза–Aether pro narcosi
Выдай в вощеной бумаге–Da in charta cerata
Таблетки активированного угля–Tabulettae Carbonis activati
Ведущая:
А теперь попросим участников команд предъявить свои жетоны для общего подсчёта.
Просьба ассистентам, собрать жетоны.
(Ассистенты собирают жетоны и записывают фамилии участников, указывая
количество жетонов, полученных каждым из них)
Напоминаем конкурсантам, что личное первенство определяется по наибольшему
количеству жетонов, набранных участниками команд
(Жюри производит подсчёты)
Эскулап:
Очень важно в деле всяком
В трудном поиске, в пути
Смеху, шуткам и улыбкам
Место верное найти.
Ведущая:
Слово предоставляется жюри.(Подведение итогов. Объявление итогов конкурса и
победителей. Награждение)
Эскулап:
Закончился сегодняшний турнир.
Оглашено правдивое решенье.
И олимпийское спокойствие и мир
Тому реальное, живое подтвержденье.
Ведущая:
Чтоб одолеть болезни, нужна вера,
А без нее победе и не быть.
И Гиппократ сказал «Noli nocere!»
А это значит, людям не вредить.
Ведущий:
Мы эту клятву будем помнить свято,
Не изменив профессии своей,
Мы сбережём честь белого халата.
Всё будем делать для спасения людей.
Ведущая:
Убеждены, конечно, мы отныне,
Что поговорка справедлива и теперь,
Что без латыни нет дороги в медицине,
Всем неучам туда закрыта дверь.
Эскулап:
Пройдут года, они промчатся быстро,
Но вечным будет афоризм такой:
«Без знаний нет хорошего специалиста
Ни в медицине, ни в профессии любой»
(Эскулап торжественно удаляется)
Ведущий:
Наше состязание закончено. Благодарим всех участников конкурса, членов жюри.
Присутствующих благодарим за внимание. Песенка о латинском языке
На мелодию песни В. Леонтьева «Ты меня не забывай»
Слова Ю. Овсянниковой
I куплет
Ты латынь не забывай,
Даже если будет трудно,
Ты рецепт напишешь мудро.
Ты латынь не забывай,
Ты латынь не забывай,
В медицине очень надо
Понимать коллегу рядом.
Ты латынь не забывай,
припев
Милый друг, не скучай
И латынь не забывай,
Пригодится, знаем точно,
Ты латынь не забывай.
Милый друг, не скучай
Пригодится, знаем точно.
Может днём, а может ночью
Ты латынь не забывай.
II куплет
Ты латынь не забывай,
Встретишь ты её повсюду:
Для науки просто чудо-
Ты латынь не забывай.
Ты латынь не забывай,
Все лекарства по латыни
Называют во всем мире
Ты латынь не забывай.
Карточки:
2.Рецептурные задания:
А. Написать рецепт на латинском языке.
Возьми: Серы очищенной
Сложного порошка солодки по 0,25
Смешай, пусть получится порошок.
Выдай такие дозы числом 15
Обозначь: Принимать по одному порошку 3 раза в день перед едой.
В. Исправить неправильно написанный рецепт
Recepe: tinctura convallaria majalae
Tinctura valeriana simplex по 7,5 мл
adonisidum 15мл
Miscere. Dare.
Signare: по 20 капель на прием
5.Объяснить значение клинических терминов.
Карточка №1
1. Гематология
2.
Дистония
3.
Гипогликемия
4.
Флебэктомия
5.
Афагия
6.
Риноррагия
7.
Бронхоэктазия
8.
Отоларинголог
Карточка №2
1.
Этиология
2.
Патогенез
3.
Гипергликемия
4.
Кольпотомия
5.
Термоплегия
6.
Проктолог
7.
Эзофагогастродуоденоскопия
8.
Пиодермия
6. Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».
Карточка №1
По мере требования (надобности)
Разовая доза
Порошки для внутреннего употребления
Смешай, пустьполучитсявлагалищныйшарик
Выдай такие дозы числом 10
Ядовитая доза
Выдай в эластичных желатиновых капсулах
Вода для инъекций
Карточка №2
Через рот, через прямую кишку
Суточная доза
Жидкая мазь для наружного применения
Раствор глюкозы в ампулах
Спиртовой раствор
Эфир для наркоза
Выдай в вощеной бумаге
Таблетки активированного угля
7. Кроссворд «Клиническая
терминология».
По горизонтали:
1.
Наука о болезнях и их лечении.
2.
Опыт, попытка
3.
Воспаление среднего уха
4.
Образование сахара
5.
Тепловое состояние тела
6.
Дыхание
7.
Воспаление желчного пузыря
По вертикали:
1.
Воспаление молочной железы
2.
Учение о причинах болезни
3.
Воспаление мышцы
4.
Воспаление сустава
5.
Обильные гнойные выделения
6.
Воспаление червеобразного отростка слепой кишки
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
2.Рецептурные задания:
А. Написать рецепт на латинском языке.
Возьми: Серы очищенной
Сложного порошка солодки по 0,25
Смешай, пусть получится порошок.
Выдай такие дозы числом 15
Обозначь: Принимать по одному порошку 3 раза в день перед едой.
Эталон ответа:
Recipe: Sulfuris depurati
Pulveris Glycyrrhizae compositi ana 0,25
Misce,(ut) fiat pulvis
Da tales doses numero 15
Signa: Принимать по одному порошку 3 раза в день перед едой.
В. Исправить неправильно написанный рецепт
Recepe: tinctura convallaria majalae
Tinctura valeriana simplex по 7,5мл
adonisidum 15мл
Miscere. Dare.
Signare: по 20 капель на прием
Эталон ответа:
Recipe: Tincturae Convallariae majalis
Tincturae Valerianae simplicis ana 7,5
Adonizidi 15,0
Misce. Da.
Signa: Принимать по 20 капель на прием
3. Назвать медицинские термины с корнем «logia».
Карточка №1
Наука о закономерностях, возникновении и функционировании психики, ее
механизме и проявлении.(Psychologia)
Раздел
психиатрии,
изучающий
проявление,
этиологию
и
патогенез
хронического алкоголизма. (Narcologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний почек.(Nephrologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний сердечно-сосудистой системы.
(Cardiologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний нервной системы.(Neuropathologia)
Раздел внутренних болезней, изучающий этиологию, патогенез, и клиническое
течение заболеваний легких и дыхательных путей.
(Pulmonologia)
Раздел анатомии, изучающий суставные соединения костей.(Arthrologia)
Карточка №2
Область медицины, изучающая физические и химические свойства ядов.
(Toxicologia)
Наука, изучающая действие лекарств и других биологически активных веществ
на организм человека.(Pharmacologia)
Наука,
изучающая
закономерности
развития
зародыша
и
его
тканей.
(Embriologia)
Наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней.
(Pathologia)
Раздел
медицины
о
строении
и
функциях
пищеварительной
системы
человека. (Gastroenterologia)
Область
клинической
медицины,
изучающая вопросы
обезболивания
и
управления
жизненно
важными
функциями
во
время
хирургических
вмешательств. (Anaesthesiologia)
5.Объяснить значение клинических терминов.
Карточка №1
1. Гематология - haemathologia - это раздел медицины, изучающий кровь,
органы кроветворения, и заболевания крови
8.
Дистония – dystonia- это нарушение работы тонуса
9.
Гипогликемия – hypoglycaemia – пониженное содержание сахара в крови
10.Флебэктомия – phlebectomia - операция по удалению варикозных вен
11.Афагия – aphagia–отсутствие глотания
12.Риноррагия – rhinorrhagia – кровотечение из носа
13.Бронхоэктазия – bronchoectasia – расширение бронхов
14.Отоларинголог – otorhinolaringologus – специалист по лечению заболеваний ухо,
горла, носа
Карточка №2
1. Этиология –etiologia– раздел медицины, изучающий причины и условия
возникновения болезней
2.
Патогенез – pathogenesis– механизм зарождения и развития болезни и
отдельных её проявлений
8.
Гипергликемия - hyperglycaemia –повышенное содержание сахара в крови
9.
Кольпотомия – colpotomia– рассечение стенки влагалища
10.Термоплегия- thermoplegia– тепловой или солнечный удар
11.Проктолог – proctologus– врач-специалист по заболеваниям прямой кишки
12.Эзофагогастродуоденоскопия – oesophagogastroduodenoscopia–инструментальное
исследование пищевода, желудка и 12-ти перстной кишки
13.Пиодермия – pyodermia–гнойничковые поражениякожи
6. Задание на фармацевтическую терминологию: «Скажи по-латински».
Карточка №1
По мере требования (надобности)–ex tempŏre
Разовая доза – pro dosi
Порошки для внутреннего употребления–pulveres pro usu interno
Смешай, пусть получится влагалищный шарик–Misce, (ut) fiat globules vaginalis
Выдай такие дозы числом 10–Da tales doses numero 10
Ядовитая доза–dosis toxica
Выдай в эластичных желатиновых капсулах – Da in capsulis gelatinosis elasticis
Вода для инъекций – Aqua pro injectionibus
Карточка №2
Через рот, через прямую кишку–per os, per rectum
Суточная доза – dosis pro die
Жидкая мазь для наружного применения – linimentum pro usu externo
Раствор глюкозы в ампулах – Solutio Glucosi in ampullis
Спиртовой раствор –Solutio spirituosa
Эфир для наркоза–Aether pro narcosi
Выдай в вощеной бумаге–Da in charta cerata
Таблетки активированного угля–Tabulettae Carbonis activati
2. Перевести рецептурные выражения. .
1. Da tales doses numero
Выдай такие дозы числом
2. Da in scatula
Выдай в коробочке
3. Da in tabulettis
Выдай в таблетках
4. Misce fiat suppositorium
Смешай, пусть получится свеча
5. Misce fiat species
Смешай, пусть получится сбор
6. Misce fiat globules
Смешай пусть получится шарик
7. Da in sacculo
Выдай в мешочке
1. Da in ampullis
Выдай в ампулах
2. Misce fiat pulvis
Смешай, пусть получится порошок
3. Divide in partes aequalis
Раздели на равные части
4. Misce fiat linimentum
Смешай, пусть получится линимент
5. Misce fiat pasta
Смешай, пусть получится паста
6. Da in capsulis
Выдай в капсулах
7. Da in vitro nigro
Выдай в тёмном стекле
3. Перевести рецепты на латинский язык.
1. Возьми: Настойки валерианы
Настойки ландыша по 10 мл
Жидкого экстракта боярышника 5,0
Ментола 0, 05
Смешай. Выдай.
Обозначь:
1. Recipe: Tincturae Valerianae
Tincturae Convallariae ana 10ml
Extracti Crataegi fluidi 5,0
Mentholi 0,05
Misce. Da.
Signa.
2. Возьми: Борной кислоты 3,0
Салициловой кислоты 1,0
Хинозола 2,0
Масла какао сколько требуется
Смешай, чтобы получились шарики числом
10. Выдай.
Обозначь
2. Recipe: Acidi borici 3,0
Acidi acetylsalicylici 1,0
Chinosoli 2,0
Butyri Cacao quantum satis
Misce, ut fiant globuli numero 10.
Da.
Signa:
Конкурсы для болельщиков
1. Ответьте на вопросы по истории латинского языка.
1. “Mens sana in corpore sano” – «В здоровом теле – здоровый дух!». Какой русский
полководец избрал эти слова своим девизом? (
А.В. Суворов
)
2. Почему латинский язык так называется? (Лациум – историческая область в Италии,
жители которой называются латинами, а их язык – латинским)
3. Что в переводе с латинского означает слово «студент»? ( Усердно занимающийся)
4. Почему латинский язык называется «мертвым»? (На нем в настоящее время никто не
разговаривает, нет «носителей языка»)
5. От какого латинского слова образовано слово «фармакология»? (pharmacon греч. –
лекарство + logos греч. – наука)
6. От какого латинского слова образовано слово «патология»? (pathia греч. – болезнь
+ logos греч. – наука)
7. Кто изобрел календарь, который стал основой современного Грегорианского календаря?
(. Календарь назван в его честь “юлианским”)
8. Кто в России писал научные труды на латинском языке? (Ломоносов, Пирогов, Мудров)
9. От каких латинских слов произошли слова: лаборатория, санация, санаторий, аудитория,
студент, финиш, гуманизм?
2. Назовите пословицы.
1. Пословица, в русском варианте известная учащимся с 1-го класса.
(Repetitio est mater studiorum)
2. Пословица, которая говорит о необходимости знания латинского языка для медиков.
(Non est medicina sine lingua Latina)
3. Пословица о гармонии физических и психических начал в человеке, о гармонии в
человеке.
(Mens sana in corpore sano)
4. Пословица, которая в наши дни приобрела буквальный смысл.
(Per aspera ad astra)
5. Пословица, украшавшая стадионы во время Олимпиады-80.
(Citius, altius, portius)
6.Пословица о необходимости физического труда.
(Labor corpus firmat)
7.Пословица об исцеляющей силе природы.
(Natura sanat, medicus curat morbos)
8. Пословица о результатах учения.
(Litterarum radices amarae sunt, fructus jucundiores)
9. Пословица о вере в свои силы.
(Dum spiro, spero)
10. Пословица о долге врача перед больным.
(Medicus amicus et servus aegrotum est)
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ ЖЮРИ.
Назван
ия
этапов
конкурс
а
Визитная
карточка
команды: пре
дставление
команды,
эмблема,
девиз,
приветствие
жюри,
соперникам и
болельщикам.
Конкурс
на
написание
рецептов
(написать
рецепт на
латинском
языке,
исправить
неправильн
о
написанный
рецепт)
Медици
нские
термин
ы с
корнем
«logia»
(личное
первенс
тво)
Конку
рс
капит
анов
(заполн
ить
кроссв
орд)
Конкурс
на
знание
клинич
еской
термин
ологии
(объясни
ть
значени
е
клинич
еских
термин
ов)
(личное
первенс
тво)
Дома
шне
е
зада
ние
–
юмо
рист
ичес
кий
пла
кат
Конк
урс
на
знан
ие
фарм
ацев
тиче
ской
терм
инол
огии
(лично
е
перве
нство
)
ИТОГ
Баллы
5,0
5,0
1 жетон за
каждый
правильн
ый ответ
5,0при
правиль
ном
заполне
нии
1 жетон за
каждый
правильн
ый ответ
5,01 жетон за
кажды
й
правил
ьный
ответ
Команда
девушек
Команда
юношей